Тупик Юнкерса или величайший успех сумрачного германского гения

В битвах Второй мировой войны из всех самолётов люфтваффе, да и, пожалуй, всех воюющих держав, ни один не был так приспособлен к экстремальным условиям, как двухмоторный бомбардировщик Junkers...

В битвах Второй мировой войны из всех самолётов люфтваффе, да и, пожалуй, всех воюющих держав, ни один не был так приспособлен к экстремальным условиям, как двухмоторный бомбардировщик Junkers Ju 88. Конструкция его была настолько универсальна, что управляемый подготовленным экипажем, этот самолёт, который проектировался как скоростной бомбардировщик, в ходе войны использоваться и как торпедоносец, и как разведчик, и как штурмовик, и даже как истребитель и ночной истребитель, и прослужил до конца войны.

Задолго до появления Ju 88 концепция скоростного бомбардировщика, способного летать быстрее любого истребителя противника, привлекала немецких теоретиков авиации в межвоенный период. С приходом Гитлера к власти, военные получили возможность реализовать свои идеи на практике, и превратить самолёт в орудие агрессии. Первоначально Эрнст Циндель воплотил эту идею в другом самолёте Юнкерса – Ju 86. Это был многоцелевой двухмоторный бомбардировщик с двойным хвостовым оперением, максимальная скорость которого доходила до 420 км/час, и тогдашним истребителям было трудно за ним угнаться. Экипаж самолёта состоял из двух человек – пилота и наблюдателя. Верхняя и нижняя пулемётные точки обеспечивали неплохую защиту. В качестве бомбардировщика Ju 86 применялся в гражданской войне в Испании, для мирных целей на его базе создали пассажирский самолёт. Позднее сделали герметичную кабину, моторы оснастили турбокомпрессорами, и Ju 86 мог летать на очень большой высоте 12 и более км, где он был недосягаем ни для истребителей, ни для зениток. С этой высоты он успешно вёл разведку в Африке, Англии и СССР. Однако было ясно, что как обычный бомбардировщик Ju 86 быстро устаревает, и теряет свои преимущества.

Для разработки нового бомбардировщика глава компании Junkers AG Генрих Коппенберг специально пригласил из США Вильгельма Эверса и Альфреда Гасснера. Первый прототип Ju 88 V-1 поднялся в воздух 21 декабря 1936 года. Во время этого полёта он привёл в восторг Геринга, показав скорость 580 км/ч, что позволяло ему уйти от большинства истребителей того времени. Другие прототипы также показывали прекрасные результаты. Однако Геринг хотел, чтобы помимо бомбометания с горизонтального полёта, самолёт использовался и как пикировщик. Чтобы Ju 88 выдерживал огромные перегрузки при пикировании, конструкторы были вынуждены упрочнить и без того крепкий корпус. За всё надо платить: погоня за универсальностью привела к утяжелению конструкции, и максимальная скорость самолёта снизилась до 450 км/ч. Самодуром Геринг не был, и тупиковая идея универсального самолёта пришла в его голову от безысходности: у Германии попросту не было ресурсов, чтобы в достаточном количестве делать и истребители, и бомбардировщики, и штурмовики. Вот и приходилось делать недоистребители, и полубомбардировщики и как бы штурмовики. В СССР активным сторонником универсализма во всём был заместитель наркома обороны СССР по вооружениям, Маршал Советского Союза Михаил Тухачевский: он полагал, что пушка настильного огня может при необходимости стать гаубицей или зенитным орудием.

Ju 88 оснащался различными двигателями. На первых серийных Ju 88A-1 устанавливались моторы Jumo 211В-1 мощностью 900 л/с. Внешне они были очень похожи на радиальные двигатели воздушного охлаждения. На самом деле это были перевёрнутые V-образные рядные моторы жидкостного охлаждения с прямым впрыском топлива. Похожими на «звезду» их делали установленные впереди круглые радиаторы, что несколько увеличивало сопротивление воздуха. На более поздние модели устанавливали двигатели Jumo 211J-1 мощность которых была 1400 л/с, BMW 801MA и BMW 801D-2, мощностью 1560 и 1700 л/с соответственно. Убирающееся одностоечное шасси служило амортизатором, позволяло взлетать с кочковатых фронтовых аэродромов и смягчало удары о землю при посадке. Эти два конструктивных решения обеспечили самолёту успех. Однако успех Ju 88 привёл к тому, что немцы свернули работы по созданию четырёхмоторного стратегического бомбардировщика, способного проникать в глубокий тыл противника.

