Герой Советского Союза лётчик-ас истребительной авиации Лидия Литвяк: биография, война, «Белая Лилия», авиация, результативность и личная жизнь

Товарищи видели, как «мессер» попал в её самолёт длинной очередью, как Як со снижением ушёл на нашу территорию, как вошёл в плотные облака, но где он упал, никто не видел…

Единственная

Бесстрашие этой красивой девушки граничило с безрассудством – на изрешечённом пулями самолёте, раненая, она шла в атаку. Лидия Литвяк была самой результативной лётчицей Второй мировой войны, и единственной женщиной – Героем Советского Союза, воевавшей на истребителе. Всего за год она 168 летала на боевые задания, на её счету 12 побед, одержанных лично и 4 – в группе.

Герой Советского Союза лётчик-ас истребительной авиации Лидия Литвяк: биография, война, «Белая Лилия», авиация, результативность и личная жизнь

Детство

Лидия появилась на свет в Москве 18 августа 1921 года. 12 лет спустя в СССР именно этот день стал днём авиации. Лида, которую дома и в школе звали только Лилей, гордилась этим фактом и была убеждена, что он предопределил всю её жизнь. Отец Лиды работал на железной дороге, мама была швеёй, дома обшивала мужа, дочь и младшего сына, и Лида всегда была одета с иголочки и даже со вкусом, выделялась среди сверстников не только своей природной красотой, но и одеждой.

В начале 30-х девушки хотели летать наравне с мужчинами. Комсомолка Литвяк исключением не была: в 14 лет она вместе с одноклассницами отправилась записываться в один из московских аэроклубов, но там сказали, что для того, чтобы летать, им нужно ещё на годик повзрослеть, и для начала научиться прыгать с парашютом. Одноклассницы спорить не стали и ушли тренироваться на парашютные вышки, коих в Москве было множество, а Лида стала настойчиво обивать пороги аэроклуба и райкома комсомола, и, в конце концов, на неё махнули рукой, разрешили присутствовать на занятиях в качестве вольной слушательницы, но в группу пока не зачислили. Лида не пропускала ни одного занятия, была пунктуальна и дисциплинирована, и добилась, чтобы её официально приняли в аэроклуб. В 15 лет она впервые поднялась в воздух в кабине учебного самолёта, а вскоре, в нарушение всех мыслимых и немыслимых правил, её пустили и за штурвал – аэроклубовское начальство не устояло перед её напором, красотой и обаянием. Но не даром лётчики говорят, что, когда на земле наводили порядок, авиация была в воздухе: как-то Лида для балласта посадила в заднюю кабину У-2 своего младшего брата Юру. Пацан был в восторге, а начальство, устроив курсантке Литвяк разнос, сор из избы выносить не стало, опасаясь оргвыводов в отношении себя – как это оно, начальство, допустило такие вольности?

Окончив среднюю школу, Лида пошла на курсы геологов, но ковыряться в земле ей быстро наскучило – она уехала в Херсон и поступила в лётную школу. Училась она хорошо, и после выпуска её направили инструктором в ОСОАВИАХИМовский аэроклуб в подмосковном Калинине. (Сегодня этот город носит имя Сергея Королёва). За время работы Лидия подготовила 45 лётчиков.

Великая Отечественная

Через три месяца после начала войны аэроклуб эвакуировали в Уфу. Лида военнослужащей не была, присягу не давала, а потому имела все основания для отказа от эвакуации. Она, как и многие девушки, рвалась на фронт, но на все свои рапорты получала отказ – она опытный инструктор и должна готовить лётчиков. Но когда 8 октября 1941 года вышел приказ Наркома обороны № 0099 о формировании трёх женских авиаполков, и Герой Советского Союза Марина Раскова приступила к исполнению этого приказа, Литвяк отпустили. У неё был большой налёт на учебных самолётах, и для того, чтобы стать истребителем, как она хотела, Лиде не хватало 100 часов налёта именно на истребителе, и она, не мудрствуя лукаво – кто там проверять будет – дорисовала себе в лётную карточку недостающие часы. Проверять и в самом деле никто не стал – не до того было, а летала она и впрямь хорошо, и в контрольных полётах перед зачислением в полк никто подвоха не заподозрил. Так Лидия и стала лётчицей 586-го ИАП ПВО.

