Пошли разговоры, что он зазнался. Режиссёрам не нравилось, как он отвечает, и поэтому беспокоили они его в случае крайней необходимости, но когда он соглашался, получалось очень хорошо…
Он всегда мечтал о свободе, но выбрал самую зависимую профессию
В 50-е–60-е годы ХХ века он был настоящей звездой: от режиссёров не было отбоя, а зрители с нетерпением ждали нового появления Олега Стриженова на экране. Все говорили, что он – гений, что нет образа и жанра, с которым он не справится, будь то классика, драма, трагедия или комедия. Он сам, без дублёров и каскадёров фехтовал, стрелял, скакал на лошади, дрался на ринге. Его герои несли на себе отпечаток романтической трагичности. Кино делало Стриженова совершенно неотразимым: вне кадра это был красивый молодой человек, но мало ли красавцев на свете, однако на плёнке от его лица просто невозможно было оторвать глаз.
Детство
Олег появился на свет 10 августа 1929 года в дальневосточном Благовещенске. Когда он родился, отцу, Александру Николаевичу, краскому, было 30. Мама, Ксения Александровна, окончила Смольный институт, от первого брака у неё был 6-летний сын Борис, в 1925-м родился Глеб. В конце 20-х на Дальнем Востоке было тревожно, шли бои за КВЖД, частенько напоминала о себе белая эмиграция в Китае. В 1935-м полковника Стриженова перевели в Москву, Ксения Александровна, истосковавшись по культурной жизни, стала завсегдатайницей театров, концертов и картинных галерей. Все три сына с удовольствием ходили с мамой, стали знатоками живописи, театра, музыки, поэзии. Мама научила их играть на фортепиано и гитаре, и петь. Потом это пригодилось Глебу и Олегу. По настоянию родителей братья выходили из дома только в начищенной до блеска обуви и в белых сорочках, за что получили от замоскворецкой шпаны прозвище «баре». Борис и Глеб насмешек не терпели, сразу лезли в драку.
Великая Отечественная
Когда началась война, Олег был в пионерлагере. Те, от кого это зависело, решили детей пока в Москву не возвращать, домой они приехали ровно через месяц, и сразу попали под первый немецкий авианалёт. Дома Олег узнал, что Борис, лётчик лейтенант уже воюет, что скоро на фронт уйдёт отец, да и Глеб постоянно твердил, что он тоже пойдёт в армию. Когда в начале декабря 1942-го пришло известие, что Борис погиб, Глебу было ещё 17, он едва дождался января, когда уже могли призывать, в ноябре 1943-го из-за тяжёлой контузии его комиссовали подчистую.
Училище им. Щукина
Олег всю войну провёл с матерью в Москве. В 1944-м он окончил семилетку, устроился в Научно-исследовательский кинофотоинститут, но вскоре его мобилизовали восстанавливать железную дорогу. Когда в Москву вернулся Глеб, он посоветовал брату выучиться на бутафора, и поступить в Московское театрально-художественное училище. Олег брата любил и уважал, к совету прислушался, учился и параллельно готовился поступать в театральное. В 1949-м они успешно сдали экзамены: Глеб – в Школу-студию МХАТ, Олег – в училище им. Щукина. Глеб сам был фронтовиком, а Олег – сыном фронтовика, от оплаты по 500 рублей в год их освободили.

