Он считал, что другие люди, приносящие стране куда больше пользы, чем он, живут ещё хуже, и он не вправе улучшить свои бытовые условия раньше них…
Пик славы этого актёра пришёлся на конец 40-х – начало 60-х годов, то есть послевоенные годы, смерть Сталина и «Оттепель» – по сути, целая эпоха в жизни страны. В сорока картинах Владимир Дружников играл горделивых красавцев, был кумиром женщин нескольких поколений. У него была такая яркая внешность, такое благородное интеллигентное лицо и умные глаза, такой красивый обволакивающий голос, что, однажды увидев и услышав его, забыть было нельзя.
Детство
Владимир родился 30 июня 1922 года в Москве. Отец, кадровый краском Василий Львович, приучил Володю и его младшего брата Лёву к порядку и держал их в строгости. Отец был для сыновей примером, а мама, Серафима Ивановна, тоже почти краском, т.к. что служила в Наркомате обороны, старалась, как могла, «домашний режим» смягчить, но хлюпиков из мальчиков не делала. Сыновья были очень разными: Володя, как отец, уважал дисциплину и утренние зарядки, а Лёва вместе с мамой любил литературу, театр и кино. Жизнь рассудила по-своему: гуманитарий Лев стал инженером, а Владимир после десятилетки пошёл во вспомогательную труппу Центрального детского театра.
Первая роль
Вспомогательный состав на самом деле был студией, где учили актёрскому мастерству. Художественным руководителем студии был известный актёр и режиссёр, выпускник ГИТИСа Владимир Дудин. Позже Дружников с большой теплотой вспоминал своего первого учителя. Первой ролью, которую сыграл юный Володя, была лягушка. Ему пришлось гримироваться в зелёный цвет, входить в образ, прыгать в ластах по всей сцене, и, конечно, квакать под хохот детворы, битком набившейся в зрительный зал. Громче всех смеялись родители и брат, сидевшие в первом ряду. Позднее ему стали доверять роли посерьёзнее, но сам он из тех времён запомнил именно эту, потому, что была она первой.
Когда началась война, Владимир с театром эвакуировался в Новосибирск. В 1943-м пришла весть, что внезапно умер Василий Львович. Это был страшный удар – отец был для него настоящим духовным наставником. На похороны отца Владимир не успел.
Школа-студию МХАТ
После войны Владимир вернулся в Москву, продолжал работать ТЮЗе. И вдруг коллега по театру решил поступить в школу-студию МХАТ, и попросил Владимира подыграть ему на вступительном экзамене. Как такое часто случается, ко двору он не пришёлся, а вот Владимиру Народный артист СССР, двукратный сталинский лауреат Николай Хмелёв предложил задержаться, прочитать что-нибудь самостоятельно, а потом объявил, что он прошёл в следующий тур. Дружников документы в приёмную комиссию не подавал, он за один день собрал все характеристики и у него, нарушив все правила, приняли их задним числом. Хлопоты оказались не напрасны: Дружников сдал все экзамены и его зачислили в школу-студию МХАТ.
«Без вины виноватые»
Впрочем, там Дружников учился всего год, и это было его решение. Однажды в аудиторию зашёл кинорежиссёр Владимир Петров, искавший актёра на роль Григория Незнамова в картину «Без вины виноватые» по Александру Островскому. Окинув взглядом молодых людей, он вызвал двух друзей, сидевших рядом – Дружникова и Владлена Давыдова, и пригласил их на пробы, которые оба прошли успешно. Однако, пока Петров выбирал, кого взять, Давыдову и Дружникову пригрозили отчислением из училища, поскольку МХАТ категорически запрещал студентам до третьего курса сниматься в кино, и все об этом знали. Давыдов сниматься отказался, и остался во МХАТе навсегда, а Дружников согласился. Это была его первая большая роль в кино, и последняя во время учёбы: ректор Вениамин Радомысленский и директор МХАТа Владимир Месхители не стали ждать выхода картины, и отчислили студента Дружникова, чтобы другим неповадно было. Сейчас трудно сказать, насколько прав был Дружников, изменив МХАТу – больше его туда уже не приглашали – но и фильм, ставший в 1945 году одним из лидеров проката, и его роль получились что надо. По нынешним временам, игра Дружникова может показаться излишне пафосной, не совсем натуральной, но, во-первых, это была театральная пьеса, во-вторых, у Дружникова была театральная школа, и, в-третьих, в те годы именно так и играли – это видно и по ролям других актёров, и по дальнейшим работам самого Дружникова, таким, как в героической дилогии Михаила Ромма «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». Он был исполнителем, и делал то, что от него хотели режиссёры.
