Кирилл Лавров понимал, что так до конца жизни и будет играть только скучных положительных героев, пошёл в ЦК, и спокойно, как умел, объяснил, что должен играть разные роли, а то, что он сыграл Ленина, фактически, ставит на его карьере крест.
Кирилл Лавров одинаково убедительно играл офицеров и солдат, лордов и простых советских тружеников. Ярослав Мудрый, Ленин, Понтий Пилат. Он воплотил в театре и в кино разные, совершенно не похожие друг на друга образы. Получалось убедительно потому, что народный артист Кирилл Лавров был талантливым человеком, волевым, принципиальным и чётким.
Детство
Родился Кирилл Лавров 15 сентября 1925 года в Ленинграде в артистической семье. Отец, Юрий Сергеевич служил в Большом драматическом театре, что не мешало ему мотаться по стране – Одесса, Хабаровск, Киев. Лавров старший работал с Всеволодом Мейерхольдом, и был сторонником острой актёрской формы. Мать, Ольга Ивановна Гудим-Левкович работала в различных театрах и на радио. В середине 30-х родители уехали в Киев, Кирилл остался с бабушкой Елизаветой Акимовной, когда пришло время, пошёл учиться десятилетку, но окончил только 7 классов – началась война, и их по Ладоге вывезли сперва в Кировскую область, а потом в Новосибирск.
Кирилл Лавров в детстве
Лейтенантские звёзды
Кирилл устроился токарем на оборонный завод № 352, работал по 12 часов в сутки без праздников и выходных, жил впроголодь. Но, как только ему исполнилось 17, он пошёл в военкомат, и записался добровольцем на фронт. До передовой, однако, дело не дошло: Лаврова отправили в Астрахань, и, хотя у него не было аттестата зрелости, зачислили в авиашколу. Когда Кирилл получил свои лейтенантские звёзды, война уже закончилась. Лаврова отправили на Курилы, на Итуруп. Там, на краю света, он пять лет служил авиатехником, и от скуки пошёл в самодеятельность. В картине «Долгая счастлива жизнь», поставленной Геннадием Шпаликовым в 1966-м, герой Лаврова говорит, что он был в таких местах, где, кажется, вообще невозможно жить, но люди живут – Уруп, Итуруп, Кунашир, Парамушир – это, по сути, про самого Лаврова. Он много фотографировал, потом часто снимал на любительскую 8 мм кинокамеру, в семейном архиве хранится много плёнок, отснятых Кириллом Юрьевичем в разное время.
Стажёр
В 25 лет Лавров уволился из армии, приехал в Ленинград, и пытался поступить в разные театральные ВУЗы, но у него даже документы не принимали: среднего образования нет, а диплом об окончании авиашколы веса не имел. Тогда Кирилл поехал в Киев, где жили и работали родители. Отец служил ведущим артистом в драмтеатре им. Леси Украинки, и сразу же сделал сыну протекцию: того приняли в этот театр стажёром. Актёрскому мастерству Кирилл учился на практике. Главными его преподавателями стали отец и худрук театра Константин Хохлов. На сцену он пока выходил лишь в массовке. В 1946-м, в армии он по убеждению, а не из каких-то карьеристских или меркантильных соображений, вступил в партию.
В 1951 году Лавров получил свою первую крупную роль на сцене – Хохлов доверил ему играть рабочего Грекова «Враги» по пьесе Горького. Потом ролей стало больше, но Хохлов, который доверял Лаврову, был внезапно из театра уволен. Для Лаврова это стало не простым испытанием. А тут ещё произошло событие, в корне изменившее судьбу Лаврова: директор театра Виктор Гонтарь, зять Хрущёва потребовал, чтобы актёр забрал рекомендацию на вступление в КПСС актрисы Веры Кулик. Лавров отказался – отозвать рекомендацию означало для него поступиться собственной совестью. Возможные последствия такого шага его не остановили. Его вызвали в ЦК КПУ, и он был уверен, что в театр больше не вернётся. Но это его не пугало – принципы дороже. Однако вместо разноса получилась доброжелательная беседа с первым секретарём ЦК КПУ Алексеем Кириченко, а вслед за ней – окрик руководству театра прекратить травлю Лаврова, но тот уже решил уйти из театра.
БДТ
Константина Хохлова назначили главным режиссёром БДТ, и он пригласил Лаврова к себе. В Ленинград Лавров приехал молодым артистом, сыгравшим несколько ролей в Киеве, не имеющим никакого опыта. Он в БДТ ещё не успел и роли-то получить, как в новогоднюю ночь 1956 года в возрасте 70 лет скончался Хохлов. Отношение в театре к Лаврову и его жене Валентине Николаевой, было, мягко говоря, не очень – какие-то провинциальные блатные выскочки без имени приехали покорять вторую столицу. Ситуация в театре была не простая – от былой славы ничего не осталось, до будущей было ещё далеко. Лавров, хотя не представлял, где он будет работать дальше, написал заявление об уходе из театра. Однако только, что назначенный главным режиссёром 40-летний Георгий Товстоногов, перешедший из Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, неожиданно отставку не принял и заявление не подписал, о чём потом не пожалел ни режиссёр, ни артист – в БДТ Лавров родился, как актёр, и вырос до большого артиста.
