Доисторические каменные дороги – в некоторых странах Средиземноморья, на Абшеронском полуострове (в пригородах Баку) Азербайджана интригуют, покрыты завесой тайны: а зачем их, вообще, строили? Ученые до сих пор в растерянности и говорят о самых различных версиях. На Западе эти дороги называют «Cart Ruts» – в переводе с английского «Следы повозок». Можно сказать, такое название этих дорог чисто условное. Почему? А потому, что, если посмотреть на форму и глубину борозд, на размер колеи и др. становится ясно, что ни один из видов транспорта в те времена не смог бы «сотворить» подобное. Не могут исследователи определиться и с возрастом этих «секретных дорог». Предполагают – им от 2 тыс.лет до 1 млн. (!!!).
Древние колеи на Абшероне имеются в нескольких местах – пересекают остров с севера на юг. Первым об этих дорогах в своих трудах написал российский ученый, академик Э.Ленц, который побывал в Баку в 1830-х годах. Он считает, что колеи, например, острова Беюк Зиря (бывший о.Наргин) проложены 2-х колесными арбами и идут вглубь Каспия в направлении к дер.Шихово (юг Бакинской бухты). Далее, в 19 в. азербайджанский историк и просветитель А.Бакиханов в своих научных трудах отмечал, что в бакинских поселках Бильгя, Зиря, Биби-Эйбат и др., на некоторых островах найдены следы колес на скальных породах. Но поистине сенсационным можно назвать обнаружение «каменных дорог» в конце XX века на древнем курганном поле между посёлками Говсан и Тюркяны, а затем около поселков Дюбенди, Гала, Сураханы.
Каменная колея (мальтийский аналог)
Некоторые бакинские краеведы рассказывают, что такие дороги обычно встречаются там, где местность изобилует скалами. Они также утверждают, что несколько подобных дорог проходили когда-то и через сад тыловой части здания Кабинета министров и древнейшее сооружение азербайджанской столицы – Девичью башню.
Как же выглядят «Скальные дороги» Абшерона? Прежде всего – это 2-х, 3-х, 5-ти и более параллельные колеи. Их глубина – от 5 см. до полуметра. Большинство путей –дорог разрушены временем. Как писалось, некоторые из них уходят в глубину моря на несколько с сотен метров.
Что интересно, ученые с Мальты (таких дорог там великое множество и много исследований в этой области) утверждают – Абшеронские дороги совершенно идентичны Мальтийским и др. Мальтийцы считают, что их дороги проложены 4-5 тысяч лет до н.э.
Тот факт, что «каменные дороги» уходят в глубины морей в Средиземноморье, на Абшероне, говорит и о следующем: в тот период уровень морей и океанов был намного ниже. Это тоже подтверждает древность «каменных дорог».
Естественным путем появляются вопросы: Абшерон и Мальту разделяют тысячи км. Дороги там и там – идентичны. Так для чего же строили эти дороги? Почему колеи направлены вглубь моря? Может быть когда-то существовала огромная по территории цивилизация, куда входили и Мальта, и Абшеронский полуостров и др.страны? Изучение каменных дорог выявляет все больше вопросов, чем ответов.
Что примечательно, на Абшероне, где проходят «каменные дороги», обязательно имеются памятники бронзового века – это погребения, различные курганы, старинные поселения… На Мальте тоже самое – все памятники бронзового века стоят, именно, около таких дорог. Возможно эти колеи служили для выполнения каких-либо ритуалов, обрядов….
Ученые многих стран до сих пор спорят, высказывают различные мнения о назначении этих дорог. Но единого, верного, конкретного мнения – нет! Давайте рассмотрим некоторые версии:
- Колеи сделаны тяжело груженными повозками. Но их слабые колеса не могли по определению сделать такие глубокие выемки – до 50 см. Расстояние между колеями совершенно различно. Причем края каналы вертикальные, а колесо ведь стачивает колею в виде трапеции. Версия – неубедительна.
- А может быть эти дороги каналы для воды? Не получается. Глубина некоторых колей очень мала.
- Есть и такая версия: колеи оставлены телегами, арбами, повозками в мягком грунте, который затем затвердел. На Абшероне был не мягкий грунт, а мягкий известняк. Было это несколько миллионов лет назад – тогда еще человек не появился, тем более повозки.
Раньше «каменные дороги» можно было встретить по всему Абшерону. Но время безжалостно. Сохранились лишь небольшие участки в районе пос.Тюркяны под Баку, которые постепенно исчезают с лона земли. Люди тоже приложили руки к их уничтожению. Десятки каменных карьеров Абшерона разнесли в пух и прах множество участков колей. А ведь здесь можно построить уникальный музей под открытым небом. Наконец-то просто жизненно необходимо принять необходимые меры для полного и всестороннего изучения этого исторического наследия, что, несомненно, принесет неожиданные открытия и, не исключено – сенсации.
автор: Борис Ляшко