На самом деле он так и не смог успокоиться, и объяснить самому себе, что ему остаётся лишь смешить людей

Скоро стало ясно, что на сцену и на экран в качестве лирического героя он вряд ли выйдет – лечение изменило его до неузнаваемости…

Абсолютно счастливый

Советское кино без Вячеслава Невинного представить невозможно – он снялся более чем в 80-ти картинах. Над его героями одинаково смеялись и взрослые и дети. А ещё он был удивительно тонким драматическим театральным актёром. И на сцене, и на экране он всё делал с огромным удовольствием. А когда артисту работа в радость, то не меньшее удовольствие получает и зритель. В жизни он был обаятелен, добр и открыт.

На самом деле он так и не смог успокоиться, и объяснить самому себе, что ему остаётся лишь смешить людей

Детство

Вячеслав Михайлович Невинный появился на свет в последний день ноября 1934 года в Туле. Родители были далеки от любого искусства, работали на одном заводе – отец был инженером, мама – машинисткой в конторе. Они были уверены, что сын тоже станет инженером. Но Слава, сколько себя помнил, всегда знал, что будет актёром, хорошим актёром.

В семь лет Слава пошёл в 23-ю среднюю школу, которая готовила детей к дальнейшей работе на железной дороге, поступлению в профильные ВУЗы и техникумы. В школе Слава был сорвиголова, постоянно шалил, носился по классу даже во время уроков, разыгрывал одноклассников, обидно подшучивал над приятелями и учителями. В дневнике почти каждый день были двойки по поведению, замечания, и вызовы родителей в школу. Единственным местом, где Слава становился прилежным и серьёзным был театральный кружок во Дворце пионеров. Талант у мальчика был, в спектаклях по «Мёртвым душам» он играл не кого-нибудь, а Чичикова. Опыт даром не пропал: в 1984 году Михаил Швейцер пригласил Невинного в свой фильм, но уже на роль Сабакевича, а Чичикова сыграл Александр Калягин.

На самом деле он так и не смог успокоиться, и объяснить самому себе, что ему остаётся лишь смешить людей

Слава хотел быть не только артистичным, но и стройным и подтянутым. В Туле на улице Луначарского был один из старейших в стране велотрек, хорошая школа и богатые традиции – тульские трековики выиграли 75 медалей на олимпиадах и мировых чемпионатах, установили много всесоюзных рекордов. Слава пришёл на трек, вскоре получил юношеский разряд, и в картине «Не ходите, девки, замуж!» крутил велотренажёр вполне профессионально. Стать спортсменом не позволила травма. А тут ещё и время поступления в институт подоспело.

Москва

С аттестатом зрелости и спортивным разрядом Слава поехал в Москву поступать в школу-студию МХАТ, но, провалив экзамены, вернулся в Тулу. Без театра он себя уже не мыслил, уговорил взять его в массовку местного ТЮЗа, потом играл в спектаклях уже более значимые роли, и через год снова поехал в Москву. На экзаменах Слава произвёл фурор – когда его попросили спеть, он на глазах комиссии из весельчака и балагура перевоплотился страдающего человека, и исполнил серьёзный романс из репертуара самого Фёдора Шаляпина. Сильного поставленного голоса у Невинного не было, но были обаяние и душевность, которые и сделали своё дело – его приняли в школу-студию на курс народного артиста, лауреата многих сталинских премий Виктора Гёзе, известного всей стране под псевдонимом Станицын.

На самом деле он так и не смог успокоиться, и объяснить самому себе, что ему остаётся лишь смешить людей

Став студентом, Невинный тут же влюбился в Аллу Покровскую, которая поступала вместе с ним. Девушка тоже заметила весёлого голубоглазого кандидата в актёры, и у них начался роман. После окончания первого курса Алла поехала на практику в Крым, а вскоре к морю сорвался и Слава. Все были уверены, что осенью они поженятся. Но для Невинного кроме театра уже ничего не существовало, и свадьбу отложили на неопределённое время – нужно было выучиться и получить профессию.

