Актер Альберт Филозов: биография, фильмография и личная жизнь

Большие роли режиссёры давать ему не спешили, опасаясь, что он опять что-нибудь отчебучит…

Этот актёр сыграл в, без малого, 120-картинах, в четырёх десятках спектаклей. У него был облик постороннего человека, случайно оказавшегося среди строителей светлого будущего. Он постоянно искал совершенство, был разборчив в выборе ролей. Всю свою жизнь он был загадкой и для зрителей, и для коллег по цеху. На улицах его узнавали не часто, да он и не стремился к узнаваемости – носил тёмные очки и низко надвигал на лоб кепку, а сыгранные им роли были столь разноплановы, что выделить его самого, настоящего, задачей было непростой. Невзрачный лысеющий тихоня, будущий цирковой дрессировщик, идейный вожак анархистов, лётчик-испытатель, муж подкаблучник, английский джентльмен, метущийся предатель Родины и князь-самодур. При этом сам Альберт Леонидович Филозов утверждал, все его герои – это грани его личности, это он сам, и актёрская игра тут ни причём.

Актер Альберт Филозов: биография, фильмография и личная жизнь
«Васса» (1982)

Детство

Альберт родился 25 июня 1937 года в индустриальном рабочем и студенческом Свердловске. Отец, польский коммунист, бежал в СССР от своей полиции, но меньше, чем через полгода после рождения сына его, как польского шпиона арестовала советская контрразведка, он пропал навсегда, а ярлык «врага народа» приклеился к Альберту надолго. Позже он узнал, что отца расстреляли. Алик никогда не мечтал стать театральным или киноактёром, но у него был красивый альт, и он мог попасть на оперную сцену. Во дворце пионеров была оперная студия, он, срывая бурные аплодисменты сверстников и взрослых, пел там в «Девушке-семиделушке». Но по мере взросления голос стал ломаться, и Альберт с горя пошёл в театральную студию. Мама работала в кинотеатре киномехаником, и, конечно, он мог ходить в кино совершенно бесплатно. Беда была лишь в том, что директор строго-настрого запретил билетёрам пропускать детей сотрудников без билета, и на дармовщину можно было прийти только на последний сеанс, который начинался в 11 вечера. Чтобы не страшно было возвращаться домой, где даже в центре города было темно, хоть глаз выколи, Альберт водил с собой в полупустой зал одноклассников и пацанов со двора.

После ареста отца они с мамой и бабушкой жили очень бедно, хотя комнату в коммуналке у них, как ни странно, не отобрали. Окончив семилетку, учиться дальше, или нет, Альберт даже не думал: за учёбу в 8-10 классе нужно было платить, денег у мамы не было. Чтобы приносить домой деньги, он пошёл учиться токарному делу на ГПЗ-6, эвакуированный в годы войны на территорию пивзавода. Он рассказывал, как в цехе все, и он в том числе, чтобы экономить время и сделать больше деталей, наплевательски относились к технике безопасности, и он только чудом не покалечился и не стал инвалидом.

Набор в Школу-студию

В 1955-м Альберт уже прилично зарабатывал, и им вместе с маминой зарплатой почти хватало, да и потребности тогда у людей были не очень высокие. В том году на гастроли в Свердловск приехал МХАТ, и был объявлен набор в Школу-студию. Альберт никуда не собирался, и уж тем более, в Москву, но друг Юрий Гребенщиков попросил сходить с ним за компанию. Было много случаев, когда брали того, кто в актёры не рвался, а того, кто стремился им стать, не брали, но тут они оба прошли все творческие конкурсы, и поехали в столицу сдавать общеобразовательные предметы. На перрон Казанского вокзала Альберт вышел одетым по последней свердловской моде, щеголяя бобриковым пальто до пят, и широченными, метущими тротуар клёшами. Чтобы не выглядеть пугалом, пальто он обрезал до колена, а вот со штанами намучился: чтобы их заузить, нужно быть портным, а не токарем. Москва Альберту понравилась сразу, и он решил, что навсегда поселится в этом лучшем городе Земли.

