В театре его острого языка боялись все, даже режиссёры, а вне его – критики и даже вышестоящее начальство. Он был членом худсовета театра, и там за словом в карман не лез…
На сцене этот актёр без помощи грима мог моментально изменить образ своего героя. Коллеги утверждали, что когда он играл смерть, его лицо и руки становились неестественно зелёными, и даже сердце билось реже. Критики считали, что от покоряет зрителей своей статью и харизмой, и ставили его на одну доску с «Крёстным отцом» Марлоном Брандо – почему-то было принято сравнивать актёров с западными суперзвёздами, делая своих, как бы, недозвёздами. Но он совсем не стремился к популярности и известности. Главным для него была только сама роль, пусть и крохотная. В театре и в кино ролей у него почти поровну – 50 и 53, но было ещё два десятка телеспектаклей, которые, всё-таки, больше театр, чем кино. Поэтому можно весьма уверенно утверждать, что всего себя Леонид Марков отдал театру. Главных ролей в кино у него было не так уж много, но его запоминали: высокий, мощный, мужественный, с завораживающим голосом. Несмотря на кажущееся высокомерие, был он очень скромен, из-за чего лишился многих ролей в кино.

Детство
Леонид появился на свет 13 декабря 1927 года в селе Алексеевка, что в 120 км от райцентра Акмолинска, который в 50-х стал Целиноградом, а сегодня является столицей Казахстана Астаной. До тогдашнего центра Казахской АССР Алма-Аты было 1300 км. Отец, Василий Демьянович, на которого Леонид был похож, как две капли воды, служил актёром в провинциальных театрах, мама, Мария Петровна, работал гримёром. Семья много колесила по стране, сестра Римма родилась двумя годами ранее в посёлке Чурино в 250 км от губернской Самары. Впервые на сцену в Саратове, где тогда служили родители, они вышли вместе, когда Лёне было всего 4 года. Лёня играл девочку, а Римма – её брата. По сценарию Лёнина героиня умирала, а герой Риммы рыдал над телом сестрёнки. Выходило это у них очень достоверно, успех был оглушительный – говорят, даже у взрослых в глазах стояли слёзы, что уж говорить о детях. После такого триумфа вопроса о выборе профессии у Риммы и Лёни не было: только в артисты.
Брат и сестра были совершенно разными: Римма – отъявленная хулиганка, мечтала об известности и актёрской славе, а Лёня – утончённый, скромный и молчаливый маменькин сынок, о славе не думал вовсе. Вся эта разница не мешала им всю жизнь очень любить друг друга. Сорились они очень редко, в разлуке мучались, и, в конце концов, мирились. Римма была Леониду как мать, и он не возражал против этого. В школе она всегда лезла за брата в драку, во взрослой жизни всегда помогала.
Москва
1942-м фронт приблизился к Саратову, город бомбили, и Марковых эвакуировали в Вологду. Родители поступили в труппу местного драмтеатра, а там была студия, руководила которой знаменитый театральный педагог Лидия Ротбаум. Римма сходила на репетиции, долго уговаривала брата, и за руку его привела в студию. Ротбаум взяла их обоих. Какое-то время Марковы числились в труппе театра вчетвером, и Римма поняла, что славы здесь не сыщешь, но в Москву одна ехать не хотела, а Леонид, наоборот, страшился перемен. Да и дорогое это было удовольствие, Москва: – на двоих учёба в столичном творческом вузе обходилась в тысячу рублей, а семья жила скудно. Всё решил случай: в 1947-м главный режиссёр московского театра им Ленинского комсомола Иван Берсенев увидел их на сцене, и позвал к себе – обещал и в студию при театре принять, и в труппу зачислить. Римме было 22 года, а Леониду – 20, она уговорила и его, и родителей – на первый год обучения они денег наскребли. Берсенев слово сдержал, но даже койки в общежитии они не получили, первое время жили на вокзале – одном из девяти московских, больше двух дней на одном не задерживаясь, и лишь потом им выделили комнатёнку, наполовину заваленную старыми декорациями. Римма за четыре года сыграла единственную роль, а после того, как в 1951-м умер Берсенев, и этот пост заняла его вдова Софья Гиацинтова, на сцену её больше не выпускали. Так продолжалось до 1962 года, когда Римма перешла в Театр-студию киноактёра, но и там ролей не было – она всё-таки, была больше киноактрисой. Леонид, наоборот, играл главные роли и собирал полные залы: зритель шёл на Кристиана в «Сирано де Бержераке» Эдмона Ростана, Петю Трофимова в «Вишнёвом саде» Антона Чехова, Антипа в «Юности отцов» Бориса Горбатова, Евгения в «Вассе Железновой» Максима Горького. А вот работы в кино почти не было.
Римма и Леонид сыграли важную роль в судьбе Иннокентия Смоктуновского: увидев на гастролях в Махачкале, они привезли его в Москву, устроили в своей коморке, и Римма уговорила Гиацинтову взять его в театр пока внештатным актёром. Все были уверены, что это новый кавалер Риммы, но она блондинов не жаловала.

