Голливудские импресарио наперебой звали сниматься в Америку, суля немыслимые контракты…
Гремучая смесь
О театральной сцене и съёмочной площадке скромная девчонка никогда не думала – она хотела писать книжки для детей. Однако судьбе было угодно, чтобы Ия Саввина снялась в 44-х фильмах и 17-ти телеспектаклях, выходила на сцену в 34-х постановках трёх московских театров, стала Народной артисткой СССР и лауреатом Государственной премии СССР, получила специальный приз на Каннском кинофестивале.
Детство
Ия родилась 2 марта 1936 года в Воронеже. Когда началась война, её отец ушёл на фронт, а после вернулся к другой женщине – Ия его больше никогда не видела, но каждый раз, когда к ней приходил успех, мечтала, чтобы отец об этом узнал, и нашёл её. Когда же однажды отец позвонил ей и представился, она очень сухо ответила, что отец не тот, кто родил, а кто вырастил и воспитал, и положила трубку.
Ия в детстве
Эвакуироваться Ия с мамой не смогли, но они убежали в ту часть города, которая осталась в руках Красной Армии, и обо всех ужасах оккупации узнали, когда вернулись домой.
Театр
Окончив школу с золотой медалью, Ия поехала в Москву поступать в МГУ на филфак, который всегда считался факультетом невест. Однако приехала она поздно: медалистов принимали до того, как начинались общие экзамены. Ей посоветовали подать документы на факультет журналистики, и она поступила, преодолев огромный конкурс. Однажды на соседки по общежитию затащили её в студенческий театр: им нужен был костюмер, а Ию в детстве научили неплохо шить. Потом она стала изредка выходить на сцену подменяя «штатных» актрис в небольших ролях. Вот тогда на неё и обратил внимание худрук театра вахтанговский актёр Игорь Липский, и посоветовал режиссёру студенческого театра Ролану Быкову попробовать эту спокойную, даже меланхоличную девушку с глубокими ясными глазами на роль Лиды Матисовой в пьесе чешского драматурга Павла Когоута «Такая любовь». На первой же репетиции когда актёры вышли на сцену, голоса Ии не было слышно даже в первом ряду при абсолютно пустом зале – она же была журналисткой, и голоса её никто не ставил. Но это не помешало в будущем великому режиссёру Быкову разглядеть в тихой студентке большую актрису. Быков сказал ей, что нужен посыл в зрительный зал. Саввина Быкова поняла, и добавила в свой негромкий голос столько искренности и внутренней силы, что зритель её не только расслышал, но и принял близко к сердцу. В 1958-м «Такая любовь» гремела на всю Москву, слава Саввиной росла с каждым днём, её героиня, сочетавшая в себе так много боли и любви, никого не оставляла равнодушным. Приходившие посмотреть на Ию крупные актёры и театральные режиссёры не скрывали своего восхищения. И лишь самые близкие люди знали, какие страдания ей приходится переживать, выходя на сцену: Дома её ждал тяжело больной годовалый сын.
Семья
Вторую главную роль в спектакле «Такая любовь» играл такой же актёр-любитель студент геологического факультета МГУ Всеволод Шестаков. Они понравились друг другу и, когда Ия была ещё студенткой, поженились. Он был старше Ии на 9 лет, к моменту свадьбы был уже кандидатом наук и старшим научным сотрудником на кафедре геологии. Жили молодые в шикарной квартире родителей Всеволода на Фрунзенской набережной. В 1957-м у них родился сын Серёжа. Для совсем ещё молоденькой Ии диагноз сына – синдром Дауна – стал тяжелейшим потрясением. Что делать с такими детьми в мире тогда ещё не знали, и многие родители отказывались от них прямо в роддоме. Ей предлагали отдать сына в интернат, но она решила, что поднимет и воспитает его сама. Выросшая без отца Ия всегда считала себя брошенным ребёнком, и не хотела, чтобы сына постигла та же участь.