Олег был одним из лучших студентов актёрского факультета, во время учёбы играл на сцене Вахтанговского театра небольшие роли, был уверен, что получит место в труппе, но после ссоры с кем-то из корифеев ему прямо сказали, чтобы он искал себе другой театр. Для него это стало серьёзным ударом по самолюбию, и в 1953 году попросил распределить его в Таллин. За год с небольшим он сыграл там в трёх спектаклях, а потом начались чудеса.
«Овод»
В 1954 году режиссёр Александр Файнциммер искал актёра на главную роль в свою картину «Овод» по роману Этель Лилиан Войнич. Актёра он хотел снять необычного: зрители хотели видеть новые молодые лица. Перепробовав многих, Файнциммер утвердил на роль Артура Бертона Стриженова Глеба, но даже гримёры не смогли сделать его моложе. Тогда Глеб и предложил, чтобы роль юного Артура сыграл Олег, который до этого в кино ещё не снимался, как, впрочем, и сам Глеб. Олег приехал из Таллина, Файнциммер намётанным взглядом окинул 24-летнего статного рыжеватого красавчика, и сказал, чтобы он ехал обратно. Однако, чтобы оплатить человеку дорогу, суточные и гостиницу, нужно было подтвердить, что он катался не сам по себе и не по чьей-то прихоти, а по делу, и ассистентка пошла к директору картины, а он сказал, что для отчёта нужны хотя бы фотопробы в гриме. Увидев фото Олега, загримированного под Артура, Файнцимер сначала сказал, что этот актёр будет играть главную роль, и лишь потом спросил, кто это? Когда к нему привели отвергнутого Стриженова без грима, он решил, что его разыгрывают, назначил кинопробы, и утвердил Олега на роль Артура и молодого, и зрелого, оставив Глеба ни с чем, и тому своей дебютной роли пришлось ждать ещё два года. Роман стал культовым практически сразу, после выхода, у тех, кто шёл в кино на «Овода», образ героя уже сложился, и была опасность, что киногерой с книжным не совпадёт. Однако попал и Стриженов, и Николай Симонов, игравший кардинала Монтанелли, отца Артура, попали и другие актёры.

Семья
Джему в «Оводе» играла Марианна Бебутова, вдова Героя Советского Союза подполковника Вениамина Кириллова, которая была на четыре года старше Олега, и для которой это был третий фильм. Они были свободными, у них прямо на площадке начался бурный роман, они поженились, и в титрах и на афише были уже под одной фамилией. В 1957-м у них родилась дочь Наталья, тоже ставшая актрисой. В 1959 году супруги Стриженовы сыграли супругов Дудиных в картине Николая Розанцева «В твоих руках жизнь».
«Овод» прошёл с огромным успехом, а Олег Стриженов стал кумиром советских зрителей. О нём заговорили: в советском кино, где главными героями были передовики производства и солдаты, через несколько лет после «Золушки» появился настоящий романтический и благородный принц. Стриженов казался совершенно не советским героем.
Марианна, окончившая «Щепку», играла в театре им. Моссовета, Олег на время из Таллина уехал в Ленинград, служил в театре им. Пушкина, а потом вернулся в Москву, и уже не он обивал пороги театров, а они бегали за ним, но он не торопился, решив пока полностью сосредоточиться на кино.
«Мексиканец»
Режиссёр Владимир Каплуновский пригласил Стриженова сразу на две роли в картину «Мексиканец» по мотивам рассказа Джека Лондона. Герой Олега Хосе Фернандес, скрывающийся под псевдонимом Фелипе Риверы боксом зарабатывал деньги, чтобы помочь мексиканским повстанцам. Режиссёр и актёр понимали, что дублёра на ринг не выставить, и Стриженов учился азам бокса, а его соперника Денни Уорда играл двукратный чемпион СССР мастер спорта средневес Геннадий Степанов. Вторая роль была возрастной: Хоакин, отец Хосе был вдвое старше сына.

«Сорок первый»
Через год была снова главная и снова очень яркая роль: поручик Вадим Говоруха-Отрок в фильме Григория Чухрая «Сорок первый». Это была история внезапной любви людей из социально чуждых кругов: он белогвардеец, дворянин, она – Марютка из самых низов. Эта несхожесть, невозможность быть вместе, рождали щемящее предчувствие трагической развязки. Когда Марютка Басова, которую играла красавица Изольда Извицкая, застрелила свою любовь, рыдали даже те, кто видел картину несколько раз и знали, чем всё закончится.


Утверждать Стриженова не хотели: худсовету больше нравился Юрий Яковлев, который тогда ещё князя Льва Мышкина в «Идиоте» Ивана Пырьева не сыграл, но Чухрай был непреклонен. Пырьев, после того, как сценарист картины Григорий Колтунов просил снять его фамилию с этого «белогвардейского пасквиля», картину спас. Окончательно шумиха вокруг «Сорок первого» изменила тональность с минуса на плюс, когда картина на кинофестивале в Каннах получала специальный приз, а в СССР её посмотрели больше 25 млн. человек. Во многом этот фильм предопределил признание артиста Стриженова в Европе. В СССР недавно показали «Фанфан-тюльпан» с Жераром Филиппом, многие увидели сходство между французской звездой и Стриженовым, и с тех пор к нему надолго прилипло прозвище «советский Жерар Филипп». Стриженову потом часто предлагали играть белогвардейских офицеров, но он не хотел повторяться, и отказывался.