Личная жизнь
В первые годы службы в театре Марков влюбился в молодую актрису Тамару Басову и женился на ней. Отношения Риммы и Тамары сразу не сложились: жена ревновала к сестре, поставила мужу ультиматум: или я, или она, и Леонид подчинился. Римма брата не понимала, пыталась поговорить, но не вышло. Они не общались два года, пока Леонид не ушёл от жены, но после развода поклонниц у него стало ещё больше, чем до женитьбы. После развода с Басовой он женился ещё дважды, и оба раза браки счастливыми не были: он упрекал жён в неумении принимать гостей, вкусно готовить, но хуже всего было то, что все его жёны не могли забеременеть. Римма, как ни странно, всегда становилась на сторону жён, пыталась смягчить последствия характера брата, который был ещё тот, но тщетно.

Первые роли в кино
Первой работой Маркова в кино была вышедшая в 1950 году картина Всеволода Пудовкина и Дмитрия Васильева «Жуковский», но роль была маленькая и безымянная, и в титры его не включили. Спустя 5 лет в фильме Марка Донского «Мать» по Горькому у его героя уже было имя – Чумаков, и в титрах он был. Всесоюзная слава могла прийти к нему в 1956-м, когда Григорий Чухрай решил снять фильм по пьесе Бориса Лавренёва «Сорок первый»: после проб на главную роль пленного белогвардейского офицера Вадима Говорухи-Отрока он хотел взять Маркова, но утвердил Олега Стриженова. Леонид бороться не стал, просто отошёл в сторону.

Заслуженный артист РСФСР
В 1960-м Марков перешёл в театр им. Пушкина, которым в то время руководил талантливый режиссёр Борис Равенских. Сыграв за 5 лет в девяти спектаклях, Марков стал ведущим актёром, но театр был не самым популярным в Москве, и в 1965-м Марков перешёл в театр им. Моссовета к куда более консервативному, чем Ровенских Юрию Завадскому. Играл он Звягинцева в «Они сражались за Родину» по Михаилу Шолохову, Арбенина в «Маскараде» Лермонтова, Порфирия Петровича в «Петербургских сновидениях» по «Преступлению и наказанию» Дотоевского. В 1969-м Марков получил Заслуженного артиста РСФСР.

«Русское поле»
За 20 лет Марков сыграл всего в девяти картинах, и у него не было ни одной заметной роли. Всего себя он отдавал театру, просто не видя фильмов, где бы он хотел сыграть. Всё изменилось в 1971-м, когда вышла мелодрама Николая Москаленко «Русское поле», где Марков играл роль, пусть и второго плана, но довольно важную: его герой Авдей Угрюмов, ушедший от жены, которую играла Нонна Мордюкова, даже соответствовал фамилии. Маркова заметили даже на фоне игры Мордюковой, для которой роль Федосьи Угрюмовой стала одной из лучших её киноработ. Марков очень любил эту роль, но к успеху картины, которую посмотрело почти 53 млн., и славе, внезапно свалившейся на него, отнёсся спокойно – главным для него оставался театр, но приглашений в кино стало заметно больше. Однако если кино мешало театру, Марков легко от съёмок отказывался.

