Актер Борис Плотников: биография, поступление в театральный институт, ТЮЗ, первые роли в кино, доктор Борменталь и личная жизнь

Другой бы сломался, запил, но мысль сменить профессию в голову Плотникову не приходила никогда…

Он снялся в 80-ти фильмах, сыграл в 33-х спектаклях в театрах Свердловска и Москвы. В его карьере было много ярких ролей, и в те годы, когда в чести были военные, милиционеры и передовики производства, Борис Плотников возвращал на экран и сцену благородство и даже аристократизм. У него были тонкие черты лица и пронзительные глаза, и он прекрасно играл настоящих русских интеллигентов. Но именно эта интеллигентность едва не закрыла ему путь в актёры.

Актер Борис Плотников: биография, поступление в театральный институт, ТЮЗ, первые роли в кино, доктор Борменталь и личная жизнь

Детство

Борис появился на свет 2 апреля 1949 года в Невьянске, в 90 км на север от областного Свердловска. Родители, Григорий Иванович, и Маргарита Ивановна работали на секретном механическом заводе: отец слесарем, мама – инженером-технологом. Вместе они прожили больше полувека. Дед и бабушка очень красиво пели, пристрастили к этому сына и невестку. Они открывали в доме окна, и их пение приходили слушать соседи с окрестных улиц. Из окон их дома знаменитая наклонная Невьянская башня, построенная Демидовыми, была видна как на ладони. Дед и бабушка и внуку привили любовь к пению, а хорошим драматическим тенором его наградили родители и природа. В школу Боря пошёл в закрытом городе Свердловск-44, который в те времена был Верхнейвинском, а сегодня Новоуральск: родители устроились на Уральский электрохимкомбинат, ещё более секретный, чем завод, где они раньше работали.

Театральный институт

В школе была художественная самодеятельность, в доме пионеров –театральная студия, и там Боря постигал азы сценического искусства. Получив аттестат зрелости, Борис с мамой поехал в Ленинград поступать в институт театра, музыки и кино. Опытная секретарь приёмной комиссии, окинув невзрачного юнца намётанным взглядом, сказала, что шансов у Бори нет, и после фиаско на прослушивании они вернулись в Невьянск. В Свердловске Борис легко поступил в театральный институт на курс Юрия Жигульского, который талант Плотникова разглядел. Через год Плотников поехал в Москву поступать в МХАТовскую школу-студию, но в приёмной комиссии ему категорично заявили, что он профнепригоден. Как это часто бывает, спустя годы Плотников стал актёром МХАТа.

ТЮЗ

После окончания театрального института Плотникова в Свердловский, тогда ещё не академический драмтеатр не взяли, и он поступил в труппу ТЮЗа. Хотя из ТЮЗов вышли многие большие актёры, детские театры считались вторым сортом. Плотникову ещё и не повезло: едва он в 1970-м пришёл в театр, там случился сильный пожар, старое, дореволюционной постройки здание в центре города и сильно пострадало, и пока ни шатко, ни валко театр ремонтировали, актёры мотались по Свердловску, зачастую играя в помещениях, вообще для этого не приспособленных. Новое здание ТЮЗа открыли в 1977-м, но уже через год Плотников оттуда уволился.

Играя в ТЮЗе в пьесах Фридриха Шиллера, Виктора Розова, Арамиса и Бэкенгема в «Трёх мушкетёрах», Плотников решил попробовать себя в кино, но его никуда не брали, даже на эпизоды. На далеко не самой лучшей в стране Свердловской киностудии, хотя там и сняли «Сильных духом» и «Угрюм-реку» как-то отбирали актёров на эпизод. Народу на «кастинг» пришло много, но ассистент по актёрам выделила одного Плотникова, вывела его из очереди, и сказала шёпотом, что с таким лицом его не возьмут даже в массовку. Другой бы сломался, запил, но мысль сменить профессию в голову Плотникову не приходила никогда.

