Режиссёр чуть ли не под угрозой, что снимет другую актрису, буквально заставил Крачковскую вернуть прежние формы…
Знойная женщина – мечта поэта
Работы в кино этой актрисы всегда отличали темперамент, гротеск и юмор. Она снялась в сотне картин, в 22-х сатирических журналах «Фитиль» «Ералаш», в клипах групп «Браво», «Агата Кристи», у Андрея Державина и Грегори Спектора. Зрители любили её пышнотелых, всегда улыбающихся, неунывающих и немного суетливых героинь. Но судьба Натальи Крачковской оказалась не такой простой и лёгкой.
Детство
Наталья Белогорцева родилась 24 ноября 1938 года в Москве. Её родители, Леонид Белоголовцев и Мария Фонина были актёрами и познакомились в Камерном театре знаменитого Александра Таирова. Младшая сестра Ирина родилась в 1941 году. Когда началась война, отец ушёл на фронт добровольцем, войну закончил гвардии майором, получил четыре боевых ордена и столько же медалей. Когда война закончилась, Белоголовцева прикомандировали к штабу Группы советских оккупационных войск в Германии. В свой последний двухдневный приезд домой он привёз невесть где добытый целый рюкзак мандаринов. Съесть всё это немыслимое богатство самим было невозможно, мама с дочерьми раздавали их соседям, и весь дом пропах мандаринами.
Гвардии майор Белоголовцев погиб уже после окончания войны, 1 ноября 1945 года в саксонском городке Глагау. По одной версии его застрелил недобитый нацист, по другой, он погиб так же как первый комендант Берлина генерал-полковник Николай Берзарин в автокатастрофе. В тот день, когда пришло известие о гибели отца, Таиров приехал к ним домой и уговорил маму играть «Чайку», которая в тот день стояла в афише. Наташе было тогда 7 лет, её сестре Ирине – 5.
Наталья Крачковская в детстве
В детстве Наташа была настоящим сорванцом, как молния носилась по окрестным дворам и улицам. Ей пошили полукомбинезон из практически не рвущейся ткани молескин, которую за прочность в народе прозвали «чёртовой кожей». Сзади у этого чуда одежды были помочи, летом Наташа всё время висла на них на заборах. Сама себя снять, она естественно, не могла, и оглашала окрестности воплями, чтобы сняли ребёнка. Над ней смеялись, давали немного повисеть, а потом снимали.
В детстве Наташа была «пышечкой», но это не помешало ей довольно долго и увлечённо заниматься балетом. Она всерьёз мечтала стать балериной, но мечты мечтами так и остались: у неё случился привычный вывих голеностопного сустава, и балет пришлось оставить. Когда в детской поликлинике ей и маме сказали, об этом, она разрыдалась, лила слёзы до самого дома, и все в трамвае сочувственно вздыхали.
Студентка актёрского факультета
Весной 1955-го, окончив школу, 17-летняя Наташа жёстко поспорила с мамой, уверенной, что дочь, похожая на слонёнка или медвежонка, не сможет стать актрисой: Мария Зотовна в очередной раз отговаривала её от столь опрометчивого выбора профессии. Она сама мечтала сниматься в кино, но за всю карьеру получила лишь несколько эпизодов. Не желая дочери такой судьбы, мама убедила Наташу, любившую и неплохо знавшую историю, подать документы в историко-архивный институт на библиотечный факультет. Наташа же видела себя Офелией или мадам Бовари. Ей повезло: мама уехала на гастроли с театром им. Пушкина, и, едва за ней закрылась дверь, Наташа стремглав бросилась во ВГИК подавать документы. На творческом конкурсе она прочитала монолог Иванушки-дурачка из сказки Петра Ершова «Конёк-горбунок», народный артист РСФСР Владимир Белокуров, набиравший курс, пришёл в восторг и сказал: «Эту дурочку надо взять обязательно!» Дальше общие предметы Наташа сдала с лёгкостью, ведь в школе она училась хорошо, и стала студенткой актёрского факультета. Мама, узнала об этом, когда вернулась с гастролей, и только покачала головой. Училась Наташа с удовольствием, видя рвение и успехи дочери, мама уже не так скептически смотрела на её будущее.