«Побег»
В 1973-м Маркову дали отрицательную роль сбежавшего из лагеря злостного хулигана Михаила Багрова в фильме Юрия Кротенко «Побег» из невероятно популярного в те годы цикла «Следствие ведут ЗнаТоКи». В этом фильме я Маркова для себя и открыл – «Русское поле» по малолетству просто пропустил. Повзрослев, я посмотрел их почти подряд, и актёрская работа Маркова в «Побеге» мне показалась более сильной, чем в «Русском поле». С «Побега» у Маркова началась череда не симпатичных, но весьма ярких героев. Одним из них был угрюмый и заносчивый господин де Реналь в 5-серийном телефильме Сергея Герасимова «Красное и чёрное». На гонорар Марков купил мебель в новую квартиру, и для него это было важнее, чем успех картины.

Впрочем, был и положительный герой – брутальный начальник строительства на севере, который дал отпор двум бандитам, захватившим автобус в картине Александра Гордона «Схватка в пурге».

«Мой ласковый и нежный зверь»
В 1978-м у Маркова было сразу две знаковые роли. На съёмках фильма Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» по детективной повести Чехова «Драма на охоте» Марков получил огромное удовольствие и от материала, и от актёрского ансамбля: Олег Янковский, Кирилл Лавров, красавица Светлана Тома. Про Лотяну говорили, что на площадке он ведёт себя жёстко, кричит на актёров, и даже может уволить посреди работы. Многие актёры отказывались с ним работать, даже устраивали бойкот тем, кто соглашался у него сниматься. Но Марков плюнул на все возможные последствия, и согласился играть тихого мрачного вдовца Петра Урбенина, дворянина, вынужденного служить управляющим имением, безответно влюблённого в молодую дочь бедного лесничего – почти Золушку – Ольгу Скворцову. Для Маркова это был совершенно новый опыт, Чехова в таком прочтении, он, привыкший к строгим театральным канонам, ещё не играл.

Съёмки шли не просто. Вставали в пять утра, работали по 14 часов в день, Лотяну снимал бесчисленное число дублей. Марков работал хорошо, но его партнёршей была 16-летняя симпатичная студентка хореографического училища Галина Беляева, у которой совсем не было актёрского опыта. Лотяну кричал на неё, заставлял повторять сцену снова и снова. Марков терпеливо ждал, и не напрасно: фильм получился очень хороший, его не испортила даже совсем не опытная Беляева. И, конечно, настоящим украшением и хитом на все времена стал совершенно невероятный вальс Евгения Доги, который наверняка переживёт фильм.

«И это всё о нём»
Второй значительной ролью того года был мастер лесопункта Пётр Гасилов в 6-серийном телефильме Игоря Шатрова «И это всё о нём» по одноимённому роману Виля Липатова – человек умный, властный, хитрый и довольно подлый. Картина наделала много шума не только из-за поднятых проблем и из-за того, что формально в смерти главного героя Евгения Столетова никто не виноват, но и благодаря прекрасным актёрам – Евгению Леонову, Игорю Костолевскому, Виктору Проскурину, Альберту Филозову, Эммануилу Виторгану, Ларисе Удовиченко.

«Царская охота»
Снимался Марков часто – по пять шесть фильмов в год, но главных ролей не было, и поэтому он, когда не видел, что помимо денег и известности, которая была ему не нужна, может дать ему кинематограф, когда не видел роли, интересной ему самому, просто отказывался сниматься. Так он упускал сценарии, которые могли шире раскрыть его талант. На спектакль «Царская охота» где Марков играл графа Алексея Орлова, билеты достать было невозможно. В 1974-м Леонид Зорин писал эту пьесу для театра им. Евгения Вахтангова и её актёров Юлии Борисовой и Михаила Ульянова, но впервые её поставил Роман Виктюк в театре им. Моссовета, а главные роли играли Марков и Маргарита Терехова. Поначалу выбор Виктюка многих удивил: Орлову в момент исторических событий было 37 лет, а Маркову в год премьеры – 50, а выглядел он даже старше. Но усталость и знание, что мир устроен заведомо подло, которое актёр демонстрировал во многих своих ролях, сыграло на образ графа. Маркову эта работа очень нравилась. В 1977-м он получил Народного РСФСР.

