Она, член КПСС, депутат Верховного Совета Латвии сама себя утвердила на роль…
Королева
Эта актриса сыграла в 50-ти художественных фильмах и шести десятках спектаклей. Несмотря на то, что Вия Артмане была не из Москвы, не из Ленинграда, и не из Киева, любили её во всём Советском Союзе.
Детство
Алида-Вия родилась 21 августа 1929 года в селе Кайве в сотне верст от Риги. Отец, прибалтийский немец Фриц Артманис, погиб, когда дочь ещё не появилась на свет, мать, полька Анна Заборска, хотела, чтобы девочка стала юристом, а Алида пасла скотину, и мечтала быть артисткой. Этим желанием девочку заразили господские дочери, которые готовились поступать в балетную школу: когда они в доме занимались, Алида наблюдала за ними через окно, а потом повторяла их движения во дворе своего дома. Как-то раз эту репетицию увидела хозяйка дома, ей понравилось, как девочка двигается, и она дала ей несколько уроков балетного танца.

Театр
В 1944-м 15-летняя Алида приехала в освобождённую от фашистов Ригу, пошла в школу доучиваться, а в 1946-м поступила во 2-ю студию при художественном театре «Дайлес». Через три года Алида, которую звали уже просто Вия, студию окончила, и с тех пор жизнь её была связана с этим театром, получившим в 1954 году имя латышского писателя Яна Райниса. Уже в 1950-м у Вии было три роли: Оля Морозова в «Молодости» Леонида Зорина, дама с собачкой в «Марте» латышской писательницы Анны Броделе, и Абигаль в «Стакане воды» Эжена Скриба. Через год она играла Элизу Дулиттл в «Пигмалионе» Бернарда Шоу, Нину в «Маскараде» Михаила Лермонтова, Джульетту и Офелию Вильяма Шекспира, Элен из «Войны и мира» Льва Толлстова, Монахову в пьесе Максима Горького «Мещане», Аркадину в «Чайке» Антона Чехова, Настасью Филипповну в «Идиоте» Фёдора Достоевского, то есть, по сути, всё. Всего через 6 лет после дебюта Артмане стала Заслуженной артисткой Латвии, в 1965-м получила Народную Латвийской ССР. За почти полвека в этом театре практически все роли у Артмане были главные.
Личная жизнь
В театре Вия познакомилась с актёром Артуром Димитерсом. Он был старше на 14 лет, был женат на художнице Джемме Скулме, сыну Юрису было 13 лет. Вию это не остановило, Артур ушёл из семьи, они поженились, в 1957 году у них родился сын Каспер.
Первые роли в кино
На Артмане обратили внимание кинематографисты. Её дебютом в кино стала картина Эдуарда Пенцлина по сценарию Фёдора Кнорре «После шторма», снятая в 1956 году на молодой Рижской киностудии, в которой Вия играла морячку Руту. Картина была слабая, но исполнительницу главной роли заметили, стали часто приглашать в кино, но пока только на в то время откровенно местечковую Рижскую киностудию – «За лебединой стаей облаков», «Чужая в посёлке» и ещё две картины – во всех четырёх роли были главные. В 1962 году Артмане впервые поехала в Москву: Игорь Таланкин, за два года до этого снявший вместе с Георгием Данелией очень хороший фильм «Серёжа», пригласил её играть соседку латышку в картину «Вступление». Роль была не большая, но запоминающаяся.

«Родная кровь»
Через год в жизни Артмане произошла глобальная перемена. Михаил Ершов взялся экранизировать повесть «Родная кровь» уже известного Вие Кнорре, и кто будет играть главную роль паромщицы Сони, решил быстро. Получив приглашение, Вия обрадовалась – там было, что играть, но сразу предупредила, что уехать из Риги она без разрешения руководства не может. Ассистенты Ершова тут же направили письменный запрос в Ригу, и вскоре получили отказ: Артмане – прима, играет в аншлаговых спектаклях, на которые билеты раскуплены за месяц, выходит на сцену почти каждый день. Если объявить о замене, народ пойдёт сдавать билеты, а это большие финансовые убытки и угроза государственному плану, поэтому до окончания сезона актрису Артмане администрация отпустить не может. Но у Ершова горели сроки, исполнительницу он менять не собирался, и добился у руководства «Ленфильма» разрешения начать съёмки в Латвии.

