А уж как над этим фильмом издевалась либеральная пресса. Но режиссер лично объездил с этим фильмом всю страну. И каждый раз в залах были очереди на сеанс, как и в прежние времена…
Актер Евгений Семёнович Матвеев – легенда нашего кино, большая звезда, свет которой продолжает светить до сих пор.
В жизни будущего актера было много испытаний. Он рос без отца, в абсолютной нищете. Впрочем, как и многие мальчишки, родившиеся в тот далекий 1922 год. Но стал великим актером и режиссером. Причем, испытаний в жизни Евгения Семёновича было много, и в тот момент, когда он находился на вершине успеха.
Путь на сцену
Евгений Матвеев заболел сценой, когда первый раз попал в театр. Простой деревенский мальчишка, безотцовщина, с матерью, которая всю жизнь мыкалась по подённым работам, испытал на себе силу искусства. Актером он стал по благословению самого Александра Петровича Довженко. Великий режиссер разглядел талант в деревенском парнишке. Сам заплатил за его обучение (тогда курсы были платные).
Война
А дальше была война, и служба в армии. Матвееву сильно повезло. Он начинал службу на рытье окопов, отличился и его отправили в училище. Случилось это за несколько дней до окружения Киева. Там проявил себя во время учебы и был оставлен при училище, чтобы готовить новые кадры для армии. Именно, находясь на службе, Евгений Матвеев и встретил женщину, которая стала его единственной женой. Сначала он ей не понравился. И Евгению Семёновичу пришлось ее добиваться. Символично, что встретил он ее в театре на концерте, куда он водил своих курсантов.
Семья
Вместе со своей женой Лидой они знали, что такое скудный послевоенный быт, когда нет самого необходимого. Они знали, что такое долгий путь к славе, когда один жертвовал ради другого своей карьерой. Жертвовала Лида, ради своего любимого мужа. Она могла бы стать знаменитой певицей, а стала просто одной из певиц в Хоре имени Пятницкого. И Евгений Семёнович всегда знал, что у него есть прочный тыл. В их семье родилось двое детей.
Малый театр
Он мог бы стать успешным военным, но выбрал карьеру актера. И поначалу эта карьера не предвещала ничего. Шесть лет скитаний по провинциальным театрам, и, наконец –то, счастливый случай, его заметил сам Михаил Иванович Царёв, который был на гастролях в Новосибирске. Он и предложил Матвееву службу в Малом театре, а заодно, и возможность завершить актерское образование.
И такой возможностью Матвеев воспользовался. Но даже он тогда не знал, что его судьбой станет не театр, а кино. Режиссеры достаточно быстро заметили Матвеева, и он стал востребованным актером кино.
«Дом, в котором я живу»
Первая же главная роль Матвеева в кино в фильме «Искатели» становиться успешной. Но сейчас зрители помнят его роль второго плана в фильме «Дом, в котором я живу». Уже в этой роли Евгений Семёнович показал, что его герой любит беззаветно, без границ и ожиданий ответа. Через любовь он полностью оправдал своего героя, который по сюжету полюбил жену прекрасного человека.
Правда жизни
В 1959 году и в 1960 году выходят «Поднятая целина» и «Воскресение». Матвеев становиться большой звездой советского кино. Две диаметрально противоположные роли. И все же в этих образах было одно общее – это правда жизни.
Кто бы знал, что здесь его ждет серьезное испытание в жизни. В роли Макара Нагульного он много выступал в киноконцертах на стадионах. Публика с радостью приветствовала актера. Однажды овации публики были особенно сильные, лошадь понесла тачанку, в который находился Матвеев. Тачанка перевернулась. Результатом падения была серьезная травма спины, и на несколько лет Матвеев был отлучен от кино. Он вынужден был бороться за возможность ходить и не быть прикованным к кровати.
«Родная кровь»
Евгений Семёнович нашел в себе силы вернуться в кино, и сыграл свою лучшую роль на экране в фильме «Родная кровь». Их экранный дуэт с Вией Артмане навсегда запомнился зрителям, они поженили актеров, да и в кинематографических кругах ходили разные слухи. Но сами актеры всегда умалчивали о том, что их связывало вне съемочной площадки.
«Цыган»
Испытывая проблемы со здоровьем, Матвеев решил стать режиссером, и выбрал для своего режиссерского дебюта повесть «Цыган». Для себя он выбрал главную роль – цыгана Будулая. Ему приходилось танцевать в кадре, и никто не знает, каких усилий это стоило Матвееву. Фильм имел грандиозный успех у тогдашней публики. Но для современного зрителя этот успех был заслонен успехом одноименного сериала.
