Полярный исследователь вице-адмирал Степан Макаров: биография, кораблестроение, война, морская мина и личная жизнь

Турки имели сильный броненосный флот, но с этим флотом они не решались ночью оставаться у русских берегов или выходить из своих портов…

В море – значит дома

Вклад этого человека в исследования Арктики, военно-морское дело, развитие артиллерии и акустики, океанографию и изучение морских течений переоценить невозможно. Степан Осипович Макаров заслуженно стал легендой русского военного и научного флота.

Полярный исследователь вице-адмирал Степан Макаров: биография, кораблестроение, война, морская мина и личная жизнь

Детство

Степан Макаров появился на свет 8 января 1849 года в Николаеве на Херсонщине. Отец Осип Фёдорович, морской штабс-капитан служил на Черноморском флоте, мать, Елизавета Кирилловна происходила из семьи унтер-офицера. Дом, где родился будущий адмирал, стоит сегодня на улице, носящей его имя. Мальчику было 9 лет, когда отца перевели на Дальний Восток в Николаевск-на-Амуре, а Степана, как сына офицера, приняли в морское штурманское училище на казённый кошт. В детстве Стёпа обожал «Севастопольские рассказы» Льва Толстого, непосредственного участника тех событий в Крыму.

Впервые в плавание Степан отправился в 12 лет. В 1865-м после окончания училища его назначили на корвет «Варяг», затем – на «Аскольд», на котором он прошёл из Тихого океана в Балтийское море через африканский мыс Доброй Надежды. К моменту получения первого офицерского чина мичмана Макаров почти шесть лет – треть жизни – провёл в море, которое стало для него даже не вторым, а первым домом.

Полярный исследователь вице-адмирал Степан Макаров: биография, кораблестроение, война, морская мина и личная жизнь

С. Макаров в 1865 году

Броненосная лодка «Русалка»

Летом 1869 года Макаров получил назначение на броненосную лодку «Русалка», и первое же плавание на ней едва не закончилось катастрофой. Новый современный корабль, спущенный на воду за три года до этого, получил незначительную пробоину в носовой части, и стал быстро тонуть. Спасти лодку удалось водолазам, после того, как капитан посадил её носом на мель. После этого Макаров разработал систему непотопляемости и живучести корабля. По мысли Макарова, корабль должен быть разделён на отсеки множеством водонепроницаемых переборок, и когда один отсек затоплен, вода дальше не проникает. Макаров первым в мире предложил ввести приспособления для спасения корабля экипажем в штатное оборудование судна, и на стоящем у берега специальном судне, в борту которого проделано отверстие, учить моряков заделывать пробоины. При жизни Макарова его инициативу не оценили, зато сегодня борьба за жизнь корабля является одним из главных предметов будущих морских офицеров. (19 сентября 1893 года «Русалка» уже без Макарова вышла из Ревеля, и затонула в 14 милях от Гельсингфорса. Спустя 6 лет в Ревеле был открыт пронзительный памятник 177 офицерам и матросам, погибшим на «Русалке». Уже в этом веке «Русалку» обнаружили стоящей вертикально на носу, что позволяет предположить, что первая катастрофа с пробоиной в носовой части была далеко не случайна. И кто знает, начни обучать моряков по методике Макарова раньше, может, они бы смогли спасти себя и «Русалку»).

«Пластырь Макарова»

С давних времён пробоины на деревянных судах заделывали при помощи парусины, которую заводили с внешней стороны борта. Макаров усовершенствовал эту технологию, и с тех пор морской лексикон обогатился новым термином – «пластырь Макарова». Позднее, когда на море стали широко применять подводное оружие – субмарины и торпеды, пластырь спас от гибели немало кораблей. В частности, в 1919 году, когда линкор «Андрей Первозванный» атаковали английские торпедные катера. Попавшая в носовую часть торпеда сделала большую пробоину, что вызвало большой крен. И только умения и навыки экипажа корабля его спасли.

Но Макаров прекрасно понимал, что одного умения заделывать пробоины в бою недостаточно. Даже большие корабли, получив несколько пробоин по одному борту, быстро набирали воду и переворачивались. Макаров предложил выравнивать корабль затоплением отсеков по другому борту. Но эту идею в Адмиралтействе восприняли как ересь. Лишь через 35 лет, которые вместили Цусиму и гибель Макарова, все убедились в важности и осуществимости этого решения молодого мичмана.