«Дама с собачкой»
В начале 1959 года знаменитый кинорежиссёр Иосиф Хейфиц готовился снимать чеховскую «Даму с собачкой», но не мог найти исполнительницу роли Анны Сергеевны. Алексей Баталов, который уже снялся в трёх картинах Хейфица и везде в главных ролях, был утверждён на главную роль Дмитрия Гурова. Увидел Саввину на сцене, он попросту в неё влюбился, и прожужжал уши Хейфицу, чтобы он обязательно её посмотрел. (Когда смотришь фильм, временами кажется, что Баталов не с Анной Сергеевной разговаривает, а с Ией Сергеевной). Хейфиц пришёл в театр МГУ, увидел Ию, и сразу предложил ей без проб играть в своём фильме. «Дама с собачкой» сразу принесла Ие мировую славу: в 1960-м на XIII международном фестивале в Каннах она удостоилась специального приза, звёзды мирового кино Марчелло Мастрояни и Ингмар Бергман осыпали её комплиментами, а голливудские импресарио наперебой звали сниматься в Америку, суля немыслимые контракты.
«Дама с собачкой» (1960)
«Кроткая» (1960)
«Грешница» (1962)
«Нора»
После оглушительного триумфа «Дамы с собачкой» Юрий Завадский, дважды сталинский лауреат, мастодонт советской театральной режиссуры, пригласил Саввину в театр им. Моссовета, где в то время блистали Вера Марецкая, Любовь Орлова и Фаина Раневская. И не просто пригласил на вторые роли, а тут же дал ей главную роль в постановке «Нора» по Генриху Ибсену. Никакого сценического опыта, кроме любительского театра МГУ у Саввиной не было, и она буквально тряслась от волнения, выходя в паре с великой Любовью Орловой, но старалась своего волнения не выдать. В театре актрису с дипломом журналиста невзлюбили многие, считали выскочкой, которая место в театре получила, чуть ли не через постель, и очень обрадовались, когда критика холодно восприняла её игру. Внешне она удар держала, но от переживаний у неё совсем пропал голос. На помощь пришла Орлова: она просто отвела Ию к знакомому светилу, и голос восстановился. Саввина до конца своих дней была благодарна Орловой за поддержку, и хранила её записку: «Норе от Норы», которую звезда отправила ей вместе с огромным букетом в день премьеры.
«Звонят, откройте дверь» (1965)
В 1962 году Якутская АССР, где Саввина вряд ли хоть раз бывала, присвоила ей звание Заслуженной артистки своей республики, но подобные награждения в то время редкостью не были.
«Гремучая смесь змеи и колокольчиком»
В 1965 году в постановке «Странная миссис Сэвидж» Саввина впервые вышла на сцену с невероятной Фаиной Раневской. Острая на язык прима и журналистка Саввина схлестнулись на первой же репетиции: Раневская что-то сказала, Саввина, которая никого не боялась, её отшила, Раневская наградила Ию прозвищем «Гремучая смесь змеи и колокольчиком», и величаво, как кроме неё никто не умел, удалилась. Вечером они долго извинялись и плакали друг другу в трубку, и, в конце концов, крепко подружились. А потом Ию признали и в театре. Да и как не признать, когда Орлова шлёт ей букеты, а Раневская публично называет своей подругой.
«В городе С.» (1966)
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»
В 1967-м Ия сыграла главную роль в картине «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» Андрона Кончаловского. Для режиссёра это был лишь второй полнометражный фильм, а для Саввиной первый, где она играла простую деревенскую девчонку, да ещё и в компании не актёров, а настоящих сельчан: Кончаловский задумал сделать фильм полудокументальным. Согласившись на роль Аси, Савина надеялась, что её спасут мамины деревенские гены, и не ошиблась. Однако худсовет «Мосфильма», увидев готовый фильм, обвинил Кончаловского в искажении жизни советской деревни, и ленту на 20 лет спрятали на полке. В 1987 году фильм прошёл с большим успехом, вдохновлённый Кончаловский, решил ковать железо, не отходя от кассы, но Саввина в продолжении «Про курочку Рябу» играть отказалось, и режиссёр взял гениальную Инну Чурикову. Выиграла от этого картина или нет, не мне судить.
