Актер Игорь Кваша: биография, фильмография и личная жизнь

Первый раз их хотели закрыть после «Матросской тишины», второй – после жалобы в партком…

Его просто не могут забыть…

Сыграв в семи десятках фильмов и полусотне спектаклей, прожив 79 лет, он не успел состариться, оставаясь таким же мальчишкой, который в середине оттепельных 50-х засиживался в театре за полночь с друзьями единомышленниками. Игорь Кваша полвека выходил на сцену вольнодумного «Современника», одним из создателей которого был. А телезрители 14 лет, затаив дыхание, следили, как он помогал людям найти друг друга, и мало кто знал, что он всю жизнь искал отца, пропавшего на войне. До конца своих дней он был одинаково прост и приветлив и со своими ровесниками звёздами, и с начинающими актёрами, и со студентами. И лишь с начальством он мог быть высокомерен и заносчив.

Актер Игорь Кваша: биография, фильмография и личная жизнь
«Сердца трёх» (1992)

Детство

Игорь родился 4 февраля 1933 года в Москве. Отца, Вольфа Эльевича, на русский манер звали Владимиром Ильичём, поэтому отчество у Игоря было Владимирович. Кваша старший был крупным химиком, доктором наук, возглавлял кафедру в менделеевском институте, когда родился Игорь, ему было 36 лет. Мать, Дора Захаровна, окончила медико-педагогический институт в Москве по редкой специальности сурдоперевод, работала по совместительству дефектологом в детских учреждениях.

В октябре 1941-го Владимир Ильич, придя с работы, сказал сыну, что уходит на фронт защищать их с мамой. Он был очень доволен, потому, что ему, как доктору наук, полагалась бронь от призыва, и даже когда 4 июля 1941-го вышло Постановление № 10 только что созданного ГКО о добровольной мобилизации в Московское народное ополчение, ему трижды отказали. Мать увезла Игоря в эвакуацию в Сибирь в Ленинск-Кузнецкий, который в то время входил в состав Новосибирской области. Письма от отца перестали приходить в конце весны 1942-го, но Игорь думал, что он не знает, что они с мамой уехали, и просто посылает их на московский адрес. Однажды вместе с другом Лёликом Игорь сбежал на фронт, но 9-летних пацанов сняли с поезда, и отправили назад. Уже после Победы, когда стало ясно, что отец не вернётся, мать рассказала Игорю, что он пропал без вести.

В Ленинск-Кузнецке Игорь учился в обычной школе вместе с девочками, а с 1 сентября 1943-го ввели раздельное обучение, и, вернувшись в Москву, он пошёл в т.н. мужскую школу на Арбате. Мальчик из интеллигентной семьи едва не стал шпаной: красуясь перед девчонками, он лез в любую драку, после уроков мотался по Подмосковью, где оружия и боеприпасов было больше, чем грибов, добывал порох и взрывчатку, устраивал мелкие взрывы. С Арбата у Кваши осталась безрассудная смелость и презрение к любым авторитетам. Тогда же он начал курить, и с тех пор до конца жизни с сигаретой не расставался.

Склонность к лицедейству проявилась у Игоря уже в детстве: с 4-х лет в детсадовских утренниках он был главной звездой. В Ленинск-Кузнецке он первый раз вышел на настоящую сцену городского драмтеатра в главной роли в спектакле «Морозко». Успех был грандиозный, спектакль потом возили по госпиталям, раненые неизменно встречали его овацией, и Игорь решил, что станет актёром, однако в Москве до поры свои таланты он демонстрировал лишь на школьных вечерах.

Школа-студия МХАТ

В 1947-м 14-летний Игорь записался в театральную студию городского Дома пионеров. Занятия там вёл молодой преподаватель Школы-студии МХАТ Виктор Манюков. Он и убедил Игоря поступать в эту студию – позже, став уже знаменитым, Кваша признавался, что если бы не Манюков, он бы никогда на это не решился. Манюков знал, что хотят от абитуриентов экзаменаторы, и помог со вступительной программой, подсказал, что особенно ценится военная проза. На курсе сталинского лауреата Александра Карева вместе с Квашой учились Галина Волчек, Леонид Броневой, Анатолий Кузнецов. За 5 лет учёбы сына в творческом вузе Дора Захаровна выложила 2,5 тыс. рублей – плату отменили только с 1 сентября 1956-го.

