Что ни скажет – всё хорошо, как ни сделает – всё в точку

Сцену «прощания» с бабушкой вообще сочли грязным намёком на скорую отставку Хрущёва. Премьера картины состоялась за неделю до отставки Хрущёва – может сценаристы и в самом деле напророчили?

Незаменимые есть

Любимый всеми непревзойдённый актёр, гений перевоплощения, талант которого считали уникальным даже его коллеги, а это большая редкость, Евгений Евстигнеев. Что ни скажет – всё хорошо, как ни сделает – всё в точку. Несмотря на забавную внешность, его очень любили женщины – кто ж устоит перед таким безграничным обаянием!

Что ни скажет – всё хорошо, как ни сделает – всё в точку

Детство

Актёром Женя Евстигнеев становиться не собирался, но музыкальность и артистизм были заложены в нём природой. Родился он 9 октября 1926 года в посёлке Канавино на рабочей окраине Нижнего Новгорода в рабочей семье. Когда Жене было 6 лет, умер отец. Мать, Мария Ивановна, снова вышла замуж, но через 11 лет, в 1943-м, умер и отчим. В 1940-м Женя окончил семилетку, на продолжение учёбы денег не было, и он пошёл работать электромонтёром, потом поступил в техникум, но после первого курса ушёл на завод, выучился на фрезеровщика, и четыре года простоял у станка. На заводе было несколько самодеятельных творческих коллективов, Евгений предпочёл джаз, не обучаясь музыке, даже не зная нотной грамоты, он прекрасно играл на гитаре, ударных. В то время модно было извлекать звуки из чего угодно – были виртуозы, которые выступали с концертными номерами, играя на двуручных пилах. Евстигнеев играл на вилках и тарелках, и этот его номер потом попал в два фильма – «Никогда» Петра Тодоровского и «Мы из джаза» Карена Шахназарова. Джаз Евстигнеев любил до конца жизни, в машине слушал только его, собрал прекрасную коллекцию виниловых дисков и плёнок с записями.

Что ни скажет – всё хорошо, как ни сделает – всё в точку

Путь в театр

Как-то, уже после войны, на репетицию заводского джаз-банда случайно заглянул преподаватель Горьковского театрального училища, и увидел смешного, стриженного под «ноль» по тогдашней моде 20-летнего парня, который выделывал на барабанах что-то невероятное. Когда Евгению предложили пойти учиться в театральное, первое, что он спросил – сколько платят? Ему сказали, что стипендия 20 рублей, плюс 3 рубля «квартирных». И 75 рублей после окончания училища, через пять лет. Он возмутился: у меня, мол, в месяц 176 выходит! Удивительно, но сам Евгений до той поры в театре не был ни разу, и преподаватель, используя разные ухищрения, сумел заманить его за кулисы, то есть, туда, куда посторонним вход строго воспрещён – для советского человека это было неотразимым аргументом. Евгений в театр пришёл, и был навсегда заворожён тем, что увидел. А Нижегородское театральное училище, которое окончил Евгений Евстигнеев, носит сегодня его имя.

Что ни скажет – всё хорошо, как ни сделает – всё в точку

В Москву

Через пять лет мест в горьковских театрах для Евстигнеева не нашлось, и он уехал во Владимир, ещё более провинциальный, чем Горький. В областном театре Евстигнеев моментально стал необычайно популярным – зритель шёл именно «на Евстигнеева», и начинал орать «браво», когда он ещё лишь приближался к сцене. За три сезона Евстигнеев сыграл 14 ролей. Слух о нём дошёл до Москвы, во Владимир приехал ректор школы-студии МХАТ Вениамин Радомысленский, и сразу понял, что такого актёра упускать нельзя. Он пообещал зачислить Евстигнеева сразу на третий курс, и слово своё сдержал. В 28 лет Евстигнеев бросил всё – налаженную жизнь, успешно развивавшуюся карьеру, комнату, которую выделил театр – неслыханное по тем временам богатство для «молодого специалиста». Он уехал в полную неизвестность: в Москве у него не было ни театра, ни ролей, ни друзей, ни жилья, а было лишь ощущение, что провинциальная сцена может засосать в беспросветность, что ждёт его участь первого парня на деревне. Среди столичного театрального бомонда, славящегося своим высокомерием и снобизмом, Евстигнеев, странно одетый и уже лысый, выглядел белой вороной, и приняли его, как и положено, по одёжке. Так продолжалось до тех пор, пока не дошло до дела: уже после первого студенческого спектакля все поняли, что перед ними настоящий гений.