Однако судьба, словно не хотела, чтобы Наташа становилась актрисой, и после привычного вывиха голеностопа, подкинула ей новую напасть: уже на первом курсе прямо у самого института Наталья попала под колёса «Победы», ударилась затылком о бордюр, получила другие множественные травмы, временно потеряла зрение, и доктора запретили ей учиться. Почти полгода она сидела дома и не могла даже ходить: от малейшего напряжения могло снова начаться отслоение сетчатки. Полностью она восстановилась только спустя несколько лет после аварии, даже зрение практически полностью вернулось, но до конца жизни она не переносила яркий свет, не могла смотреть на белый снег. Как Наталья работала под софитами – загадка, видимо, очень хотела играть в кино. Из-за малоподвижного образа жизни Наташа, и без того пухленькая, набрала вес, и когда врачи разрешили учиться, из ВГИКа пришлось уйти: тамошние физические нагрузки она не потянула.
Лаборантка в Институте металлургии
Чтобы не сидеть на шее у матери, Наталья искала самую простую работу. Её взяли лаборанткой в Институт металлургии Академии наук СССР, созданный в год её рождения. Работать ей было скучно, она уговаривала себя, что дорога в кино ей закрыта навсегда. Но вопреки собственным увещеваниям, Наталья после работы в институте часами просиживала в коридорах киностудий, чтобы получить место в массовке, заранее зная, что никто её лица в готовом фильме не увидит. На съёмках она слушала и запоминала малейшие детали: что режиссёр говорит актёрам, сама повторяла тексты чужих ролей, порой её даже хвалили знаменитые исполнители, известные режиссёры и операторы. Похоже, гены родителей артистов сделали своё дело, и в итоге всем стало ясно, что эта девушка по природе своей актриса, и актёрское образование ей совершенно без надобности.
«Всё начинается с дороги»
Постепенно обаятельная статистка стала своей на «Мосфильме», её стали приглашать не ответственные за массовку, а ассистенты режиссёров, и это был уже совсем другой уровень. В 1959-м режиссёры Николай Досталь и Виллен Азаров дали Наталье пусть и маленькую роль сварщицы, но самостоятельную и со словами в картине «Всё начинается с дороги». Режиссёров она не подвела: сыграла ярко и убедительно, однако в титры, что было для начинающей актрисы очень важно, её не включили.
«Всё начинается с дороги» (1959)
«Русский сувенир»
Через год Наталья снималась с той самой недостижимой мега-звездой советского, да и, пожалуй, мирового кино, Любовью Орловой, которую как образец кинокрасоты и мастерства приводила ей в пример мама. Муж Орловой прославленный режиссёр Григорий Александров, автор «Весёлых ребят», «Волги-Волги» и «Цирка», сам, не через ассистента, пригласил Белогорцеву на роль Наташи в картину «Русский сувенир». После съёмок её похвалила сама Орлова и порекомендовала не худеть, ведь очаровательная полнота составляет её индивидуальность. Тем не менее, в титры Наталью снова не включили. Может, оно и к лучшему: картина получилась слабая – у Александрова и Орловой был явный творческий кризис.
«Русский сувенир» (1960)
«Битва в пути» (1961)
«Женитьба Бальзаминова» (1964)
Семья
В 1962 году в фильме Искры Бабич «Половодье» Белогорцева играла доярку Клаву. Роль была небольшая, но Наталья впервые попала в титры. Однако главным было вовсе не это: на съёмках в неё без памяти влюбился звукорежиссёр Владимир Крачковский. Актрисы жили в комнате вчетвером, а Владимир вместо букета по утрам приносил ей булочки, творог, сметану, и соседки, жившие впроголодь, ей очень завидовали. Этим он её и покорил. Наталью не смутило, что Владимир был старше неё на 15 лет, они поженились, и Наталья взяла фамилию мужа. На свадьбу в Москву пригласили только самых близких родственников, а с друзьями гуляли в Тарусе, где и начались отношения. Через год у них родился сын Василий. Поначалу роль домовитой хозяйки Наталье совсем не нравилась: всё своё время она вместе с сидящим в коляске сыном предпочитала проводить на съёмочной площадке, даже если не снималась. Но спустя какое-то время она расплатилась с мужем за творог и сметану той же монетой: научилась и полюбила очень вкусно готовить, и много позже даже написала книгу о домашних рецептах русской кухни.
