Эту совершенно гениальную роль Тенякова получила почти по блату…
Великолепная
Есть актёры, к которым навсегда приклеивается имя одного сыгранного ими героя: Пётр Алейников был Ваней Курским или «Милая моя», Александр Демьяненко – Шуриком, Савелий Крамаров – «Нечистой» или Косым, Сергей Иванов – Кузнечиком. Эта замечательная актриса сыграла в четырёх десятках спектаклей на разных сценах страны, и в несметном числе телеспектаклей. Но в кино у неё 10 героинь, с именем одной из которых – Баба Шура – она и ушла. Это был настоящий шедевр актрисы, которая в титрах значилась, как Наталья Тенякова, хотя по паспорту она была Юрская Наталья Максимовна. Её боготворили коллеги, боялись режиссёры, и не смели перечить худруки. Она была принципиальна, несгибаема, и могла отбрить кого угодно, невзирая на чины и ранги. Об её твёрдый характер не раз ломали зубы даже самые закалённые и крепкие люди. И при этом для многих она была своим, очень тёплым человеком. Она делала лишь то, что любила, и без чего не могла жить. Настоящей её страстью был театр: без кино она вполне могла обходиться, сниматься не любила и не особенно стремилась, а вот без театра она не могла.

Детство и юность
Наталья родилась в Ленинграде через пять месяцев после полного снятия блокады, 3 июля 1944 года. Про родителей известно лишь то, что отец был инженером, а мать – техником, что работали они на военном заводе, и всю блокаду прожили в городе, перенеся все её ужасы и невзгоды. О том, чтобы стать актрисой, она мечтала, как многие девчонки, но кто-то звонит об этом на каждом углу, а Наташа держала в тайне от всех, и, прежде всего, от родителей, заведомо зная, что отцу это не понравится. В окончательном выборе профессии ей помогла учительница литературы: она пригласила в школу актёра из театра Николая Акимова, чтобы тот помог поставить в школьном драмкружке комедию Льва Толстого «Плоды просвещения». Свою первую роль горничной Тани 16-летняя Наташа сыграла так хорошо, что учительница посоветовала девушке поступать в театральный институт. Получив аттестат зрелости, Наталья подала документы в институт театра, музыки и кинематографии. Её принял на свой курс знаменитый педагог Борис Зон, и они с мамой целый год врали отцу, что Наталья поступила в политех, как он и хотел. Когда отец узнал, скандал был страшный, он долго не разговаривал с дочерью. Но как-то к ним в гости заглянул Зон, и прямо заявил отцу, что Наталья сделала правильный выбор: каким бы она стала инженером, никому не ведомо, а вот актрисой она будет замечательной, и родители ещё будут ею гордиться. И ведь, как в воду глядел – мастер.
На курсе Наталья познакомилась со своим ровесником, будущим режиссёром Львом Додиным, и они поженились, чему мама и папа Натальи не обрадовались: они считали, что сначала нужно закончить учёбу. Впрочем, к вящей радости родителей, детьми пара не обзавелась.

В 1964-м, когда Наталья училась на 3-м курсе, режиссёр ленинградского телевидения Давид Карасик пригласил её играть Алису в «Большой кошачьей сказке» по Карелу Чапеку. Роль американского сыщика Сидни Холла играл актёр БДТ Сергей Юрский. Он был старше на 10 лет, ещё не всесоюзно знаменит – «Республика ШКИД», «Время – вперёд»! и «Золотой телёнок» вышли позже, но уже достаточно известен, по крайней мере, в Ленинграде. Во время тех съёмок Юрский, живший гражданским браком с коллегой по БДТ Зинаидой Максимовной Шарко, у которой от первого брака с режиссёром Игорем Владимировым был сын Иван, Наталью вниманием не удостоил. Она, конечно, не могла пройти мимо мужчины, чьё обаяние просто зашкаливало, но она же была женщиной замужней…