«Без вины виноватые» (1945)
Проснувшись знаменитым, красавец Дружников, и до этого женским вниманием не обделённый, не знал, куда от них спрятаться: его караулили везде, набрасывались и рвали на части последние штаны и пиджаки.
«Без вины виноватые» (1945)
«Каменный цветок» и «Глинка»
В начале 1946 года режиссёр Лео Арштам позвал Дружникова на небольшую роль поэта и декабриста Кондратия Рылеева в свою картину «Глинка», в которой от звёзд рябило в глазах, а сказочник Александр Птушко пригласил на главную роль Данилы-мастера в сказку «Каменный цветок» по уральским сказам Павла Бажова. Дружников согласился на обе роли.
«Глинка» (1946)
Оба фильма были отмечены Сталинскими премиями – «Глинка» – II, а «Каменный цветок» – I степени, но Дружников не получил ни одной. С премией за «Глинку» всё более-менее понятно: в той картине у Дружникова роль была небольшая. Из создателей же «Каменного цветка» – лидера проката 1946 года, который в СССР посмотрело 23 млн. человек, а ещё её увидели в Германии, США, Финляндии, Франции и Швеции, премию получили лишь режиссёр Птушко и оператор Фёдор Проворов – Дружникова и царственную Тамару Макарову, игравшую Хозяйку Медной горы, почему-то, обошли. Фильм получил один из призов Каннского кинофестиваля за цветовое решение. Помимо несомненного мастерства оператора Проворова, это в немалой степени было обусловлено и тем, что картину снимали на дефицитнейшую трофейную плёнку AGFA, что, в свою очередь, свидетельствует, какое значение этой картине придавали в ЦК.
«Каменный цветок» (1946)
«Наше сердце»
Спустя год Александр Столпер позвал Дружникова на главную роль в «Наше сердце» – редкий фильм, который он снимал не по произведениям Константина Симонова. Дружников играл авиаконструктора Сергея Казакова, который в тяжкие годы войны на авиазаводе в Сибири разработал новый скоростной истребитель. Фильм и Дружников зрителям понравились, однако такого восхищения, как «Каменный цветок», не вызвал.
«Наше сердце» (1946)
«Сказание о земле сибирской»
Едва закончилась работа над этой картиной, корифей советского кино Иван Пырьев пригласил Дружникова на главную роль в свою музыкальную полукомедию-полудраму «Сказание о земле сибирской». Сюжет был такой: герой Дружникова пианист высочайшего уровня Андрей Балашов из-за ранения руки, полученного на фронте, на рояле больше играть не мог. Он уехал в Сибирь, где строился крупный завод, днём работал на стройке, а по вечерам играл на аккордеоне в чайной и пел. Но тут, как в кино, неподалёку от стройки совершил вынужденную посадку «Дуглас», в котором за границу на международный конкурс летела бывшая девушка Балашова Наташа. Её привезли в чайную, она увидела своего бывшего возлюбленного, про которого ничего не знала. Балашов уехал ещё дальше на север, и там, в полярных льдах написал ораторию, которая и дала название фильму. В фильме герои много пели в унисон хорошо поставленными голосами.
«Сказание о земле Сибирской» (1947)
Зрители снова были в восторге и от картины, и от актёров – Дружникова с Мариной Ладыниной, которая играла Наташу, от великого Бориса Андреева, и от дебютантки Веры Васильевой. Фильм понравился и Сталину, он наградил Пырьева и исполнителей главных ролей премией имени себя I степени. Той части от стотысячной премии, которая после дележа на девять лауреатов досталась Дружникову, на взнос за кооперативную квартиру не хватило, и Дружников продолжал жить вместе с мамой и братом в 10-метровой комнате в коммуналке на четыре семьи – просить, требовать, стучать кулаком по столу, он не умел. Он считал, что другие люди, приносящие стране куда больше пользы, чем он, живут ещё хуже, и он не вправе улучшить свои бытовые условия раньше них. В то же время, Дружников был достаточно закрытым человеком, сложным в общении. Он либо молчал, либо не лез за словом в карман, и говорил в лицо всё, что думает, что оттолкнуло от него многих людей.