Тупик Юнкерса или величайший успех сумрачного германского гения

Два Ju-88 из KG1 во Франции

Остекление носовой части самолёта обеспечивало прекрасную видимость пилоту, облегчало выход на боевой курс, и давало возможность бомбардиру максимально точно сбросить бомбы. Однако кабина была очень тесная и неудобная – у штурмана даже не было столика для вычислений, а чтобы стрелять из курсового пулемёта, ему приходилось ложиться на пол кабины. Зато переговариваться экипаж мог без помощи бортовой связи, поскольку все четыре члена экипажа размещался в передней части фюзеляжа. Немцы считали, что когда члены экипажа находятся рядом друг с другом, это оказывает благоприятное психологическое воздействие. Помимо плюса был и очевидный минус такого расположения: в случае экстренного покидания самолёта лётчики мешали друг другу выбраться.

Первые Ju 88A-1 могли поднять 2,4 тонны бомб, которые размещались в бомбоотсеке, на последующих бомбовая нагрузка была доведена почти до трёх тонн. Оборонительное вооружение состояло из трёх или четырёх 7,92 мм пулемётов MG-15. Один из них устанавливался на подвижную шарообразную опору, закреплённую в фонаре. В зафиксированном положении им управлял лётчик, в свободном положении огонь мог вести борт-стрелок. Это позволяло сочетать универсальность с высокой эффективностью. Нижнюю часть самолёта защищал стрелок, размещавшийся в башенке, расположенной внизу сзади, однако низ Ju 88 до конца войны оставался самой уязвимой его частью. Все пулемёты легко и быстро снимались, и при вынужденной посадке на вражеской территории становились хорошей защитой экипажу. На некоторых Ju 88A в носовой части ставили пушку, но пилоты предпочитали её снять, чтобы, во-первых, не цепляться за неё в темноте, и, во-вторых, освободить пространство для штурмана, которому в штатной кабине было очень неудобно.

В начале 1939 года основным бомбардировщиком люфтваффе стал надёжный Heinkel He 111, который завершил эволюцию машины, разработанной ещё в 1936-м. Он участвовал в войне в Испании и сыграл решающую роль в войне с Польшей. Однако He 111 был чисто горизонтальным бомбардировщиком, не способным даже на лёгкое пикирование. Он превосходил Ju 88 по скорости, но был слабо вооружён, и не мог летать без истребительного сопровождения. Однако к началу Второй мировой войны из-за проблем в организации серийного производства германские заводы сумели передать люфтваффе всего 12 Ju 88, и говорить о каком-то их вкладе в победу над Польшей не приходится. Лишь к концу 1939-го Ju 88 стали поступать на фронт в достаточных количествах.

Тупик Юнкерса или величайший успех сумрачного германского гения

Junkers Ju 88 A-4

Наряду с Не 111 в первые годы войны люфтваффе использовали Dornier Do 17. Этот крепкий, надёжный и весьма эффективный бомбардировщик, способный точно поражать цели даже с большой высоты, был также разработан в 1934 году. За свой тонкий фюзеляж его прозвали «карандашом». Конструкторы Do 17 доказали, что даже после незначительных изменений в конструкции, самолёт может эффективно использоваться и в других качествах.

Когда началась война, стало ясно, что противники сильно отстали от Германии в техническом отношении и в количестве самолётов. По состоянию на 10 мая 1940 года в составе ВВС Германии был 3 641 боевой самолёт: 1 736 «горизонтальных» бомбардировщиков Не 111, Do 17 и Ju 88, 360 пикировщиков Ju 87, 1 545 истребителей Messerschmitt Bf 109 и Bf 110. Французская авиагруппировка на театре военных действий состояла из 1 400 самолётов различных типов и назначений, незначительное количество самолётов было у Бельгии и Голландии. Тем не менее, уже в первый день войны французы сбили 304 немецких самолёта, в том числе 51 Не 111, 26 Do 17, и 18 Ju 88 и 9 Ju 87.

Самолётам люфтваффе противостоял двухмоторные бомбардировщики ровесники Ju 88 Handley Page HP.52 Hampden, Vickers Wellington и Armstrong Whitworth A.W.38 Whitley. Именно они составляли основу бомбардировочной авиации Королевских ВВС и осуществили первые налёты на Германию. Весьма скоростным для того времени был Bristol Blenheim, но много бомб поднять он не мог. Такой отсталый авиапарк делал практически невозможной высадку англичан на севере Франции. Ситуация в пользу англичан несколько исправилась, когда появились Avro 683 Lancaster и американские бомбардировщики North American B-25 Mitchell и B-26 Marauder.

Однако средние бомбардировщики союзников уступали немецким. Они были хорошо оснащены и вооружены, но менее маневренны. Немцы считали, что скоростному бомбардировщику не требуется мощное оборонительное вооружение, что лучшей его защитой служит скорость. Но с увеличением скорости истребителей стран Антигитлеровской коалиции бомбардировщики люфтваффе стали нести большие потери.

В ходе Битвы за Британию у экипажей Ju 88 было больше шансов выжить, чем у Не 111 и Do 17, поскольку он был быстрее, а способность к пикированию позволяла резко сбросить высоту и уйти от истребителей англичан, вплотную прижавшись к земле. Однако, как и другие германские бомбардировщики, он был слабо вооружён, и без сопровождения истребителей нёс большие потери. К тому же, он практически не был защищён от зенитного огня, да и бронирование фюзеляжа и основных узлов и агрегатов было чисто символическим. Ju 88 был оружием блицкрига, и создатели его мало думали о защите от истребителей противника.

Успешные действия королевских ВВС против немецкого воздушного наступления принесли люфтваффе первую неудачу в той войне, и показали Герингу, что за использование отработанной, но уже устаревшей тактики, придётся дорого заплатить. Гитлер потребовал от Геринга изменить тактику, и начать бомбить английские города. Но англичане были достойными противниками. Локальным успехам над Англией Ju 88 в немалой степени был обязан своим экипажам, хотя лётчики и считали его очень неудачным самолётом, а многие просто называли «летающим гробом».

Несмотря на неудачи, Ju 88 продолжали поступать на фронт, потому, что эффективной замены им не было. Летом 1940 года вместе с другими самолётами они, несмотря на радары и активное противодействие со стороны истребителей, нанесли мощные удары по аэродромам Южной Англии.

Морские атлантические конвои, доставлявшие грузы на английские острова, были чрезвычайно важны для британцев, ведь без подвоза извне, они бы не продержались и двух месяцев. Немцы прекрасно это понимали, и на борьбу с конвоями направляли десятки подводных лодок. Против них англичане отрядили четырёхмоторные Short Sunderland, тихоходные, как и все летающие лодки. В поединках с подводными целями скорости в 300 км/час вполне хватало. Однако, столкнувшись с Ju 88, переделанным в патрульный истребитель, Short Sunderland был вынужден уходить на предельно малой высоте и отбиваться всеми своими восемью пулемётами, не подпуская Ju 88 близко, и ожидая подмоги. Когда же у англичан появился специально разработанный для этих целей двухмоторный тяжёлый истребитель Bristol Beaufighter, защищаться пришлось уже Ju 88.

Ju 88 выпускался не только как бомбардировщик с остеклённым носом. На его базе создали ночной истребитель, оборудовав его радаром Lichtenstein. Ju 88 участвовали в боях в Средиземном море, совершая налёты на британские конвои, доставлявшие части 8-й армии в Северную Африку. Господство в воздухе над Средиземноморским театром военных действий было очень важным. То, что люфтваффе так и не сумело его захватить, стало основной причиной поражения африканского корпуса Эрвина Роммеля, прозванного «Лисом пустыни».

Тупик Юнкерса или величайший успех сумрачного германского гения

Финский Junkers Ju 88 A-4

Форпостом британских сил на Средиземном море стал крохотный остров Мальта, который весной 1942 года отражал постоянные налёты люфтваффе. Когда сломить сопротивление защитников острова не удалось, немецкая авиация начала атаковать конвои. Ju 88 потопили сотни союзнических военных кораблей и транспортов, чтобы отрезать Мальту от снабжения. Тем не менее, гарнизон острова при активной помощи гражданского населения в тяжелейших условиях постоянных бомбёжек и нехватки снабжения отстоял остров.

В течение всей войны Ju 88 приспосабливались для решения разных задач. Некоторые модификации выполнялись на основе базовой модели, другие являлись совершенно новыми проектами, например, Ju 188, который разрабатывался как разведчик. Вместо бомб на нём устанавливали различное оборудование. Кабина у Ju 188 была изменена, а у некоторых самолётов был усилен фюзеляж для разведывательных полётов на большой высоте, куда не доставали ни истребители, ни зенитки, и где главным врагом был холод.

Когда Германия напала на СССР, в первые месяцы войны Ju 88 летали практически без истребительного прикрытия, потому, что советский истребитель в небе встретить было не так-то просто. Германская бомбардировочная группировка была куда менее многочисленной, чем при нападении на Францию. В её составе было всего 1 183 исправных самолёта, в том числе 233 Ju 87, 520 Ju 88, 300 Не 111 и 130 Do 17. Осуществляя бомбардировки беспрепятственно, «Юнкерсы» добивались существенных результатов. При этом летали они маленькими группами, ведь целей на огромном фронте от Баренцева до Черного моря было много, и успеть нужно было везде. Однако уже к концу 1942 года обстановка изменилась не в пользу люфтваффе. Да к тому же и русская зима создавала наземному персоналу огромные трудности. Хотя Ju 88 изначально проектировались в расчёте на минимальное техническое обслуживание на земле, на Восточном фронте и этого было недостаточно.

Тупик Юнкерса или величайший успех сумрачного германского гения

К концу 1944 года третий рейх уже не мог восполнить потери своих самолётов: остро не хватало алюминия, каучука и других важнейших материалов, квалифицированных кадров. Отступая по всем фронтам, гитлеровцы теряли и авиационные заводы, аэродромы и предприятия, на которых из каменного угля делали синтетическое топливо. Высокая концентрация аэродромов на территории Германии и большое скопление на них самолётов, только облегчали работу союзной авиации: куда не сбрось бомбу, всё равно попадёшь в цель.

Начиная с 1936 года семь основных германских производителей выпустили 15 тыс. Ju 88 различных модификаций, половину из которых составляли бомбардировщики, а 4 тыс. – истребители, защищавшие небо Германии от налётов самолётов Антигитлеровской коалиции. Наспех собранное из 100 истребителей Ju 88 соединение 3 марта 1945 года поднялось в воздух и нанесло свой последний удар по территории Англии. Несмотря на полное превосходство англичан и американцев в воздухе, им удалось застать врасплох лётчиков Королевских ВВС, и сбить 20 английских самолётов. На следующий день лётчики люфтваффе попытались развить успех, но их встретили ночные истребители, и англичане взяли реванш, сбив 20 самолётов немцев.

За долгую карьеру Ju 88 на него устанавливали самое разное вооружение, на нём впервые опробовали реактивные двигатели и пусковые ракетные установки. Ju 88 без экипажа в связке с истребителем Focke-Wulf FW-190 «Würger» использовали даже в качестве 4-тонной бомбы, но это было уже настоящим безумием агонизирующего режима, и ни одно такое применение «Юнкерса» успеха не принесло.

Тупик Юнкерса или величайший успех сумрачного германского гения

В конце концов, универсальные машины начали себя изживать. У противника в больших количествах появились специализированные самолёты, предназначенные для решения определённых задач. Вот тогда и стало совершенно очевидно, что Ju 88, казавшийся в начале своего пути величайшим успехом сумрачного германского гения и верхом совершенства, на самом деле является весьма посредственным самолётом, хотя ему и довелось сыграть заметную роль и истории авиастроения, и, сколь бы цинично это не прозвучало, в судьбах человечества.

автор: Николай Кузнецов

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Понравилось? Поделись с друзьями:
Загрузка...
Adblock
detector