Репетировала она плохо, на замечания не реагировала, но и не спорила, выглядела потерянной…
О, сколько их упало в эту бездну…
Эта актриса сыграла в шести десятках фильмов, и, несмотря на то, что ни одной главной роли у неё не было, ей достаточно было нескольких минут на экране, чтобы запомниться надолго. Жизнь Елизаветы Никищихиной сложилась очень непросто. Однажды она отказалась от семьи ради театра и кино, потом отказалась от кино и театра ради семьи, но ни то, ни другое счастья ей не принесло.

Детство
Елизавета родилась 17 мая 1941 года в Москве, за месяц с небольшим до начала войны, и, понятно, что первые её детские воспоминания были о военном городе, хотя бомбёжек она не помнила. Отец, Сергей Захарович и мать, Надежда Павловна, были строителями. Жена была младше мужа на 9 лет. Когда Лиза родилась, отцу было 33 года, позже в семье появился сын Александр, потом Владимир. В 1948-м отца на 8 лет отправили в Восточную Германию, которая через год стала ГДР. Он взял с собой жену и сыновей, а 7-летнюю Лизу отвезли в Ярославль к бабушке, возможно, потому, что в Германии не было русской школы. Лиза очень любила Наталью Фёдоровну, очень любила Ярославль, но была уверена, что она нежеланный, а потому и нелюбимый ребёнок, и родители просто нашли предлог, чтобы от неё избавиться. С раннего детства она лишилась ощущения семьи, и эта тоска по домашнему теплу, родительской любви и заботе осталась в её сердце на долгие годы. Уже с детства Лиза научилась заполнять окружавшую её пустоту. В этом ей помогало кино: девочка с восторгом смотрела на Любовь Орлову, Валентину Серову, Ларису Ладынину, Лидию Смирнову, Веру Марецкую, Людмилу Целиковскую, и старалась им во всём подражать. Её настоящая жизнь была в грёзах, где она представляла себя героинями кино.
Заочное отделение ГИТИСа
Повзрослев, Лиза пошла учиться в студию театра им. Станиславского. Родители уже вернулись, мама была не против актёрской карьеры дочери, но отец категорически возражал, Лиза осознанно пошла на серьёзный конфликт с ним, и после этого бунта поняла, что домой она больше не вернётся, а с отцом несколько лет просто не общалась. Какое-то время она жила у знакомых, иногда ночевала в костюмерной театральной студии. Когда она поступила на заочное отделение ГИТИСа, в порядке исключения, ей дали койку в общежитии – жильё вузы давали только «очникам». После завершения учёбы дипломированная актриса пришла служить в театр им. Станиславского, не самый на тот момент популярный в Москве. Критики заметили её довольно быстро, писали о юной актрисе, как о ярко вспыхнувшей звезде и прочили ей большое будущее.

Роман
Ещё во время учёбы у Лизы случился бурный роман с музыкантом Алексеем Познанским, молодым человеком из хорошей семьи. Алексей ушёл в армию, и, расставаясь, они были уверены, что через три года снова будут вместе. Из армии Алексей вернулся раньше, потому что получил инвалидность, но Елизавета любила его, и решила делить с ним все невзгоды и трудности. Так они прожили какое-то время, а потом Алексей сказал, что он не может смотреть, как Лиза гробит на него свою жизнь, и ушёл, когда невеста была беременна. Она сделала аборт, и врачи сказали, что у неё никогда не будет детей.