«Сказание о земле Сибирской» (1947)
В те годы Дружников и вправду был нарасхват. Почти сразу после триумфа «Сказания о земле Сибирской» режиссёры Александр Файнциммер и Владимир Корш пригласили его в Минск, где на киностудии «Беларусьфильм» они снимали картину про героя-партизана в республике Константина Заслонова, посмертно представленного к званию Героя Советского Союза. Дружников конечно, согласился, но ему пришлось основательно набрать вес: Заслонов был существенно крупнее и куда брутальнее стройного интеллигентного Дружникова.
«Константин Заслонов» (1949)
Семья
«Откармливала» Дружникова ни мама и не съёмочная группа, а красавица Нина Чалова, приехавшая из Свердловска на съёмки своего первого фильма. Начался бурный роман, который перерос в огромную любовь на всю жизнь – Нина стала женой Владимира, ушла из кино, уехала в московскую коммуналку, и стали они жить вчетвером, а потом и впятером: в 1949 году у Нины и Владимира родилась дочь Наталия. Свои первые шесть лет она провела в этой коммуналке – в хорошую отдельную квартиру в новом сталинском доме на улице Горького чета Дружниковых переехала лишь в 1955-м. Жена сделала квартиру уютной и хлебосольной.
«Донецкие шахтёры» и «Заговор обречённых»
В 1949 году «Константин Заслонов» вновь стал лидером проката, а Дружников – лауреатом Сталинской премии, на этот раз III степени. Но Дружников на лаврах не почивал, он снимался сразу в двух картинах. У Леонида Лукова в «Донецких шахтёрах» он играл инженера Дмитрия Трофименко, который изобрёл первый в СССР угольный комбайн, а в фильме Михаила Калатозова «Заговор обречённых», направленном против югославского лидера Иосипа Броз Тито, с которым Сталин поссорился, – одного из лидеров социал-демократов Марка Пино.
«Донецкие шахтёры» (1950)
«Жуковский» (1950)
«Заговор обречённых» (1950)
За шесть лет с начала своей кинокарьеры, так и не получив театрального образования, Дружников снялся в девяти фильмах, и все были успешными, почти все занимали первые места в прокате, шесть из них были номинантами международных кинофестивалей – в Венеции, в Каннах и в Карловых Варах. Главных ролей в этих фильмах у Дружникова было пять. Вероятно, это рекорд всего советского кинематографа.
«Адмирал Ушаков» (1953)
Первые характерные роли
В 1954 году Самсон Самсонов пригласил Дружникова на роль художника Рябовского в фильм «Попрыгунья» по Антону Чехову. Партнёрами у Дружникова были Сергей Бондарчук и Людмила Целиковская. Для Дружникова это была, пожалуй, первая характерная, более глубокая, чем раньше, роль. Его герой человек творческий, талантливый, но он нарцисс, и самолюбование вскоре опустошает его личность. Фильм получил Серебряного льва на XVI Венецианском кинофестивале. Через десять лет Самсонов позвал Дружникова в «Три сестры» на роль Василия Солёного. И снова характерная роль Дружникову удалась.
«Попрыгунья» (1955)
«Две жизни»
В 1961 году Луков, с которым Дружников работал на «Донецких шахтёрах», снова позвал его, на этот раз на роль белого офицера Кирилла Бороздина в картину «Две жизни». Задача у Дружникова была не из простых: с одной стороны, он должен был показать в том межреволюционном лихолетье интеллигентного человека, белую косточку, а с другой – опорочить эту интеллигентность, изобразить некоего перевёртыша, флюгера, конъюнктурщика. С задачей Дружников справился успешно, и, глядя на экран, не скажешь, что это потребовало у него много сил.
