Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

Если Вера даст ему честное комсомольское слово, что обязательно окончит 10-й класс. Вера слово дала, но так его и не сдержала…

Несравненная

Эта актриса была дважды сталинским лауреатом. Свою первую роль в кино Вера Васильева сыграла в победном 1945-м, а последнюю – в 2020-м, за три года до ухода из жизни. За 75 лет сыграла в 45-ти фильмах, 72-х спектаклях в разных театрах страны и в 22-х телеспектаклях. Последний раз она вышла на сцену, когда ей было 97 лет. Для своего поколения она так и осталась Настенькой из «Сказания о земле Сибирской» и Олей из «Свадьбы с приданным». Театралы 60-х – 80-х помнят её, как неизменную участницу «золотых» спектаклей «Сатиры», а в нынешнем веке зрители приходили посмотреть на актрису, играющую саму себя.

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

Детские годы

Вера появилась на свет 30 сентября 1925 года в Москве. Отец, Кузьма Васильевич работал шофёром на заводе, мама, Александра Викторовна, выпускница реального училища, свободно говорившая по-французски, воспитывала четверых детей и вела домашнее хозяйство. Главой семьи была Александра Викторовна, а муж ей беспрекословно подчинялся.

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

Вера мыла полы, таскала фляжки с керосином, каждый день чистила картошку, очень любила капустные кочерыжки. Старшие сёстры Валя и Тоня учились в школе. В 1938-м родился брат Вася, и присмотр за ним, когда мама отлучалась, тоже стал обязанностью Веры. Она много читала классическую литературу, и хотела жить как в прошлые века, с теми понятиями о любви, о честности и благородстве.

Мечта стать актрисой

С того самого дня, когда 8-летняя Вера впервые увидела в театре оперу «Царская невеста», она мечтала стать актрисой. Вернувшись домой после спектакля она залезла под стол, подняла скатерть, как театральный занавес, и запела только что услышанную арию Марфы. Вера буквально заболела сценой, и все карманные деньги тратила на походы в театр, дома пела, не умолкая, и соседи по коммуналке прозвали её Шаляпиным. Но когда Вере исполнилось 12, она вдруг решила, что актрисы из неё не выйдет, потому что она страшненькая, а в то время на экране блистали красавицы Любовь Орлова, Марина Ладынина, Валентина Серова. Вера подумала, что лучше умереть молодой, и дважды полоснула бритвой по руке. К счастью, ничего у неё не вышло, и даже родители ничего не заметили. Насчёт некрасивости – вопрос вкуса, но режиссёры её типаж пухленькой провинциалки использовали по максимуму.

Военные годы

Осенью 41-го семью Васильевых разбросало по стране: мама с 2-летним Васей уехала в эвакуацию в Башкирию, старшую сестру Валентину отправили в Киргизию работать врачом в больнице. Средняя сестра Алевтина служила в Наркомате обороны, и вместе с ним попала в Куйбышев. 16-летняя Вера осталась в Москве с отцом, работала на военном заводе фрезеровщицей, получала рабочую карточку, но вечно была голодной. Вечерами она бегала в школу, а в редкие выходные – в филиал Большого театра или в кинотеатр «Колизей», здание которого в 50-х отдали новому театру «Современник».

Городское театральное училище

В 1943-м Вера поступила в городское театральное училище при театре революции. Когда Вера сдала все экзамены, МХАТовский актёр будущий лауреат двух Сталинских премий Владимир Готовцев, набиравший курс, заподозрил неладное, и спросил, окончила ли девушка, выглядевшая как 14-летний ребёнок, среднюю школу? Вера созналась, что у неё только 9 классов. Принять в ВУЗ без аттестата зрелости её не могли, но Готовцев сказал, что всё уладит, если Вера даст ему честное комсомольское слово, что обязательно окончит 10-й класс. Вера слово дала, но так его и не сдержала.

Первая роль в кино

Вера училась на втором курсе, когда известный режиссёр Константин Юдин пригласил её сыграть безымянную девушку монтёра в комедии «Близнецы» с Людмилой Целиковской, Михаилом Жаровым, Верой Орловой и Павлом Шпрингфельдом. Роль была крохотная, в кадре Вера была едва 10 секунд, и в титры её не включили.

