Эти отношения стали для Марецкой и главным приобретением, и самой большой драмой в жизни…
Эта актриса могла сыграть любую роль. В театре им. Моссовета, где она прослужила почти 40 лет, и сыграла за эти годы множество ролей, даже мегазвёзды Любовь Орлова и Фаина Раневская не могли соперничать с Верой Марецкой за лучшие роли. В кино она сыграла 35 ролей, и Сталинские премии поделились поровну – две за театр, и две за кино.
Детство
Вера появилась на свет 31 июля 1906 года в деревне Борвиха (это не опечатка: именно так в то время называлась деревня в 50 верстах от Москвы; Барвихой она стала после 1920 года). Отец Пётр Григорьевич, человек простой, из зажиточных мещан очень хотел, чтобы все четверо его детей окончили университет и получили серьёзные профессии. Ради этого после революции он без устали работал, мать Мария Васильевна занималась домом и детьми. Мечта главы семьи почти исполнилась: сыновья Григорий и Дмитрий и дочь Татьяна университет окончили, и лишь средняя дочь Вера в тайне от родителей пошла в актрисы. Отец был очень огорчён, и винил себя в том, что девочка много времени провела в цирке. Циркачкой назвал будущую актрису и Евгений Вахтангов: во время экзамена в его 3-ю студию МХАТ она читала классику, сопровождая это то ли акробатическими, то ли клоунскими номерами, и сразила наповал всю приёмную комиссию.
«Принцесса Турандот»
Григорий и Дмитрий, журналисты, окончившие институт красной профессуры, и работавшие в крупных газетах, шутливо называли сестру актёркой, и особенно не верили в её успех. Но Вера верила в свою звезду, которая и привела её к Евгению Вахтангову. Взяв Марецкую к себе, Вахтангов попросил одного из любимых своих учеников Юрия Завадского сделать из талантливой девушки хорошую актрису. Сам Вахтангов в это время уже тяжело болел. 16-летняя Вера начала выходить на сцену в массовке великого вахтанговского спектакля «Принцесса Турандот», премьера которого состоялась в феврале 1922 года, и прогремела на всю Москву. Спектакль до сих пор идёт на сцене театра им. Вахтангова, считается его визитной карточкой и пользуется огромным успехом.
Семья
Спустя три месяца после премьеры «Принцессы Турандот» Вахтангов умер, и Завадский, оставшись без своего покровителя, решил создать свою творческую студию. Вера безоговорочно верила в его талант, и последовала за любимым учителем. Впрочем, дело было не только в искусстве: она просто влюбилась в молодого педагога, 12 лет разницы между ними не мешали, а, напротив, усиливали её чувства. Завадский был эффектным мужчиной и всегда пользовался успехом у женщин, а после роли принца Калафа в «Принцессе Турандот» он стал ещё и популярным артистом.
Завадский был женат на актрисе Ирине Анисимовой-Вульф, но перед красотой и непосредственностью 18-летней ученицы не устоял, развёлся с Ириной и в 1924 году женился на Вере. Традиционной свадьбы не было: режиссёр и его будущая прима по дороге на репетицию в театр зашли в ЗАГС и просто расписались. Жили они сначала у родителей Веры, вернее, изредка приходили туда ночевать, а всё остальное время проводили в своей студии, ютившейся в полуподвале на Сретенке. В 1926 году у Марецкой и Завадского родился сын Евгений. Марецкая стала музой режиссёра, с небольшими перерывами они были рядом всю жизнь, он называл её ВП, то есть, Вера Петровна, а она его – ЮА – Юрий Александрович. Эти отношения стали для Марецкой и главным приобретением, и самой большой драмой в жизни.