Новый главный режиссёр
1961 году в театр пришёл новый главный режиссёр Борис Львов-Анохин. Увидев Никищихину на репетициях, он безапелляционно заявил, что она бездарна, что у неё нет индивидуальности, и намеревался её уволить. Весь мир Никищихиной рухнул. Лиза с огромным трудом уговорила режиссёра оставить её в театре и дать шанс. Через месяц Борис Александрович взял свои слова обратно, и дал Елизавете главную роль в пьесе «Антигона» по Жану Аную: она играла дочь царя Эдипа, которую собственный дядя Креонт повелел казнить за то, что она похоронила тело предателя брата, но Антигона сама лишила себя жизни. Партнёром её был сам Евгений Леонов. Но репетировала она плохо, на замечания не реагировала, но и не спорила, выглядела потерянной – а какая женщина после аборта будет выглядеть иначе? Однако Львов-Анохин уже увидел потенциал, несмотря на давление со всех сторон менять актрису отказался, и не ошибся: спектакль приняли и критики, и зрители, на него невозможно было достать билетов. 25-летняя Елизавета впервые раздавала автографы, стала очень популярной, а потому и выпить с ней хотели многие. Она много времени проводила в весёлых шумных компаниях.

Наступил застой
После блистательной «Антигоны» Львов-Анохин готовился ставить «Медею», и все были уверены, что главная роль уготована Никищихиной. Так бы оно, наверное, и случилось, но Львов-Анохин ушёл из театра не по своей воле с громким на всю Москву скандалом, и Елизавета лишилась режиссёра, которого считала своим, а больше таких «своих» у неё и не было.


Новым постоянным спутником Елизаветы стал музыкальный критик Анатолий Агамиров. Время с ней проводил он с удовольствием, но в ЗАГС вести не торопился. И в карьере её наступил застой. Ей было уже за 30, а в кино она появилась лишь в паре эпизодов. Советский кинематограф, заточенный под румяных пышнотелых героинь труда и «девушек с веслом» ничего не мог предложить Никищихиной: она просто не вписывалась в установленные худсоветами стандарты. Фильм Элема Климова «Похождения зубного врача», где дебютировал Андрей Мягков, а сама Никищихина играла студентку Завальнюк, вообще положили на полку, и, хотя сама Никищихина была тут не причём, фиаско она переживала очень сильно.

Брак
Отсутствие работы, которая заполняла всю её жизнь, заставляло Елизавету сильнее чувствовать одиночество. Роман с Агамировым закончился, личной жизни не было. Как-то на гастролях в Ленинграде в театр пришёл психиатр Эрнест Лейбов, стал ухаживать за Елизаветой, носил огромные букеты цветов, она не устояла, и вышла за него замуж. Новый режиссёр театра им. Станиславского Владимир Кузенков утвердил Елизавету на роль Катерины в спектакле «Гроза» по пьесе Александра Островского, но вскоре она узнала, что беременна, приняла третье в своей жизни судьбоносное решение: от роли отказалась, и в 1973 году родилась её единственная дочь Екатерина.


Рождение Кати стало огромным счастьем для Елизаветы, она испытывала небывалый душевный подъём, как никогда была готова работать, и была уверена, что малышка ей не помешает. В театр она вернулась быстро, но режиссёры не спешили давать роли молодой матери. Никищихина была в полном смятении, близком к панике. Она часто ходила в Центральный дом работников искусств, и пыталась там найти того, кто даст ей работу, вела себя так, чтобы привлечь внимание, и иногда это выходило за рамки, потому, что было слишком много алкоголя, которым она пыталась себя успокоить. Муж был психиатром, он не был наркологом, но он мог хотя бы попытаться помочь жене избавиться от пагубной зависимости, однако через два года после рождения дочери, в 1975-м Лейбов уехал на ПМЖ в США. Он, видимо, и в самом деле любил Елизавету, хотел, чтобы она вместе с дочерью уехала с ним, но она просто не представляла, что русской актрисе, не знавшей других языков, делать на чужбине. Она дала мужу развод и отказалась от алиментов, иначе бы Лейбова не выпустили. В 1980-м в театр пришёл сын великого Георгия Товстоногова Александр и закрыл все спектакли с Никищихиной. В 40 лет она осталась без работы, но из театра не ушла, надеялась, что рано или поздно всё наладится.