Актер Игорь Кваша: биография, фильмография и личная жизнь
«В трудный час» (1961)

На втором курсе Кваша женился на ровеснице и однокурснице Светлане Мизери, с которой познакомился ещё в Доме пионеров. После года жизни в браке они тихо, без скандалов расстались, никому ничего не объяснив, и официально развод не оформив.

Комсомольский самодеятельный театр

Идея создать свой новый театр пришла в голову Олегу Ефремову, когда он сам учился в МХАТовской Школе-студии, а потом служил в детском театре, но за предшествующие 20 лет создать театр снизу никому не удавалось. Он предложил попробовать это выпускникам 1955-го, но пока нужно было хотя бы сохранить коллектив, поэтому они сколотили комсомольский самодеятельный театр, полгода ездили по стройкам века и целинным колхозам, а остальное время репетировали «на базе» в Москве. У Кваши на тот выбора не было – во МХАТ его не приняли, а детский театр, где служил самый близкий друг Ефремов, с ответом медлил. И вдруг, как снег на голову, пришла «молния», что Игоря зачислили в труппу МХАТа, дали главную роль в шолоховской пьесе, и прямо с целины он поехал в Москву репетировать «Целину».

МХАТовские актёры не уставали повторять, что «Нет Бога кроме Бога, и нет театра, кроме МХАТа». Когда старейшины МХАТ узнали, что молодой артист Кваша по ночам репетирует с товарищами собственные спектакли, с ним прекратили разговаривать, а некоторые – даже здороваться. А вот московская молодёжь буквально рвалась на спектакли новой студии, у которой и названия-то своего не было, считая её театром своего поколения. В студии играли Волчек, Ефремов, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев. Они не побоялись назваться шабашниками, и скитаться по многим театрам Москвы и страны с собственными постановками. В первом спектакле по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», по которой через год Михаил Калатозов снимет фильм «Летят журавли», и соберёт с ним множество призов, главным из которых будет Золотая пальмовая ветвь в Каннах. Кваша играл молодого фронтовика Владимира, и свою роль посвятил отцу.

В 1956-м 23-летний Кваша совершил крайне рискованный и, как полагали многие, опрометчивый поступок: ради того, чтобы играть в собственном театре, он из прославленного и для многих вожделенного МХАТа ушёл в никуда. Два года студийцы скитались по разным клубам, репетировали и выступали только по ночам, а днём возвращались на службу каждый в свой театр. Потом их пожалел директор МХАТ Александр Солодовников и позволил играть на сцене своего филиала в те дни, когда там не было спектаклей. Ефремов сумел уговорить прийти на премьеру спектакля кандидата в члены Бюро ЦК, первого секретаря МГК КПСС Екатерину Фурцеву. Все надеялись, что влиятельная фаворитка партийного лидера страны Никиты Хрущёва поможет с помещением, а главное – с признанием нового театра, но все надежды были тщетны. Отчаявшись, Кваша и Ефремов написали записку: «Мы, Игорь и Олег, понимаем, что это решает нашу жизнь. Клянёмся: всё отдать, не отступать». Этот клочок бумаги Кваша хранил всю жизнь, даже когда в начале 70-х их пути с Ефремовым окончательно разошлись.

«Современник»

Решение о создании на базе студии молодёжного театра было принято, вероятно, не без содействия Фурцевой, в апреле 1956-го. Публику новый театр завоевал мгновенно, желающих попасть на спектакль «Голый король» зал филиала МХАТ вместить не мог. Название «Современник» предложил всё тот же Солодовников. Первый раз их хотели закрыть после «Матросской тишины», второй – после жалобы в партком МХАТ: многим не нравилось, что спектакли почти подпольного театра на их сцене собирают аншлаги, тогда как спектакли основной труппы проходят при полупустых залах. Однако после отлучения от МХАТ молодой труппе удалось добиться собственной площадки. Сначала им отдали пустующую в тот момент гостиницу «Советская», после переезда театра Сергея Образцова они получили здание на Маяковке. Узнав, что им отдают кинотеатр «Колизей», они приуныли: Чистые пруды были не самым лучшим районом.