Театр им. Ленинского комсомола
В 1966 году Наталью распределили в театр им. Ленинского комсомола, а Лев остался ещё на год у Зона доучиваться на режиссёра, и распределение получил в ТЮЗ. В «Ленкоме» Тенякова сразу получила главные роли Поли Пичем в «Трёхгрошовой опере» по Бертольту Брехту, и Оль-Оль в пьесе Леонида Андреева «Дни нашей жизни», и быстро стала примой этого театра. В том же году Наталья дебютировала в кино: в мелодраме Георгия Натансона «Старшая сестра» по пьесе Александра Володина она сыграла сестру главной героини Лиду, которая тоже поступала в театральный, но ей повезло меньше, чем самой Наталье. Часть картины снимали в Ленинграде, часть – в павильонах «Мосфильма», Наталья часто моталась в «Красной стреле» между двумя столицами. Лишь советский кинематограф мог позволить себе такую роскошь, как снимать в одной картине Татьяну Доронину, Михаила Жарова, Виталия Соломина, Леонида Куравлёва, Евгения Евстигнеева, Инну Чурикову, Олега Басилашвили, Павла Масальского, Валентину Шарыкину, Софью Пилявскую – от стольких звёзд весь Голливуд разорился бы. Картина простой не была, но имела успех: только в первый год проката её посмотрели почти 23 млн. человек.

БДТ
Спустя год Георгий Товстоногов пригласил Наталью в уже гремевший на всю страну БДТ, где в то время служил сонм мужчин звёзд: Евгений Лебедев, Кирилл Лавров, Владислав Стржельчик, Ефим Копелян, Олег Борисов, Павел Луспекаев, Николай Трофимов, Олег Басилашвили, и, конечно, Юрский. Театр принял её практически сразу, что называется, без испытательного срока. В спектакле «Лиса и виноград» поставленном Товстоноговым в 1967 году по пьесе бразильского драматурга Гильерме Фигейредо, Тенякова играла Клею – жену главного героя философа Ксанфа. Как-то Товстоногов сказал про голос Теняковой, что у неё секс в трахеях. Юрский обратил на Наталью внимание, проявил инициативу, то, что у обоих были семьи, их не удержало, какое-то время они прятались по съёмным углам, но им надоело обманывать ни в чём не повинных супругов – Наталья призналась Льву, Сергей – Зинаиде, они развелись и в 1970-м оформили отношения. Про Юрского шутили, что ему, видимо, Богом предназначено жить с женщинами, у которых отчество Максимовна. Про Наталью Юрский говорил, что она человек не молчаливый, а молчащий, говорящий лишь по необходимости, хотя у неё было совершенно потрясающее чувство юмора. У Натальи ещё никаких регалий не было, Сергей оставил квартиру первой жене и её сыну, лишь недавно получил Заслуженного артиста РСФСР, и на жильё в ближайшее время они претендовать не могли. Их приютил друг Сергея Олег Басилашвили. Квартиру им дали в 1973-м, когда родилась Даша, которая тоже стала актрисой.

Пара Юрский – Тенякова
В 1971–м на Ленинградском телевидении Юрский поставил спектакль «Фиеста» по Эрнесту Хемингуэю, где Тенякова играла вместе с другими актёрами БДТ. Потом у него было ещё много работ, или поставленных «под Тенякову», или таких, где она играла заметные роли. Пара Юрский – Тенякова вообще была единым целым, что в киношно-театральном мире явление не такое уж распространённое.

В конце 70-х начались проблемы: Юрский хотел не только играть, но и ставить в БДТ. Поставленную им в 1969-м «Фиесту» не выпустили, и он был вынужден идти на телевидение. Через пять лет был «Мольер» по Михаилу Булгакову, в 1976-м «Фантазии Фарятьева» по пьесе Аллы Соколовой. Спектакли пользовались успехом у зрителей, люди искали на афишах фамилию режиссёра Юрского, и великий режиссёр Товстоногов увидел в нём серьёзного конкурента. Довершил дело первый секретарь Ленинградского горкома КПСС Григорий Романов, затаивший обиду за то, что Юрский отказался выступать в официозном концерте. Юрскому стали показывать, что городу он не нужен, и тогда Наталья показала мужу, как он нужен ей: она поменяла фамилию в паспорте, и стала официально Юрской. В 1978-м Сергей был вынужден уйти из БДТ, и жена ушла с ним. Они бросили квартиру, и навсегда уехали в Москву, хотя Товстоногов уговаривал приму остаться: на ней держалась большая часть женского репертуара. Жить в столице было негде, и их по очереди принимали у себя друзья – сын замечательного поэта и писателя Константина Симонова Алексей и прекрасная МХАТовская актриса Ия Саввина.