«Две жизни» (1961)
В 1961-м Дружников получил звание Заслуженного артиста РСФСР, через девять лет – Народного.
Радио
В начале 60-х везение и успех стали постепенно Дружникова покидать: всё чаще его приглашали на роли второго плана, потом ролей почти совсем не стало, и Дружников пришёл на радио: он великолепно читал русскую классику. По литературе я был записным троечником, благодаря учительнице Тургенева с Некрасовым и Достоевским не любил, но Дружникова, забросив уроки и даже хоккей, слушал с удовольствием, а потом и книжки в руки взял.
Дубляж
Много времени Дружников посвящал дубляжу иностранных картин – их у него 35. Его голосом говорил Жана Маре в трилогии о «Фантомасе», герцог Бекингем в «Трёх мушкетёрах», Юл Бриннер в «Великолепной семёрке», царь Леонид в «300 спартанцев», Маккена в «Золоте Маккены», Гойко Митич в «индейских» фильмах – люди старшего поколения знают, какой фурор эти фильмы делали в СССР.
Внучки
В 1967-м семейство Дружниковых обзавелось дачей под Звенигородом, которая заменила Владимиру Васильевичу дом. Он любил лес, часто уходил так надолго, что домашние его теряли, бросались на поиски. Для такой паники основания были: оставшись без работы, Дружников начал пить, в лес уходил, пряча в пальто бутылку, и запросто мог заблудиться или замёрзнуть. К счастью, в какой-то момент он понял, что приносит родным несчастья, пошёл к докторам, они избавили его от пагубной зависимости, но подолгу гулять по лесу он не перестал. Когда у Наталии родились две дочери Маша и Даша, Дружников превратился в сумасшедшего деда, который во внучках души не чаял, и готов был нянчиться с ними круглосуточно.
В 70-е Дружников надеялся, что Олег Ефремов, возглавивший МХАТ, позовёт его к себе, но не дождался, а сам просить он не хотел – боялся получить отказ. Дружников театр любил, долгие годы он служил в Театре-студии киноактёра, но сыграл там всего в двух спектаклях: в «Бесприданнице» – Паратова, и в «Варварах» – Чиркуна.
«Офицеры»
В 1971 году режиссёр Владимир Роговой позвал Дружникова на небольшую роль в ставшую культовой для нескольких поколений картину «Офицеры» по сценарию писателя фронтовика Бориса Васильева. Дружников играл командира эскадрона Георгия Петровича, который погиб в самом начале фильма, но успел сказать, что есть такая профессия защищать Родину – эти слова стали и главным лейтмотивом фильма, и девизом многих мужчин. В паре эпизодов Дружников умудрился сыграть целую судьбу – от службы в царской армии до службы в Армии Красной: его герой не правителю служил, а России.
«Офицеры» (1971)
«Офицеры» (1971)
«Визит дамы»
В трагифарсе Михаила Казакова «Визит дамы», вышедшем на телевидении в 1989 году, Дружников, игравший дворецкого Боби, который раньше был окружным судьёй в этом городишке, снял тёмные очки, и грустно произнёс: «Думаю, вряд ли кто-то сможет меня узнать». Эта фраза может быть в равной степени отнесена и к самому Дружникову, который к тому моменту сильно изменился.
«Визит дамы» (1989)
Перестройку Дружников не понял и не принял, и отстранился от окружающего мира. Работы не было, жить было не на что.
Борис Пастернак
В 1987 году Евгений Радомысленский, по иронии судьбы, сын того самого Вениамина Радомысленского, который выгнал Дружникова из школы-студии МХАТ, поставил в Театре-студии киноактёра спектакль «Затонувший остров» о любви и романе в письмах Марины Цветаевой и Бориса Пастернака, и пригласил Дружникова играть Бориса Леонидовича. Дружников задыхался на репетициях, их даже приходилось останавливать, но на спектаклях такого не было ни разу.
«Желание любви» (1993)
Последний раз Дружников сыграл в кино в 1993 году в фильме Владимира Георгиева «Желание любви» по Куприну, но премьеры не увидел: 20 февраля 1994 года Владимир Дружников умер на 71 году жизни.
автор: Николай Кузнецов