«Николай Бауман» (1967)
«В трудную минуту» (1968)
«12 стульев»
В 1971 году «король советской комедии» Леонид Гайдай после невероятно популярных «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки», начал снимать «12 стульев» по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В Советском Союзе многие этот роман прочитали уже после того, как посмотрели фильм. На роль владелицы бакалейной лавки и вдовы мадам Грицацуевой утвердили Нонну Мордюкову, работавшую с Гайдаем на «Бриллиантовой руке». Однако Гайдай боялся повторения, искал более гротесковую актрису, и, увидев Наталью, пришедшую на площадку к мужу, работавшему на картине звукооператором, понял, что она как раз и сыграет знойную женщину, мечту поэта.
«12 стульев» (1971)
Открыв сценарий, Наталья чуть не разрыдалась: очень уж сценаристы Гайдай и Владлен Бахнов акцентировали внимание зрителей на необъятных габаритах и выдающихся формах её будущей героини. Но не согласиться она не могла. Наталья сама, без дублёрши бегала по лестницам за «товарищем Бендером» – так просил Гайдай. Спуск на часах с каскадёром снять было уже просто невозможно: лицо мадам Грицацуевой всё время было в кадре, и Крачковскую, привязанную к лонже, сверху спускали два субтильных мужичка, которые вдвоём весили меньше, чем она одна. Во время съёмок этого трюка она сломала Гайдаю палец. Сыграла Наталья прекрасно, возможно, после Бендера – Арчила Гомиашвили и Кисы Воробьянинава – Сергея Филиппова – это был самый яркий и запоминающийся персонаж в фильме. Так на советском экране появился образ наивной, но обаятельной толстушки, а Крачковская поняла, что больше серьёзных ролей ей никогда не сыграть – выходит, мама была в чём-то права.
«Эта весёлая планета» (1973)
«Иван Васильевич меняет профессию»
Гайдай хотел, чтобы Наталья не худела, а совсем наоборот. Как-то она угодила в больницу с воспалением лёгких, болела тяжело, и оставила там полтора десятка килограмм. Для роли Ульяны Андреевны Бунши в новой картине «Иван Васильевич меняет профессию», в сценарии которой просматривались черты пьесы полузапрещённого в СССР Михаила Булгакова «Иван Васильевич», он чуть ли не под угрозой, что снимет другую актрису, буквально заставил Крачковскую вернуть прежние формы. После выхода на экраны «Ивана Васильевича» популярность актрисы, значившейся в титрах под двойной фамилией Белогорцева-Крачковская, выросла до небес, и, как это частенько бывает, коллеги стали ей завидовать.
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
«Калина красная» (1973)
«Царевич Проша» (1974)
Популярность
Снималась Крачковская много – порой выходило по пять-шесть картин с её участием в год. Роли были небольшие, но вряд ли кто-то забудет её в гайдаевском «Не может быть!», где она сыграла сразу в двух новеллах, певицу в кинотеатре, певшую про свидание из «Места встречи изменить нельзя», жену Соева в «Покровских воротах», Кончиту из «Человека с бульвара Капуцинов», и многих других. Работать с Крачковской любили многие режиссёры, но особенно Гайдай и Алла Сурикова.
«Не может быть!» (1975)
«Не может быть!» (1975)
В какой-то момент популярность сыграла с Натальей злую шутку: она стала ходить на разные светские мероприятия, оставляя мужа с сыном. В неё влюблялись, она влюблялась, были там романы или нет – Бог весть. Муж так её любил, что прощал и слухи, и поздние – за полночь, и ранние – под утро – возвращения домой, и недостаток внимания к себе, и почти полное – к сыну. Владимир понимал, что весь этот блеск, мишура и суматоха нужны Наталье для того, чтобы не думать на самом-то деле о неудавшейся актёрской карьере, ведь она мечтала стать драматической актрисой. Им обоим хватило мудрости, чтобы не устраивать сцен ревности и не рвать отношений.