Романтические герои
Таких романтических героев у Стриженова потом было не мало. Он играл Мечтателя в «Белых ночах» у Пырьева, Пётра Гринёва в «Капитанской дочке» у Каплуновского, Афанасия Никитина в «Хождении за три моря» у Василия Пронина и Ходжи Аббаса, Германа в «Пиковой даме» у Романа Тихомирова, барона Тузенбаха в «Трёх сёстрах» Самсона Самсонова. Новый министр культуры СССР Екатерина Фурцева назначила Стриженову астрономическую ставку в 500 целковых за съёмочный день – за 11 дней можно было купить новую Волгу ГАЗ-21. такие деньги получали только народные артисты СССР, а Стриженов не был даже заслуженным. Возможно, объяснялось это тем, что за семь лет Стриженов сыграл в 12-ти картинах, и всё это были главные роли – думаю, рекорд для советского кино.


МХАТ
В 1963-м Стриженова пригласили во МХАТ. Он играл Степана Тятина в «Егоре Булычове» Максима Горького, Мортимера в «Марии Стюарт» Фридриха Шиллера, Незнамова в «Без вины виноватые» и Глумова в «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского, Треплева в «Чайке» и Тузенбаха в «Трёх сёстрах» Антона Чехова. Его часто приглашали в провинциальные театры, и когда в афише значился Стриженов, билетов было не достать, в зале всегда был аншлаг.


Во МХАТе Стриженов познакомился с женой актёра Владимира Земляникина Любовью, развёлся с Марианной, женился на Земляникиной, в 1969-м родился сын Александр, будущий актёр и телеведущий.


Гамлет
В 1964-м Стриженов стал Заслуженным артистом РСФСР, а Григорий Козинцев пригласил его пробоваться на Гамлета. Стриженов ответил телеграммой: «На Гамлета не пробуют», и отказался. Гамлета гениально сыграл Иннокентий Смоктуновский. Не знаю, можно ли лучше, но если бы Стриженов согласился, это, безусловно, был бы другой принц датский.


«Его звали Роберт»
Актёр с такой внешностью был просто создан для классического репертуара, но, опасаясь стать заложником типажа, Стриженов стремился работать и в других жанрах. Так он попал в фантастический фильм Ильи Ольшвангера «Его звали Роберт» где сыграл учёного Сергея Сергеевича, который создал робота, похожего на него как две капли воды, и назвал его Робертом. В этом фильме открылась новая грань таланта Стриженова: он мог быть смешным и даже эксцентричным, но не так-то просто было сыграть остановившийся взгляд стеклянных глаз.

К сожалению сценариев, которые бы всесторонне раскрывали талант Стриженова, предлагали ему не много. Романтические герои стали его тяготить, и он соглашался работать только в тех картинах, где хотел играть сам. У него был принцип: или «его» роль, или никакой, потому у него нет ни одной слабой роли.
«Война и мир»
В своей оскароносной «Войне и мире» Сергей Бондарчук Пьера Безухова хотел играть сам, а в роли Андрея Болконского снять Стриженова, но тот «пробоваться» отказался: он считал, актёров его уровня нужно сразу утверждать, и что если режиссёр пробует многих актёров, у него нет целостного понимания образа и всей картины. Даже Фурцева не смогла Стриженова уговорить. Пошли разговоры, что он зазнался. «Звёздная болезнь», возможно, имела место, что при той популярности было объяснимо, а, возможно, он просто не хотел сниматься ради денег или чтобы лишний раз мелькнуть на экране.
Стриженов ждал достойных ролей, но пока он ждал, годы уходили, и так вышло, что тех, кого он хотел играть, он играть уже не мог: прекрасный принц превратился во взрослого мужчину, и если человек Стриженов принял это спокойно, то артисту Стриженову перейти эту возрастную грань было не просто. Режиссёры знали, как Стриженов относится к предложениям, им не нравилось, как он отвечает, и поэтому беспокоили они его в случае крайней необходимости, но когда он соглашался, получалось очень хорошо.
«Неподсуден»
В картине «Неподсуден» будущих авторов фильмов «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» Валерия Ускова и Владимира Краснопольского Олег играл лётчика Егорова, которого оговорил радист экипажа Сорокин в исполнении Леонида Куравлёва. Егорова бросила девушка Надя, поверившая Сорокину и ставшая его женой. Он летает командиром Ту-104, женат, но не счастлив. Как-то в салоне самолёта он видит Сорокина и Надю. Нахлынули воспоминания, которые иногда прерывала влюблённая в Егорова стюардесса Вика в исполнении Светланы Светличной. Картина получилась глубокой и психологически точной, там всем было что играть, и они с этим справились блестяще. В том же году Стриженов получил звание Народного артиста РСФСР.