Действие повести происходило на Волге, а в Латвии есть река Даугава, то есть Западная Двина, пусть и не такая широкая, так на то и оператор, чтобы обманывать зрителя. Начали съёмки в Латвии, а когда театральный сезон закончился, Артмане поехала в отпуск в Мышкин в ста километрах от Ярославля. Главного партнёра Артмане бывшего танкиста Федотова должен был стать Георгий Жжёнов – он недавно вернулся из ссылки в Норильск, и у него была внешность много повидавшего и пережившего человека, ему даже не надо было ничего играть. Но Жжёнов поставил условие, что сниматься будет только со своей женой Ириной Махаевой, которая добилась его возвращения в Ленинград. Ершов это условие отверг, и взял на роль Федотова Евгения Матвеева, который на фронт просился, но не попал, а законного мужа и отца троих детей играл фронтовик Анатолий Папанов.

Матвеев знал, что на главную женскую роль утвердили Артмане, и, в отличие от режиссёра, очень переживал, что любовная пара не сложится, ведь прибалтийская актриса казалась ему холодной и неприступной, она манила красотой, но её надменные интонации и походка балерины отталкивали Матвеева. Это же барыня, а не паромщица – возмущался он. Артмане от партнёрства с Матвеевым тоже была не в восторге, называя его мужланом и медведем. Оба артиста понимали, что их взаимная, с трудом скрываемая неприязнь, не позволит им сыграть любовь, и зритель им просто не поверит. Матвеев, чтобы растопить лёд Артмане, сыграл на национальных чувствах, стал читать Вие стихи Яна Райниса, и угадал.

Было и ещё одно счастливое совпадение. Одной из любимых ролей Артмане была Байба в спектакле «Вей ветерок». Артмане искренне считала, что эту пьесу народного писателя Латвии Райниса знают лишь в Прибалтике, и была приятно удивлена, узнав, что Матвеев хорошо знает эту пьесу, т.к. играл в ней Улдыса ещё в Новосибирске в театре «Красный факел».

Дочь
Мало того, что у Артмане и Матвеева получился прекрасный творческий союз, так в 1965 году Вия родила дочь Кристиану, и уже в конце жизни сказала, что её отец – Матвеев, да и сам он это подтвердил. У обоих были семьи, у Матвеева двое детей, у Вии – сын, они долго не знали, как жить дальше, но решили отношения не продолжать, и Кристиана носит фамилию законного мужа Вии. Ершов не стал переозвучивать Артмане – в фильме отчётливо слышен её прибалтийский акцент, чему даётся объяснение: в начале войны она с детьми бежала из Прибалтики.

Востребованная актриса
Премьера фильма состоялась в феврале 1964-го, и до конца года его посмотрело 35 млн. зрителей, а журнал «Советский экран» назвал Артмане, которая даже в гимнастёрке, телогрейке и сапогах выглядит необычайно притягательной, лучшей актрисой года. Больше никто из прибалтийских актрис этого звания не удостаивался. В 1967-м латыш Гунар Цилинский стал лучшим актёром за роль Николая Кузнецова в боевике «Сильные духом», где Артмане играла его соратницу Лидию Лисовскую.


«Родная кровь» сделала Артмане очень востребованной актрисой: её снимали на Украине, в Грузии, в Литве, в Узбекистане, в Эстонии, в Москве, в Ленинграде, в Минске, в Свердловске, но больше всего, конечно, в Риге. Дважды – в картинах Алексея Салтыкова «Емельян Пугачев» (Пугачёва играл Матвеев) и у Ильи Хотиненко в «Золотом веке» Артмане сыграла императрицу Екатерину II, и там она говорила своим голосом и со своим акцентом, а в театре Райниса она была королевой Елизаветой в «Ричарде III» Шекспира и в «Елизавете, королеве английской» Фердинада Брукнера.