Москва
В Москву Тенякова и Юрский ехали не просто так: их обоих звал Олег Ефремов, однако Старая площадь разрешила ему взять только Наталью, но она отказалась. Худрук «Ленкома» Марк Захаров прямо сказал, что Юрского брать в труппу запретили, а его жену он с радостью примет, но Наталья и здесь мужа не предала. Жить было не на что, Юрский колесил по стране с полуподпольными концертами – официальные запрещали, но залы, в которых он читал стихи, были полнёхоньки. Беда в том, что Наталья и Даша его почти не видели.

Ростислав Плятт уговорил худрука театра им. Моссовета Юрия Завадского пригласить Юрского, чтобы тот помог поставить пьесу Самуила Алёшина «Тема с вариациями». Юрский попросил Плятта устроить в труппу жену, и дал ей роль в этом спектакле, который играли больше 250-ти раз. У Юрского в этом театре было ещё семь успешных постановок, в двух из которых играла Наталья. Через два года – раньше было просто нельзя – Плятт и Фаина Раневская отправились в МГК КПСС, и добились – а кто бы им отказал – чтобы чете Юрских дали квартиру в Москве в обмен на ту, которую они оставили в Ленинграде.

«Али-Баба и сорок разбойников»
В начале 80-х актёр театра на Таганке, знаменитый Атос Вениамин Смехов сочинил стихи «Али-Баба и сорок разбойников», Сергей Никитин и Виктор Берковский, знаменитые барды, написали музыку, и в 1981 году на фирме «Мелодия» записали чудный спектакль, в котором Юрский играл Касыма – брата Али-Бабы, а Тенякова – его жену Фатиму. Грампластинку раскупали моментально – было продано больше 3 млн. штук – для этого жанра грамзаписи просто невероятный результат, и спустя два года спектакль сняли на плёнку. В те времена детвора уже стала поспокойнее, узнав актёров на улице, на них лишь пальцем показывали и просили автограф, но за Юрским и Теняковой бегали ватаги пацанов и девчонок, и кричали: «Съешь апельсин!».

«Любовь и голуби»
«Любовь и голуби» оскароносца Владимира Меньшова был всего лишь 6-м фильмом за 18 лет творческой карьеры Теняковой. Потому, вероятно, её никто и не узнал. По сценарию её героине бабе Шуре было под 70, а самой Наталье в начале съёмок не исполнилось и сорока, она была на 10 лет младше Нины Дорошиной, игравшей Надюху Кузякину и ровесницей Александру Михайлову, игравшему её мужа Васю. В гриме её не узнавали коллеги по съёмкам: даже ко всему привыкшим и много повидавшим профессионалам было трудно совместить бабу Шуру и Наталью – настолько они были разные внешне, не говоря уже про разницу внутреннюю: Тенякова была человеком интеллигентным и начитанным.

Эту совершенно гениальную роль Тенякова получила почти по блату. Съёмки планировалось начать в августе, Юрский, которого утвердили на роль дяди Мити, уже учил свой текст, а Наталья с 9-летней Дашей в июне поехали в Ялту в санаторий «Актёр». Но Юрский, не спросив Наталью, предложил Меньшову взять её на роль бабы Шуры. В санаторий полетели депеши с вызовами, потом стали звонить. В конце концов, приехал гонец от Меньшова, и сказал, что там, в Карелии чудные места, а грибов столько, что хоть косой коси. Это и решило вопрос: Наталья, заядлый грибник, взяла дочь в охапку, и полетела с юга, где культура, на север в Медвежьегорск, где комары. Меньшов, помимо грибов, которых там и впрямь была тьма, клятвенно заверил, что Тенякова будет на экране не только старухой, но и соответствующей её теперешнему возрасту красавицей. Он и в самом деле снял сцену, где Вася, оставшийся без Надюхиного контроля, допился в вожделенном баре до зелёных чертей, увидел рядом за стойкой пьющих коктейли настоящих Наталью Максимовну и Сергея Юрьевича в их тогдашнем натуральном виде. Однако при монтаже режиссёр понял, что если Юрского и узнают, и поймут, что это молодой дядя Митя, то Тенякову ни за что не узнают, и, не дай бог, решат, что он завёл любовницу, и этот эпизод в окончательный вариант ленты включать не стал.