Театр-студия киноактёра
В 1970-м во МХАТ пришёл Олег Ефремов, они не сработались, Стриженов терпел шесть лет, в 1976-м не выдержал и ушёл в Театр-студию киноактёра. В 1974 году Стриженов второй раз развёлся, и 1976-м женился на вдове Ивана Пырьева Лионеле. Детей в браке не было.

«Земля до востребования»
В 1972-м режиссёр Вениамин Дорман, поставивший двумя годами ранее первые две серии из саги о резиденте, снял картину о советском разведчике Льве Маневиче «Земля до востребования». Одноимённый роман фронтовика Евгения Воробьёва люди зачитывали до дыр. Во все времена очень любят картины про разведчиков, а киношники зрителей не баловали: после уже порядком подзабытого «Подвига разведчика» сопоставимую популярность приобрели «Сильные духом» о реальном Николае Кузнецове, и «Щит и меч» о вымышленном Йогане Вайсе.

«Звезда пленительного счастья»
В конце 70-х Стриженов перестал быть суперзвездой. Принцев в силу возраста он играть уже не мог, а королевских ролей не предлагали, на экране появились другие люди, и о Стриженове помнили только его настоящие фанаты. Однако работал актёр всегда с полной отдачей: в пронзительной картине Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» с невероятной музыкой Исаака Шварца он замечательно сыграл декабриста князя Сергея Волконского – не принц, конечно, но дворянин, генерал, человек благородный из рода Рюриковичей. В этом фильме генеральский мундир и арестантское одеяние, цепи и кандалы он носил одинаково достоверно.


«Приступить к ликвидации»
Ещё одной хорошей работой в это время стал милицейский полковник Иван Данилов, начальник отдела по борьбе с бандитизмом МУРа из приключенческого фильма Бориса Григорьева «Приступить к ликвидации».


Во второй половине 80-х Стриженов решил уйти из кино. Такой поступок не каждому артисту по плечу, и даже присвоение в 1988-м звания Народного артиста СССР, не поколебало его решения. Он ездил с концертами, читал Есенина, собирая полные залы. А вот по линии бюро пропаганды киноискусства дела обстояли не так хорошо. Мне довелось побывать на одном таком выступлении Стриженова, и произвело это удручающее впечатление: в зале вместе со мной – я посчитал, не поленился – было 11 человек, причём все это были женщины уже далеко не бальзаковского возраста, годившиеся мне в матери. Люди просто забыли его.


«Отель «Пять звёзд»
В 2000-м в фильме Владимира Басова младшего и его жены Ольги Стриженов сыграл русского князя Александра Гагарина, который по сценарию был очень плохим человеком, но Стриженов сделал его чуть-чуть лучше, и авторы картины с такой интерпретацией согласились.


В 2003-м дочь от первого брака красавица Наталья свела счёты с жизнью. Для Стриженова, который всегда оставался для неё отцом, это стало страшным ударом.

Последний раз Стриженов сыграл в кино в 2006 году в картине Валерия Коновалова «Отель «Пять звёзд». Тогда же он решил завершить карьеру, и 19 лет на сцене и на экране не появлялся.
9 февраля 2025 года Олег Стриженов умер. Ему было 95 лет.
автор: Николай Кузнецов