Артмане должна была играть хозяина птичьего магазина на улице Блюменштрассе в швейцарском Берне в «Семнадцати мгновениях весны» Татьяны Лиозновой. Когда съёмочная группа приехала в Ригу, Артмане была где-то на гастролях – с ней, почему-то, дату съёмок заранее не согласовали, и роль играл ленкомовский актёр, Евгений Гуров, который в это время совершенно случайно оказался в Риге.


«Никто не хотел умирать»
Очень яркой у Артмане была роль Оны в фильме Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать» о борьбе «лесных братьев» с Советской властью – тема в те годы практически запретная. Жалакявичюс сам написал сценарий, и собрал на площадке звёзд прибалтийского кино, вероятно, желая подчеркнуть, что это была проблема не одной только Литвы, но в Госкино и на Старой площади этого символизма не разглядели. Литовские актёры Регимантас Адомайтис, Данатас Банионис, Юозас Будрайтис, Альгимантас Масюлис, эстонец Бруно Оя, мало кому известные за пределами своих республик, после этого фильма заслуженно стали звёздами советского кино. Беда была лишь в том, что, как правило, говорили они не своими голосами, поскольку прибалтийский акцент был не всегда уместен. Самым известным дублёром Баниониса, который очень плохо говорил по-русски, был «Шурик» – Александр Демьяненко, а Вию Артмане в том фильме озвучила Вера Липсток.



«Стрелы Робин Гуда»
Артмане не привередничала: она соглашалась играть в кино и главные, и эпизодические роли. Она не боялась актёрских экспериментов, не боялась выглядеть на экране некрасивой или смешной, она искренне была благодарна режиссёрам, которые видели в ней не только императриц и роскошных дам. В 1975-м в фильме Сергея Тарасова «Стрелы Робин Гуда», в котором должны были звучать баллады Владимира Высоцкого. Артмане, член КПСС, депутат Верховного Совета Латвии, член худсовета Рижской киностудии сама себя утвердила на роль разбитной разбойницы Кэт. В этой роли раскрылся комедийный гротесковый талант Артмане. Правда, за неё говорила Антонина Кончакова, но и Бориса Хмельницкого, игравшего Робин Гуда, озвучивал Александр Белявский.


Поскольку съёмки проходили в Риге, где Вия давно жила, она взяла на себя роль гостеприимной хозяйки, заботилась, чтобы все были вовремя накормлены, даже следила за порядком – рядом с ней просто невозможно было вести себя неприлично, пьянствовать и куролесить.

«Театр»
В 1978-м Янис Стрейч снял Артмане в роли Джулии Ламберт, о которой мечтала и мечтает любая актриса, в двухсерийном телефильме «Театр» по одноимённому роману Сомерсета Моэма. Это была их вторая общая работа: в 1976-м вышел фильм «Мастер». Исполнительницу главной роли в картину, ставшую культовой, Стрейч не искал, он точно знал, что Джулию будет играть Артмане, её мужа Майкла Госселина – Гунар Цилинский, а вот Ивара Калныньша на роль молодого любовника Джулии Тома Феннела Стрейчу подсказала Артмане: с Калныньшем они вместе играли в чеховской «Чайке» в театре Райниса. Однако худсовет киностудии одобрил его не сразу: Ивару было за 30, а герою романа – всего 18, на что Артмане резонно заявила, что и главной героине в романе далеко не 50, и для кино важен не возраст, а разница в возрасте как таковая. Худсовет не нашёл, что возразить, и Калныньша утвердили. Артмане озвучивала Антонина Кончакова, Майкла – Юрий Чекулаев, а Тома – Алексей Инжеватов. Артмане и Калныньш так убедительно сыграли любовь и страсть, что им тут же приписали роман, стали даже поговаривать, что Вия и Артур Ивара содержат, и что к них чуть ли не «шведская семья».


Ещё одним испытанием стал мизерный бюджет картины – экономить приходилось буквально на всём, «крутились» и операторы, и осветители, и костюмеры, и гримёры, что уж говорить о директоре картины. Говорят, уже известный в то время Раймонд Паулс отдал свою музыку за символические деньги. Сцену, где должна была сниматься массовка, которой нужно было платить, заменили восторженными криками за кадром и летящими в воздух шапками, которые, якобы, подбрасывала огромная толпа.