Студент

Вот только столица понаехавшим с Урала Филозову и Гребенщикову, и иже с ними иногородним, не была рада. Быт тогдашних студентов был тяжким: койка в общежитии за Рижским вокзалом, голод, холод, безденежье. В общаге горячей воды не было, а зимой в оконные щели валил снег. Одежды тоже не было, а выглядеть нужно было опрятно. Была одна сорочка, вечером приходили с занятий поздно, сил стирать не было, Филозов валился в кровать, вставал в шестом часу утра, стирал, сушил утюгом, а досушивал иногда прямо на себе. Да ещё за 1-й курс нужно было отдать 500 рублей – плату за учёбу в вузах отменили с 1 сентября 1956-го, не платили лишь отличники. Вместе с Филозовым на курсе Народного артиста СССР четырежды сталинского лауреата Виктора Станицына учились Анатолий Ромашин, Вячеслав Невинный, Татьяна Андриканис – позже она станет Лавровой, Алла Покровская, к которой по свидетельству однокурсников Филозов был неравнодушен. Однажды однокурсник высоченный Александр Лазарев упал в голодный обморок. Состоятельные сердобольные москвичи иногда приносили подхарчиться. Чтобы совсем с голоду не помереть, разгружали вагоны на товарной станции, и, конечно, подворовывали. Но, несмотря на все эти бытовые трудности, учиться Филозову очень нравилось.

Актер Альберт Филозов: биография, фильмография и личная жизнь
«Испытательный срок» (1960)

Пробы к фильму «Зелёный фургон»

В 1958 году Филозов прошёл пробы к фильму «Зелёный фургон», и был утверждён на роль, однако студентам Школы-студии категорически запрещалось сниматься в кино. Но режиссёр фильма Генрих Габай убедил его, что всё согласовано чуть ли не через ЦК ВЛКСМ, но когда Филозов прилетел в Одессу подписывать договор, выяснилось, что с институтом ни о чём не договаривались. Филозов запаниковал и вернулся в Москву: он был уверен, что нарушение запрета ему с рук не сойдёт.

Актер Альберт Филозов: биография, фильмография и личная жизнь
«Сыны отечества» (1968)

Первые роли в кино

После истории с побегом из Одессы Филозова долго не снимали: о том, что он сбежал, киношники прознали быстро. Его поступок показался всем странным, а он никому ничего не объяснил, оставаясь закрытым, загадочным и непонятным. Дебютом в кино стал эпизод в фильме Владимира Герасимова и Хасана Бакаева «Испытательный срок», где играли два Олега из «Современника» – Ефремов и Табаков, Евгений Урбанский, Борис Новиков, Лаврова и Невинный, но в титрах Филозова не было. В фильме Латифа Файзиева «Сыны отечества» роль гауптштурмфюрера фон Тальвига была уже побольше. Потом был Федька в картине Равиля Батырова «Яблоки сорок первого года», но оба фильма были сняты на провинциальной киностудии «Узбекфильм», что веса Филозову не добавляло: большие роли режиссёры давать ему не спешили, опасаясь, что он опять что-нибудь отчебучит.

Актер Альберт Филозов: биография, фильмография и личная жизнь
«Яблоки сорок первого года» (1969)

Театр им. Станиславского

После окончания Школы-студии Филозова распределили в не самый популярный в Москве театр им. Станиславского, где режиссёр Михаил Яншин сразу поставил его играть Вадима в пьесе Михаила Львовского «Здравствуй, Катя» в очередь с уже знаменитым Евгением Леоновым. Потом было ещё три спектакля, где они с Леоновым меняли друг друга. Такая ситуация не очень нравилась обоим, Филозов считал, что он достоин большего, а Яншин ничего не предлагал, и Филозов ушёл в такой же заштатный театр им. Ермоловой, благо, расположены они почти рядом.

Актер Альберт Филозов: биография, фильмография и личная жизнь
«Тихоня» (1973)

Армия

Первый раз Филозов женился, будучи актёром театра Станиславского. Его избранницей стала девушка Лидия. Вначале это были бурные романтические отношения. Она была врачом-анестезиологом, у него были хорошие перспективы на актёрском поприще. Филозову было 26, он был уверен, что до истечения призывного возраста о нём просто забыли, да и весенний призыв уже заканчивался, но вдруг пришла повестка. Все команды уже уехали, в военкомате Филозову дали предписание и железнодорожный билет в инженерную часть в Шую, от которой до города невест Иваново всего 30 км, и частенько эта близость невольно толкала к вольностям и самоволкам. Письма домой он в шутку подписывал Филозов-Шуйский. Но это потом, а пока он был совершенно деморализован: ну какой из него сапёр? Лидия бросилась по инстанциям, уговаривая перевести мужа поближе к дому и в часть, где меньше риска для жизни. Письмо от театра им. Ермоловой до армейских верхов шло больше полугода. В результате рядового Филозова перевели в Рязанское училище связи, но не в курсанты, а в обслугу, а потом назначили руководить военным оркестром. Казалось, что преданность жены станет залогом крепкой семьи, но, отслужив, как человек с высшим образованием два года вместо трёх, вернувшись из армии Филозов подал на развод, ушёл из театра им. Ермоловой, и вернулся в театр им. Станиславского, откуда Яншин уже ушёл.

