Мнение из прошлого. Ил-2 — наша гордость или ошибка?

Так уж вышло благодаря стечению разных обстоятельств, что штурмовик ИЛ-2 был основным самолетом Красной армии во время Великой Отечественной войны. Всякий, кто более или менее интересуется авиацией, слышал об этой летной машине. Сегодня мы хотим пересказать кратко для нашей аудитории статью, которую написали много лет назад, сразу после Великой Отечественной войны. Думаем, сделанные в ней выводы актуальны и сегодня.

Мнение из прошлого. Ил-2 — наша гордость или ошибка?

Знаменитый «летающий танк» — штурмовик ИЛ-2

«Роль штурмовика ИЛ-2 во время Великой Отечественной войны очень велика. Но в последнее время все чаще знающие люди высказывают мнение, что минусы конструкции этого самолета привели к таким масштабным и необоснованным человеческим потерям на полях сражений и массовое производство ИЛ-2 было огромной ошибкой, что он послужил «летающим гробом» для многих отличных бойцов, являясь легкой мишенью для нацистских летчиков.

Мнение из прошлого. Ил-2 — наша гордость или ошибка?

Немецкий пикирующий бомбардировщик Junkers JU-87D

По статистическим данным, на каждый сбитый ИЛ-2 было произведено по 30 вылетов во время боя. Но тем не менее, несомненно, что в начале Великой Отечественной войны нацистские истребители легко расстреливали наши «ИЛы» и потери были значительными. Но так же легко сбивали и другие наши самолеты.

Однако уже во второй половине Великой Отечественной войны, наша авиация стала сильнее, «ИЛы» начали успешно прикрывать истребители, и летчики на штурмовиках освоили прием для обороны «круг», поэтому сбивать штурмовики стали гораздо реже.

А то, что «ИЛы» сбивали зенитками, так от этого в равной мере страдали и другие модели наших самолетов.

Мнение из прошлого. Ил-2 — наша гордость или ошибка?

Немецкий двухмоторный штурмовик Henschel HS-129В

Критики задают вопрос: почему союзники с их штурмовиками «Тайфун» и «Тандерболт», эффективно бомбили нацистов, а потерь было гораздо меньше? Но ответ в том, что этих тяжеловесов начали использовать в 1944 году, когда дела у немцев с истребителями были уже очень плохи. Да и применялись «Тандерболты» в основном в тылу врага, где опасность быть сбитыми гораздо менее велика. Они обстреливали обозы и поезда, что не было особо защищено. И ИЛ-2, сражавшийся на переднем крае, все-таки имел бронированный корпус, который хоть и пробивали зенитки, но летчика и двигатель не задевали осколки и пули.

Но следует признать, что стрелки, которые не защищены были броней корпуса, погибали действительно часто. Один летчик на семь стрелков – таково было соотношение потерь. Отчасти это решалось тем, что стрелками назначали «штрафников». И только в ИЛ-10 броней были закрыты уже и летчик, и стрелок.

Мнение из прошлого. Ил-2 — наша гордость или ошибка?

Американский тяжёлый истребитель P-47D «Тандерболт»
2-й ГвИАП ВВС Северного флота, аэродром Ваенга, 1945 год

Многие, наверное, читали в СМИ мнение о том, что ИЛ-2 был массивным и неуклюжим, что и влекло большие потери. Но ведь на то он и штурмовик. Он должен громить цели, которые находятся на земле, а не закладывать виражи в воздухе. Его в полете должен защищать истребитель, а они у Советского Союза были достойные, например ПЕ-2 или ИЛ-4.

Разве виновны наши пилоты в том, что полвойны не было истребителей для прикрытия? Да и летчики готовились второпях, были очень неопытные, и, конечно, не умели вести оборонительные бои.

Мнение из прошлого. Ил-2 — наша гордость или ошибка?

Штурмовик ИЛ-10 оказался достойным приемником ИЛ-2

Поэтому тактика выбиралась предельно простая – в неотвесной пикировке стреляли в наземные объекты, а в это время их расстреливали из зениток. Поэтому и потерь было так много…

При том что сама конструкция ИЛ-2 была не такой уж и топорной. Пилоты со значимым опытом умели выполнять на нем замысловатые фигуры в воздухе и результативно бились с истребителями врага.

Мнение из прошлого. Ил-2 — наша гордость или ошибка?

Так что возможности у «ИЛов» были неплохие, некогда только было учить пилотов, время было военное, надо было лететь и сражаться.

Что касается вооружения ИЛ-2, то на нем стояли очень хорошие, высокоэффективные пушки «ВЯ». Калибр ее снарядов был небольшой, но больше по весу и длине, чем близкие по диаметру снаряды пушек на истребителях, наших и немецких. Поэтому фашистские истребители, как могли, избегали лобовых атак наших ИЛ-2. Да и наземные объекты пушки «ВЯ» поражали очень эффективно.

При тщательном анализе становится очевидно, что штурмовик ИЛ-2 был создан очень вовремя и очень помог на начальном этапе войны тормозить движение гитлеровских танков и мотопехоты. В конце войны он также очень помог нашим войскам в продвижении на Берлин.

ИЛ-2 один из всех советских самолетов в самом начале войны, когда гитлеровцы превалировали в воздухе, смог как-то противостоять их могуществу и продолжал держать оборону и поражать противника. Тогда и высказался Иосиф Сталин о том, что нужно производить для нужд фронта именно эти самолеты. И вот теперь получается, что это напутствие только повредило в принципе очень хорошему самолету. И что вышел перекос, что штурмовиков выпустили гораздо больше, чем истребителей, которые должны были их прикрывать. ИЛ-2 по желанию Сталина в военные годы создали очень много — около тридцати шести тысяч боевых машин.

Это привело к тому, что самолетов ИЛ-2 было больше половины ото всей советской авиации. И то, что истребителей на них, естественно, не хватало, и приводило к таким большим потерям штурмовиков.

Да еще и вышло так, что если ИЛ-2 было так много, их использовали часто не по прямому назначению – для разведывательной деятельности, для поражения объектов в тылу врага, применяли их и как торпедоносцы, снимая с них для этого пушки. А насчет поражения тыловых объектов – складов, поездов, морских и речных судов, то они и в этом качестве они показали себя довольно эффективным орудием. Хотя разве правильно было использовать ИЛ-2 вместо тяжелых бомбовозов, которые для таких ударов специально создавались и идеально подходили?

Но поступать так, как казалось бы нам теперь правильным, в военное время не получалось именно из-за того численного перекоса в производстве штурмовиков, которых выпускалось в десятки раз больше, чем бомбардировщиков. Но какая цель была у советских военных? Необходимо было приспособиться к тому, что уже было и уничтожать как можно больше гитлеровцев всеми возможными для этого способами. И поэтому ИЛ-2 использовали, как могли, по всем фронтам…»

AesliB