Школа

Как иногородний Невинный получил койку в общежитии, и сразу подружился с соседом Олегом Табаковым – таким же «лимитой», приехавшим из Саратова. Жили они на мизерные стипендии, почти голодали, делились друг с другом теми крохами, которые присылали родители. Друзья были увлечены профессией, устраивали в комнате репетиции, пели, плясали, и довольствовались ролями в МХАТовских массовках. В одном из спектаклей Невинный должен был просто выйти на сцену, и скромно сесть на стул, стоящий в углу – слов в той роли не было. Но Вячеслав подошёл к делу, как учили, творчески, и вышел, одевшись и загримировавшись под Пушкина, в следующий раз – в виде Гоголя, потом – Льва Толстого. На удивление, режиссёры МХАТа, чей консерватизм стал притчей во языцех, благосклонно отнеслись к своеволию студента, а завзятые театралы заключали пари – в каком образе этот молодой актёр появится в следующий раз.

На самом деле он так и не смог успокоиться, и объяснить самому себе, что ему остаётся лишь смешить людей

Как в детстве и юности Невинный был уверен, что для актёра очень важна физическая форма. Он продолжал заниматься спортом, но на смену велосипеду пришёл футбол – Невинный был весьма агрессивным нападающим в театральной команде, часто забивал красивые голы.

Профессия

В 1957 году отношения с Аллой окончательно разладились – слишком много времени у Невинного отнимала учёба и работа в массовке. Они расстались, но остались друзьями, а Покровская вышла замуж за Олега Ефремова. Разрыв с Аллой Невинный переживал тяжело. Единственное спасение он находил в работе. Режиссёр Юлий Райзман пригласил его на эпизодическую роль рабочего в картине «Коммунист». Однако сниматься в кино Невинному не понравилось – суета и хаос на съёмочной площадке очень отличались от того, к чему он привык в театре. Он даже подумал, что больше не согласиться работать в кино. Но в 1960 году Владимир Герасимов пригласил его на главную роль молодого чекиста Сергея Зайцева в фильме «Испытательный срок» вместе с лучшим другом Олегом Табаковым и Олегом Ефремовым, которые тоже играли там главные роли. Невинный решил ещё раз попробовать – чем чёрт не шутит. И после этой роли он неожиданно для себя полюбил съёмочный процесс. Через год он снялся у Станислава Ростоцкого в романтическом фильме «На семи ветрах», действие которого происходило во время Великой Отечественной войны. В этой картине подтянутый, стройный и очень серьёзный капитан Юра Зубарев совсем непохож на будущего комедийного артиста Невинного. После этой работы Невинный окончательно уверился в том, что его призвание – драматические роли, что в театре, что в кино. Но куда ж девать почти детский хулиганский характер, комизм, заложенный в него природой? Когда он выходил из гримёрки, вокруг него моментально образовывался круг людей, раздавались анекдоты, шутки и смех. Он несчётное число раз сыграл Хлестакова – какая уж тут серьёзность…

На самом деле он так и не смог успокоиться, и объяснить самому себе, что ему остаётся лишь смешить людей

Невинный очень любил и умел рассказывать анекдоты и смешные истории. Случаи из его собственной жизни, рассказанные им, неизменно вызывали смех у слушателей.

Нина

В середине 60-х во МХАТе Невинному, несмотря на все его старания, больших ролей не давали. Но он не унывал, был уверен, что придут роли, а вместе с ними к Славе придёт и слава. В спектакле «Три толстяка» он играл продавца воздушных шариков, и без памяти влюбился в Нину Гуляеву, которая играла Суок.

На самом деле он так и не смог успокоиться, и объяснить самому себе, что ему остаётся лишь смешить людей

Никаких шансов на взаимность у Невинного не было – Гуляева уже десять лет была счастливо замужем за актёром Михаилом Горюновым. Однажды в день рождения Нины Вячеслав прямо в фойе театра надел ей на палец скромное серебряное колечко. Он не просто признался ей в любви, но заявил, что хочет от неё детей. Через некоторое время, отыграв спектакль, они уже бродили по ночной Москве, и Нина поняла, что больше без Невинного жить не может. Она ушла от мужа и вышла за Невинного. Уже через год у них родился сын Вячеслав. Они были счастливы. Нина по-прежнему была ведущей актрисой МХАТа, а Невинного начинающий режиссёр Эльдар Рязанов пригласил в картину «Берегись автомобиля на небольшую роль комичного чумазого автослесаря с промасленной ветошью в руках. Роль была крохотная, но эти «поглядим, послушаем, пощупаем, понюхаем. Вы гараж-то откройте!» – запомнила и цитировала вся страна.