Театр «Современник»

В 1956 году молодые артисты Галина Волчек, Игорь Кваша, и ещё несколько выпускников и студентов МХАТовской школы-студии во главе с артистом Центрального детского театра Олегом Ефремовым решили создать свой собственный театр. Время, надо сказать, они выбрали удачное – на дворе начиналась оттепель, и ни тремя годами раньше, ни пятью годами позже ничего бы у них не вышло. А тут сначала им позволили организовать студию молодых актёров, а потом и настоящий театр «Современник», и даже выделили для этого здание в самом центре Москвы на 1-й Триумфальной площади рядом с метро «Маяковская». Поначалу работали на общественных началах, время было голодное, весёлое, демократичное и счастливое.

Семья

В 1955-м, когда подготовка к созданию «Современника» ещё только начиналась, Галина Волчек, яркая представительница «золотой молодёжи», дочь состоятельного человека Бориса (Бера) Волчека, который, как оператор и режиссёр снял 18 картин, в том числе и из «Ленинианы», лауреата трёх Сталинских премии, и провинциал с рабочей окраины Евгений Евстигнеев, который лишь начал покорять Москву, поняли, что связывает их нечто большее, чем просто профессиональные интересы. Возможно, немалую роль в этом сыграло то обстоятельство, что оба болели за футбольный «Спартак», популярный в то время в Москве не меньше, чем «Современник». Они поженились, в 1961-м у них родился сын Денис, и с первого взгляда трудно было понять, кто в этом счастливом семействе папа, а кто мама: Евгений нянчился с сыном куда больше, чем жена, и получал от этого настоящее удовольствие. (Денис Евстигнеев как режиссёр, оператор и продюсер участвовал в создании более 60 фильмов). Из родительской квартиры молодая семья съехала, снимали комнатушку неподалёку от театра, жили скудно. Тем не менее, Галина постаралась привить мужу хорошие манеры, вкус, умение красиво одеваться, носить костюмы, а Евгений довольно быстро всему этому научился, да так, что многие думали, что у него аристократическое происхождение и воспитание.

Что ни скажет – всё хорошо, как ни сделает – всё в точку

«Голый король»

Несмотря на то, что Евстигнеев стоял у истоков «Современника», первой значительной роли ему пришлось ждать почти три года – лишь в 1960-м Ефремов дозволил режиссёру Маргарите Микаэлян поставить сказку Евгения Шварца «Голый король», где Евстигнееву дали роль того самого не совсем одетого короля. Это был один из лучших спектаклей «Современника» за всё время существования театра, когда давали «Голого короля» округу наводняла конная милиция, чтобы сдержать желающих увидеть это зрелище, а Евстигнеев стал подлинной звездой.

«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён»

В 1964-м, когда «оттепель» уже плавно переходила в застой, на экраны вышла трагифарсовая комедия дебютанта Элема Климова «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён» про несколько дней жизни в пионерском лагере. 38-летний Евстигнеев играл одну из главных ролей – начлага Дынина, недалёкого добряка-бюрократа, брошенного «на укрепление». Дынин был одновременно смешон и жалок. Скорее всего, каждый в жизни хотя бы раз сталкивался с таким Дыниним. Во время приёмки фильма худсовет возмутила кукуруза, над которой и так потешалась вся страна, картину посчитали антисоветской. Практически все заметили портретное сходство – а, попробуй, не заметь, когда оно было совершенно очевидно – бабушки пионера Кости Иночкина с первым секретарём ЦК, главным «кукурузником» страны, а сцену «прощания» с бабушкой вообще сочли грязным намёком на скорую отставку Хрущёва. Однако сам Хрущёв, посмотрев фильм, много смеялся. Никаких намёков не заметил, и киношное начальство дало «добро» на показ. Несмотря на то, что у Евстигнеева уже была большая роль в фильме Тодоровского «Никогда», особой известности она ему не принесла, а после «Добро пожаловать…» он стал всесоюзно знаменит. Премьера картины состоялась за неделю до отставки Хрущёва – может, Климов, сценаристы Семён Лунгин и Илья Нусинов и в самом деле напророчили? Шутка, конечно, а картину надолго спрятали на полку.