Телепремьеру запланировали на весну 1979-го, но рижане «Театр» увидели немного раньше: два месяца подряд кинотеатр «Рига» показывал телефильм на большом экране при полном аншлаге. «Театр» стал пиком карьеры Артмане: пришло новое время, новые актёры, другие режиссёры и операторы, кардинально изменился киноязык и манера съёмки. Когда в 1982 году по телевидению шёл очень хороший фильм «Долгая дорога в дюнах», снятый Алоизом Бренчем на Рижской киностудии, я удивился, не увидев ни в одной из семи серий Вии Артмане.

«Катафалк»
В 1986 году умер муж Артур, сын Каспар занялся музыкой, стал выпивать, и Вия несколько раз вытаскивала его из пропасти, дочь Кристиана училась на художницу, и тоже жила отдельно. Артмане ушла из театра Райниса, где прослужила 48 лет, выступала на сцене Латвийского национального и Нового Рижского театров. Последним раз на Рижской киностудии Артмане снялась в 1996-м: в фильме Бренча «Анна» она сыграла одну из главных ролей. Она вообще хотела уйти из кино, но молодой режиссёр Валерий Тодоровский, сын Петра Тодоровского, хотел, не особо надеясь на удачу – кто он, и кто она – пригласить её сыграть безумную старуху Евгению Андреевну в своём дипломном ВГИКовском фильме «Катафалк». Артмане неожиданно согласилась, и эту главную роль многие критики считают одной из лучших киноработ Вии и её актёрским подвигом, ведь на момент начала съёмок ей было всего 60, она прекрасно выглядела, но согласилась пожертвовать своей красотой, и играть необаятельную, даже отталкивающую неопрятную женщину. После этого Валерий снял Артмане в своей дебютной полнометражной картине «Любовь».


«Игре на чужом поле»
Став продюсером сериала «Каменаская», в 2000-м году Тодоровский предложил уже порядком подзабытой в России Артмане большую роль очень умной и коварной организаторши преступного сообщества Регины Вальтер в «Игре на чужом поле». Вальтер – учительница музыки в маленьком городке, с самого начала вызывает доверие. Тем более, что ходит, опираясь на трость – ну какой она злодей? По книге она очень сильный человек, подмявший под себя весь небольшой город. Мне фильм не понравился как раз тем, что великая Артмане совсем не играла, и о том, что Вальтер – железная леди, я знал из книги Александры Марининой, которую прочитал раньше. В фильме же была обыкновенная очень красивая женщина, и всё, и было совершенно непонятно, за счёт чего она держит в руках целую банду. Много позже я услышал интервью режиссёра фильма Юрия Мороза, в котором он сказал, что Артмане не ставилось задачи играть, а просто быть в кадре. На мой взгляд, невероятная расточительность: роль могла стать великой, а, по прихоти режиссёра, стала проходной.

Отобрали квартиру
Работы в Латвии не было, и друзья много раз предлагали Артмане переехать в Россию, но она категорически отказывалась. Даже когда в рамках проводимой в Латвии реституции у неё отобрали квартиру в Старом городе, полученную в 1970-м, после того, как она стала Народной артисткой СССР, а Москва выделила ей хорошую квартиру, она и тогда отказалась. Квартиру она продала, и на эти деньги купила жильё дочери. Рижский муниципалитет взамен утраченного жилья дал Артмане квартиру в доме после пожара, её нужно было восстановить, но денег не было, и Народная артистка поселилась в крохотном деревянном домике в пригороде Риги, который дочь гордо называла дачей. Артмане было 64, когда она приняла православие, и при крещении получила своё третье имя – Елизавета.

«Золотой век»
Последним фильмом с участием Вии Артмане стал «Золотой век» Ильи Хотиненко, вышедший в 2003 году – там она снова сыграла Екатерину II.

После первого инсульта Артмане довольно быстро восстановилась, и продолжала играть в двух рижских театрах. Второй инсульт был тяжелее, и работать она уже не могла. Третьего инсульта Вия Артмане не перенесла, и 12 октября 2008 года скончалась. Ей было 79 лет. Новопреставленную Елизавету отпели по православному обряду, и похоронили на рижском православном Покровском кладбище.
автор: Николай Кузнецов