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«Близнецы» (1945)

«Сказание о земле Сибирской»

Как-то в коридоре училища Васильеву остановили две дамы, и пригласили на киностудию «Мосфильм» попробоваться на роль Настеньки в новой музыкальной картине «Сказание о земле Сибирской» прославленного Ивана Пырьева. Бюста у Васильевой тогда не было, Пырьев, чтобы сделать из неё деревенскую девчонку соответствующих форм, запихал, куда надо по толстому чулку, и утвердил на роль. На съёмках Васильева впервые увидела живьём жену Пырьева звезду Марину Ладынину, Владимира Дружникова, Владимира Зельдина. Борис Андреев относился к ней, даже не как к дочери, а как к внучке, закармливая разными вкусностями. Несколько эпизодов снимали в Праге, Вера впервые выехала за границу, и была ошеломлена красотой чешской столицы и тем, как там живут обыкновенные люди. Картина имела большой успех, на Васильеву обрушилась всесоюзная слава, её фотографии печатали многие журналы.

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«Сказание о земле Сибирской» (1947)

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«Большой концерт» (1951)

Говорят, что, увидев Веру в этом фильме, Сталин спросил, где нашли такую прелесть, и лично включил 23-летнюю Васильеву в список номинантов на премию имени себя. Но роль, которая сделала её знаменитой, едва не сломала её дальнейшую карьеру: Пырьев, при живой жене добивался от Веры благодарности. Васильева замужем не была, но делать карьеру таким способом не хотела, и Пырьеву твёрдо отказала, после чего несколько лет главных ролей в кино не получала. Пырьев не взял её даже на эпизод в «Кубанских казаках», хотя, думаю, среди счастливых молоденьких колхозниц место ей могло бы найтись не только в эпизоде.

Театр сатиры

Из-за съёмок Вера много пропустила, осталась на второй год, и в дипломном спектакле играла с совершенно незнакомыми людьми. После конфликта с Пырьевым она не знала, что делать: московские театры её к себе не звали, а ехать в провинцию ей, коренной москвичке, не хотелось. Подруга Екатерина Розовская, которая была замужем за Юрием Дыховичным, братом драматурга Владимира Дыховичного, предложила сходить на просмотр в Театр сатиры. Ни на что не надеясь, Вера в «Сатиру» пошла, к ней, на удивление, отнеслись вполне благосклонно (не исключено, что за неё замолвил словцо Дыховичный, который был хорошо знаком с главрежем театра Николаем Петровым), зачислили в труппу, и даже выделили комнату в общежитии, которое располагалось тут же в пристрое.

Дебютировала Васильева в «Сатире» в роли Лизы в водевиле Алексея Бонди «Лев Гурыч Синичкин», поставленном Эммануилом Краснянским. Потом было ещё несколько простеньких ролей, как две кали воды похожих на Настеньку из пырьевского фильма, которые особого мастерства не требовали, а Вера мечтала о работе совсем другого уровня.

«Свадьба с приданным»

В 1949 году в театр пришёл ученик Всеволода Мейерхольда 35-летний режиссёр Борис Равенских, и спустя год поставил очень яркий спектакль «Свадьба с приданным». Васильева снова играла деревенскую деваху Олю Степанову, лучшую колхозную бригадиршу, человека гордого и независимого. Спектакль имел феноменальный успех, на сцене «Сатиры» его сыграли почти 900 раз, его экранизацию – а телевидение в то время тратило дефицитную плёнку только на знаковые спектакли – увидела вся страна. По сути, это дало старт продвижению Веры к драматическим ролям, к которым она так стремилась.

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«Свадьба с приданым» (1953)

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«Чук и Гек» (1953)

Личная жизнь

Владимир Ушаков, игравший роль Максима, влюблённого в Ольгу, влюбился и в Веру, но в то время у неё были отношения с Равенских. Это не было служебным романом, они и в самом деле любили друг друга, а Васильева потом сыграла всего в одном спектакле, поставленном Борисом.

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«Они встретились в пути» (1957)

Равенских был женат на актрисе театра им. Станиславского Лилии Гриценко. Вера 6 лет ждала предложения от Бориса, а когда не дождалась, вышла замуж за того самого Ушакова. Даже после замужества внезапная смерть Равенских в январе 1980 года стала для Васильевой настоящей трагедией: она сама признавалась в нескольких интервью, что любила его всю жизнь, и, если бы он позвал, бросила бы мужа, и ушла к нему, и что даже после смерти Равенских для неё всегда оставался живым.