«Место встречи изменить нельзя» (1979)
«Покровские ворота» (1982)
Уход мужа
Летом 1988 года Наталья уехала в киноэкспедицию, а вечером, как у них было заведено, позвонила домой, но трубку никто не взял. Она бросила всё и помчалась в Москву. Когда она приехала, было уже поздно: Владимир умер накануне утром от сердечного приступа, не дойдя несколько сот метров до «Мосфильма». Вместе они прожили больше четверти века, и для Натальи это был страшный удар. Больше она замуж не выходила.
«Человек с бульвара Капуцинов» (1987)
«Дубровский» (1988)
После смерти мужа Наталья сильно изменилась и внешне, и внутренне. Ей было всего 50, но она отгородилась от мира, перестала сниматься в кино, хотя ей поступало много предложений. Ходили упорные слухи, что она свела счёты с жизнью, или ушла в монастырь. Слухи эти обсуждали, им верили. Друзья знали, что всё это досужие вымыслы, но душевное состояние Натальи взывало у всех серьёзные опасения. На помощь снова пришёл Гайдай, позвав Наталью в свою очередную комедию «Частный детектив или операция «Кооперация». Потом её стал приглашать основоположник и вожак «кооперативного кино» Михаил Кокшенов: фильмы у него были так себе, но люди их смотрели, они приносили неплохие доходы, а съёмки в них позволили многим артистам, оставшимся без работы в конце 80-х – начале 90-х, не умереть от голода и отчаяния, и сохранить форму.
«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992)
Никто не знал, что из-за лишнего веса у Крачковской начались проблемы с сердцем и ей имплантировали кардиостимулятор. Кроме того, с возрастом у неё появился сахарный диабет. По состоянию здоровья ей нельзя было много ездить, тем более, летать на самолётах, но без работы она не могла жить: мужа не стало, с сыном отношения не складывались, ведь слишком много времени он раньше проводил с отцом и почти не видел мать. Наплевав на запреты докторов, Крачковская ездила на съёмки и гастроли, играла в четырёх антрепризах, выступала в концертах перед заполнявшими залы до отказа зрителями. Она выходила, раскланивалась, и садилась, как королева комедии, каковой она, несомненно, являлась, в стоящее на сцене кресло, как на трон. Как-то перед самым выступлением у неё случился очередной гипертонический криз. Её увезли на «скорой» в больницу, при выписке повторили всё то, что говорили московские врачи: не ездить, не летать, не нервничать, побольше гулять, но она уже через неделю снова ехала в какую-нибудь Тмутаракань. Однажды она потеряла сознание, и чуть не упала со сцены в оркестровую яму. В перерывах между съёмками Крачковская веселила всех анекдотами и байками, которых знала множество и прекрасно рассказывала. Самой ей есть многое было нельзя, но она любила и умела вкусно готовить, и когда к ней приходили друзья киношники, она опустошала для них холодильник, выставляла на стол всякие вкусности. Она старалась подкормить молодых актёров, у которых не было денег, чтобы купить продукты, да и сами продукты были в то время в большом дефиците. На рынок, где бы она не была, Крачковская могла ходить с большой сумкой, но без кошелька: у неё попросту не брали деньги.
«Мастер и Маргарита» (1994)
«Московские каникулы» (1995)
«Моя бабушка моложе меня»
Заслуженной артисткой РСФСР Наталья Леонидовна стала в ноябре 1998 года. Ей не довелось сыграть тех больших драматических ролей, о которых она когда-то мечтала. Но миллионы зрителей её запомнили и полюбили. В последние годы хоть отчасти сбылась её мечта: специально для неё был поставлен спектакль «Моя бабушка моложе меня», в котором она сыграла и драматическую, и, в то же время, комедийную роль. Ходить ей было трудно, и она передвигается по сцене в инвалидной коляске.
«Московская история» (2006)
«Трое сверху» (2006)
Наталья Крачковская умерла, как и её муж от тяжёлого сердечного приступа 3 марта 2016 года. Она до последних дней сохраняла свой природный оптимизм и весёлость, и не хотела жаловаться на плохое самочувствие и судьбу-злодейку.
автор: Николай Кузнецов