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1966, восстановлен 1987)
«Служили два товарища» (1968)
«Месяц август» (1971)
Серёжа
Доктора в качестве диеты прописали Серёже говяжью печень. Саввина делала всё, чтобы добыть её, но это отнимало массу времени, много душевных, да и физических сил: порой за вожделенным килограммом субпродукта ехать приходилось на другой конец Москвы. В тот момент у Ии начались нервные срывы, и на помощь пришла свекровь: она уволилась с работы, и стала сидеть с внуком. Ия с мужем решили, что будут растить Серёжу как обычного ребёнка, не прятать, а, наоборот, «выводить в свет», и гордиться его, пусть маленькими, но успехами. Мальчик никого не сторонился, он, как бы сейчас сказали, социализировался.
Однако со временем стали ухудшаться отношения с мужем. Всеволод, сыграв в 13-ти фильмах, мог стать киноактёром, но, защитив докторскую диссертацию, с головой ушёл в науку. Ия же всё больше времени проводила в театре и на съёмочной площадке, где позволяла себе некоторый вольности. Она 16 лет ради сына оставалась в семье, которой уже не было. Уйти от Шестакова Ия решилась, когда ей было 40 лет. Сын вырос и победил печальную статистику, которая утверждала, что до 10 лет дети с синдромом Дауна не доживают. Ия с мужем сумели дать ему хорошее начальное образование: он хорошо говорил по-английски, играл на рояле, знал классическую литературу и хорошо рисовал. Серёжа хорошо учился в обычной школе, поступил в МГУ и стал переводчиком.
«Красно солнышко» (1972)
«Облака» (1973)
«Следствие ведут Знатоки» (1971-1989)
МХАТ
А пока Ия с сыном переехала на Большую Грузинскую. Их небольшая двухкомнатная квартира всегда была полна гостей, особенно 2 марта в день рождения Ии – она никогда никого не приглашала, люди просто сами приходили, потому, что не прийти не могли. Однажды сын, всегда сидевший за столом, так ярко прочёл отрывок из пушкинской «Полтавы», что Олег Ефремов решил попробовать его в спектакле. Дело в том, что конце 70-х после 17 лет службы Саввина из театра им. Моссовета ушла во МХАТ к Ефремову, имя которого всю жизнь произносила с придыханием. В это время МХАТ постепенно выбирался из ямы, в которой находился долгие годы, пока не пришёл Ефремов. В этот раз никто не вспоминал о том, что у Саввиной нет актёрского диплома, и не пытался сравнивать её с кем-нибудь ещё – она сразу стала настоящей примой. В театре её даже побаивались, но когда человеку нужна была защита, шли именно к ней, потому, что если она видела несправедливость, воевала даже с самим Ефремовым.
Ия, как только увидела на сцене Сергея Юрского, влюбилась в него и как в актёра, и по-человечески. Когда, не пожелав прогнуться под изменчивый мир, гонимый влиятельным недоброжелателями, Юрский ушёл из БДТ и уехал из Ленинграда, Ия была первой, кто приютил его в Москве. Однако в роман их отношение не переросли, до конца оставаясь дружескими.
«Маяковский смеется» (1975)
Анатолий Васильев
Летом 1979-го Саввина с коллегами поехала в небольшой отпуск на Соловки. К тёплой МХАТовской компании неожиданно примкнул актёр с Таганки Анатолий Васильев, которого волновали не столько беломорские красоты и монастырские достопримечательности, сколько рыбалка, страстным поклонником которой он был. Недаром говорят, что рыбак рыбака видит издалека: Ия рыбалку любила с самого детства, её ещё пятилетнюю отец водил на речку для удовольствия, а потом она рыбачила, чтобы добыть еду. На этом она с Васильевым и сошлась, вскоре познакомила его с сыном, и они подружились. Саввина и Васильев, который был младше гражданской супруги на три года, очень хотели общего ребёнка. Ия забеременела, но на позднем сроке у неё случился выкидыш, больше детей она иметь не могла, и всю любовь отдавала Серёже и Анатолию. Саввиной и Васильеву, несмотря на то, что они не были официально зарегистрированы, дали просторную квартиру в Большом Власьевском переулке.
«Чужая» (1978)
«Гараж»
В начале 80-х в комедии «Гараж» Эльдара Рязанова тонкая, тихая, всегда положительная Саввина она сыграла подлую и склочную стерву-приспособленку – зампреда гаражного кооператива, у которого из-за строительства магистрали отбирают несколько гаражей, а, значит, нужно исключить несколько пайщиков. Вдвоём с Валентином Гафтом они сыграли самых мерзких околовластных прохвостов, чуть-чуть допущенных к «кормушке», которые готовы по головам идти к своему кусочку дефицита.