В 1955-м у Лавровых родился первенец, и Кирилл Юрьевич был очень счастлив, что это сын. Назвали его в честь деда, который был убеждённым монархистом, уехал в Сербию, и там умер. В 1964-м, приехав на премьеру «Живых и мёртвых» в Белград, Лавров разыскал могилу деда, и только там он, коммунист, ощутил всю трагедию революции и Гражданской войны. Он нашёл портрет Сергея Васильевича, свернул его в трубку, пошёл на таможню, и, к его огромному удивлению, его не задержали. Он вообще не был лишён некоторой хулиганистости и авантюризма.
«Ссора в Лукашах»
В 1961-м режиссёр Рубен Агамирзанян под руководством Товстоногова поставил в БДТ спектакль «Четвёртый» по весьма конъюнктурной пьесе Константина Симонова. Заметили и спектакль, и роль, и вскоре о Лаврове заговорил весь город, о нём узнали на «Ленфильме», и стали приглашать в кино. Он снялся в десятке проходных фильмов, как правило, в эпизодах, порой, даже не попадая в титры. Количество перешло в качество в 1959-м, когда Лаврову было 34: режиссёр Максим Руф пригласил его на большую роль в «колхозном» фильме «Ссора в Лукашах». Зритель лейтенанта Костю Ласточкина с его невероятной улыбкой сразу полюбил, картину посмотрели 29 млн. человек, что принесло по тем временам хорошую кассу. А сам Лавров и фильмом, и своей работой остался недоволен. Потом было ещё несколько картин, которые не принесли ему удовлетворения.
Успехи в кино
Счастливыми для Лаврова стали 1964 и 1965 годы. Сначала Александр Столпер пригласил его на роль Ивана Синцова в фильме «Живые и мёртвые» по роману Константина Симонова – лучшему, пожалуй, произведению о Великой Отечественной войне, кем-то и когда-то написанном. Симонов сам предложил тёзку на эту роль (настоящее имя его не Константин, а Кирилл). После этого фильма на Лаврова обратили внимание, ему стали присылать сценарии, вызывать на пробы. Особенно его заинтересовало предложение режиссёров Ильи Гурина и Владимира Беренштейна. В их фильме «Верьте мне, люди» по роману Юрия Германа Лавров сыграл сына репрессированного и посмертно реабилитированного, уголовника Алексея Лапина, который сбежал из лагеря. Картина имела огромный успех, а на Лаврова посыпались новые предложения. На съёмки он отпрашивался у Товстоногова, и если тот не отпускал, Лавров отказывался сниматься. А в 1965-и у него родилась дочь Анна, играющая сегодня в БДТ.
Кирилл Лавров в фильме «Живые и мертвые»
В театре у него было много работы – он играл главные роли в лучших спектаклях. Однако за свои смелые постановки Товстоногов попал под огонь партийной критики. В этот момент проявились главные человеческие качества Лаврова – используя весь свой авторитет и симпатии со стороны питерской и центральной власти, он встал на защиту режиссёра, и от Товстоногова отстали. Лавров и Товстоногов были идеалистами, из поколения шестидесятников. В своём творчестве они стремились отстоять так называемые «ленинские принципы жизни». Товстоногов и Лавров верили в то, что обновление советского общества возможно без изменения системы. В БДТ Лавров сыграл юного Ленина, а затем и вождя. Товстоногов понимал историю, как великую трагедию. В «Тихом Доне» он неожиданно дал Лаврову роль белогвардейца Петра Мелехова.
Известный режиссёр
Как-то известный режиссёр, руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев спросил Лаврова, верит ли он в Бога. И коммунист Лавров, врать не привыкший, ответил: «Да!». Пырьев тут же предложил ему роль Ивана Карамазова в своём новом трёхсерийном фильме, а Лавров, не задумываясь, согласился. Когда отсняли две серии, 7 февраля 1968 года в возрасте 66 лет скоропостижно скончался Пырьев. Все были уверены, что картину доснимать не будут. Но руководство решило рискнуть, и предложило снять третью серию Михаилу Ульянову и Лаврову. Они, не имея никакого режиссёрского опыта и образования, с этой работой справились с блеском, а роли Мити и Ивана Карамазовых стали одними из лучших в кинобиографии Ульянова и Лаврова. После этой совместной работы Лавров стал называть Ульянова братом Митей, а тот его – братом Иваном. Товстоногову, который пристально следил за своими артистами, очень понравилось работа Лаврова артиста и Лаврова режиссёра. Позже Лаврову предлагали поставить картину, но он искушению не поддался. Он просто не решился попросить у Товстоногова годичный отпуск, который фактически означал бы уход из театра. Режиссура Лаврову нравилась, но он, всё же, считал, что кесарю – кесарево, что каждый должен заниматься своим делом, и не захотел стать средним режиссёром.
Кирилл Лавров в фильме «Братья Карамазовы»
Спустя два года Лавров сыграл главного конструктора Андрея Башкирцева в «Укрощении огня» Даниила Храбровицкого. По сути – это фильм о Сергее Королёве.
