Он попал под артобстрел, и едва не погиб, получив контузию и повредив спину. Он очень боялся, что останется инвалидом и не сможет стать артистом…
Аристократ
Он сыграл больше, чем в четырёх десятках фильмов, но свою актёрскую судьбу счастливой не считал: многие большие роли ушли от него в последний момент. Он не знал, время ли в этом виновато, стечение обстоятельств или он сам. По сути, судьба этого талантливого и необычного актёра стала яркой иллюстрацией горькой истины: «Актёр – это кладбище несыгранных ролей». И всё же, Глеб Стриженов, несомненно, оставил яркий след в отечественном кино. Зрители в рабоче-крестьянской стране обожали его аристократизм, мягкость, грусть и холодную сдержанность, за которой чувствовался пламенный скрытый темперамент. В этом была какая-то таинственность, которая влекла к себе. Впрочем, не только публика, но и ближайшие друзья, зачастую, многого не знали о жизни этого актёра: он предпочитал ни с кем не откровенничать.
Детство
Глеб появился на свет 21 июля 1925 года в Воронеже. Отцу, Александру Николаевичу, когда родился Глеб, было 26 лет, после Гражданской он остался в кадрах Красной Армии, дослужился до комбрига, после аттестации в 1940 году получил звание полковник, воевал и умер в 1978 году. Мама, Ксения Алексеевна, окончила Смольный институт благородных девиц. Через два года после рождения Глеба отца перевели на Дальний Восток, и там, в Благовещенске в 1929 году у Стриженовых родился сын Олег. Обстановка на Амуре в те годы была тревожная, шли бои за КВЖД.
Первый раз на краю жизни и смерти Глеб оказался, когда ему было 4 года. Шайка хунхузов захватила его, сына краскома в заложники. Глеб в панике бился в руках бандита, который сдавливал ему горло, чтобы не кричал. Хунхузы переправлялись на лодках через Амур на китайскую сторону, когда прискакал отец Глеба. Мальчик, увидев отца на взмыленном коне, громко вскрикнул, и бандит огрел его по голове так, что ребёнок потерял сознание. Очнулся он уже в родном доме. Отец никогда не рассказывал, как он догнал и отбил Глеба, и сколько хунхузов он при этом уложил: не любил Александр Николаевич хвастаться.
Москва
Старшему сыну от первого брака матери Борису было 16 лет, младшему Олегу – 6, а самому Глебу – 10, когда комбрига Стриженова перевели в Москву. Мама тут же стала ходить в театры, картинные галереи и концерты в филармонии, и часто брала с собой сыновей. Они с детства знали живопись, театральное искусство, музыку и поэзию. Но самым притягательным для них оказалось кино. В Советском Союзе в то время снимали много захватывающих картин, и было от чего сойти с ума. Как раз в это время Глеб и Олег и решили стать актёрами. Мама приучила братьев выходить из дома в начищенной обуви и в белых сорочках, за что их постоянно дразнили: для Замоскворечья, где жила семья, это было необычно, ведь там чуть ли не в каждом дворе были куры, свиньи, и, конечно голуби. Но Глеб насмешек не терпел, сразу лез в драку.
Великая Отечественная
Когда началась война, Борис, лётчик, лейтенант сразу оказался в Действующей армии. Через полтора года, в ноябре 1942-го он погиб в воздушном бою. Глебу исполнилось 18 лет, он обивал пороги военкомата, рвался на фронт, отомстить за брата. Его призвали и после короткой подготовки отправили служить в морскую пехоту на Днепровском лимане неподалёку от Херсона, оккупированного немцами. Бои шли постоянно, лишь к началу ноября 1943-го войска недавно воссозданного 4-го Украинского фронта под командованием генерала армии Фёдора Толбухина освободили всю левобережную Херсонщину. Но Глеб в этой операции не участвовал: в начале октября он попал под артобстрел, и едва не погиб, получив контузию и повредив спину. Он очень боялся, что останется инвалидом и не сможет стать артистом. Его эвакуировали в Горький, доктора на ноги поставили, но в строй не вернули, а при выписке сразу комиссовали. Из Горького Глеб уехал в Киров, и поступил в местный областной драмтеатр: актёров-мужчин катастрофически не хватало, и молодого фронтовика приняли сразу, едва взглянув на него. Потом судьба его помотала основательно: Ульяновск, Москва, Владимир, Иркутск, Либава, где базировался театр Балтфлота. В 1949-м Глеб приехал в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ на курс дважды сталинского лауреата Народного артиста СССР Василия Топоркова. Он был старше большинства студентов на 5-6 лет и чувствовал себя несколько неудобно, но вскоре проявилась, казалось бы, забытые им черты замоскворецкой шпаны. Он умудрялся как-то добывать тексты заданий, а потом раздавал их однокурсниками.