Новый брак

Обретение собственной площадки сказалось на благосостоянии актёров далеко не сразу, а у многих уже были семьи. Первым отцом в труппе стал Кваша: его вторая семья появилась практически одновременно с его театром, и тоже на всю жизнь. Летом 1956-го Волчек, вероятно, не без умысла, уговорила Игоря поехать с ней в Коктебель и познакомила со своей подругой врачом Татьяной Путиевской падчерицей известного драматурга Александра Штейна, которая была на два года младше и никакого отношения к искусству не имела. Закрутился курортный роман, но Кваше вскоре пришлось уехать: во МХАТ, где он пока ещё служил, объявили сбор труппы. Когда любимая вернулась в Москву, Игорь встретил её у вагона, и по дороге домой, буквально, набегу, сделал предложение. На момент де-факто свадьбы с Татьяной, Кваша де-юре был ещё женат на Мизери. В 1957-м у них родился сын Владимир. Содержать семью, когда театр могли в любой момент закрыть, было не просто: зарплаты мизерные, а работать и репетировать приходилось почти круглосуточно. Спасибо, родители жены помогали.

Актер Игорь Кваша: биография, фильмография и личная жизнь
«Похождения зубного врача» (1965)

Первые роли в кино

Первый раз в кино Кваша снялся в 1961-м: в картине Александра Разумного «Сержант Фетисов» у него была довольно большая роль. Потом были ещё роли, в том числе борца за справедливость Мережковского в картине Элема Климова «Похождения зубного врача» с Андреем Мягковым, Верой Васильевой и Алисой Фрейндлих в главных ролях. Однако фильм сочли, чуть ли не антисоветским, и он надолго лёг на полку.

Актер Игорь Кваша: биография, фильмография и личная жизнь
«Не самый удачный день» (1966)

«Год, как жизнь»

В 1964-м Квашу пригласили на роль Карла Маркса в 2-серийной картине «Год, как жизнь». Кваша очень удивился: во-первых, он играл в театре, спектакли которого вечно запрещали, и, во-вторых, потому, что режиссёр Григорий Рошаль решил взять его на эту роль, увидев, как в «Голом короле» его первый министр без обиняков говорит королю, сколь он велик. Кваша согласился, во-первых, потому что образ Маркса был ему интересен, и работал честно. Во-вторых, он понимал, что всё время ходит по краю: в квартире полно «самиздата», диссиденты – частые гости, и он надеялся, что эта роль его защитит. Возможно, так оно и случилось: в 1968-м Кваше присвоили Заслуженного артиста РСФСР, спустя 10 лет – Народного. С той же целью пришёл Андрей Миронов, игравший Энгельса – сегодня это выглядит дурным анекдотом, но Миронову нужна была характеристика для поездки с театром на гастроли в Швецию. Забавно, что Заслуженного Миронов получил лишь через 6 лет после Кваши. С этого фильма началась их близкая дружба. Именно Миронов привёл Квашу в фильм Всеволода Бычкова «Достояние республики» на роль утончённого садиста атамана Лагутина. По сюжету герой Миронова Маркиз убивал Лагутина, и Кваша сам исполнил трюк, когда убитый бандит падает с лошади. Сняли с четвёртого дубля, и помимо актёрского гонорара Кваша единственный раз в жизни получил деньги за работу каскадёра.

Актер Игорь Кваша: биография, фильмография и личная жизнь
«Год, как жизнь» (1965)

 

Актер Игорь Кваша: биография, фильмография и личная жизнь
«Достояние республики» (1971)

«Строится мост»

В 1966-м Ефремов и Гавриил Егиазаров сняли производственную драму «Строится мост», где играла добрая половина актёров «Современника». У Ефремова была главную роль московского журналиста, а Кваша сыграл главного инженера строительства своего тёзку Савельева.

Актер Игорь Кваша: биография, фильмография и личная жизнь
«Строится мост» (1965)

В 70-м по настоянию партийных властей Ефремов ушёл спасать тонущий МХАТ и хотел взять с собой всех ведущих актёров, но сразу кроме Евстигнеева за ним никто не пошёл. Особенно Ефремов обиделся на Квашу, назвал его предателем, а Кваша сказал, что предают те, кто уходят.

Актер Игорь Кваша: биография, фильмография и личная жизнь
«Любить…» (1968)

Мастер ролей второго плана

Кваша обладал прекрасным чувством юмора, но не считал себя человеком весёлым, даже в комедиях и сказках он всегда был предельно серьёзен, однако выходило очень смешно, хотя в театре комедийных ролей у него было совсем не много. В кино его считали мастером ролей второго плана. Бургомистра из телефильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» он и сценарист Григорий Горин придумали прямо на съёмочной площадке – изначально роль была куда меньше. В фильме Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» Кваша играл одолеваемого любовной страстью пастора Адамса, призывавшего других не поддаваться искушению синематографа. В обеих ипостасях – сластолюбца и проповедника Кваша был по-звериному серьёзен, а потому невероятно смешон. В картину его снова привёл Миронов, игравший главную роль.