Актер Альберт Филозов: биография, фильмография и личная жизнь
«Страх высоты» (1975)

В 1966-м режиссёр Борис Львов-Анохин дал Филозову роль вестника в нашумевшем спектакле «Антигона» по Жану Аную, где Антигону прекрасно играла Елизавета Никищихина, а её дядю Креона – Леонов.

Новый брак

Примерно в это время у Филозова начался роман с театроведом Аллой, работавшей в ГИТИСе. Они поженились, в 1968 году у них родился сын Андрей. Отца он практически не видел: Альберт много работал. Сын лишь однажды попробовал сняться в кино: в картине Сергея Соловьёва «Чужая белая и рябой» он играл кольщика – парня, который делал татуировки, но съёмочный пресс ему не понравился, да и в титры Соловьёв его не включил.

Актер Альберт Филозов: биография, фильмография и личная жизнь
«Пропал и нашелся» (1976)

«Вид на жительство»

Отношение к Филозову, как к киноартисту поменялось благодаря случаю. Создатели картины «Вид на жительство» Омар Гвасалия и Александр Стефанович долго искали актёра с невнятной внешностью на роль учёного, который, воспользовавшись туристической поездкой, остался в одной из европейских стран, что по тем временам означало измену Родине. Вспомнили про Филозова. Его заметили, карьера пошла в гору, предложения посыпались одно за другим.

Актер Альберт Филозов: биография, фильмография и личная жизнь
«Вид на жительство» (1972)

«И это всё о нём»

В 1978-м вышел 6-серийный телефильм Игоря Шатрова «И это всё о нём», где Филозов играл, похожего на студень инженера Юрия Петухова, который пытался жениться на дочери главного отрицательного героя мастера лесорубов Гасилова. Роль была не самая главная, но Филозов прекрасно сыграл совсем не глупого человека со смытым лицом. Партнёром Филозова вновь стал Евгений Леонов. Картина потом вызвала много споров.

Актер Альберт Филозов: биография, фильмография и личная жизнь
«И это всё о нём» (1977)

«Дикая охота короля Стаха»

В том же году Валерий Рубинчик пригласил Филозова на одну из главных ролей управляющего имением Игнатия Гацевича в, вероятно, первый советский мистический триллер «Дикая охота короля Стаха». Картина, в которой снимались Борис Плотников, Роман Филиппов, Борис Хмельницкий, получился и в самом деле жуткий, моментами просто леденящий кровь, а Филозов запомнился яркой убедительной работой.

Актер Альберт Филозов: биография, фильмография и личная жизнь
«Дикая охота короля Стаха» (1979)

Как-то Альберт шёл домой, и слушал кассетный магнитофон. Его остановили гопники, несколько раз ударили по голове, отобрали касетник.

Актер Альберт Филозов: биография, фильмография и личная жизнь
«Вам и не снилось…» (1980)

«Взрослая дочь молодого человека»

В 1979-м в театр им. Станиславского пришёл режиссёр Анатолий Васильев, и вскоре состоялась премьера спектакля «Взрослая дочь молодого человека» по пьесе Виктора Славкина. У Филозова была главная роль состарившегося стиляги Бэмса, а его приятеля Прокопа играл Гребенщиков.  Прекрасный саксофонист Алексей Козлов, тот самый «Козёл на саксе», даже научил Филозова играть на пианино запрещённый джаз, хотя музыкальную партию исполнял сам. Спектакль, что называется, прогремел, достать на него билеты было невозможно, его сняли на плёнку и показали по телевидению.

Актер Альберт Филозов: биография, фильмография и личная жизнь
«Идеальный муж» (1980)

«Тегеран-43»

В 1980-м Александр Алов и Владимир Наумов, которые ещё в 1959-м хотели снять Филозова в своём дебютном фильме «Ветер», утвердили его на роль кривого нациста Шернера в «Тегеран-43». Для того, чтобы общаться с полицейским инспектором Жоржем Фошем – героем Алена Делона, который в картину попал совершенно случайно, Филозову, не знавшему языка, пришлось целиком заучить французские фразы, но этого не понадобилось: режиссёры поняли, что Делона всё равно придётся дублировать, и поэтому они оба – француз и якобы немец говорят по-русски: Филозов – своим голосом, а за Делона – Родион Нахапетов. «Тегеран-43» посмотрели 47,5 млн. человек, его выдвигали на Госпремию СССР, но в том году награду получила оскароносная «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, конкурировать с которой было невозможно. В 1983-м Филозов стал Заслуженным артистом РСФСР, через 11 лет – Народным России.