В душе он минёр

Будучи до мозга костей военным человеком, Макаров призывал помнить войну, и неустанно повторял: «Рara bellum – готовься к войне!» – Поэтому он размышлял не только о том, как спасать свои корабли, но и как лучше топить чужие. Большие надежды он возлагал на только что появившиеся минно-взрывное оружие, и часто говорил, что в душе он минёр.

В конце 1876 года Макарова откомандировали на Чёрном море и назначили командиром гражданского парохода «Великий князь Константин». По условиям мирного договора, подписанного на Парижском конгрессе 30 марта 1856 года, Россия, потерпевшая поражение в Крымской войне, не могла иметь на Чёрном море военный флот. В 1877 году с началом очередной русско-турецкой войны Макаров предложил морскому командованию переоборудовать его судно в транспорт для минных катеров, чтобы те совершали ночные «партизанские» вылазки на османский флот, которого по условиям Парижского мирного договора тоже не должно было быть. Главным оружием ночных партизан стали шестовые мины, начинённые пудом взрывчатки. Чтобы привести мину в действие, её крепили на 10-метровый шест, подплывали вплотную к вражескому кораблю, и ударяли миной о борт. Психологический эффект от ночных вылазок был ошеломляющий. Турки имели сильный броненосный флот, но с этим флотом они не решались ночью оставаться у русских берегов или выходить из своих портов. Слухи разнеслись быстро, и уже после первых атак о «Великом князе Константине» восторженно говорила вся Россия, а император Александр III запросил сведения для награждения Макарова.

Полярный исследователь вице-адмирал Степан Макаров: биография, кораблестроение, война, морская мина и личная жизнь

С. О. Макаров в 1879 году

Макаров прекрасно понимал всю опасность шестовых мин для нападающих – слова камикадзе тогда ещё никто не знал, но, по сути, русские минёры таковыми и были. Тогда Макаров предложил применить самодвижущиеся мины, т.е., торпеды конструкции англичанина Роберта Уайтхеда, которые Россия уже закупила. (Странно: ведь именно Англия была в числе тех стран, которые запретили России иметь военный флот на Чёрном море, но новейшее вооружение России она, тем не менее, продавала). Однако морское командование ответило отказом по причине дороговизны торпед, каждая из которых обошлась казне в астрономические по тем временам 12 тыс. золотых рублей. Но главное, никто ещё не использовал торпеды в бою. Макаров, проявив настойчивость, «выбил» у начальства новое оружие, и ночью 27 января 1878 года он первым в мире совершил торпедную атаку, потопив турецкую канонерку «Интибах».

Минирование Босфора

Макаров начал войну лейтенантом, а закончил уже капитаном 2-го ранга, обретя славу человека, превратившего мину из оборонительного оружия в наступательное. Он утверждал, что в будущих войнах мины будут играть огромную роль, и был прав: уже в Первую мировую войну мины нанесли большой урон противникам во всех странах. Наглухо закрыв минами Босфор, где базировался германский флот, командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Колчак использовал данные, полученные Макаровым, в 1881 году. Колёсный пароход «Тамань», которым тогда командовал каперанг Макаров, был приписан к русскому посольству в Турции, и стоял в Константинополе. Выполняя секретные задания Генштаба, Макаров провёл простой и остроумный опыт. На середине Босфора он опустил со шлюпки обычный бочонок, наполненный водой. Шлюпку потянуло против течения. Так подтвердились легенды местных рыбаков о том, что в Босфоре есть два встречных течения – верхнее и нижнее. Макаров, сконструировав и изготовив необходимые инструменты, даже измерил их скорость. Изучив течение, Макаров настоял, чтобы ему прислали несколько боевых мин, и под носом у турок ночами проводил пробное минирование пролива. Отрабатывая минирование Босфора, Макаров предложил идею автоматической установки мин на заданную глубину методом автоколебания. Но идею отвергли чиновники из морского ведомства, посчитав её слишком сложной. Этот метод был реализован только в середине ХХ века.