«Восхождение»

Фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» по повести Василя Быкова о белорусских партизанах «Сотников» стал и кинодебютом Плотникова, и его киноуниверситетом. Худсовет «Мосфильма» категорически возражал против того, чтобы героя Бориса Сотникова играл Плотников, но Шепитько была непреклонна: ей был нужен именно этот никому не известный актёр из второсортного провинциального театра, похожий одновременно и на Христа, и на своего палача Павла Портнова, которого играл Анатолий Солоницын. На пробы Плотников ездил 7 раз, и после пятой неудачи он сказал, что больше в Москву ни ногой. Однако Шепитько каким-то одной ей известным способом – соцсетей не было, простой домашний телефон был далеко не у всех – разыскала в Свердловске его друзей, и они почти заставили Плотникова поехать на шестые пробы. Но и они оказались не последними.

Актер Борис Плотников: биография, поступление в театральный институт, ТЮЗ, первые роли в кино, доктор Борменталь и личная жизнь

«Восхождение» (1976)

6 января 1974 года в день рождения Ларисы в окрестностях Мурома в честь начала съёмок разбили традиционную тарелку, но даже в этот момент Плотников ещё не был утверждён официально, и Шепитько снимала на свой страх и риск. Что-то подобное она однажды уже проделала: в «Крыльях» ей запретили снимать Майю Булгакову, но она на свои деньги в Крыму отсняла несколько важных сцен, и киночиновники сдались. Ради Плотникова Лариса пошла ещё на один трюк: когда хлопала «хлопушка», он сразу «вылетал» из образа, и так повторялось несколько раз. Тогда Шепитько команду «мотор» стала отдавать шёпотом, а «хлопушка» шла уже после отснятого дубля. Потом она намучилась при монтаже, но оно того стоило.

На съёмки из Мурома выезжали в 6 утра, приезжали на площадку в 9. В январе светает поздно, темнеет рано. Снимали до трёх часов дня, за это время переметало дорогу, и, чтобы группа могла вернуться в город, их сопровождал бульдозер. В январе морозы стояли под 40 градусов. Плотникову предстояло войти в кадр без шапки и сыграть сцену, где волосы его героя примерзают к дереву. Как актёр не старался отыграть правдоподобно, Шепитько в каждом дубле видела фальшь, и тогда она решила облить голову Плотникова водой. Отдирали голову от берёзы, там остался приличный клок волос, и Борис потом шутил, что лысина у него пошла после «Восхождения».

Сцену, где Сотников и будущий предатель Николай Рыбак, которого играл почти такой же дебютант Владимир Гостюхин, метров сто ползут по глубокой снежной целине, снимали долго. Для каждого дубля переставляли камеры и свет, так, чтобы не было следов от предыдущего дубля. Плотников во время съёмок обморозил уши и нос. Но натурные съёмки были не самыми тяжёлыми для Плотникова. Куда хуже было в павильоне, где снимали сцены пыток Сотникова. Плотников настолько вжился в образ, что когда к оголённой груди приложили якобы раскалённую звезду, он по-настоящему закричал от боли, и упал без чувств, хотя по сценарию должен был терпеть молча. Пришлось переснимать. Доверить озвучание Плотникову, у которого совсем не было такого опыта, Шепитько не рискнула, и Сотников говорит голосом «Шурика» – Александра Демьяненко.

Актер Борис Плотников: биография, поступление в театральный институт, ТЮЗ, первые роли в кино, доктор Борменталь и личная жизнь

«Емельян Пугачёв» (1978)

Вряд ли Шепитько сделала это специально, но все три исполнителя главных ролей были тесно связаны со Свердловском: Гостюхин родился там в 1946-м, Плотников учился в театральном и играл в ТЮЗе, а Солоницын – в драмтеатре. Да и Демьяненко тоже свердловчанин.

