О чем могут говорить боевые награды на груди мужчины? В современном мире большинству неизвестна стоимость таких наград, они не измеряется в денежном эквиваленте, а измеряются в людском героизме.
Согласно древнейшими преданиями Киргизии, конец земли располагается на восточном береге озера Иссык-Куль. Там в селе Курменты в майский день 1909 года в деревенской семье появился на свет ребенок, которого нарекли Абдыкасымом. Он был самым обычным мальчиком. Его детство ничем не отличалось от его сверстников.
Помимо этого, мальчику нравилось возиться с техникой, копаться с разными приспособлениями, постоянно пропадал в гараже местного колхоза. Окончив семилетку Абдыкасым поехал в город Самарканд, хотел стать механиком. После обучения возвращается домой. Работает механиком-водителем.
Накануне войны переезжает в Пржевальск, там ему предложили должность инструктора автомотоклуба ОСОАВИАХИМа. С началом войны, он не стал отсиживаться в тылу по брони, которая ему полагалась как специалисту, а сам пришел в военкомат с просьбой отправить его на фронт. В августе 1941 года Абдыкасым Карымшаков отправляется в авиаполк. Такие спецы были нужны фронту. Но лишь обслуживать самолеты для него было мало, он сам стремился в бой. Начальство вняло его просьбам. Его отправляют в Ленинград с целью, чтобы он стал воздушным стрелком.
Практика боевых вылетов выявила — Ил-2 хороший самолет, однако имеет существенный изъян, его задняя часть совсем не защищена и является отличной мишенью. Поэтому налаживали производство двухместной машины, второе место для стрелка. Спешно организовывали подготовку подобных стрелков. Безопасность Ил-2 прежде всего обусловлена профессионализмом стрелка. Конструкция самолета была такова, что место стрелка было меньше всего защищено, из-за этого число погибших среди стрелков было весьма высоко, по сравнению с пилотами. Зная все эти особенности Абдыкасым все равно рвался в небо.
По окончанию обучения в январе 1943 года младшего сержанта Карымшакова направляют проходить практику в резервном авиаполку. Но уже в мае 1943 года отправлен на фронт. Он стал членом экипажа младшего лейтенанта Анатолия Брандыса. В воздушных поединках их слаженная работа неоднократно сохраняло им жизнь.
Первый свой бой личный состав с позывным «Алтай» провели в небе Донбасса. Сразу стало очевидно, что оба члена экипажа отлично знают свое дело. Стрелок успевал и самолет защищать, и стрелять по целям на земле.
Конец сентября 1943 года Ил-2 Брандыса и Карымшакова возвращается с выполнения военной задачи, как вдруг что-то случилось с двигателем. Машина отстала от своих. Тут же стали атаковать «мессеры», думая, что быстро справятся с легкой мишенью. Как они ошибались…Стрелок три раза отбивал нападение врага, и тем самым дал возможность увести самолет.
Абдыкасым не раз заменял выбывших стрелков из других экипажей, делая порой три вылета в сутки. Меткого стрелка прозвали снайпером. С его помощью истреблялись неприятельские автомобили, зенитки. А в ноябре 1943 года он сбил германский Ме-109, первый на своем счету.
Анатолия и Абдыкасыма многократно попадали в трудные ситуации, грозившие им гибелью, но они с достоинством выбирались из передряг и вновь вступали в бой. 16 апреля 1943 года снова вылет, идет ожесточенное сражение. Сначала отряд Ил-2 подвергся обстрелу зениток, а вскоре в небо взвились вражеские самолеты. Пять советских машин выведены из строя, лишь личный состав с позывным «Алтай» продолжает бой. Истребители наседают, делают манёвр и пытаются захватить Ил-2 в «клещи», ведь тогда они вынудят его сесть на их аэродром и возьмут в плен экипаж. Но не тут-то было, Абдыкасым отражает все нападения, затем сбивает одну из вражеских машин, и они благополучно скрываются. Уже по возвращению к своим, они увидели 72 бреши в фюзеляже.
6 мая 1944 года проходила атака на германский аэродром, команду Ил-2 атаковали машины врага. Два советских самолета лишились стрелков. Экипаж Абдыкасыма делает манёвр и стал как бы закрывать собой спины Илов без стрелков. Абдыкасым отразил несколько атак, и тем самым все три машины возвращаются на свой аэродром.
Февраль 1945 года наш экипаж снова подбит. Анатолий получил пулю в ногу, тогда Абдыкасым принимает решение нести командира по направлению к линии фронта. Они смогли это сделать и дошли до своих, когда их считали уже погибшими. После данного происшествия Абдыкасым стал с собой брать немецкий автомат МP-40, надеясь с его помощью отбиться от врага. Через две недели случился наиболее неописуемый инцидент в военной жизни стрелка Карымшакова.
Очередной воздушный бой и вновь атаки вражеских машин. Абдыкасым, как и прежде отражает нападение за нападением, и вдруг тишина, не осталось ни одного патрона. Немецкий самолет с усиленным рвением начинает атаковать. Задыхаясь от бессилия Адбыкасым не знал, что делать и вот в поле зрения попадает автомат. Недолго думая, он хватает оружие и устанавливает ствол в отверстие для пулемета и нажимает на курок. О чем он думал? Скорее всего это был шаг отчаяния, естественно он сознавал, что шанса поразить мишень практически нет. Но случилось невозможное. Пуля пробивает масляный радиатор, «Мессер» в дыму, ему больше не до Ил-2, который вполне благополучно возвращается.
Всего за время войны Абдыкасым Карымшаков осуществил 227 вылетов, принял участие в 52 баталиях в небе и уничтожил семь машин противника (3 лично и 4 в команде). Был неоднократно награжден орденами и медалями. По окончанию войны едет в отчий дом. И уже там в разговорах о войне старался привить подрастающему поколению, те чувства, которые испытывали простые советские солдаты, защищая Родину.