На самом деле он так и не смог успокоиться, и объяснить самому себе, что ему остаётся лишь смешить людей

Болезнь

Летом 1969 года полный сил Невинный в прекрасном настроении возвращался домой после спектакля – успех был грандиозный! Но вдруг его пронзила резкая боль, он потерял равновесие и упал прямо на асфальт. После обследования доктора сказали, что это у Невинного налицо симптомы тяжёлого хронического заболевания. Вскоре у него практически отнялись ноги. Друзья устроили Невинного в хорошую больницу, и там сказали, что актёр может стать инвалидом. А ещё совсем молодого 35-летнего, осанистого энергичного Невинного мучил лишь один вопрос: как жить без театра, как существовать без кино? Актёру предложили сильный заграничный препарат, предупредив, что у него есть пробочный эффект, но Невинный был готов на всё, лишь бы вернуться на сцену, и он согласился. Лекарство подействовало, уже через месяц Невинный снова мог ходить, сразу приступил к работе в театре, и постарался забыть о своём страшном недуге. С тех пор он вообще не обращал внимания на любые болячки.

Невинный полностью погрузился в работу, навёрстывая упущенное в больнице время. Он и думать забыл обо всех предостережениях врачей, режиме и диетах. Главное – это профессия.

Возвращение болезни

В театре Невинному, наконец-то, стали давать большие роли. Невинный считал это время лучшим в своей жизни, но было оно недолгим – у него нарушился обмен веществ, что, возможно, стало следствием приёма того самого заграничного препарата, а в довершение ко всему вернулись проблемы с ногами. Ему сказали, что он вообще не сможет больше ходить. Выхода было два: либо инвалидное кресло, либо гормональное лекарство, которое нужно колоть до конца жизни, но тогда он сильно располнеет. Невинный, как и несколько лет назад сказал: что угодно, лишь бы ходить, лишь бы остаться в профессии. Тогда он даже не мог представить, насколько серьёзно скажется на его внешности такое решение. Выписавшись из больницы, он снова погрузился в работу, забыв про все предупреждения врачей и про все прописанные диеты. Скоро стало ясно, что на сцену и на экран в качестве лирического героя он вряд ли выйдет – лечение изменило его до неузнаваемости. Для актёра это было страшным ударом, ведь он пошёл на всё ради своей профессии, а сейчас выяснялось, что таким он профессии не нужен. Невинный перестал шутить, всё меньше улыбался, стал сдержанным и отстранённым.

Кино

Однако для кинорежиссёров новый образ Невинного оказался настоящей находкой – его стали звать в комедии. Беда была в том, что почти все герои были положительные, и начинали приедаться. Был, конечно, торговец пивом картине Леонида Гайдая «Не может быть!», который пел про то, что не пиво губит людей, а вода, но он, пожалуй, один и был. И Невинный очень обрадовался, когда Эльдар Рязанов позвал его в свой откровенно антисоветский фильм «Гараж» на роль приматолога Карпухина, который хотел выдрессировать макак, чтобы они в Сибири собирали и лущили кедровые шишки. Персонаж был противный, но это был типичный «герой», который всегда с большинством, какие бы гадости — это большинство не делало. С ролью Невинный справился блестяще, впрочем, как и все актёры у Рязанова – такой уж это был режиссёр. В 1991-м Невинный снялся у Рязанова в «Небесах обетованных».

На самом деле он так и не смог успокоиться, и объяснить самому себе, что ему остаётся лишь смешить людей

Постепенно новый образ Невинного оценили и во МХАТе, а спектакль «Старый Новый год» стал одним из самых любимых у зрителей – в зале от смеха была истерика, актёрам не давали играть. Позже на основе этого спектакля режиссёры Наум Ардашников и Олег Ефремов поставили одноимённый фильм практически с теми же актёрами.