Острый язык
В личной жизни Маркову долго не везло – яркая внешность не помогала, а популярность лишь мешала. Три брака рухнули, он начал пить, и несколько раз даже попадал в милицию, однако на сцену всегда выходил кристально трезвым. Друзья говорили, что своё пьянство Марков ненавидел и презирал себя за это. Эта прямота появилась и в работе: в театре острого языка Маркова боялись все, даже режиссёры, а вне его – критики и даже вышестоящее начальство. Он был членом худсовета театра, и там за словом в карман не лез. Однажды во время обсуждения спектакля «Поющие пески» – Пьеса Александра Штейна по мотивам «Сорок первого» Бориса Лавренёва – где были заняты Ростислав Плятт, Ия Саввина, Геннадий Бортников, Марков предложил сыграть этот спектакль несколько раз, окупить расходы, а потом декорации снести в сарай, и больше его никому не показывать. Спектакль и в самом деле провалился, и его вскоре закрыли.

«Гараж»
Вытерпеть острый язык Маркова смогла только его четвёртая жена. Встретились они в 1970-м на съёмках телеспектакля – Елена была телеинженером, ей было 27, ему – 42… Вместе они прожили 20 лет до самой его смерти. Детей не было и в этом браке, но Марков жену уже не корил. Отцов он играл довольно часто. В знаменитом «Гараже» Эльдара Рязанова Марков сыграл профессора Смирновского, отца одной женщины, и гражданского мужа – другой. Роль была не главной, и, возможно, Марков бы отказался от неё, но в театре у него был простой, и нужны были деньги на мебель в новую квартиру. Многие коллеги, узнав о съёмках, решили, что Марков хоть на время решил сменить амплуа и сыграть в комедии.

«Остров сокровищ»
В 1981-м режиссёр Владимир Воробьёв пригласил Маркова играть штурмана и пирата Билли Бонса в приключенческий телефильм «Остров сокровищ». Режиссёру нужен был человек с суровой внешностью, и он не прогадал. Отсняли 4 серии, но после перемонтажа их осталось три. Вместе со сценами, которые, по мнению цензоров, могли напугать детей, вырезали и пьяные выходки Бонса, многочисленные игры в карты, и многое другое. Сам Марков к тому времени уже остепенился. Большую часть свободного времени он проводил дома или на даче. В театре и в кино его роли постепенно менялись: в спектакле «Операция «С Новым годом» по пьесе Юрия Германа он играл командира партизанского отряда Ивана Локоткова. В то время фильм «Проверка на дорогах», снятый Алексеем Германом по книге своего отца, уже 15 лет лежал на полке, и там Локоткова играл полная противоположность Маркову – маленький, тщедушный, лысый Ролан Быков.

«Отель «Эдем»
Суеверным, как многие актёры, Марков не был, и в 1985-м в фильме Вадима Дербенёва «Змеелов» он сыграл неизлечимо больного торгового работника Котова, разбогатевшего на хитрых схемах. Роль оказалась пророческой: спустя 6 лет заболел и сам Марков. Получив в 1985-го Народного СССР, Марков через год неожиданно для всех решил уйти в Малый театр. Римма отговаривала, но он не послушался. В Малом он прослужил всего два года и сыграл лишь Антипова в горьковских «Зыковых», а потом вернулся к родным пенатам в театр им. Моссовета. Последней его работой в кино стал фильм Владимира Любомудрова «Отель «Эдем», снятый в 1991 году, где Марков сыграл Сатану. Римма была категорически против этой работы, но Леонид роль выбрал сам.

В начале 1991-го Маркова пригласили на съёмки французы, назначив немыслимые по тем временам для советского актёра тысячу долларов за съёмочный день. Отработать он успел только 7 дней, и попал на «скорой» в больницу, где ему поставили страшный диагноз. Об этом жена и сестра ему не сказали, он рассчитывал подлечиться и вернуться на площадку и в театр.

1 марта 1991 года Леонид Марков умер. Жена и сестра были с ним до последней минуты.
автор: Николай Кузнецов