«Похождения зубного врача»

В 1950-м в «Сатиру» пришёл ещё один ученик Мейерхольда Валентин Плучек, и театре началась новая эпоха: в репертуаре появились культовые спектакли по пьесам Маяковского «Клоп», «Баня» и «Мистерия-буф», но для Васильевой ролей в этих постановках не нашлось. Веру Плучек не баловал: за 14 лет он поставил 15 спектаклей, и лишь в трёх из них играла Васильева. В кино её тоже звали не часто, больших ролей не предлагали – так, эпизоды, где нечего играть. И дело было не в Пырьеве, который пост директора «Мосфильма» уже покинул – просто пришло другое время. И вдруг в 1965-м Элем Климов, режиссёр новой волны советского, кино пригласил Васильеву на первую в её жизни отрицательную роль карьеристки Людмилы Ласточкиной в кинокомедию «Похождения зубного врача». Но те, от кого зависело, выйдет картина на экраны или нет, увидели в работе Климова крамолу, напечатали около 80 копий, а в больших городах фильм вообще не показали. Годом ранее в пьесе Анатолия Салынского «Ложь для узкого круга» в постановке Георгия Менглета Васильева сыграла чем-то похожую на Ласточкину обаятельную нахальную карьеристку Клавдию Бояринову.

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«Похождения зубного врача» (1965)

«Безумный день или Женитьба Фигаро»

В конце 60-х Плучек вдруг дал Васильевой роль плутоватой испанской графини Розины в спектакле «Безумный день или Женитьба Фигаро» по пьесе Пьер-Огюста Карона, больше известного под псевдонимом Бомарше. На мой взгляд, такой внезапный шаг Плучека объясняется просто: в тот момент в «Сатире» просто не было другой актрисы, которая подходила на роль аристократки. Главные мужские роли в спектакле, не сходившем со сцены 20 лет и ставшем настоящей витриной «Сатиры», играли Андрей Миронов и Александр Ширвиндт. Мне посчастливилось увидеть «Безумный день» в начале 80-х, и я до сих пор помню тот восторг, который тогда испытал. Потом спектакль засняло телевидение.

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«Тогда в январе…» (1967)

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«За всё в ответе» (1972)

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1973)

«Ревизор»

На волне успеха «Женитьбы Фигаро» Плучек поставил в «Сатире» гоголевского «Ревизора», где Васильева играла глупую невежественную и циничную жену городничего Анну Андреевну. Спектакль был тепло встречен зрителями и критикой, которая отметила появление на отечественной сцене большой драматической актрисы Веры Васильевой, а Плучек стал давать ей хорошие большие роли.

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«Следствие ведут Знатоки» (1971-1989)

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«Звезда экрана» (1974)

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«Это мы не проходили…» (1975)

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«Ревизор» (1982)

«Вишнёвый сад»

После «Женитьбы» и «Ревизора» Васильева надеялась, что Плучек и дальше будет давать ей серьёзные драматические роли, и ждала, что он даст ей играть Раневскую в классическом «Вишнёвом саде» по Антону Чехову. Но Плучек назначил на эту роль Татьяну Васильеву, которая в «Ревизоре» играла дочь городничего Марью Антоновну. Для Веры это было неприятным известием, а когда Татьяна через два месяца из театра ушла, Вера впервые в жизни пошла к Плучеку и попросила роль Раневской, но Плучек снова ей отказал, и ввёл в спектакль ещё более молодую Раису Этуш, дочь вахтанговского актёра, «товарища Саахова» и «доктора Шпака» Владимира Этуша. Васильева решила, что её время в Театре сатиры прошло, и подумывала о том, чтобы уйти в другой театр. Но как-то она встретила режиссёра Веру Ефремову из калининского драмтеатра, где шёл «Вишнёвый сад». Васильева в «Сатире» осталась, в спектаклях играла, но ездила в Калинин на репетиции, а потом 12 лет играла Раневскую на гастролях.

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«Карнавал» (1981)

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«Выйти замуж за капитана» (1985)

«Ушко» и «Кузя»

Шутливый флирт с «золотым мальчиком» Андреем Мироновым едва не разрушил семейную идиллию Васильевой. Оставшись наедине с Васильевой в купе поезда, Миронов несколько раз поцеловал ей руку. Муж, как всегда, пришёл не вовремя, схватил субтильного интеллигентного Миронова за грудки, выкинул в коридор, и едва ли не единственный раз в жизни влепил жене увесистую пощёчину, а уже потом пошёл разбираться с Мироновым. Была там драка или нет, Бог весть, но закончилось всё миром: Васильева простила мужа, а Миронов стал желанным гостем у них дома.