Актер Альберт Филозов: биография, фильмография и личная жизнь
«Тегеран-43» (1980)

«Мэри Поппинс, до свидания»

В 1983-м вышел изумительный музыкальный фильм Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свидания», в котором Филозов сыграл Джорджа Бэнкса – отца семейства, нанявшего прекрасную няню Мэри.

Актер Альберт Филозов: биография, фильмография и личная жизнь
«Мэри Поппинс, до свидания» (1983)

«Человек с бульвара Капуцинов»

1987 году в фильме Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» Филозов играл мистера Сэконда – антипода главного героя хорошего парня Джонни Фёрста, познакомившего сильно пьющих ковбоев с добрым кино. Сэконд он показал ковбоям плохое кино, разбудившее все их низменные инстинкты. Картину, напоминавшую очень популярный в 60-х чехословацкий детский вестерн «Лимонадный Джо», который, сам был пародией на вестерн, посмотрело больше 60 млн. человек.

Актер Альберт Филозов: биография, фильмография и личная жизнь
«Человек с бульвара Капуцинов» (1987)

Третий брак

У Филозова был принцип: никаких романов с актрисами, даже с будущими. Его третья супруга работала администратором на Киевской киностудии, то есть, имела прямое отношение к кино, но артисткой не была. Познакомились они, когда Филозову было уже 50. Виктор Гресь пригласил его в Киев в двухсерийную картину «Новые приключения янки при дворе короля Артура» сразу на две роли – короля и его наставника Мерлина. На вокзале его должна была встречать помощник директора картины Наталья Тоцкая. Филозов был почти взбешён: он был человеком пунктуальным и обязательным, а она опоздала на 10 минут. Когда она подошла, он заявил, что немедленно возвращается в Москву. Наталья сказала, что сейчас она устроит обратный билет. Тут уже опешил Филозов: он ждал, что его будут уговаривать, и остался. Уже после первого съёмочного дня Альберт пригласил Наталью на ужин. Роман вспыхнул мгновенно. Но сразу уйти из семьи Альберт не мог, и 5 лет жил на два дома и на два города. После очень эмоционально тяжёлого развода состоялась скромная свадьба и венчание с Натальей. Всё это принесло массу бытовых проблем, которые нужно было решать: Наталья из Киева приехала в театральное общежитие, где жил муж, ведь свою квартиру он оставил жене и сыну, лишь после рождения в 1994 году Насти им дали квартиру. Настя и её сестра-близнец родились недоношенными, Настя выжила, а её сестра умерла на 17-й день. Настю отец брал с собой на все гастроли, благодаря чему она увидела полстраны. В 2007-м она даже сыграла вместе с отцом в картине Глеба Панфилова «Без вины виноватые», живьём видела Инну Чурикову, Олега Янковского, Леонида Броневого. В 1983-м Панфилов уже снимал Филозова в фильме «Васса» в роли члена окружного суда Юрия Мельникова.

Актер Альберт Филозов: биография, фильмография и личная жизнь
«Новые приключения янки при дворе короля Артура» (1988)

Спустя четыре года родилась Анна. Филозов в это время ставил во ВГИКе со своими студентами чеховскую «Чайку», и после премьеры сказал, что уходит к своей «молодой дочери». Альберт иногда водил её в небольшую церквушку, где пел для удовольствия.

Актер Альберт Филозов: биография, фильмография и личная жизнь
«В августе 44-го» (2000)

«Школа современной пьесы»

В 1997-м Филозов перешёл к Иосифу Райхельгаузу, с которым уже работал в театре им. Станиславского, в «Школу современной пьесы», и сразу сыграл в двух знаковых спектаклях – «Пришёл мужчина к женщине», где его единственной партнёршей была блистательная Любовь Полищук, и в «Чой-то ты во фраке», где к ним добавился неподражаемый Алексей Петренко. В театре у него было прозвище «Отличник», потому что он играл больше всех: за 20 лет больше 20 спектаклей, по одному в год, и после этого он жаловался, что у него нет ролей.

Актер Альберт Филозов: биография, фильмография и личная жизнь
«Безъ вины виноватые» (2008)

В 2007-м в «Школе современной пьесы» Филозов вместе с Ольгой Гусилетовой поставил свой единственный спектакль «2х2=5» по пьесе Ксении Степанычевой. Последний раз в кино Филозов снялся незадолго до своей смерти: в картине Евгения Емелина «Варавва» он играл Иосифа Аримафейского, но премьеры не увидел: 11 апреля 2016 года Альберт Филозов умер после тяжёлой болезни, а лента вышла в 2018-м.

автор: Николай Кузнецов

AesliB