Герой Советского Союза лётчик-ас истребительной авиации Лидия Литвяк: биография, война, «Белая Лилия», авиация, результативность и личная жизнь

Авиашкола в Энгельсе

Но одно дело просто летать, «фигурять», то есть, красиво выполнять фигуры высшего пилотажа, и совсем другое – вступить в непосредственный огневой контакт с врагом и вести воздушный бой с опытными искушёнными лётчиками люфтваффе, на счету многих из которых были десятки побед в небе Европы и Советского Союза. Для того, чтобы обучить премудростям войны в небе, девушек отправили в авиашколу в Энгельс рядом с Саратовом. Им приходилось вставать в 6 утра, спать ложиться в 11 ночи, а иногда они учились летать ночью, и тогда на сон времени практически не оставалось. Наставника Лиды приятно удивил её чёткий уверенный стиль пилотирования. Особенно ярко он проявился при отработке ночных полётов – специальных приборов на учёбных машинах ещё не было, когда самолёт был на высоте 70–50 метров, на земле зажигали сигнальные костры, до касания с полосой оставались считанные секунды, и тут всё решало мастерство и интуиция лётчика.

Герой Советского Союза лётчик-ас истребительной авиации Лидия Литвяк: биография, война, «Белая Лилия», авиация, результативность и личная жизнь

Перед войной никто не думал, что в армии окажется так много женщин, и из специального обмундирования для них были лишь юбки. Мужские гимнастёрки, шинели и брюки девушки кое-как ушивали и под себя подгоняли, а сапоги 42-го размера на 36-й не ушьёшь, девчонки набивали сапоги газетами, и до поры ходили со стёртыми в кровь ногами. Другой большой проблемой было нижнее бельё: вероятно, для высоких московских интендантов стало большим открытием, что женщинам нужно несколько больше таких комплектов, чем мужчинам. И требуются кое-какие элементы белья, которые мужчины не носят. Когда девчонки попали на фронт, чуть ли не самой большой ценностью были трофейные парашюты – мама научила Лиду шить, и из шелковых куполов она шила нижнее бельё и себе, и своим подругам. За это они готовы были носить её на руках. С лётной верхней одеждой тоже всё было не слава богу: брезентовые куртки на морозе вставали колом, и, мало того, что не согревали, так и повернуться в них в тесной кабине было не просто. Ситуация кардинально изменилась, когда в полк поступили американские ленд-лизовские кожаные лётные куртки на меху – они были лёгкие, тёплые и очень удобные.

Винт

Дисциплина у Лидии по-прежнему хромала, хотя нарушала она её не в своё удовольствие, не из хулиганских побуждений, а стремясь принести как можно больше пользы. Как-то повреждённому после неудачной посадки истребителю Як-1, на которых летали все лётчики полка, нужно заменить воздушный винт. Но находился он на другом аэродроме километров за 300. На расхлябанной полуторке – это, в лучшем случае, сутки, а по раскисшим дорогам – и того больше. Самолётов не хватало, поэтому работать старались максимально быстро, но в тот день погода стояла нелётная, и все самолёты сидели на аэродроме. Однако Литвяк, позабыв об опасности, наплевав на приказы и уставы, взлетела на старом У-2, через два часа почти вслепую приземлилась, добыла винт, так же вслепую взлетела, и кое-как села в Энгельсе, но вместо благодарности получила 10 суток гауптвахты – чтобы другим было неповадно рисковать собой и техникой и нарушать приказы.

На фронт

В конце февраля 1942 года 586-й ИАП ПВО вылетел на первое боевое дежурство – патрулирование с неба моста через Волгу рядом с Саратовом. За все дни, когда над Волгой летали самолёты этого полка, враг не смог нанести ни одного успешного удара по мостам и военным заводам Саратова. В саратовском небе, ещё до того, как оказаться на фронте, Лидия записала на свой счёт первые победы.

В конце мая 1942 года 8 лётчиц из 1-й эскадрильи 586-го ИАП и среди них Лида в письме Сталину просили срочно направить их, профессиональных лётчиков-истребителей на фронт защищать Родину. Дошло ли послание до адресата, возымело ли оно действие, или просто время пришло, но через три месяца всех восьмерых девушек в самом деле отправили под Сталинград в 437-й ИАП. Потом Лидию помотало по разным авиаподразделениям: она воевала в элитном 9-м гвардейском ИАП, в 296-м ИАП, ставшем вскоре 73-м гвардейским. В Сталинграде было очень тяжело: самолёты люфтваффе практически безраздельно господствовали в небе, а от города остались одни руины, и в этих руинах девушки жили, ели и спали.