Полярный исследователь вице-адмирал Степан Макаров: биография, кораблестроение, война, морская мина и личная жизнь

Кругосветное плавание корвета «Витязь»

Добившись от военного ведомства разрешения, Макаров изложил несекретные результаты исследования течений Босфора в работе «Об обмене вод Чёрного и Средиземного морей». В 1887 году Российская Академия наук отметила её престижной Макарьевской премией. Известие об этом застало Макарова на борту совершавшего кругосветное плавание корвета «Витязь» – одного из последних парусно-паровых кораблей. Помимо чисто научных целей Макаровым выполнял и задачи стратегической разведки о проливах, мореходстве, крупнейших портах. В Атлантике и Тихом океане Макаров исследовал удельный вес воды, замерял температуру на различных глубинах, наносил на карту холодные и тёплые течения. Макарову в этой работе помогала вся команда. Результатом путешествия стал научный труд «Витязь» и Тихий океан», получивший ещё одну Макарьевскую премию и золотую медаль от Русского Императорского географического общества. Книгу перевели на многие языки, о «Витязе» узнал весь мир, а Макарова в 1890 году произвели в контр-адмиралы, а спустя 6 лет – в вице-адмиралы.

Путь через Северный Ледовитый океан

В ходе долгого путешествия к дальневосточным берегам империи Макаров окончательно утвердился в мысли, что на восток надо искать другой, более короткий путь – через Северный Ледовитый океан. В 1897 году он предложил морскому министру Павлу Тыртову построить ледокол, способный ломать арктические льды, но получил жёсткий отказ. Тогда Макаров начал пропаганду своих идей через прессу, в Географическом обществе и Академии наук. Он заявлял, что к Северному полюсу Россия должна идти напролом. Его поддержали многие учёные, но главное – Дмитрий Менделеев, который помог организовать встречу с министром финансов Сергеем Витте. Делу был дан ход, Николай II, три года назад взошедший на русский престол, одобрил проект, выделил из казны 1,5 млн. рублей, и повелел назвать будущий ледокол Ермаком.

Ледокол «Ермак»

Проект ледокола Макаров разрабатывал сам. Яйцеобразную форму корпуса, благодаря которой льды не раздавливали, а выдавливали судно, Макаров подглядел у корабля «Фрам» известного полярного исследователя Фритьофа Нансена. Макаров сделал масштабную модель ледокола, и, чтобы понять, что будет при столкновении с айсбергом, просверлил в ней несколько отверстий. Россия не могла построить судно такого класса, и заказ отдали английской судостроительной фирме Sir W G Armstrong Whitworth & Co Ltd. «Ермак» был заложен на верфях в Ньюкасле в самом начале 1898 года, а уже в феврале 1899-го на нём подняли российский флаг. Водоизмещение судна составляло почти 9 тыс. тонн, длина – 137,1 аршина, ширина – 30,2 аршина, осадка – 10,3 аршина. На ледоколе были установлены две паровые машины мощностью 6 тыс. лошадиных сил каждая. В качестве движителя были применены 3 кормовых винта, и ещё один стоял в носу – по замыслу Макарова он должен был разбивать торосы струёй воды. Живучесть судна обеспечивали 44 водонепроницаемых отсека. Ледокол крушил лёд не только носом, но и бортами, и оставлял за собой широкую полынью, что позволяло проводить большие суда. Для уменьшения качки в корпусе имелась успокоительная цистерна весом в 80 тонн и впервые в мировой практике – креновая система, которая раскачивала «Ермак», позволяя освободить его из ледовых тисков. На «Ермаке» было 10 паровых котлов с тремя топками, в 27 угольных ям помещалось до 200 тыс. пудов угля, что обеспечивало запас хода на 4,4 тыс. миль.

Полярный исследователь вице-адмирал Степан Макаров: биография, кораблестроение, война, морская мина и личная жизнь

4 марта 1899 года «Ермак», с треском ломая лёд, под восторженные крики зевак подошёл к Кронштадту. Особую пикантность моменту придало то, что лоцман к борту судна подъехал на санях. Газеты печатали восторженные статьи, император прислал Макарову приветственную депешу. Этот день Макаров считал одним из самых счастливых дней в жизни.