После смерти старшего брата Глеб считал, что обязан заботиться об Олеге, и под его влиянием младший брат пошёл учиться на бутафора в Московском театрально-художественном училище, а потом сразу поступил в театральное училище им. Бориса Щукина при вахтанговском театре, и учились они параллельно в разных театральных ВУЗах. Родителям приходилось не просто: платить нужно было за обоих сыновей одновременно, а это 1000 рублей в год. Учёбу братья закончили одновременно – в 1953 году.
«Овод»
Через год Глеб пришёл на «Мосфильм» пробоваться на главную роль в фильме «Овод» по роману Лилиан Войнич, и главный режиссёр Александр Файнциммер его утвердил, но в последний момент его одолели сомнения: уж слишком взрослое лицо у Глеба. Полагая, что роль взрослого Артура Бертона у него в кармане, Глеб предложил Файнциммеру вызвать из Таллина своего брата Олега. Файнциммер, уже отчаявшийся найти нужного исполнителя, согласился, и после кинопроб утвердил Олега на всю роль, а тот не отказался. Для Олега это был дебют в кино, «Овод» прошёл с огромным успехом.
«Необыкновенное лето» (1956)
«Поединок» (1957)
«Жизнь прошла мимо» (1958)
Судьба сталкивала братьев
Братья очень любили друг друга, жили дружно, но после «Овода» тень между ними, всё-таки, пробежала: Глеб после премьеры сказал брату, что никакой он не Овод, в лучшем случае – Муха-цокотуха. Судьба словно испытывала братьев и сталкивала, как нарочно: их частенько приглашали пробоваться на одни и те же роли. После «Овода» в 1956 году Василий Пронин пригласил Глеба на главную роль Афанасия Никитина в исторической ленте «Хождение за три моря», но эту роль опять сыграл Олег. Спустя год Глеб был главным претендентом на роль Петра Гринёва в экранизации пушкинской «Капитанской дочки» режиссёра Владимира Каплуновского. И снова эту роль отдали Олегу. Глеб испытывал смешанные чувства: с одной стороны, он был очень рад за брата, с другой – он не завидовал, нет, он просто ревновал Олега к успеху, и всякий раз думал, что он бы сыграл не так, он бы сыграл лучше. Глеб и Олег были похожи: оба красавцы, оба статные, оба интеллигентны, благородны и даже аристократичны. Двух других таких актёров в Советском Союзе попросту не было. Однако Глеб понимал, что всё больше и больше становится просто братом Олега Стриженова. Ещё больше ревность усилилась после того, как Григорий Чухрай пригласил Олега на роль поручика Вадима Говорухи-Отрока в картину «Сорок первый», который получил Спецприз Каннского Кинофестиваля, и сделал Олега всемирно известным актёром.
«В начале века» (1961)
«Монета» (1962)
«Третий тайм» (1962)
После окончания Школы-студии МХАТ Глеба звали преподавать сразу в несколько театральных ВУЗов Москвы, однако работа под началом признанных мэтров требовала особой гибкости позвоночника, которой Глеб никогда не обладал. Поэтому он предпочёл вести самодеятельную театральную студию работников института медицинской промышленности, а при высокой отдаче это было куда труднее, чем работать со студентами, которые выбрали себе актёрскую профессию.