Герой Советского Союза лётчик-ас истребительной авиации Лидия Литвяк: биография, война, «Белая Лилия», авиация, результативность и личная жизнь

13 сентября 1942-го всего лишь во втором боевом вылете Лида записала на свой боевой счёт сразу две победы. Сначала она подожгла «горизонтальный» бомбардировщик Junkers Ju.88. Но тут истребитель Messerschmitt Bf.109. атаковал Раису Беляеву, у которой закончились боеприпасы. Литвяк отвлекла немца на себя и попыталась навязать ему бой. Однако опытный вражеский ас уходил от её атак, и сам старался нанести удар, но всё-таки Лидия зашла ему в хвост, и сбила, а безоружная Беляева благополучно вернулась на свой аэродром.

Легенда

В некоторых книжках пишут, что сбитого аса, на счету которого было больше 30-ти воздушных побед, доставили в штабе 437-го ИАП. На вопросы командира полка майора Максима Хвостикова он отвечать отказался, пока ему не покажут того, кто его сбил. Майор крикнул, чтобы позвали Литвяк. Немец кое-что по-русски понимал, и ожидал, что в избу войдёт русский офицер. Когда вошла стройная белокурая девушка, и, вскинув руку к пилотке, отрапортовала: «Товарищ майор! Младший лейтенант Литвяк по вашему приказанию явилась», напыщенный арийский барон долго не мог поверить, что сбила его какая-то пигалица, а потом хотел подарить ей свой золотой брегет. При этом в книжках имя барона не называется, и, скорее всего, это просто красивая легенда, что, конечно же, ничуть не умаляет мастерства и заслуг, по сути, ещё совсем юной лётчицы.

«Белой лилией Сталинграда»

Лиля любила стихи, была очень музыкальной и пластичной, и, как её подруга ещё с Энгельса, Катя Буданова, любила петь и танцевать, обожала оперетту, распевала арии из «Цыганского барона», и не раз её пение слышали по рации на земле. На борту своего Яка Лиля нарисовала белую лилию, и в полку её так и прозвали «Белой лилией Сталинграда».

Герой Советского Союза лётчик-ас истребительной авиации Лидия Литвяк: биография, война, «Белая Лилия», авиация, результативность и личная жизнь

Со своей боевой подругой — Катей Будановой

Муж и жена

11 февраля 1943-го в составе четвёрки Як-1 из 296-й ИАП Лидия сбила пикировщик Junkers Ju.87 Stuka, прозванный «лаптёжником» за обтекатели неубирающихся шасси, и новейший истребитель Focke-Wulf Fw.190 «Würger». Всего в этот день группа «приземлила» 6 Ju.87 и «фоккеров». В группе был и муж Лидии Алексей Соломатин. Поговаривали, что «фоккера» завалил он, но сделал подарок жене. И в самом деле, какая разница, кто в семье сбил врага: муж и жена – одна сатана. 23 февраля 1943 года Лидия получила свою первый орден – Красную Звезду.

Герой Советского Союза лётчик-ас истребительной авиации Лидия Литвяк: биография, война, «Белая Лилия», авиация, результативность и личная жизнь

Красавец капитан Соломатин был командиром 1-й эскадрильи, то есть, непосредственным начальником Лиды. Как-то в тренировочном бою она увернулась от его «огня», вышла в лоб, и заставила командира отвернуть. Со временем однополчане заметили, что комэск как-то по-особенному выделяет младшего лейтенанта Литвяк: в бою старался прикрыть, когда же она вылетала без него, с нетерпением ждал возвращения, нервно расхаживая по аэродрому. Вскоре он стал встречать её с букетиком неказистых полевых цветов. Спустя некоторое время они, наплевав на формальности, уже были мужем и женой.

Ранение

После завершения Сталинградской битвы 296-й ИАП перевели под Ростов-на-Дону на Южный фронт, где шли отвлекающие, но очень ожесточённые бои, пехота, танкисты и авиация несли тяжёлые потери. 22 марта 1942-го Лидия в составе группы из шести Яков вылетела на перехват Junkers Ju 88. Одного «Юнкерса» Лидия сбила, и тут увидела, что на подмогу спешит шестёрка «мессеров». Она пошла в атаку, и на её счету появился ещё один вражеский самолёт. Правда, перед этим она получила ранения в руку и ногу, но ещё четверть часа не выходила из боя, а когда закончились боеприпасы и топливо было на исходе, с трудом дотянула до своего аэродрома, а как садилась «на брюхо», не помнила. После госпиталя Лиде дали месячный отпуск, но уже через неделю она вернулась в полк.