«Школа неплательщиков»
В студии Марецкая мыла там полы, шила костюмы, работала буфетчицей, а вечерами в спектаклях играла драматические и комические роли. В пьесе Луиса Вернея «Школа неплательщиков» она появлялась всего на четверть часа в роли французской кокотки Бэтти Дорланж. Самые высокие каблуки и самая узкая юбка в Москве были тогда у её героини. На её, ставшую в столице крылатой, фразу: «Не с кем жить, господа, не с кем жить…», зал всегда реагировал бурной овацией. Москвичи буквально ломились посмотреть на юную Марецкую, и она быстро становилась звездой. В 1927 году студия получила государственный статус. Однажды на спектакль пришёл Всеволод Мейерхольд, руководивший в те годы двумя театрами. В антракте он заглянул к Завадскому, туда пригласили Марецкую, Мейерхольд её поцеловал и позвал в свой театр, но она осталась у Завадского.
Первые роли в кино
В немом кино Марецкая дебютировала в 1924-м в фильме Ивана Худолеева «Простые сердца», через год великий Яков Протазанов снял её в трёх картинах: «Его призыв», «Закройщик из Торжка» и «Дон Диего и Пелагея». Снималась Марецкая много – минимум, в одном фильме в год, и лишь в 1931-м и 1932-м и в 1937-м и 1938-м картин с ней не было.
«Его призыв» (1925)
Уход из семьи мужа
Конец 20-х – начало 30-х было счастливым временем в жизни актрисы. Театр Завадского становился всё более популярным, как и его прима. Её часто звали сниматься в кино, тогда ещё немое, а дома она была любящей и любимой женой и мамой. Но всё неожиданно изменилось: Завадский влюбился в балерину Галину Уланову, и ушёл из семьи. Но им хватило мудрости сохранить творческий союз. Перестав быть супругой, Марецкая навсегда осталась любимой актрисой Завадского, а он её главным режиссёром. В Театре им. Московского областного совета профсоюзов, который вырос из полуподвальной студии, а потом стал театром им. Моссовета, Марецкую за глаза до конца её дней называли Хозяйкой.
«Закройщик из Торжка» (1925)
«Дон Диего и Пелагея» (1927)
«Земля в плену» (1927)
Драмтеатр в Ростове-на-Дону
В 1936-м Завадскому предложили возглавить драмтеатр в Ростове-на-Дону – по сути, это была ссылка. Марецкая к тому времени была Заслуженной артисткой республики, она могла остаться в Москве – её звали Мейерхольд и Константин Станиславский, но она, как и многие артисты театра поехала вслед за Завадским. В огромном зале провинциального театра с ужасной акустикой у Марецкой начались первые проблемы с голосовыми связками, которые позже стали хроническими, но из театра она не ушла, сыграла в восьми пьесах главные роли, и вместе с Михаилом Чистяковым поставила спектакль «Павел Греков». Марецкая стала женой актёра Георгия Троицкого, в 1937 году родила дочь Машу.
«Простые сердца» (1929)
«Поколение победителей» (1936)
«Член правительства»
В 1938 году знаменитые режиссёры Александр Зархи и Иосиф Хейфец пригласили Марецкую, снявшуюся уже в двух десятках немых и звуковых картин, в свой фильм «Член правительства». Она играла простую крестьянку, которая своим трудом и верой в социализм и дело партии добилась должности председателя колхоза, а потом стала депутатом Верховного Совета. Такая роль для актрисы того времени означала попадание в касту успешных обласканных властью деятелей искусства. Но когда начались съёмки, Григория и Дмитрия арестовали по обвинению в участии в троцкистской террористической организации. В 1939-м братьев расстреляли.
«Член правительства» (1939)
В 1940 году Завадский и его артисты вернулись в Москву, и первым спектаклем, поставленным на сцене театра им. Моссовета, была «Трактирщица» Карла Гольдони с Марецкой в главной роли Мирандолины – это был последний спектакль, который театр играл в Ростове.
«Дело Артамоновых» (1941)
Эвакуация
Когда началась война, Марецкая была на гастролях. Муж ушёл добровольцем на фронт, и вся семья держалась на ней. Марецкая вместе с театром уехала в эвакуацию в Алма-Ату. В 1942-м за роль героини войны 1812 года кавалерист-девицы Надежды Дуровой в одноимённом спектакле Сталин отметил Марецкую премией имени себя.