«Необыкновенное лето»
Как это почти всегда бывает, руководитель самодеятельного театра не только учит актёров-любителей мастерству, но и, как небезызвестный Евгений Александрович из «Берегись автомобиля», блистательно сыгранный Евгением Евстигнеевым, сам ставит спектакли. Глеб это очень понравилось, не на шутку увлёкся режиссурой, и даже решил получить режиссёрское образование, и поступил во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова, но тут ему, наконец, улыбнулась удача в кино: Владимир Басов утвердил его на большую роль солдата Ипата Ипатьева в своей картине «Необыкновенное лето», и Глеб решил остаться актёром. После этого фильма Глеба заметили и стали приглашать в кино, правда, играть ему приходилось роли второго плана, по большей части, дореволюционных интеллигентов и мелких аристократов, которые должны были оттенять идейных пролетариев.
«Неуловимые мстители» (1966)
Семья
С будущей женой Лидией Антоновой Глеб познакомился, когда ему было почти 30, а ей – 29 лет. Театр транспорта – был, оказывается, и такой – гастролировал по Черноморскому побережью. Как-то новенькая в труппе Лидия утром загорала на пляже. Стриженов всю ночь с коллегами отмечал начало гастролей, и, когда вышел к морю, смог только поздороваться с девушкой, тут же рухнул рядом и уснул, разя перегаром. Лидия расхохоталась, но уже через несколько месяцев стала женой Глеба и ушла из театра – Глеб постарался исключить в семье любую конкуренцию. Через год у Глеба и Лидии родилась дочь Лена, и им дали двухкомнатную квартиру на Трифоновской улице. Стриженову нужно было находить новые источники заработка: в Театре киноактёра, где он служил с 1962 года, платили мало, в кино были роли второго плана, которые тоже оплачивались не очень, да и было тех ролей не так уж много.
«Звёзды и солдаты» (1967)
«Председатель»
В 1963-м в гости к Стриженову приехал писатель Юрий Нагибин, чтобы уговорить его сняться в главной роли в картине Алексея Салтыкова «Председатель», но Стриженова не соблазнил даже повышенный гонорар: ну, какой из него председатель колхоза? На нём же телогрейка будет выглядеть, как фрак. Роль председателя Егора Трубникова сыграл Михаил Ульянов, и, по сути, с этой роли началась его звёздная карьера.
«Первая девушка» (1968)
В том же 1963 году Глеб снялся в главной роли писателя Константина Метелева в фильме Бориса Рыцарева «Сорок минут до рассвета». Однако картина получилась слабой, её показали вторым экраном, и зрителю она, как и исполнитель главной роли, совсем не запомнилась. В «Оптимистической трагедии» Самсона Самсонова Глеб и Олег впервые снялись вместе: они сыграли безымянных 1-го и 2-го офицеров.
«Миссия в Кабуле» (1970)
Заслуженным артистом РСФСР
В боевике «Миссия в Кабуле» режиссёр Леонид Квинихидзе, подарил Глебу возможность, образно говоря, отомстить Олегу: на дуэли герой Глеба белоэмигрант и английский шпион Гедеонов убил героя Олега – метущегося Романа Лужина. Это был второй и последний фильм, где братья сыграли вместе, причём, в титрах это прямо подчёркнули: Глеб и Олег Стриженовы. В 1974 году Глеб Стриженов получил своё единственное почётное звание: он стал Заслуженным артистом РСФСР. Олег к тому времени был уже Народным РСФСР, а в 1988 году он стал Народным артистом СССР.
«Большие перегоны» (1971)
«Бег»
Поддержка семьи и друзей помогли Глебу пережить главную драму в профессии. Это случилось, когда режиссёры Владимир Алов и Александр Наумов приступили к экранизации романа Михаила Булгакова «Бег». Глеб пробовался на роль генерала Хлудова, и был уверен, что его утвердят. Сыграв с десяток белых офицеров, он полгода изучал мемуары белогвардейцев, по-настоящему вжился в образ, и был ошеломлён, когда узнал, что эту роль будет играть Владислав Дворжецкий. Наумов в одном из интервью сказал, что его выбрала вдова писателя Елена Сергеевна.