Ленту собирались положить на полку, но муж Шепитько режиссёр Элем Климов придумал хитрый ход: раз «Восхождение» про белорусских партизан, то и показывать его нужно настоящему партизану, который сможет пробить любую стену. Как раз такой человек возглавлял белорусский ЦК – Герой Советского Союза Пётр Машеров. Климов пробился к нему, «Восхождение», которое можно было назвать и «Вознесением», его просто ошеломило, и он добился, чтобы фильм вышел без единой правки. Премьера состоялась 2 апреля 1977-го в день 28-летия Плотникова и прошла примерно так, как в чудном мультике Фёдора Хитрука «Фильм, фильм, фильм,»: когда шли завершающие титры, в зале стояла гробовая тишина, съёмочная группа тряслась, словно лист осиный, думая, что это грандиозный провал, но потом разразилась такая овация, что казалось, рухнет потолок. Это был первый советский фильм, который получил «Золотого медведя» – главный приз Берлинского международного кинофестиваля.

Уральский госуниверситет

Нервная перегрузка была такой сильной, что Плотников на время просто спрятался от всех. По совету Шепитько он поступил в Уральский госуниверситет на отделение истории искусств филологического факультета. Дипломную работу он написал по графике московского художника Виталия Горяева: когда Плотников только начал работать в ТЮЗе, ему подарили двухтомник «Идиота» Фёдора Достоевского с карандашными «киношными» по стилю иллюстрациями Горяева, и с тех пор Плотников его очень полюбил.

Театр сатиры

Через два года после «Восхождения» Плотникову из Москвы позвонил худрук Театра сатиры Валентин Плучек, и пригласил в свой театр. Плотников согласился далеко не сразу: он просто боялся после Сотникова играть смешные роли. Однако, приехав в Москву, он очень быстро стал настоящей столичной театральной звездой, но работы в кино было совсем мало: в ролях современников Плотников с его внешностью просто бы не смотрелся. Он понимал, что играть героев никогда не будет.

«Накануне премьеры»

В 1978-м вышли сразу два фильма с участием Плотникова: в исторической дилогии Алексея Салтыкова он был безымянным иконописцем, а у Олега Гойды на киностудии им. Довженко в Киеве в картине «Накануне премьеры» играл молодого режиссёра ТЮЗа Андрея Лагутина, и вряд ли в съёмочной группе кто-то ещё знал лучше всю ТЮЗовскую кухню.

Актер Борис Плотников: биография, поступление в театральный институт, ТЮЗ, первые роли в кино, доктор Борменталь и личная жизнь

«Накануне премьеры» (1978)

«Дикая охота короля Стаха»

Через год Валерий Рубинчик снял едва ли не первый в СССР фильм ужасов, и надо сказать, некоторые сцены леденили кровь почище, чем в «Вие» или куда более поздних зарубежных «ужастиках». При этом у Рубинчика не было нарочитости, всё было совершенно естественно, и за всем стояли живые люди, а не призраки. Плотников играл в картине главную роль этнографа Андрея Белорецкого, который внезапно попал в гущу, по сути, имущественных интриг, обставленных как продолжение старинного мифа. Всё заканчивается, вроде бы, благополучно: зло наказано, но вот самого Андрея арестовали как якобы зачинщика крестьянского бунта. Фильм получил несколько наград на международных кинофестивалях, Плотников сыграл там замечательно, впрочем, как и всегда, и, на мой взгляд, «Дикая охота» совершенно незаслуженно забыта.

Актер Борис Плотников: биография, поступление в театральный институт, ТЮЗ, первые роли в кино, доктор Борменталь и личная жизнь

«Дикая охота короля Стаха» (1979)

«Лес»

В 1980 году Владимир Мотыль снял «Лес» по пьесе Александра Островского. Плотников играл там Несчастливцева, но роль почему-то снова озвучивал не он, а Юрий Демич. Картину на 8 лет положили на полку, потому, что кто-то увидел в героях пародию на современность.

Актер Борис Плотников: биография, поступление в театральный институт, ТЮЗ, первые роли в кино, доктор Борменталь и личная жизнь

«Лес» (1980)

«Дульсинея Тобосская»

В 1979-м Светлана Дружинина начала снимать «Дульсинею Тобосскую» по пьесе Александра Володина. На вторую главную роль Луиса де Карраскиля Дружинина хотела взять Михаила Боярского, но его почему-то снимать запретили. Исполнительница роли Дульсинеи Наталья Гундарева предложила ленкомовца Александра Абдулова, который тогда ещё мегазвездой не был, но от этого выбора её отговорили. Плотникова худсовет утвердил легко. Композитору Геннадию Гладкову музыкальный Плотников тоже очень понравился: он, в отличие от Гундаревой, за которую пела Елена Камбурова, две свои арии исполнил сам.

Актер Борис Плотников: биография, поступление в театральный институт, ТЮЗ, первые роли в кино, доктор Борменталь и личная жизнь

«Дульсинея Тобосская» (1980)

Актер Борис Плотников: биография, поступление в театральный институт, ТЮЗ, первые роли в кино, доктор Борменталь и личная жизнь

«И вечный бой… Из жизни Александра Блока» (1980)

Актер Борис Плотников: биография, поступление в театральный институт, ТЮЗ, первые роли в кино, доктор Борменталь и личная жизнь

«Дублёр начинает действовать» (1983)

Снимали «Дульсинею» в Габустанском заповеднике неподалёку от Баку в страшную жару, там было множество скорпионов и страшных кусачих мохнатых пауков, которые могли сидеть под любым камнем. Однако, несмотря на все эти передряги, роль давалась Плотникову легко: ему были близки многие черты этого персонажа – он же был рыцарь, романтик, где-то он даже играл самого себя. Фильм вышел в самом конце 1980 года и сразу был принят зрителями.

Актер Борис Плотников: биография, поступление в театральный институт, ТЮЗ, первые роли в кино, доктор Борменталь и личная жизнь

«Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад» (1984)

Актер Борис Плотников: биография, поступление в театральный институт, ТЮЗ, первые роли в кино, доктор Борменталь и личная жизнь

«Время сыновей» (1986)

 

«Собачье сердце»

После премьеры «Дульсинеи» карьера Плотникова в «Сатире» пошла в гору ещё быстрее. В очередь с Андреем Мироновым он играл Пашу-интеллигента в «Ремонте» в постановке Валентина Плучека, а когда Миронов в 1985-м умер, стал главным исполнителем этой роли. Несмотря на большую занятость, Плотников продолжал играть в кино. В конце 80-х Владимир Бортко пригласил его на роль доктора Ивана Борменталя в легендарное «Собачье сердце» по запрещённой до этого повести Михаила Булгакова. Съёмки для Плотникова были непростыми, на этот из-за плотного графика игравшего профессора Преображенского Евгения Евстигнеева, под который пришлось подстраивать весь съёмочный процесс. Снимали в Ленинграде по выходным по 18 часов в сутки. Но, невзирая на «бытовые» трудности, работа в «Собачьем сердце» Плотникову очень нравилась, ведь роль ассистента Филиппа Филипповича подходила ему идеально: интеллигентный, образованный, с прекрасными манерами. Казалось, Плотникову и играть-то ничего не нужно, достаточно просто быть самим собой. Роль Борменталя не центральная, но она стала для Плотникова знаковой. В фильме есть три образа, в которых других актёров я просто не представляю: Владимир Толоконников, игравший Шарикова, Евстигнеев и Плотников.

Актер Борис Плотников: биография, поступление в театральный институт, ТЮЗ, первые роли в кино, доктор Борменталь и личная жизнь

«Лермонтов» (1986)

Картину показали в ноябре 1988-го, и поначалу создатели были уверены, что с треском провалились: в прессе вовсю ругали ленту. Но в редакцию Центрального телевидения хлынул поток зрительских писем, в которых были восторги и просьба повторить фильм. В 1992 году Плотников стал Заслуженным артистом России, спустя 6 лет – народным.