Что ни скажет – всё хорошо, как ни сделает – всё в точку

За 28 лет работы в кино Евстигнеев сыграл в 114 фильмах – в среднем больше, чем по 4 в год. Играл он, в основном, роли не большие, считался непревзойдённым мастером эпизода, сыграть мог кого угодно, перевоплощаясь до полной неузнаваемости.

Уникальный комический дар Евстигнеева кинорежиссёры заметили и оценили сразу. Эльдар Рязанов снял его в «Зигзаге удачи» в роли сватающегося руководителя среднего звена и в «Берегись автомобиля», где он играет бывшего футбольного тренера, волею судеб и начальства оказавшегося на посту режиссёра народного театра – тоже, по сути, тренер, один игру ставит, другой – спектакль. Этого героя, Евстигнеев сделал ярким и запоминающимся, его реплики моментально растащили на цитаты. Потом был чуть менее удачные «Старики–разбойники» и «Невероятные приключения итальянцев в России», но и там Евстигнеев был великолепен.

Что ни скажет – всё хорошо, как ни сделает – всё в точку

«Золотой телёнок»

В «Золотом телёнке» Михаила Швейцера Евстигнеев сыграл едва ли не первого известного советского подпольного миллионера Александра Корейко – прохвоста и выжигу, вынужденного прятать своё богатство, работать в заштатной конторе и жить впроголодь на одну зарплату, чтобы, не дай бог, «не замели». Мало кто знает, что у Корейко был реальный прототип – аферист и пройдоха Константин Михайлович Коровко.

Что ни скажет – всё хорошо, как ни сделает – всё в точку

В 1970-м на экраны вышел фильм Александра Алова и Владимира Наумова «Бег» по произведениям Михаила Булгакова. Евстигнееву там досталась роль «азартного Паромоши» – Парамона Корзухина, которого генерал Чарнота, как липку обыграл в карты. Роль совсем небольшая, далеко не главная, но в этом фильме Евстигнеев стоит в одном ряду с Владиславом Дворжецким, Алексеем Баталовым, Михаилом Ульяновым, Людмилой Савельевой, Владимиром Басовым.

«17 мгновений весны»

Спустя три года на всю страну прогремел 12-серийный шпионский телефильм «17 мгновений весны» Татьяны Лиозновой по роману Юлиана Семёнова. Звёзд в этом фильме было столько, что с лихвой хватило бы на дюжину сериалов, но настоящей загадкой стал профессор Плейшнер, опьянённый воздухом свободы, в исполнении Евстигнеева. Плейшнеру было едва за 50, Евстигнееву на момент начала съёмок – 46. Но Плейшнер прошёл через концлагерь, состарился раньше времени, был раздавлен, запуган, и хотел от жизни лишь того, чтобы его оставили в покое. Евстигнеев блестяще попал в образ, сделав и заискивающие взгляд и интонации, и мимику, и походку, и жесты, и наклон головы.

Что ни скажет – всё хорошо, как ни сделает – всё в точку

Крах семьи

В «Современнике» у Евгения Евстигнеева было всё, о чём только можно мечтать: большие роли, настоящие друзья, коллектив, с которым не хотелось расставаться, любимый режиссёр Олег Ефремов, любимая жена Галина Волчек, которой он придумывал разные прозвища, и весь театр их потом повторял на разные лады. И вдруг, как гром среди ясного неба: на гастролях Галина узнала – мир не без доброхотов, нашептал, кто надо, – что Евстигнеев уже три года встречается с «молодой» любовницей, актрисой из их же театра Лилией Журкиной, которая была всего-то на четыре года младше Волчек. Галина тут же выгнала Евстигнеева из дома, но в театре они продолжали работать вместе ещё семь лет, а добрые отношения сохранили на всю жизнь. Евстигнеев всегда жалел о своей мимолётной страсти. Брак закончился трагически: Журкина, ревновала Евстигнеева к его успеху, начала прикладываться к рюмке. Она умерла через 20 лет после свадьбы, оставив Евстигнееву дочь Машу. Тогда-то у Евстигнеева и начались проблемы с сердцем. Он искал спасения в работе. Именно в это время судьба преподнесла ему бесценный подарок – роль профессора Преображенского в фильме «Собачье сердце». Это была выдающаяся роль – выходец из рабочей среды блестяще сыграл русского дореволюционного интеллигента.