«Приключения Электроника»
В тот момент, сколь бы цинично это не прозвучало, Никищихиной повезло: её стали снимать по два-три фильма в год. На роль Маши, ассистентки профессора Громова в трёхсерийном телефильме «Приключения Электроника» Константин Бромберг пробовал Ирину Муравьёву и Лию Ахеджакову, но когда на пробы приехала Никищихина, режиссёр понял, что лучше эту роль никто не сделает. В 1982-м Бромберг снял Никищихину в небольшой роли в «Чародеях».

Её героинь звали Елизаветами
1982-й вообще был самым «урожайным»: сразу семь картин. Главных ролей не было, но эпизоды она делала так, что запоминалась надолго. Частенько её героинь звали Елизаветами: учительница в фильме Валентина Горлова «Всё дело в брате», мать главной героини в картине Владимира Граматикова «Шла собака по роялю», воспитательница в детском саду в фильме Игоря Шатрова «И это всё о нём», учительница литературы в одном из выпусков детского киножурнала «Ералаш».

«Там, на неведомых дорожках»
В сказке Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках» 40-летняя Елизавета играла Кикимору, но, глядя на молодую озорную девчонку, в это было трудно поверить. После выхода картины критики назвали Никищихину самой обаятельной кикиморой СССР. Для Никищихиной работа с Татьяной Пельтцер и Леонидом Харитоновым была счастливым временем в жизни.

«Покровские ворота»
Но, конечно, по настоящему звёздной ролью, прославившей Никищихину на всю страну и на долгие годы, стала экзальтированная литератор рафинированная интеллигентка Нина Андреевна Орлович в «Покровских воротах» Михаила Козакова. И пусть роль была небольшой, но она была великолепной, а реплика Ольги: «Высокие! Высокие отношения!», произнесённая с придыханием и даже некоторой завистью, моментально ушла в народ, и стала фразой на все времена. В фильме снимались просто космические звёзды: Леонид Броневой, Наталья Крачковская, «муж» Нины Игорь Дмитриев, а Никищихину, Виктора Борцова, Олега Меньшикова и Анатолия Равиковича он в звёзды вывел.

«Пэппи Длинныйчулок»
После выхода на экраны фильма Маргариты Микаэлян «Пэппи Длинныйчулок», где Никищихина играла фрау Лауру, ей дали звание Заслуженной артистки РСФСР. Но новый статус радости ей не принес, она всё чаще задумывалась над тем, что в кино она стала актрисой одного амплуа, ей дают лишь эпизодические роли карикатурных интеллигенток, а все аплодисменты достаются исполнителям главных. Ей было обидно вдвойне: ведь в театре она доказала, что может и умеет быть разной.

Попала в больницу
В театре Никищихиной предложили играть Вассу Железнову в пьесе Максима Горького. В это время она попала в больницу, и в день спектакля за ней на Волоколамское шоссе присылали машину, она тайком от персонала выходила через приёмное отделение, а потом так же незаметно пробиралась в палату. Знали ли об этом нехитром трюке медики, Бог весть, но проблем не было. В той ситуации она старалась не принимать некоторые таблетки, потому, что они мешали ей играть. Спектакль принимали восторженно, в прессе было много хвалебных рецензий, но после бурных оваций Елизавета оставалась одна с огромными охапками цветов, и у неё началась сильнейшая депрессия. Дочь подрастала, и Никищихина, как могла, заботилась о ней, спасибо, что ещё и бабушка помогала. Катя, как и многие актёрские дети, выросла за театральными кулисами. Ей очень рано пришлось решать взрослые задачи, но своё детство она несчастливым не считает, с мамой у неё были очень тёплые отношения, но когда Елизавета выпивала, она сильно менялась, теряла контакт с дочерью, начинала читать стихи Марины Цветаевой и плакать, а Катя не могла взять в толк, что происходит. Елизавета обещала дочери, что больше не будет пить, какое-то время держалась, но потом всё возвращалось на круги своя. Как-то на спектакле 5-летняя Катя увидела, как мама держит бутылку и полный бокал – это нужно было по сюжету, и завопила на весь зал: «Мама! Ты же мне обещала больше не пить!» Билетёрша за шиворот вывела Катю из зала.

