Дороги на скалах ­- колея в древний мир

Доисторические каменные дороги – в некоторых странах Средиземноморья, на Абшеронском полуострове (в пригородах Баку) Азербайджана интригуют, покрыты завесой тайны: а зачем их, вообще, строили? Ученые до сих пор...

Доисторические каменные дороги – в некоторых странах Средиземноморья, на Абшеронском полуострове (в пригородах Баку) Азербайджана интригуют, покрыты завесой тайны: а зачем их, вообще, строили? Ученые до сих пор в растерянности и говорят о самых различных версиях. На Западе эти дороги называют «Cart Ruts» – в переводе с английского «Следы повозок». Можно сказать, такое название этих дорог чисто условное. Почему? А потому, что, если посмотреть на форму и глубину борозд, на размер колеи и др. становится ясно, что ни один из видов транспорта в те времена не смог бы «сотворить» подобное. Не могут исследователи определиться и с возрастом этих «секретных дорог». Предполагают – им от 2 тыс.лет до 1 млн. (!!!).

Древние колеи на Абшероне имеются в нескольких местах – пересекают остров с севера на юг. Первым об этих дорогах в своих трудах написал российский ученый, академик Э.Ленц, который побывал в Баку в 1830-х годах. Он считает, что колеи, например, острова Беюк Зиря (бывший о.Наргин) проложены 2-х колесными арбами и идут вглубь Каспия в направлении к дер.Шихово (юг Бакинской бухты). Далее, в 19 в. азербайджанский историк и просветитель А.Бакиханов в своих научных трудах отмечал, что в бакинских поселках Бильгя, Зиря, Биби-Эйбат и др., на некоторых островах найдены следы колес на скальных породах. Но поистине сенсационным можно назвать обнаружение «каменных дорог» в конце XX века на древнем курганном поле между посёлками Говсан и Тюркяны, а затем около поселков Дюбенди, Гала, Сураханы.

Дороги на скалах ­- колея в древний мир

Каменная колея (мальтийский аналог)

Некоторые бакинские краеведы рассказывают, что такие дороги обычно встречаются там, где местность изобилует скалами. Они также утверждают, что несколько подобных дорог проходили когда-то и через сад тыловой части здания Кабинета министров и древнейшее сооружение азербайджанской столицы – Девичью башню.

Как же выглядят «Скальные дороги» Абшерона? Прежде всего – это 2-х, 3-х, 5-ти и более параллельные колеи. Их глубина – от 5 см. до полуметра. Большинство путей –дорог разрушены временем. Как писалось, некоторые из них уходят в глубину моря на несколько с сотен метров.

Что интересно, ученые с Мальты (таких дорог там великое множество и много исследований в этой области) утверждают – Абшеронские дороги совершенно идентичны Мальтийским и др. Мальтийцы считают, что их дороги проложены 4-5 тысяч лет до н.э.

Тот факт, что «каменные дороги» уходят в глубины морей в Средиземноморье, на Абшероне, говорит и о следующем: в тот период уровень морей и океанов был намного ниже. Это тоже подтверждает древность «каменных дорог».

Естественным путем появляются вопросы: Абшерон и Мальту разделяют тысячи км. Дороги там и там – идентичны. Так для чего же строили эти дороги? Почему колеи направлены вглубь моря? Может быть когда-то существовала огромная по территории цивилизация, куда входили и Мальта, и Абшеронский полуостров и др.страны? Изучение каменных дорог выявляет все больше вопросов, чем ответов.

Что примечательно, на Абшероне, где проходят «каменные дороги», обязательно имеются памятники бронзового века – это погребения, различные курганы, старинные поселения… На Мальте тоже самое – все памятники бронзового века стоят, именно, около таких дорог. Возможно эти колеи служили для выполнения каких-либо ритуалов, обрядов….

Ученые многих стран до сих пор спорят, высказывают различные мнения о назначении этих дорог. Но единого, верного, конкретного мнения – нет! Давайте рассмотрим некоторые версии:

  1. Колеи сделаны тяжело груженными повозками. Но их слабые колеса не могли по определению сделать такие глубокие выемки – до 50 см. Расстояние между колеями совершенно различно. Причем края каналы вертикальные, а колесо ведь стачивает колею в виде трапеции. Версия – неубедительна.
  2. А может быть эти дороги каналы для воды? Не получается. Глубина некоторых колей очень мала.
  3. Есть и такая версия: колеи оставлены телегами, арбами, повозками в мягком грунте, который затем затвердел. На Абшероне был не мягкий грунт, а мягкий известняк. Было это несколько миллионов лет назад – тогда еще человек не появился, тем более повозки.

Раньше «каменные дороги» можно было встретить по всему Абшерону. Но время безжалостно. Сохранились лишь небольшие участки в районе пос.Тюркяны под Баку, которые постепенно исчезают с лона земли. Люди тоже приложили руки к их уничтожению. Десятки каменных карьеров Абшерона разнесли в пух и прах множество участков колей. А ведь здесь можно построить уникальный музей под открытым небом. Наконец-то просто жизненно необходимо принять необходимые меры для полного и всестороннего изучения этого исторического наследия, что, несомненно, принесет неожиданные открытия и, не исключено – сенсации.

автор: Борис Ляшко

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector