Опыт, искусство и хладнокровие капитана неоднократно спасали ледокол – ни одна бомба в него не попала…
Ермак Степанович
В конце XIX века лучшие умы России осознавали насущную необходимость для страны исследования и освоения Арктики. Те смелые попытки, которые предпринимались для прохода через арктические льды вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана, составлявшего больше 21 тыс. вёрст на деревянных парусных судах, как правило, заканчивались неудачей. И тогда возникла идея создания арктического ледокола с паровым двигателем и прочным металлическим корпусом. Автором идеи первого линейного ледокола, который сможет обеспечить уверенную круглогодичную навигацию по Северному морскому пути и дойти до Северного полюса, был вице-адмирал Степан Осипович Макаров, выдающийся новатор российского флота, прославившийся многими научными исследованиями и техническими новшествами. Он был не только боевой офицер, но и океанограф. В 1894 году после кругосветного плавания на первом русском цельнометаллическом парусно-винтовом бронепалубном корвете «Витязь» Макаров выпустил книгу «Витязь» и Тихий океан». Макаров исследовал течения в проливе Босфор, разрабатывал новые типы бронебойных снарядов и новые тактики применения военного флота.
Идея
Макаров, осмыслив опыт многих арктических мореплавателей, начиная с поморов, придумал концепцию ледокола и разработал его конструкцию. Во время работы он общался с выдающимся исследователем норвежцем Фритьофом Нансеном. Мысль об исследовании Северного Ледовитого океана посредством ледокола и о возможности прокладывать пути к замерзающим портам показалась Макарову столь простой, что он полагал достаточным одного её высказывания, чтобы все к ней тотчас же присоединились. Однако морское министерство в финансировании отказало.
«К Северному полюсу – напролом»
Тогда Макаров решил пойти другим путём, и стал искать поддержки в широких кругах общества. 30 мая 1897 года в Мраморном дворце на экстренном заседании Императорского русского географического общества Макаров прочитал лекцию «К Северному полюсу – напролом». Это изречение потом стало девизом нового корабля. Приведённые Макаровым аргументы были весьма убедительны, идею горячо поддержал Дмитрий Менделеев, чей благожелательный отзыв имел решающее значение, и 1,5 млн. рублей на строительство ледокола правительство Макарову выделило.
Рождение «Ермака Степановича»
Опыта постройки судов подобного класса не было ни у кого в мире, а у России не было и технических возможностей. Осуществить этот план могли только англичане – им и отдали контракт, и в 1898 году на судостроительных верфях Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd в Ньюкасле был заложен первый на планете арктический ледокол. Сам Николай II повелел назвать его «Ермаком», чтобы он так же смело проходил примыкающие к Сибири ледовые пространства, как некогда его легендарный тёзка прошёл Сибирь. Только тот был Ермак Тимофеевич, а этот в шутку окрестили «Ермаком Степановичем». Англичане обещали построить судно за 10 месяцев, и слово сдержали: в октябре 1898 года его спустили на воду, а в феврале 1899-го на нём подняли коммерческий флаг – судно числилось за финансовым, а не за военно-морским ведомством. Макаров позаимствовал у нансеновского корабля «Фрам» яйцеобразную форму корпуса, которая не позволяла льдам раздавить корабль – его просто выдавливало на льды. Чтобы понять, что будет с ледоколом, если он получит пробоину от торосов, Макаров сделал масштабную модель, просверлил в ней отверстия, и смотрел, потонет или нет. В первом арктическом походе судно получило пробоину в носовой части, но спокойно пришло в порт назначения. Водоизмещение судна составляло почти 9 тыс. тонн, длина – 137,1 аршина, ширина – 30,2 аршина, осадка – 10,3 аршина. Суммарная мощность двух паровых машин составляла 12 тыс. лошадиных сил. Машины были столь высокого качества, что они не менялись до конца службы ледокола. В качестве движителя были применены 3 кормовых винта, и ещё один стоял в носу, чтобы разбивать торосы струёй воды. (После первого арктического плавания установка носового винта была признана ошибкой, и его демонтировали). Округлый широкий корпус, в котором было 44 водонепроницаемых отсека, обеспечивавших живучесть, ломал лёд не только носом, но и бортами, и оставлял за собой широкую полынью, что позволяло проводить большие суда. Для уменьшения качки установили успокоительную цистерну весом в 80 тонн и впервые в мировой практике – креновую систему, которая раскачивала «Ермак», позволяя освободить его из ледовых тисков. На «Ермаке» было установлено 10 паровых котлов с тремя топками, каждую из которых обслуживало одновременно несколько кочегаров. Уголь кидали лопатами, а шлак в 3-х пудовых бадьях поднимали на палубу и сбрасывали за борт. В 27 угольных ям можно было загрузить до 200 тыс. пудов угля, что позволяло судну без пополнения запаса топлива пройти 4,4 тыс. миль. Команда состояла из 102-х человек офицеров, матросов и кочегаров.
«Ермак» в гавани подходя к месту стоянки. 4 (15) марта 1899 г. , Кронштадт. Из книги С. О. Макарова «Ермак во льдах», 1901 г.
Прибытие из Ньюкасла 4 марта 1899 года было триумфальным – на набережную в Кронштадте пришли толпы зевак, многие из которых специально приехали их столицы. «Ермак» с треском ломал лёд, подминая его под себя, а лоцман к борту подъехал в санях. На кораблях, стоявших в гавани Кронштадта, заиграли встречный марш. Под звуки музыки и гром салюта, окружённый огромной толпой, «Ермак» вошёл в гавань. Этот день Макаров считал одним из самых счастливых дней в жизни. Газеты захлёбывались от восторга, император Николай II прислал Макарову приветственную телеграмму.
Вернуть вложенные казённые деньги
Постройка и вступление в строй первого в мире линейного ледокола «Ермак», несомненно, была очень важным событием в истории российского флота. Макаров хотел, чтобы он использовался для покорения высоких арктических широт, но министерство торговли и промышленности, которому подчинялся весь торговый флот империи, прежде всего, хотело вернуть вложенные в строительство немалые казённые деньги, и, по их мнению, «Ермак» должен был обеспечивать круглогодичную навигацию на Балтике.
Обложка книги С.Макаров «Ермак во льдах», 1901 г.
Судно попало в мощные ледовые клещи
Однако Менделеев и Макаров убедили министра финансов Сергея Витте в том, что арктические исследования обязательно окупят себя в будущем, и добились от морского министра Павла Тыртова разрешения на очередную арктическую экспедицию, и 16 мая 1901 года «Ермак» вышел из Кронштадта. Операция Макаровым была подготовлена тщательно, но сдаваться ледоколу Арктика не спешила – не доходя до Новой Земли судно попало в мощные ледовые клещи, и почти три недели находилось в дрейфе. Тогда Макаров кардинально изменил планы, и обследовал острова архипелага Земля Франца-Иосифа. Расплата последовала очень быстро – Витте ограничил деятельность «Ермака» проводкой судов по Балтике и передал ледокол под начало портового Комитета, а Макарова, в наказание за своеволие и в назидание другим освободили от руководства опытным плаванием в Арктике. После этого «Ермак» обеспечивал навигацию торгового флота, и акваторию Балтийского моря не покидал. Однако на Земле Франца-Иосифа остался пролив «Ермака». За первые 10 лет работы «Ермак» спас 618 судов.
Картина М. Г. Платунова «Первое полярное плавание ледокола Ермак»
«Ледовый поход»
В феврале – мае 1918-го Ермак, став к тому времени военным кораблём, сыграл важнейшую роль в знаменитом «Ледовом походе», в результате которого от захвата немцами были спасены корабли Балтийского военного флота. Без «Ермака» провести зимой по Финскому заливу из Гельсингфорса в Кронштадт более 200 кораблей, включая крупные линейные и крейсера, было бы невозможно. За это ермаковцы получили свою первую награду – Почётное революционное Красное знамя.
Советский Союз в Арктике
Во время Гражданской войны из-за нехватки угля «Ермак» стоял у причальной стенки в Кронштадте. Основная часть команды сошла на берег и воевала в составе сухопутных частей. В начале 20-х ледокол начал работать на Балтике не только в советских территориальных водах, но и в Германии по просьбе правительства Веймарской республики – в 1929 году он ходил по Кильскому каналу.
Ледокол «Ермак» у причала
Лишь в 1934 году Ермак вернулся в Арктику. В те годы профессия полярника наряду с лётчиками стала одной из самых престижных. О покорителях ледовых просторов слагались песни, снимались картины. Советский Союз развернул настоящее наступление в Арктике, шёл напролом, как предлагал в своё время Макаров Была создана корпорация Главсевморпуть, реально открывшая судоходную трассу вдоль северной кромки страны, и получившая возможность создавать дрейфующие станции в Северном Ледовитом океане: за 10 лет с 1923-го по 1933-й год было построено 19 полярных станций, пройдена вся трасса СМП, пути, советские лётчики летали в Америку через Северный полюс в Америку.
В 1934 году «Ермак» оснастили самолётом-амфибией Ш-2 конструкции Вадима Шаврова. Во время плавания этот компактный аэроплан со сложенными крыльями стоял на специальном деревянном настиле, который поднимался и опускался на лёд или воду бортовым 2-тонным краном. «Ермак» осуществлял проводку караванов по Северному морскому пути, обеспечивал навигацию. На ледоколе даже печатали свою газету «Сквозь льды», и в каждом номере указывались координаты того места, где газета была напечатана. В начале 1938-го в Гренладском море «Ермак» принял на борт четверых членов экспедиции Ивана Папанина, подобранных «Мурманом» и «Таймром», и доставил их в Ленинград.
Участие в Великой Отечественной
«Ермак» участвовал в советско-финляндской и Великой Отечественной войнах. К концу июля 1941 года на него установили две 102 мм, по четыре 76,2 мм и 45-мм пушки и 4 пулемёта. В команде было почти 250 человек, из них почти половина – кочегары. На вахту они выходили по звонку, смена длилась 4 часа – больше выдержать было невозможно, потом 12 часов отдыхали. Но это по штату, а когда корабль вёл бой, свободные от вахты кочегары работали подносчиками снарядов у орудий, подменяли раненых.
В 1941 году «Ермак» выполнял рейсы из Кронштадта в Ленинград. Под огнём батарей врага ледокол совершал опасные рейсы, поддерживая связь с передовыми позициями. 8 сентября 1941 года немецкие войска заняли Шлиссельбург и замкнули кольцо блокады вокруг Ленинграда. В этом кольце оказался и Балтийский флот, боевому ядру которого 30 августа с огромными потерями удалось прорваться из Таллина. Из 200 кораблей 53 затонули, из 20,5 тыс. человек, половина погибли.
В сентябре 1941-го «Ермак» стоял в Кронштадте на большом рейде, постоянно подвергаясь налётам самолётов люфтваффе. Той защиты от атак с воздуха, которая была на «Ермаке», было недостаточно, и командиру корабля капитану 2-го ранга Михаилу Сорокину приходилось постоянно маневрировать, уклоняясь от бомб. Опыт, искусство и хладнокровие капитана неоднократно спасали ледокол – ни одна бомба в него не попала. Однако не всем так везло: немцы потопили десяток кораблей Балтийского флота различного класса.
К концу октября 1941 года немцы захватили в Балтике все острова. В глубоком тылу врага остался только гарнизон военно-морской базы Ханко на территории Финляндии – 8-я отдельная стрелковая бригада под командованием полковника Николая Симоняка, почти 26 тыс. бойцов.
Самый опасный отрезок пути
До установления льдов в Финском заливе успели эвакуировать только половину людей и часть ценного оборудования. Когда лёд встал, Ермак пошёл во главе каравана судов. Его подстерегало множество опасностей – корабли шли на виду у обоих противников – немецких подводных лодок и финской береговой артиллерии. Но главной опасностью были мины, причём, не только чужие, но и свои – с картами минных полей творилась какая-то неразбериха, многие мины посрывало с минрепов, и они свободно плавали, где придётся, а минные тральщики невозможно было применять из-за льда. Моряки называли Финский залив супом с клёцками. Самый опасный отрезок пути – участок морского канала от конца дамб до Петергофского буя, примерно 5 миль. Чтобы противостоять финским батареям, огневой мощи палубной артиллерии не хватало. Поэтому вернуться без потерь с базы Ханко «Ермаку» не удалось: при переходе в Кронштадт 26 ноября противник выпустил по ледоколу почти сотню снарядов, 1 декабря – 200. «Ермак» уворачивался, ломал лёд, и вёл за собой караван. Но, несмотря на все манёвры капитана, вражеские снаряды пробили борт выше и ниже ватерлинии, разбили орудия и механизмы. Один снаряд попал в машинное отделение и перебил водяную магистраль, была повреждена радиостанция. За 30 минут радисты сумели восстановить нарушенную радиосвязь. Осуществляя ремонт прямо на ходу, ледокол всё равно двигался вперёд.
Ночью 3 декабря на минах подорвался военный транспортник «Иосиф Сталин», на котором находилось 5,5 тысяч человек. 8 декабря, проводя эсминец «Стойкий» с базы Ханко, «Ермак» налетел на мину в районе Петергофа, получил повреждения, но из строя вышел ненадолго. Вскоре он вышел на Ханко за последним, 10-м эвакокараваном. Немцы обстреливали караван из уже оккупированных Стрельни, Лигово, Петродворца.
Из почти 28 тыс. военнослужащих и членов их семей с Ханко эвакуировали почти 23 тыс., стрелковое вооружение, лёгкие и зенитные пушки и 1200 тонн продовольствия. Несмотря на все повреждения, после завершения операции по эвакуации с Ханко «Ермак» в док так и не пошёл.
Последнее боевое задание ледокола
Через несколько дней «Ермак» вновь ушёл в плавание, чтобы забрать 16 скованных льдом кораблей. Переход стал чрезвычайно тяжёлым. При форсировании ледяных полей погибли 2 торпедных катера и 6 малых охотников. 15 декабря караван, ведомый «Ермаком», прибыл на кронштадский рейд. Ночью «Ермак» завёл корабли в Неву и расставил их там – это было последнее боевое задание ледокола.
Почтовая марка СССР. 1976. Ледокол «Ермак»
За первую военную навигацию «Ермак» совершил 22 похода, провёл 89 судов. Во время одного из переходов «Ермак» наскочил на мину, получил повреждения, но остался на плаву. В команде были раненые и убитые. Своим ходом ледокол зашёл в Неву, и простоял возле Зимнего дворца до полного снятия блокады. 4 августа 1942 года большую часть команды отправили воевать на суше. На судне осталось несколько десятков человек, которые занимались жизнеобеспечение корабля. Угля не хватало не только для поддержания паров, но и для приготовления пищи, матросам приходилось вылавливать брёвна, плывущие по Неве. Но ермаковцы шефствовали над детским домом, делились с ними скудным пайком.
Монета Банка России — Серия: «Флот», 300-летие Российского флота, 3 рубля — Ледокол «Ермак», реверс
Двигатели ледокола заработали лишь 2 года спустя, когда была снята блокада. 6 ноября 1944 года «Ермак» был демобилизован, на корабль вернулась команда. В зимнюю навигацию 1944-1945 годов в Ленинградский порт пришло 90 судов, многие из которых привёл «Ермак».
После войны
В 1949-м за освоение Северного морского пути и боевую деятельность в годы Великой Отечественной войны «Ермак» получил орден Ленина.
Кормовой флаг ледокола «Ермак» с 26 марта 1949 года
В конце 40-х «Ермак» прошёл капитальный ремонт в Антверпене, вернулся в Арктику и работал на трассе Северного морского пути. Порой он выполнял такую работу, которая другим, более молодым ледоколам была не под силу. Но к началу 60-х годов в строй вошёл первый атомный ледокол «Ленин», и всем стало очевидно, что «Ермаку» пора на покой. Иван Папанин обращался с письмами в Совет Министров, предлагая сделать из «Ермака» судно-музей, но к мнению знаменитого полярника не прислушались. После последнего рейса, в Арктику, из которого «Ермак» вернулся в Мурманск в сопровождении атомного ледокола «Ленин», первенца русского и мирового ледокольного флота вывели из состава Мурманского морского пароходства и в 1965 году разрезали на металлолом.
автор: Николай Кузнецов