Актер Борис Плотников: биография, поступление в театральный институт, ТЮЗ, первые роли в кино, доктор Борменталь и личная жизнь

«Собачье сердце» (1988)

«Идиот»

Плотников служил в «Сатире», когда его пригласил главреж театра Советской Армии Леонид Хейфец, и сказал, что театр едет на гастроли во Владивосток, а оба исполнителя роли князя Мышкина в «Идиоте» поехать не могут, и предложил сыграть Мышкина 4 раза. От таких предложений не отказываются, тем более, что Лев Мышкин был давней мечтой Бориса. В спектакль его вводили, когда он никого из своих партнёров не знал, и в первом спектакле Плотников был как сам Мышкин, приехавший к незнакомым людям, в которых, почему-то, был уверен. Спектакль приняли очень хорошо, Хейфец предложил Борису служить в его театре, и вместо четырёх раз, Плотников за 12 лет сыграл Мышкина почти 200 раз.

Актер Борис Плотников: биография, поступление в театральный институт, ТЮЗ, первые роли в кино, доктор Борменталь и личная жизнь

«Дело Сухово-Кобылина» (1991)

Актер Борис Плотников: биография, поступление в театральный институт, ТЮЗ, первые роли в кино, доктор Борменталь и личная жизнь

«Графиня Шереметева» (1994)

Яго

В ноябре 2000 года режиссёр Борис Морозов предложил Плотникову параллельно с Мышкиным роль Яго в шекспировском «Отелло», и переход от одного образа к другому давался ему очень непросто. Мышкин был открыт, и как будто поднимался вверх, а Яго, наоборот, был весь в себе и шёл вниз. Плотниковский Яго понимал, что жизнь прожита зря.

Актер Борис Плотников: биография, поступление в театральный институт, ТЮЗ, первые роли в кино, доктор Борменталь и личная жизнь

«Империя под ударом» (2000)

Актер Борис Плотников: биография, поступление в театральный институт, ТЮЗ, первые роли в кино, доктор Борменталь и личная жизнь

«Бой с тенью» (2004)

Александра I

Следом Морозов предложил роль Гарпагона в пьесе «Скупой» Жана-Батиста Поклеена, известного всему миру под театральным псевдонимом Мольер, но Плотников засомневался в своих возможностях. Морозов уговорил, и не ошибся. В спектакле «Павел I» Плотников играл Александра I, сына убитого императора, который благодаря совершённому при помощи табакерки государственному перевороту, взошёл на престол.

Актер Борис Плотников: биография, поступление в театральный институт, ТЮЗ, первые роли в кино, доктор Борменталь и личная жизнь

«Одна любовь души моей» (2007)

«Годунов»

В 1997-м Плотникова в свой театр пригласил Олег Табаков. Став в 2002-м, худруком ещё и МХАТ им. Чехова, Табаков позвал Бориса и туда – он вообще считал Бориса лучшим актёром того поколения. На сценах сразу двух театров Плотников играл в спектаклях по Чехову, Булгакову, Гоголю. Последней ролью Плотникова в кино был митрополит, а позже – патриарх Иов в сериале Алексея Андрианова и Тимура Алпатова «Годунов», вышедшем в 2018 году. Годунова играл Сергей Безруков.

Актер Борис Плотников: биография, поступление в театральный институт, ТЮЗ, первые роли в кино, доктор Борменталь и личная жизнь

«Годунов» (2018 — 2019)

В последние годы Плотников с удовольствием совмещал службу в театре с преподаванием в ГИТИСе. Набирая студентов на свой курс, он никогда не забывал, что когда-то сам не смог поступить в театральный ВУЗ. К нему приходили те, кого другие мастера и другие ВУЗы отвергли. Тем, кого он брал, он стремился дать всё, что мог. Он учил их не только актёрским премудростям, но предлагал им изучать исторические эпохи, в которые происходило действие пьесы – он же был ещё и историком.

7 декабря 2020 года Борис Плотников скончался в больнице. Ему был 71 год.

автор: Николай Кузнецов

AesliB