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«Зловредное воскресенье» (1985)

Несмотря на то, что выросла Васильева в простой семье, в быту она была совершенно беспомощна, правда, и не капризна. Все обязанности по созданию уюта в доме, обеды завтраки и ужины, легли на плечи Ушакова, который в театре играл куда меньше жены, а в кино практически не снимался. Они называли друг друга «Ушко» и «Кузя». Детей у них не было.

Киномама

А вот в кино детей у Васильевой было много. Свою первую киномаму она сыграла в дебютной короткометражке Ивана Лукинского «Чук и Гек», когда ей было 28. Потом она играла маму майора Пал Палыча Знаменского в «ЗнаТоКах», маму Никиты в «Карнавале» Татьяны Лиозновой, маму Лены – генеральшу с богатым внутренним миром в «Выйти замуж за капитана» Виталия Мельникова.

К высшему актёрскому званию Васильева шла 41 год: начав играть в кино в 1945-м, Заслуженной артисткой РСФСР она стала 1954 году, спустя 16 лет получила звание Народной артистки РСФСР, а через 16 лет, в 1986-м – Народной СССР.

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«Лиза и Элиза» (1996)

В конце 90-х совсем не любившая быт Васильева стала главной опорой семьи: тяжело заболели муж и старшая сестра Антонина, младший брат Василий тяжело восстанавливался после инсульта. Васильева разрывалась на части, стараясь успеть всех накормить и помочь совершенно беспомощным родным ей людям. А для этого нужны были немалые деньги, и чтобы их заработать, нужны были время и силы. Люди стремительно беднели, и денег на театр у них не было, а, значит, и у актёров в театре не было зарплаты.

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«Ералаш» (2002)

В 2000-м Плучек больше не смог возглавлять театр, и вышел на пенсию. Худруком «Сатиры» стал Александр Ширвиндт, и у Васильевой, которой было уже 75 лет, появилось много новых ролей. Особенно ей удавались обманутые неверными мужьями жёны. Коварных супругов чаще всего играл сам Ширвиндт. В 2005, в год своего 80-летия Васильева сыграла четыре новые роли, да ещё и в разных театрах.

Плучек сильно болел, и именно Васильева, несмотря на очень сложные отношения, навещала его, почти всеми забытого, простив ему все несыгранные роли, а он попросил у неё прощения. В 2002 году Валентин Плучек умер.

«Роковое влечение»

В 2011 году ушёл из жизни муж. После его смерти Васильева на какое-то время замкнулась в себе, хотя продолжала играть в театре и сниматься в кино. В спектакле «Роковое влечение», поставленном Андреем Житинкиным, было 12 переодеваний – процесс весьма трудоёмкий, в особенности для не молодой уже женщины, и огромная красная лестница, по которой Васильева спускалась в туфлях на высоченных каблуках. Житинкин предложил оставить 3-4 переодевания, уменьшить число ступеней лестницы и высоту каблуков, но Васильева категорически отказалась.

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«Роковое влечение» (2016)

В «Сатире» Васильева два раза в месяц выходила в моноспектакле «Вера». Она рассказывала о себе, больше двух часов держа зал, и стоя на сцене с прямой спиной всё на тех же на высоких каблуках.

Актриса Вера Васильева: биография, первые роли в кино, театр, фильмография, киномама и личная жизнь

«Роковое влечение» (2016)

Даша

Как-то зимой, когда ещё был жив муж, Васильева с тяжёлыми сумками ехала к нему в больницу. Её остановила и предложила помощь совсем юная девушка, назвавшаяся Дашей. Они разговорились. Вскоре Даша пришла на спектакль в Театр сатиры. Оказалось, что Васильева – любимая актриса её родителей, и Даша с детства хорошо знает все её роли. Знакомство переросло в дружбу, а потом и в родственные отношения: Васильева считала Дашу своей дочерью и бабушкой её дочери Светы. Они объездили всю Европу, а когда начался период вирусной болезни (которую по правилам Дзена называть нельзя), Даша с дочерью переселились к Васильевой, чтобы постоянно за ней ухаживать, а сама Васильева стала настоящей бабушкой. Кто знает, может, благодаря этим людям, их любви и заботе, и ощущению, что она кому-то нужна, Вера Васильева перестала думать о старости и прожила 97 лет. Она умерла 8 августа 2023 года.

автор: Николай Кузнецов

AesliB