Чтобы Тенякова естественно выглядела в кадре настоящей старухой, гримёрам и ей самой пришлось пойти на разные уловки, и даже жертвы. Гримёры состарили лицо, а «задний бюст» чтобы сделать старческую походку настоящей, придумала Тенякова. Они вообще много придумывали вместе: Юрский – про календарь и прошедший впустую день взятия Бастилии, а Тенякова предложила эпизод с умывальником, из которого льётся красная бормотуха – самые дешёвые на тот момент вина «Солнцедар» или «Рубин» по рублю за бутылку с учётом стеклотары.

Картина имела феноменальный успех, она до сих пор смотрится с удовольствием, цитаты Васи, Надюхи, дяди Мити, бабы Шуры и Раисы Захаровны в исполнении Людмилы Гурченко, стали народными. В 1984 году Наталья Тенякова стала Заслуженной артисткой РСФСР, а спустя 10 лет уже в новой России – Народной артисткой России.

МХТ им. Чехова
В 1988-м после раскола МХАТ Ефремов пригласил Тенякову в его осколок – МХТ им. Чехова, а муж посоветовал приглашение принять. Ефремов тут же дал ей роль Раневской в «Вишнёвом саде» Антона Чехова. Роли у неё почти все были главные: Мадлена Бежар в «Кабале святош» – в спектакле под названием «Мольер» в БДТ она была Армандой Бежар, Ирина в «Трагиках и комедиантах» ленинградца Владимира Арро, графиня Эрминия в «Красивой жизни» Жана Ануя и ещё в десятке спектаклей. В 2005 году за роль Раисы Гурмыжской в пьесе Александра Островского «Лес» Тенякова получила премию им. Станиславского.

«Чернов/Chernov»
В 1990-м Юрский и Анатолий Гребнев, автор к тому времени 30-ти сценариев, среди которых «Июльский дождь», «Сильные духом», «Дневник директора школы», «Частная жизнь», «Время желаний» написали сценарий, и Юрский снял свой единственный режиссёрский фильм «Чернов/Chernov». Сам он сыграл роль Арнольда, а Наталья – жену главного героя, которого играл автор «Белорусского вокзала» Андрей Смирнов. Спустя почти 20 лет Смирнов снял последний фильм, где была Наталья Тенякова: она играла дворянку Ольгу Обрезкову, прошедшую ГУЛАГ.

Тенякову приглашали многие театры – её имя гарантировало кассу, а если спектакль ставил Юрский, то полный аншлаг и раскупленные на полгода вперёд билеты. За роль Лавьей в «Стульях» Эйжена Ионеско, поставленных Юрским в «Школе современной пьесы», Тенякова в 1995-м получила «Золотую маску». В 2004-м Юрский написал сценарий «Случай с доктором Лекриным», и вместе с Любовью Тимофеевой поставил спектакль, где Тенякова сыграла доктора Ленникову. Под псевдонимом И. Вацетис Юрский написал пьесу и поставил для Теняковой «Провокацию». Она играла в театре им. Вахтангова и в театре «Модернъ». В 2013-м Юрский поставил в театре им. Ермоловой «Полёты с ангелом. Шагал», в котором они вместе играли несколько ролей.
«Юбилей ювелира»
В 2015-м худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков готовился к своему 80-летию, и решил ставить пьесу английской актрисы и драматурга Никола Терезы Маколифф «Юбилей ювелира». Главную роль Мориса он взял себе, а его жену Хелену играла Наталья Тенякова. Морис когда-то встретился с королевой Елизаветой II, которая, якобы, пообещала, что придёт на его юбилей. Ему вот-вот стукнет 90, и его жена, с которой он всё время ругается, преображается в королеву, и это превращение Теняковой стало, пожалуй, самым ярким в довольно мрачном спектакле.

«9 ряд. 10, 11 место»
18 февраля 2019 года на 84 году жизни ушёл Сергей Юрский, Наталья работала до последнего. В октябре к 125-летию МХАТ режиссёр Денис Азаров поставил пьесу Юлии Поспеловой «9 ряд. 10, 11 место». Это была последняя премьера Натальи Теняковой. 18 июня 2025 года она умерла. Похоронили Народную артистку на Троекуровском кладбище рядом с мужем Сергеем Юрским.
автор: Николай Кузнецов