Герой Советского Союза лётчик-ас истребительной авиации Лидия Литвяк: биография, война, «Белая Лилия», авиация, результативность и личная жизнь

Гибель мужа

1 мая 1943 года Алексей первым в семье получил Золотую Звезду, а спустя всего 20 дней он нелепо погиб. В учебном полёте его Як на 200-х метрах не вышел из «бочки», и на глазах Лиды ударился о землю в самом центре аэродрома. После похорон её не сразу допустили к полётам, а, начав летать, она всё чаще стала позволять в воздухе недопустимые вольности.

Герой Советского Союза лётчик-ас истребительной авиации Лидия Литвяк: биография, война, «Белая Лилия», авиация, результативность и личная жизнь

Муж Лидии — капитан Алексей Соломатин

Аэростат

В середине мая 1943-го неподалёку от полкового аэродрома немцы «подвесили» аэростат, в корзине которого сидели наблюдатель и корректировщик артиллерийского огня, доставлявшие нашим наземным войскам немало хлопот. Аэростат пытались сбить, но немецкие зенитки подбили 4 наших самолёта. 31 мая Лидия пообещала сбить аэростат, заверив только что вступившего в должность комполка гвардии полковника Ивана Голышева, что у неё есть чёткий план, как это сделать. Голышев разрешил. Лидия не стала атаковать аэростат в лоб. Она улетела далеко за линию фронта, а потом зашла, откуда немцы не ждали советских истребителей, да ещё и со стороны солнца, приблизилась на максимально возможную дистанцию и расстреляла аэростат практически в упор. За это Лидия получила Красное Знамя.

Она больше не пела

19 июля 1943 года Лиду ожидал новый удар: их с подругой Екатериной Будановой сбили в бою. Лида выпрыгнула с парашютом, благополучно приземлилась у своих, а Катя сумела посадить подбитый Як на колхозное поле, но колесо переднего шасси угодило в ямку, и самолёт перевернулся на кабину. Крестьяне, видевшие воздушный бой, вытащили обгоревшую Катю, висевшую на ремнях, из кабины, но спасти её уже не смогли. С этого момента Лида словно потеряла голос – никто больше не слышал, чтобы она пела, и казалось, что в небе она ищет смерти, уж очень много она рисковала. Домой она писала, что ей каждую ночь снится один и тот же сон: она стоит на берегу широкой реки, а с другого берега её завёт Алексей.

1 августа 1943 года Литвяк трижды вылетала на задание, а четвёртый вылет стал для неё последним. Товарищи видели, как «мессер» попал в её самолёт длинной очередью, как Як со снижением ушёл на нашу территорию, как вошёл в плотные облака, но где он упал, никто не видел, обломков его и тела Лидии не нашли, и она долгое время считалась пропавшей без вести, но не попавшей в плен. Об этом говорят два факта: во-первых, всего через 8 дней после исчезновения Лидии полковник Голышев отправил в штаб 6-й гвардейской истребительной авиадивизии представление о посмертном присвоении младшему лейтенанту Литвяк звания Героя, что в случае даже малейшего подозрения в том, что лётчица могла оказаться в руках врага, было совершенно невозможно. Комдив полковник Борис Сиднев представление не подписал, но и не порвал его, а Золотую Звезду заменил на орден Отечественной войны I степени, и 10 сентября 1943 года вышел Указ о награждении. Второй факт – это посмертное присвоение в 1943 году Лидии Литвяк воинского звания лейтенант. Позже похожую на Лиду красивую молодую белокурую женщину в советской форме без погон якобы видели садящейся в машину к немецкому офицеру, но эти слухи не подтвердились и к лишению наград и званий не привели.

Герой Советского Союза лётчик-ас истребительной авиации Лидия Литвяк: биография, война, «Белая Лилия», авиация, результативность и личная жизнь

Техник Лидии Инна Паспортникова после войны долгих 8 лет искала останки своей боевой подруги. За это время она и помогавшие ей школьники из Донецкой области нашли почти сотню самолётов, сбитых в боях, десятки погибших лётчиков, о которых не было никаких известий. Совершенно случайно они узнали, что жители хутора Кожевня в 1943 году видели, как упал краснозвёздный «ястребок», пытались его найти, но безуспешно. Лишь в 1969 году мальчишки нашли и самолёт, и истлевший скелет неизвестного лётчика, останки которого захоронили в селе Дмитровка. Паспортникова опознала Лидию по белью из парашютного шёлка.

5 мая 1990 года Президент СССР Михаил Горбачёв одним из последних Указов присвоил Лидии Литвяк звание Героя посмертно.

автор: Николай Кузнецов

AesliB