«Котовский» (1942)
«Она защищает Родину»
В 1942-м вышел снятый в Алма-Ате Георгием Файнциммером героический фильм «Котовский», где Марецкая играла роль Ольги. В 1943-м режиссёр Фридрих Эрмлер там же в Алма-Ате поставил картину «Она защищает Родину», уже одно название которой говорило само за себя. Роль партизанки Прасковьи Лукьяновой, мужа которой убили на войне, стала для Марецкой знаковой, но она же напророчила ей новые беды: во время съёмок она узнала о гибели второго мужа, никто не верил, что она сможет работать, но она смогла. Кто знает, может потому Лукьянова у Марецкой получилась такой пронзительной. За роль Прасковьи Марецкая стала Народной артисткой РСФСР, а в 1946-м – лауреатом Сталинской премии II степени.
«Она защищает Родину» (1943)
Чтобы поднять двоих своих детей и усыновлённого племянника, Марецкая много работала, а редкие свободные минуты проводила с детьми.
«Свадьба» (1944)
«Сельская учительница»
В фильме Марка Донского «Сельская учительница» Марецкая начала играть Вареньку, когда ей было 17 лет, а закончила, когда героине было 70. Конечно, чудеса операторского мастерства проявил Сергей Урусевский, который, снимая 46-летнюю актрису в образе гимназистки, использовал огромное количество вуалей и марли, но абсолютно детские лицо и глаза никакими фильтрами не создашь – в этом заслуга самой Марецкой, игравшей разные возрасты одинаково достоверно и убедительно. Эта роль принесла Марецкой Сталинскую премию – единственную из четырёх I степени, а спустя год – звание Народной артистки СССР.
«Сельская учительница» (1947)
Плятт
В 1944-м в театр вернулся Плятт, влюблённый в Марецкую с первого дня знакомства. Вместе они сыграли лучшие свои роли – в Ростове – Королева и Боленброк в «Стакане воды» и Лиза и Скалозуб в «Горе от ума», в Москве – Живка и Нинкович в «Госпоже министерше», и далее по списку все спектакли, в которых они выходили на сцену. До брака у них дело так и не дошло, хотя и Вера Петровна к Ростиславу Яновичу была неравнодушна.
«У них есть Родина» (1949)
Плятта и Марецкую связывали не только деловые и романтические отношения, но и юмор. Они не могли удержаться, чтобы не разыграть друг друга на сцене. Знаменитая фраза «от великого до смешного один шаг» – как раз про них. Даже в очень преклонном возрасте, даже в совсем не весёлых обстоятельствах они смотрели с юмором и на жизнь, и на смерть. На похоронах великой актрисы советского кино и театра им. Моссовета Любови Орловой Марецкая предложила Плятту отрепетировать в её присутствии речь, которую он будет говорить у её, Марецкой, гроба.
«Мать»
В середине 50-х Марецкая блистательно сыграла Пелагею Власову – Ниловну – в фильме Донского «Мать» по одноимённому роману Максима Горького. Фильм получил хорошие отзывы, хотя наград не снискал, но самой Марецкой показалось, что она стала повторяться, что режиссёры навязывают ей её же, только вчерашнюю и позавчерашнюю. Марецкая искала новизны, и нашла её в своём театре, который снова возглавил Завадский. Его брак с Улановой давно распался, но Марецкая возобновлять отношения не стала.
«Мать» (1955)
В 1956 году на Большой Садовой улице начали строить новое здание для театра, но пошли разговоры, что уже принято решение отдать его кому-то другому. Марецкая пошла к министру культуры Екатерине Фурцевой, и добилась, чтобы новое здание отдали театру им. Моссовета.