Что ни скажет – всё хорошо, как ни сделает – всё в точку

МХАТ

В 1970-м Олега Ефремова назначили главным режиссёром прославленного МХАТа, который в тот момент переживал не лучшие времена. Для привлечения зрителя нужно было срочно обновить репертуар, а для этого нужны были новые, но уже знаменитые артисты – на зелёных юнцов никто бы не пошёл. Ефремов пригласил во МХАТ Иннокентия Смоктуновского, Андрея Попова и Евгения Евстигнеева. И если уход из «Современника» Ефремова был воспринят, как невозможность не выполнить решение партии, то поступок Евстигнеева для многих стал шоком, его сочли предательством. Во МХАТе с первого же дня Евстигнеева все обожали, и как актёра, и как человека. Ему было 45, и он был уже настоящим мэтром – за спиной десятки ролей на театре и в кино. Во МХАТе даже придумали «меру выразительности» – один Евстигней в секунду.

В 1977 году режиссёр Алексей Коренев снял фильм «По семейным обстоятельствам». Эпизод с «логопедом» переснимали много раз, потому, что Евстигнеев, сам любивший рассмешить актёров во время спектакля или дубля – от него постоянно ждали подвоха – никак не мог сдержать смеха от игры Ролана Быкова, и в конце всё же «поплыл», но менять ничего не стали.

«Место встречи изменить нельзя»

В 1979-м Станислав Говорухин снял пятисерийный телефильм «Место встречи изменить нельзя», ставший, без преувеличения, культовым. Евстигнеев сыграл там небольшой эпизодик, когда Жеглов и Шарапов поймали виртуозного карманника – элиту воровского мира, законника Петра Ручечникова по кличке Ручечник. Благодаря Евстигнееву эпизод стал едва ли не самым ярким в картине.

Что ни скажет – всё хорошо, как ни сделает – всё в точку

«Старый Новый год»

Актёры, занятые в фильме «Старый Новый год» практически в полном составе перешли со сцены на экран – в своё время одноимённый спектакль по пьесе Михаила Рощина гремел во МХАТе. Казалось бы, вновь комедия, и герой Евстигнеева – подвыпивший старикан Иван Адамович, не мог не вызывать смеха. Но комиком в чистом виде Евстигнеев никогда не был – большинство его ролей с двойным дном, когда за внешней комедийностью кроется глубокая философия. И в «Старом Новом годе» Иван Адамович говорит людям то, в чём они сами боятся в себе признаться.

Что ни скажет – всё хорошо, как ни сделает – всё в точку

Сегодня трудно поверить, что Евстигнеев уговаривал режиссёра Карена Шахназарова, который к тому моменту снял всего одну картину «Мы из джаза», где, кстати говоря, у Евстигнеева тоже была роль, снять его в главной роли в картине «Зимний вечер в Гаграх». Шахназаров пробовал на роль легендарного степиста Алексея Беглова Евгения Леонова и Олега Ефремова. Евстигнеев режиссёра уговорил, и «Зимний вечер» стал особенным в его жизни – финал оказался пророческим: Беглов умер от сердечного приступа, как и сам Евстигнеев всего через семь лет.

Ирина Цивина

В 1986-м Евстигнеев встретил актрису Ирину Цивину – ему было 57, а ей 24, и она была всего на пять лет старше дочери Евстигнеева Маши. Прожили они 6 лет, и Евгений Александрович был счастлив.

Что ни скажет – всё хорошо, как ни сделает – всё в точку

Евстигнееву тяжело было каждый день выходить на сцену – всё чаще шалило сердце, и он решил попросить у Ефремова паузу и отдохнуть. Но в репертуаре он был занят очень плотно. Ефремов, возможно, и не всерьез, сказал, как отрезал: «Театр – это то же производство. Не можешь работать – уходи». И Евстигнеев ушёл – гениально играл в «Игроках-21» в антрепризе в спектакле у Сергея Юрского. Спектакль имел огромный успех. Евстигнеев сыграл в девяти спектаклях. Он сравнивал себя с антикварным автомобилем: всё хорошо, только нужно мотор починить. После 9-го февраля 1992 года он вместе с женой улетел в Лондон – 5 марта 1992-го ему предстояла плановая операция на сердце. Перед операцией доктор сказал ему, что он может умереть, и у Евстигнеева наступила клиническая смерть. Пять часов его пытались реанимировать, но тщетно. В это никто не хотел и не мог поверить.

автор: Николай Кузнецов

AesliB