Новый брак
Жизнь Елизаветы и Кати изменилась в начале 80-х: Никищихина познакомилась с писателем и режиссёром Евгением Козловским, который был на 7 лет моложе. Но рядом с Евгением Елизавета впервые за долгие годы забыла об одиночестве, и обрела, наконец, дом и семью, которые искала с самого детства. Поженились они без особой помпы на съёмках популярнейшей передачи «Кабачок «13 стульев», на которой Козловский работал оператором. Они переехали в хорошую квартиру в писательский дом на Вучетича. Первые годы супружеской жизни были почти идиллией. Ради мужа и дочери Елизавета даже закодировалась, и довольно долго совсем не пила. В эти годы она была безупречной женой и матерью.

Крах семейного счастья
Семейное счастье Никищихиной рухнуло, когда Козловским заинтересовалось КГБ за его диссидентские взгляды, высказывания и публикации за границей. Повесть «Красная площадь» (не путать с «Красной площадью» Эдуарда Тополя и Фридриха Незнанского) издали в США. В квартире было несколько обысков, Козловского увезли в «Матросскую тишину», Никищихину несколько раз вызывали на допросы. Это привело к новой депрессии, у Елизаветы вновь начались срывы.

Когда Козловского освободили, он понял, что бороться с болезнью жены будет ещё сложнее. Она больше пила, запои становились глубже и продолжительнее. Её пагубная привычка превратилась в болезнь, справиться с которой женщина уже не могла: женский алкоголизм, как известно, неизлечим. Отношения между супругами становились всё хуже, и, в конце концов, устав бороться, и понимая, что сделать ничего нельзя, Козловский от Никищихиной ушёл. Катя узнала о том, какие изменения произошли в её семье, когда вернулась из летнего лагеря: в квартире было пусто. Даже огромный дог Арман, обожавший девочку, её не встретил. Позже выяснилось, что Елизавета отдала его в милицию, он перестал есть, и умер.

С уходом Евгения Елизавета себя уже не сдерживала. Понимая, что погубит дочь, она решила отвезти несовершеннолетнюю Катю к отцу в США. Елизавета выбора Кате не оставила, и поступила с дочерью, как много лет назад поступили с ней самой её родители. Разница была лишь в том, что её оставили бабушке, которая девочку любила, а Елизавета отдала дочь отцу, которого она практически не знала. Контакта они найти не смогли, после наступления совершеннолетия Катя смогла вернуться домой, и застала мать ещё в худшем состоянии, чем до её отъезда. При этом к работе Елизавета продолжала относиться ответственно, вполсилы играть не могла.
«Послушай, Феллини!»
Фильм «Послушай, Феллини!» Михаил Швейцер и Софья Милькина сняли в 1993 году по сценарию Козловского, и это был фильм о Елизавете, однако главную роль там играла Людмила Гурченко, потому, что Никищина из суеверия просто отказалась играть саму себя.

Одной из последних ролей Елизаветы была всё та же Антигона, которую она с огромным успехом играла в молодости, но теперь она выходила на сцену как повзрослевшая и умудрённая опытом тень Антигоны.

Как-то Екатерина целый день не могла дозвониться до матери – та не отвечала ни по-домашнему, ни по мобильному телефону – и, предчувствуя неладное, поехала к ней на квартиру. Дверь была сломана, окровавленная Елизавета лежала в комнате на полу, разбитый мобильник валялся в углу, телефонный провод был перерезан. Мать подробностей не рассказала, сказала только, что на неё напали. С тех пор она стала панически бояться оставаться дома одна. Поэтому её однокомнатную квартиру – с Вучетича она давно переехала – поменяли на комнату в коммуналке – так ей было легче.

В 1996 году ей наконец-то дали одну роль в театре – пьяного бомжа в горьковской пьесе «На дне», и выглядело это как насмешка или подачка.

27 октября 1997 года Елизавета Никищихина подавилась кусочком яблока, и умерла в своей комнате. Ей было 56 лет.
автор: Николай Кузнецов