Первый арктический поход

16 мая 1901 года Макаров на «Ермаке» отправился в своё первое арктическое плавание. Макаров скрупулёзно подошёл к подготовке операции, но всего учесть было невозможно. Не доходя до Новой Земли судно попало в ледовый плен, и почти три недели лежало в дрейфе. Макаров кардинально изменил утверждённые правительством планы, и обследовал острова архипелага Земля Франца-Иосифа. Расплата последовала быстро: Макарова сняли с руководства опытными арктическими плаваниями. После неудачного похода «Ермак» ушёл на ремонт в Ньюкасл, а вслед за ним выехала правительственная комиссия, которая пришла к однозначному выводу: «Ермак» к работе в Арктике не пригоден. Она же нашла, что носовой винт вреден, и его демонтировали. Макарова критиковали даже те, кто раньше поддерживал. Ответом на критику стал капитальный труд «Ермак» во льдах», в котором Макаров обобщил результаты исследований по гидрологии, метеорологии, магнетизму и структуре льда.

Зимой 1899 года один из самых современных броненосцев российского флота «Генерал-адмирал Апраксин» налетел на каменную гряду возле острова Гогланд в Финском заливе, и был зажат льдами. Спасти броненосец удалось с помощью «Ермака», который только что вернулся из Англии после ремонта. Тем самым «Ермак» спас стране 4,5 млн. рублей, по сути, окупив все деньги, потраченные на его постройку.

Почётная ссылка

Осенью 1901-го Макарова отправили в почётную ссылку, назначив командиром порта и военным губернатором Кронштадта. От скуки он писал нелепые приказы вроде наставления по приготовлению щей. Чтобы хоть как-то себя занять, Макаров изучил тактику надводного тарана, и доказал, что небольшое судно способно перевернуть большой корабль, если правильно приложить силу инерции. Макаров придумал оснащать бронебойный снаряд колпачком из мягкой стали, который разрушал броню, а потом её пробивал и оказывал заброневое воздействие на экипаж техники или расчёт ДОТа.

Полярный исследователь вице-адмирал Степан Макаров: биография, кораблестроение, война, морская мина и личная жизнь

Макаров был фанатом порядка – у него всё было разложено по полочкам. В его кабинет без доклада мог входить только денщик, который приносил документы, затачивал, или, как тогда говорили, чинил карандаши – Макаров требовал, чтобы они всегда были острые. Кроме любви к порядку у Макарова было ещё одно пристрастие, редкое для военного человека – он любил цветы. Их всегда было много на квартире, в кабинете, и даже в каюте на корабле, и он сам за ними ухаживал. Он даже организовал в сентябре 1901-го в Кронштадте праздник древонасаждения и сам посадил дуб, который жив и сегодня.

Семья

С Капитолиной Николаевной Екимовской Макаров познакомился на «Великом князе Константине», и в 1879 году они поженились. Жена любила светскую жизнь, жалования мужа вечно не хватало, Макаров занимал деньги даже у самого Витте, и просил жену быть не столь расточительной. Времени на сына Вадима и дочь Александру у отца просто не было, он считал, что главным в воспитании детей, особенно дочери, должно быть приучение к труду. Он установил дома жёсткий распорядок дня, заставлял всех, кроме жены рано вставать и делать зарядку. Он сам любил спорт, особенно гири, и поощрял физкультурные занятия на кораблях.

Полярный исследователь вице-адмирал Степан Макаров: биография, кораблестроение, война, морская мина и личная жизнь

К. Н. Макарова на костюмированном балу

Последняя в жизни командировка

В 1904 году началась русско-японская война, и Макарова назначили командовать тихоокеанской эскадрой Порт-Артуре. Это была короткая и последняя в жизни командировка, но Макаров всё же успел начать внедрение на кораблях радиосвязи и радиоразведки – пеленгацию источников радиосигнала и перехват радиосообщений.

Полярный исследователь вице-адмирал Степан Макаров: биография, кораблестроение, война, морская мина и личная жизнь

31 марта броненосец «Петропавловск» наскочил на японскую мину, и за две минуты затонул. Выходит, Макарова погубило его собственное изобретение – морская мина. Вместе с Макаровым погиб его друг художник-баталист Василий Верещагин и капитан второго ранга Михаил Васильев – первый капитан ледокола «Ермак». С погибшими прощалась вся Россия.

автор: Николай Кузнецов

AesliB