«Солдаты свободы»
А в семидесятые годы Евгений Матвеев уже считался мэтром нашего кино. Как правило, он играл роли руководителей. В их числе, он сыграл и самого Брежнева, за что позже получил много критики. При этом, сама эпопея «Солдаты свободы», конечно же, уступала эпопее «Освобождение».
«Индийское» кино
Была и еще одна особенность творчества Матвеева. Многие режиссерские работы Евгения Семёновича пользовались огромным зрительским успехом, а коллеги не могли простить этого успеха. Они шептались, что, мол, это «индийское» кино только в партийной обертке.
«Судьба»
Самым кассовым фильмом Евгения Матвеева стала дилогия «Любовь земная» и «Судьба». Из партийной прозы Петра Лукича Проскурина Матвееву удалось сделать драму про любовь, которая преодолевает все преграды. Зрители по несколько раз ходили на эти фильмы. А песни из этого фильма стали уже классикой.
В эти годы Евгений Матвеев получил все мыслимые и немыслимые звания и награды. Но и любовь зрителя была неизменной.
Во всех фильмах режиссера Матвеева есть три темы – любовь к Родине, любовь к любимой женщине, и любовь к любимому делу.
«Чаша терпения»
Ко времени перестройки Матвеев подошел в статусе большой фигуры нашего кино, подлинного генерала нашего кино. Но в таком статусе он не устраивал многих коллег. И был знаменитый 5 съезд Союза кинематографистов, где Евгений Семёнович был лишен многих своих должностей. Этот съезд тяжело ударил по его здоровью, но режиссер, на которого обрушилась страшная критика, продолжил воспитывать учеников во ВГИКе, и снимать свое кино. Именно в эти годы он снял свой лучший фильм «Чаша терпения», где его герой снова борется за справедливость. Этот фильм совсем не заметили зрители, но этот фильм стоит внимания зрителей. Он показывает, что Матвеев – значимая фигура, и умеет снимать, как масштабное кино, так и камерную драму.
И, кажется, либералам удалось главное – удалось убрать актера с обочины общественной жизни. Казалось, в начале девяностых, что актер – это уже прошлое. Но не тут –то было.
«Любить по-русски»
В середине девяностых, вопреки всему, режиссеру удалось снять свой манифест «Любить по-русски». Евгению Семёновичу удалось главное: ему удалось снова сделать народное кино. Народное и по духу, и по любви зрителей. А уж как над этим фильмом издевалась либеральная пресса. Но режиссер лично объездил с этим фильмом всю страну. И каждый раз в залах были очереди на сеанс, как и в прежние времена.
Фильм требовал продолжение. Но не было денег. Тогда режиссер попросил денег у зрителей. И они откликнулись на просьбу режиссера. Они присылали ему деньги в конверте. И второй, а затем и третий фильм был снят. И вся трилогия пользуется народной любовью до сих пор. Причем, именно у зрителей, а не у высоколобых критиков, которые морщатся от одного упоминания этих фильмов. И снова в основе этих картин простые ценности. А сам Матвеев в роли бывшего председателя, ставшего губернатором, доказал, что настоящих людей нельзя списать.
Любопытная деталь: только Николай Бурляев на своем фестивале «Золотой витязь» отметил успех этого фильма.
Съемки фильма стали для Евгения Матвеева настоящей битвой. Он боролся как с чиновниками от кино, так и со своим здоровьем. Но всегда был рад встрече со зрителями, и никогда не отказывался отвечать на вопросы.
«Под полярной звездой»
В новое тысячелетие он вошел как патриарх нашего кино. И снялся всего лишь в одной роли. Но эта была все та же знаковая для актера роль Брежнева в минисериале «Под полярной звездой».
В это же время начался интерес к его прежним работам. Их начали часто показывать по телевизору, и молодое поколение зрителей узнавало о таком актере и режиссере, как Евгений Семёнович Матвеев. Оказывается, фильмы не устарели и продолжают будить в зрителях лучшие чувства. Многие узнали, что есть фильм «Цыган» от Евгения Матвеева, и он совсем не хуже, чем телевизионный фильм (это к вопросу о ремейках).
Творческое наследие
Евгений Семенович ушел из жизни в 2003 году от тяжелой болезни. Актеру, режиссеру и просто великому человеку был 81 год. Он оставил после себя большое творческое наследие. А зритель до сих пор ждет и пересматривает его фильмы.
Евгения Матвеева критики называли влюбчивым актером. А он и был таким. Он искренне любил свою Родину. И учил своих зрителей любить свою страну. А также он учил людей любить по-настоящему, по-русски, как умеет любить только русский человек.
автор: Александр Гудков