«Гараж» (1979)
«Открытая книга» (1977, 1979)
«Частная жизнь» (1982)
«Винни-Пух»
После «Гаража» всем стало очевидно, что Саввина может играть кого угодно, и когда Фёдор Хитрук пригласил её озвучить мультяшного героя, это не удивило ни её, ни тех, кто хорошо её знал. Интонации своей любимой подруги Беллы Ахмадулиной она использовала, озвучивая Пятачка в «Винни-Пухе». (А мне иногда казалось, что это и есть Ахмадулина). Работа над Пятачком принесла Саввиной много радости: она же хотела стать детским писателем, и в мультике работала для детей. Саввина писала очерки о своих друзьях артистах и режиссёрах.
В деревне Дорофеево Костромской области, почти в 600 километрах от Москвы, Саввина и Васильев купили дом, и эта усадьба стала отдушиной для всей их семьи. С мая по сентябрь спектаклей было мало, да Ия ещё попросила в это время её не ставить. Кто-то из журналистов распустил слух, что Саввина уехала в деревню и, став отшельницей, прекратила общение со всеми друзьями и знакомыми. Мобильная связь в те времена уже была, и Ию замучили телефонными звонками: это правда? что случилось? Саввина разозлилась на журналистов и с тех пор почти не давала интервью. Дома Саввина гнала самогон по собственному рецепту и технологии, солила в немыслимых количествах огурцы и помидоры.
«Я вожатый форпоста» (1986)
МХТ им. Чехова
В 2000-м умер Ефремов, в театре начались кадровые перестановки и репертуарные изменения, несколько близких Савиной людей ушли, хотя новый худрук Олег Табаков всеми силами старался сохранить звёздный ефремовский состав. Саввина ушла в труппу МХТ им. Чехова. Последним спектаклем Саввиной стали «Рождественские грёзы» по пьесе Надежды Птушкиной. Её героиня Софья Ивановна не могла спокойно умереть, пока не выдаст замуж дочь, старую деву. Спектакли проходили с неизменными аншлагами. Этот спектакль принёс Саввиной престижную театральную премию «Хрустальная Турандот» за лучшую женскую роль.
«Запомните меня такой» (1987)
«Ты меня слышишь?»
Саввина выходила на сцену уже тяжело больной: в 2008 году доктора обнаружили у неё меланому – практически неизлечимое онкологическое заболевание кожи. Ей сделали операцию, но от курса химеотерапии она отказалась. Она никогда не отменяла спектакли, как бы плохо ей не было. В театр её привозили и увозили домой в кресле. После операции Саввина три года боролась со страшной болезнью. Она играла в театре, в 2007 году последний раз снялась в кино в картине «Ты меня слышишь?» Илья Штейна.
«Сюжет для двух рассказов» (1991)
В апреле 2011-го умер первый муж Ии Всеволод Шестаков. Незадолго до этого они оформили опекунство над Серёжей на Васильева, с которым Саввина продолжала жить в гражданском браке. Смерть Всеволода Саввина пережила тяжело: разведясь, они так и остались близкими людьми. Вскоре у Саввиной случился инсульт, но она выкарабкалась и восстановилась. Летом Саввина с семьёй отправилась в Дорофеево и попала в аварию: в их машину врезалась «Газель», которой управлял юнец без прав и вообще без документов. Пострадала одна Ия: она сильно ударилась грудью. Из сельской больницы её быстро выписали: чувствовала она себя вполне сносно. Но вскоре состояние Саввиной резко ухудшилось: авария спровоцировала рецидив меланомы. Саввина вернулась в Москву, и дома больше с постели не вставала. Чувствуя приближение конца, за десять дней до смерти Ия настояла на том, чтобы официально оформить отношения с Анатолием, с которым она прожила больше тридцати лет. 27 августа 2011 года Ия Саввина умерла на 76-м году жизни. Похоронили её на Новодевичьем кладбище рядом с Беллой Ахмадулиной. Через 10 лет в 64 года умер Сергей.
автор: Николай Кузнецов