В начале 80-х Невинный много снимался, и совсем не думал о здоровье, хотя у него обнаружили диабет. Но он остался всё тем же задорным молодым актёром, беззаветно преданным искусству. Часто, даже когда это было просто опасно для его здоровья, он работал без дублёра. В картине «Не ходите, девки, замуж» он сам прыгал в холодную воду. В культовом детском фильме «Гостья из будущего» было много сложных трюков, и Невинному, игравшему одного из космических негодяев, с его больными ногами пришлось много бегать и прыгать – найти дублёра с такой пластикой не смогли. Он не жаловался, и дубль за дублем повторял эти гонки по улицам Москвы. На премьере зрители судачили: не подложили ли актёру дополнительный поролон в костюм, ведь такой толстяк не может так резво бегать и легко скакать. Даже близкие не знали, чего стоила Невинному эта лёгкость… Дома его мучили невыносимые боли, а наутро он снова с неизменной улыбкой выходил под камеру или на подмостки, ибо знал – без работы ему не жить. В 1994-м Вячеславы Невинные сыграли в фильме «Волшебник Изумрудного города» – отец был Страшилой, а сын с приставкой мл. – трусливым львом. Друзьям Невинного-старшего казалось, что он уже смирился с амплуа комического актёра, ведь в жизни он оставался таким же весельчаком, как раньше.

Популярности Невинного можно было только позавидовать, но на самом деле он так и не смог успокоиться, и объяснить самому себе, что ему остаётся лишь смешить людей. Самочувствие внешне пышущего здоровьем Невинного лучше не становилось, ему всё труднее было ходить, от лишнего веса болели ноги, спина.

Мультипликация

Спас его никому тогда не известный мультипликатор Юрий Норштейн, неожиданно открывший новый выход для неуёмной энергии и драматического дару Невинного. До этого Невинный уже работал в мультипликации, но «Ёжик в тумане» стал подлинным шедевром не только советской, но и мировой мультипликации, его полюбили все. Огромную роль в этом успехе сыграла «озвучка», интонации Марии Виноградовой, чьим голосом говорил Ёжик, Невинного, даже внешне похожего на Медвежонка, и закадровый текст Алексея Баталова. Потом были другие мультики, и был толстый котяра, которого хорошо кормили в «Возвращении блудного попугая». Всего Невинный озвучил без малого 60 мультфильмов.

На самом деле он так и не смог успокоиться, и объяснить самому себе, что ему остаётся лишь смешить людей

Другим очень важным делом для Невинного стали аудио- и радиоспектакли, записанные на пластинки – таких набралось больше тридцати. В некоторых спектаклях Невинный не только говорил, но и сам их ставил, а во время записи он много и охотно помогал своим партнёрам по микрофону, и все они начинали говорить на одном языке.

На самом деле он так и не смог успокоиться, и объяснить самому себе, что ему остаётся лишь смешить людей

В 90-е, когда начался упадок театра и кино, у Невинного в работе, по-прежнему, недостатка не было. Он знал, что справится со всем, и все вокруг это знали. Но в 1996-м снова случилось несчастье. Как-то Невинный, усталый и неважно себя чувствовавший, пришёл на репетицию в МХАТ. Перед прогоном он шёл по тёмной сцене, не заметил люка, открытого монтировщиками, и рухнул с пятиметровой высоты. У актёра были сломаны многие рёбра, разорвано лёгкое, он почти истёк кровью. Врачи «скорой» опасались, что до больницы его не довезут. Спасти его удалось, но после этого здоровье актёра существенно ухудшилось, он почти перестал ходить, но, как и раньше успокаивал и себя, и других, что всё будет хорошо. Он и в самом деле вернулся в театр. Когда он, направляясь от своего дома в театр, находившийся напротив, переходил улицу, милиционеры перекрывали движение, и водители сигналили, приветствуя любимого актёра, а он снимал шляпу и раскланивался.

Невинный работал практически до самого конца. Но в 2005 году из-за осложнений на фоне диабета началась гангрена, и актёру ампутировали ступню левой ноги. В спектакле «Нахлебники» он должен был играть на коляске, но 31 мая 2009 года Вячеслав Невинный, по мнению многих, абсолютно счастливый, несмотря на все болезни, человек, умер. Похоронили его на Аллее актёров Троекуроского кладбища.

автор: Николай Кузнецов

AesliB