Актер Игорь Кваша: биография, фильмография и личная жизнь
«Тот самый Мюнхгаузен» (1979)

 

Актер Игорь Кваша: биография, фильмография и личная жизнь
«Человек с бульвара Капуцинов» (1987)

Однако этой роли могло и не случиться. Квашу очень задело поведение администратора картины, который встречал его в аэропорту Симферополя: вместо того, чтобы сразу отвезти Игоря и Татьяну в гостиницу, тот долго катал их в 30-градусную жару по своим делам, а кондиционеров тогда в машинах не было. На одной из остановок Кваша поймал такси и уехал в аэропорт. Администратор, узнав его, «сделала» ему билет в Москву. Ждать вылета они пошли в гостиницу, где Квашу тоже узнали. Съёмки были под угрозой, спасла картину Татьяна: она позвонила Суриковой, объяснила ситуацию, и Алла поехала в Симферополь. Открыв дверь, Кваша сказал, что очень сильно переживает, и, войдя в номер, Сурикова не могла не оценить глубину этих переживаний: одна бутылка водки была пуста, а на дне второй оставалось несколько капель. Они взяли третью бутылку, и поехали на съёмки. Картина, напоминавшая «Лимонадного Джо» – необычайно популярную у детворы в 70-е чехословацкую пародию на американские вестерны, у советского зрителя имела огромный успех.

Актер Игорь Кваша: биография, фильмография и личная жизнь
«Штрихи к портрету В. И. Ленина» (1967-1970)

Роль Сталина

Несмотря на не совсем благонадёжную анкету, Кваша, помимо Маркса, трижды сыграл Якова Свердлова, но самой любимой стала роль Сталина: его Кваша трижды играл в кино и почти 5 лет на сцене. К этому он долго готовился – его очень увлекала эта противоречивая фигура. Он собирал истории о Сталине, встречался с лично знавшими его людьми, и даже примерял настоящую сталинскую шинель. Когда он впервые сыграл Сталина в «Современнике», ему было уже за 70. Кваша сыграл не биографию, а своё понимание образа. Он три часа работал с такой отдачей, что в антрактах приходилось менять промокшие насквозь рубашки.

Актер Игорь Кваша: биография, фильмография и личная жизнь
«Сердца трёх» (1992)

 

Актер Игорь Кваша: биография, фильмография и личная жизнь
«Под знаком Скорпиона» (1995)

«Жди меня»

В конце 90-х Кваша пришёл на телевидение в программу «Жди меня», которая занималась поиском пропавших людей, и вёл её 14 лет, до самой смерти. Искали и тех, кто потерял своих близких давно – в Великую Отечественную или даже в Гражданскую войну. И однажды Кваша на всю страну поведал о своей личной боли – отце, которого искал всю жизнь. Команда пыталась помочь своему ведущему, но сведений о Владимире Кваше так и не нашли. И лишь после смерти Игоря Владимировича стало известно, что в июне 1942-го военинженер 2-го ранга Кваша, что соответствовало званию майора, в ходе неудачной Любанской наступательной операции Волховской группы войск Ленинградского фронта попал в окружение, затем в плен, и был расстрелян немцами.

Актер Игорь Кваша: биография, фильмография и личная жизнь
«В круге первом» (2006)

С годами Кваша всё реже стал выходить на сцену, и не только ухудшающееся здоровье было тому причиной: он признавался, что всё больше чувствует себя чужим в этом театре, что скучает по-прежнему «Современнику», его идеалам и эпохе 60-х. На здоровье он никогда не жаловался, о своём страшном диагнозе, с которым жил много лет, никогда не говорил. Когда становилось легче, он ненадолго возвращался на сцену.

Актер Игорь Кваша: биография, фильмография и личная жизнь
«Ленинградец» (2006)

Летом 2012 года «Современник» ушёл в очередной отпуск. Кваша болел, но к новому сезону рассчитывал быть в форме, и сыграть Гаева в своём любимом «Вишнёвом саде». Во время последнего приступа в больницу его вёз тот самый друг детства Лёлик, с которым он пытался убежать на фронт из эвакуации. Он стал доктором реаниматологом, и до последнего боролся за жизнь друга. 30 августа Игорь Кваша умер.

автор: Николай Кузнецов

AesliB