«Земные и небесные приключения» (1974)
«Ливень» (1974)
Для Глеба известие о том, что он не будет играть Хлудова, стало настоящей трагедией, словно он потерял очень близкого человека. Но воспитание не позволяло ему изливать свои горести другим или начать пить: он всё держал в себе, сжигая себя изнутри. От стресса у Стриженова случилось что-то вроде экземы: он покрылся красными пятнами, так, что даже грим порой не помогал их скрыть.
К сожалению, это были не все неприятности, которые принесла Стриженову не сыгранная роль Хлудова. Фото с кинопроб увидел венгерский режиссёр Миклош Янчо. Он был очарован совершенно необычными глазами и лицом актёра, и пригласил их вместе с коллегой и другом Владимиром Прокофьевым сыграть белогвардейца в его фильме «Звёзды и солдаты». Янчо фильм снял, начал монтаж, но в Госкино СССР, посмотрев отснятый материал, решили, что картина имеет яркую антисоветскую направленность и в СССР её запретили. Стриженов опасался, что он попадёт в чёрный список неблагонадёжных, и ему больше не дадут сыграть ничего стоящего, что он вечно будет играть отрицательных героев.
«Дни Турбиных» (1976)
Но переживал он напрасно: вторая половина 70-х принесла ему много хороших ролей. В пятисерийном телефильме Сергея Герасимова «Красное и чёрное» по одноимённому роману Стендаля Стриженов сыграл маркиза де ля Моля, правда, озвучивал роль Зиновий Гердт. Басов пригласил его на роль немецкого генерала фон Шратта в «Дни Турбинных» по Булгакову. У Файнциммера, который не взял его на «Овода», Стриженов блеснул в «Трактире на Пятницкой» по Николаю Леонову, но это опять был дворянин, белый офицер, пусть и бывший.
«Красное и чёрное» (1976)
«Гараж»
В 1979-м Стриженов снялся в очень популярных картинах. Первой стала остросоциальная комедия Эльдара Рязанова «Гараж», где у Стриженова был единственный не комедийный, не смешной, а трагический персонаж – фронтовик и орденоносец Александр Якубов, который, после того, как его купили за гараж, сам с собой в разведку бы не пошёл. Среди всех кричащих и прыгающих, он, пожалуй, был единственным настоящим человеком. Второй ролью стал барон фон Лангваген в картине «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Никиты Михалкова.
«Гараж» (1979)
«Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979)
«Тегеран – 43»
Режиссёры, которые раньше предлагали Глебу лишь роли аристократов и белогвардейцев, увидели в нём вообще существо из иных миров, инопланетного пришельца. Таким был его Глан из картины Ричарда Викторова «Через тернии к звёздам». Вспомнили о нём и Алов с Наумовым, когда подбирали актёров на международный фильм «Тегеран – 43» о готовящемся покушении на Сталина, Рузвельта и Черчилля в декабре 1943-го. Стриженов сыграл адвоката Жерара Симона, правда, озвучил роль снова не он, а Михаил Глузский.
«Тегеран-43» (1980)
Перестройка
Середина 80-х и Перестройка положили начало краху советского кинематографа. Глеб продолжал сниматься, по сути, до самого своего ухода, но сценарии, которые ему предлагали, становились всё хуже и хуже, а режиссура всё слабее и слабее.
«Пусть он выступит» (1981)
За несколько месяцев до смерти во время съёмок в Киеве в фильме Валерьяна Пидпалого «Канкан в английском парке», ставшем последним для Стриженова, у него начались внезапные сильные головокружения и острые боли в спине. При этом роль у Глеба была весьма подвижная. В Москве после окончания съёмок родные уговорили Глеба лечь на обследование, которое выявило рак лёгких. Возможно, к этому привели постоянные стрессы и бесконечное курение. Сказали об этом только близким, но по поведению окружающих Стриженов понял, что осталось ему не много.
«Канкан в английском парке» (1984)
4 октября 1985 года в своей московской квартире на Ленинском проспекте Глеб Стриженов умер. Ему было всего 60 лет.
автор: Николай Кузнецов