«Полюшко-поле» (1956)
Расколол труппы
После войны в труппе театра им. Моссовета оказались сразу три великие примы: Вера Марецкая, Любовь Орлова и Фаина Раневская. На каждую с удовольствием ходил зритель, и каждая претендовала на главные роли. Завадский с присущей ему дипломатичностью обходил острые углы, но при выборе актрисы на главную роль в постановке «Странная миссис Сэвидж» американского драматурга Джона Патрика ему это не удалось: долгое время Этель играла Раневская, потом, почувствовав, что больна, она подарила эту роль на день рождения Орловой. И вдруг, в 1975 году играть миссис Сэвидж Завадский поставил Веру, и эта роль стала самой большой удачей Марецкой в театре в 70-е, но она же вызвала ревность Орловой. Конфликт двух великих актрис расколол труппу на сторонников и противников Орловой и Марецкой, но с роли Завадский бывшую жену не снял: он знал, что она тяжело заболела, хотел её поддержать новой работой, возможно, понимая, что это её последняя роль. Даже когда обе актрисы с тяжелейшими диагнозами лежали в соседних палатах Кунцевской больницы Марецкая, желая примирения, посылала Орловой цветы и подарки, но та их возвращала, а записки рвала на мелкие клочки. (По меткому замечанию Марецкой, в 70-е Кунцевская больница стала филиалом их театра: в одно и то же время там лежали Орлова, Раневская, Завадский и она сама). Когда Любовь Орлова умерла, Марецкая нашла в себе силы прийти на похороны, и попросила прощения у своей соперницы.
«Среди добрых людей» (1962)
Побеги из больницы в театр
У самой Марецкой обнаружили тяжёлую болезнь. Долгое время её спасал юмор. Она ненадолго возвращалась в театр, играла миссис Сэвидж, и даже снялась в телеверсии спектакля. Однажды во время гастролей в Париже во втором акте спектакля «Дядюшкин сон» по Фёдору Достоевскому, где Марецкая играла Марию Москалёву, у неё схватило сердце. Ей дали лекарство и положили в ложу знаменитой Сары Бернар. Едва придя в себя, Марецкая спросила, что это за будуар, а когда ей сказали, чья это ложа, тут же сострила: «А, всё-таки, не плохо умереть в ложе великой актрисы. Будет о чём поговорить в Москве».
«Лёгкая жизнь» (1964)
70-е годы стали для Марецкой не только последним, но и самым трудным временем в её жизни. Болезнь прогрессировала, она перенесла несколько операций, и держалась с необыкновенным мужеством. Побеги из больницы в театр и на съёмки стали для Марецкой обычным делом. Она отпрашивалась у врачей погулять на свежем воздухе, для отвода глаз проходила кружок вокруг корпуса, а потом отправлялась к лазейке в заборе, ограждавшем больничный парк. В условленное время туда подъезжало такси, Марецкая садилась в машину и ехала в театр или на телевидение. В больницу она возвращалась смертельно уставшая, но очень довольная. Обман каждый раз раскрывался, доктора сердились, Марецкая клялась, что это в последний раз, что больше такого не повторится, но это обязательно повторялось.
«Ночной звонок» (1969)
В семье Марецкой в этот период тоже было не всё ладно. Дочка Маша похоронила мужа – молодого учёного. Мать изо всех сил старалась её поддержать и не обременять своими тяжкими недугами. Но самым тяжёлым ударом стал уход из жизни Завадского. Опасаясь, что этого потрясения Вера просто не переживёт, на похороны ей ехать категорически запретили, но она буквально умолила докторов, и они сопровождали её целой бригадой.
«Странная миссис Сэвидж» (1975)
Даже когда болезнь полностью приковала её к постели, Марецкая продолжала работать: наговаривала на кассетный магнитофон стихи Пушкина, Блока, Ахматовой, Пастернака. Запись была не студийная, и на ленте помимо голоса Марецкой фоном остался щебет птиц и шум дождя за окном её палаты. Она не хотела, чтобы её кто-то видел не Марецкой, и просила, чтобы тело после смерти кремировали сразу. Умерла Вера Марецкая 17 августа 1978 года. Ей было 72 года. Театр был на гастролях в Барнауле, им организовали спецрейс в Москву. Урну с прахом установили в фойе театра. Спустя пять лет после смерти Марецкой, в декабре 1983-го, на воду спустили теплоход, названный её именем.
автор: Николай Кузнецов