Ленин
В 1976-м Лаврова утвердили на одну из самых ответственных ролей в СССР – роль Ленина в совместной советско-финской картине «Доверие» о том, как Советская Россия предоставила Финляндии независимость. Многие актёры боялись таких ролей – играть не дадут, будут всё время стоять над душой и придираться к мелочам, хотя к тому времени уже не осталось тех, кто застал Ленина в живых. Провал означал неминуемый крах всей карьеры, а если, не дай бог, успех, до конца жизни будут только положительные роли, и ещё не известно, что лучше. Лавров так вжился в образ, что на первых репетициях и спектаклях «Дяди Вани» даже немного, по-ленински, картавил.
В 1981-м Лавров – снова Ленин в картине по сценарию Юлиана Семёнова «20 декабря». Уже одно название говорило само за себя: фильм был посвящён зарождению, образованию, первым годам работы и романтизации ЧК. Фильм получился средний, а для Лаврова добром это не кончилось: все его дальнейшие пробы начали отслеживать на высшем партийном уровне и в КГБ – не дай бог, кого плохого сыграет. Ему даже запретили играть Николая II. Роль графа Карнеева – пьяницу и аморальную личность – в фильме Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» тоже едва не зарубили. Лавров понимал, что так до конца жизни и будет играть только скучных положительных героев, пошёл в ЦК, и спокойно, как умел, объяснил, что должен играть разные роли, а то, что он сыграл Ленина, фактически, ставит на его карьере крест. Играть у Лотяну ему разрешили, да и грим там был такой, что Лавров узнавался не сразу.
Кирилл Лавров в фильме «Мой ласковый и нежный зверь»
Идеал честности и порядочности
До определённого момента к Кириллу Лаврову я относился довольно прохладно, считал его артистом, как бы это помягче, слабым: мне казалось, что роли его какие-то не настоящие, не искренние, картонные, крикливые и громогласные. Даже Синцов у бесконечно любимого мной Симонова не впечатлил. В 80-е без «обязаловки» на картины, где Лавров был в главной роли, я старался не ходить. В школе у меня надолго отбили охоту к русской классике и к её экранизациям. «Братьев Карамазовых» я посмотрел уже 30-летним, да и то, почти случайно: нужно было где-то «убить» несколько часов в чужом городе. Сказать, что работа Лаврова меня потрясла – не сказать ничего: я был шокирован, раздавлен, убит наповал. Его диалог с Сатаной, сцена помешательства в суде – это за гранью человеческих возможностей, так сыграть, и самому не сойти с ума! После этого я понял, что Кирилл Лавров – один из величайших артистов современности.
В 1979-м Юлий Карасик снял чудесный телефильм «Стакан воды» по пьесе французского драматурга Эжена Скриба. Лавров блистательно сыграл лорда Боленброка, разрушающего интриги при английском дворе, и плетущего свои. Когда надо, он правдив, когда надо – ироничен, даже язвителен, и при этом всегда обаятелен. Но, всё равно, он – победитель.
В 1989-м умер Товстоногов, а вместе с его смертью закончилась целая эпоха. Лаврова единогласно избрали худруком БДТ. Выдающихся спектаклей в бытность его правления не было, да и откуда им взяться – любого режиссёра обязательно сравнивали с мэтром. Однако Лавров и не стремился ничего менять, его целью было сохранить театр, его лицо, но особенно артистов – за 26 лет он не уволил ни одного. Эго называли идеалом честности и порядочности.
Барон и Понтий Пилат
В начале 2000-х на телеэкраны вышел фильм Владимира Бортко «Бандитский Петербург», где Лавров сыграл не простую роль вора в законе Барона. А когда Лаврову было под 80, Бортко предложил ему роль Понтия Пилата, который был вдвое младше, в «Мастере и Маргарите». Лавров согласился, не зная, что сниматься придётся в римских доспехах на 40-градусной жаре. Но он выдержал, ни разу не попросив для себя какой-то поблажки. Его прокуратор, его беседы с Иешуа – едва ли не самые запоминающиеся эпизоды в картине. Больше чем за двадцать лет до «Мастера» Бортко, в 1994 году режиссёр Юрий Карра снял «Мастера и Маргариту» с названным братом Лаврова Михаилом Ульяновым в роли Пилата. Из-за судебных тяжб с продюсерами картину показали уже после смерти обоих великих артистов. Когда я сравниваю – а куда ж уйдёшь от таких сравнений – двух Пилатов, я понимаю, что они совершенно разные, но оба великолепны.
Кирилл Лавров в сериале «Бандитский Петербург»
Уход жены Валентины Александровны
В 2002-м умерла жена Лаврова Валентина Александровна, и её уход подкосил Кирилла Юрьевича. Через четыре года он заболел. 26 марта 2007-го скончался Михаил Ульянов, и Лавров, будучи уже смертельно больным, поехал в Москву на прощание – не мог не поехать. Сам он, как Понтий Пилат, ушёл по лунной дорожке через месяц после брата – 27 апреля.
автор: Николай Кузнецов