И снова она проявила свой железный характер и не побоялась пойти против всех…
Патриотический МХАТ
Она не просто великая актриса, она не просто легенда. Она – женщина с невероятно сильным характером. Чего стоит только один случай из поздних девяностых годов. В Театре Вахтангова репетируется пьеса Юрия Полякова. Но из администрации президента исходит сигнал, что не стоит в этот момент таким образом изображать олигарха. Это же соль нашей земли, гордость наших девяностых. Никакого негатива в отношении их быть не должно. И в Театре закрывают уже отрепетированный спектакль. Поляков в отчаянии звонит Дорониной, и та дает зеленый свет на постановку его пьесы. И пьеса умеет грандиозный успех. Причем, в эти годы, в девяностые про актрису, как про театрального деятеля пишут в исключительно отрицательных тонах. Мол, в ее театре пахнет нафталином и старостью. И публика туда ходит такая. Какие –то странные старушки. И билеты поэтому там самые дешевые. Либеральная пресса совсем не принимает позицию патриотического МХАТа, который все называют «доронинским». Но в этом театре на сцену выходит Сталин, и публика встает и аплодирует стоя. Правда, такого успеха не могут простить в ельцинской России. В театре славят государственных деятелей, а не бандитов. Там не звучат звонки мобильных телефонов, туда не ходит публика, припарковываясь на «мерседесах», но туда ходит публика со всей страны. Да, они приезжают на метро, это простые люди, но они подолгу аплодируют артистам театра, и там сохраняется дух классики.
Образ настоящей русской женщины
Но все же для большинства зрителей, а это уже несколько поколений, Татьяна Доронина – великая актриса советского кино. Прежде всего, из черно – белых фильмов шестидесятых годов. Это и «Еще раз про любовь», и «Старшая сестра», и, конечно же, «Три тополя на Плющихе». Зрители сразу же полюбили образы актрисы, созданные на экране. А критика стала говорить об особой манере игры актрисы. Несгибаемая комсомолка в первых своих работах, она создала на экране образ настоящей русской женщины. При этом, прежде было сотрудничество с Товстоноговым и Гончаровым, и театральная публика еще раньше узнала великую театральную актрису Доронину. Роль Нади в «Моей старшей сестре» актриса сыграла сначала на сцене БДТ в Ленинграде, и лишь спустя несколько лет на экране. То же самое произошло и с ролью в «104 страницы про любовь». Сначала театр, затем – триумф в кино.
«Первый эшелон» (1955)
«Шли солдаты…» (1958)
Трижды лучшая актриса года
В ее фильмографии всего лишь 15 работ. При этом, есть роли второго плана, например, в фильме «Рабочий поселок». Но большинство этих ролей главные. И зритель огромной страны признавал Татьяну Васильевну Доронину трижды лучшей актрисой года. Причем, один раз это произошло два раза подряд. Речь идет о фильмах «Три тополя на Плющихе» и «Еще раз про любовь». Эти фильмы пользовались громадным успехом публики. Но все же настоящей кассовой сенсацией в биографии Дорониной стал фильм «Мачеха», который теперь показывается гораздо реже. Но за этот фильм она удостоилась в третий раз звания «лучшей артисткой года».
«Горизонт» (1961)
Этих ролей хватило для того, чтобы театральные вузы штурмовали абитуриентки, которые копировали творческие манеры Дорониной, ее особое придыхание и манеру произносить монологи. Но это были именно лишь копирование. Только сама Доронина могла так говорить, и она никогда не играла, а жила в своих лучших ролях. У нее была своя особая манера. Она всегда играла разных людей.
«Рабочий посёлок» (1965)
«На ясный огонь»
Были в ее работах и провалы. Например, фильм «На ясный огонь» яростно не приняли зрители, а критики просто порвали этот фильм, изничтожили его. Ради справедливости Доронина снялась в этом фильме ради своего мужа Бориса Химичева. И ничего криминального в этом фильме нет.
«Старшая сестра» (1966)
«Три тополя на Плющихе» (1967)
Но ушла из кино она на высокой ноте. Зрители просто возненавидели ее мать из фильма «Валентин и Валентина», а это признак высокого актерского мастерства.
«Ещё раз про любовь» (1968)
Работа в театре
Снималась Доронина мало еще и потому, что всегда была загружена работой в театре. Это лучшие классические работы и лучшие образцы советской драматургии. Чего стоит только «Горе от ума» с Юрским в качестве партнера, или «Идиот» со Смоктуновским. А ведь это еще только начало театральной карьеры! Было сотрудничество с лучшими режиссерами страны. Были громкие уходы из театра. Но самое главное: было создание МХАТа имени Горького, который возник во время раскола двух театров. Причем, раскол этот происходил в прямом эфире. Об этом снят документальный фильм, который показывает, каков был накал эмоций в зале.
«Чудный характер» (1970)
И снова Доронина проявила железный характер и чувство справедливости. Она не побоялась пойти против всех.
Реформа театра
В чем все дело? Олег Ефремов – на тот момент не просто актер и режиссер, а член ЦК КПСС, любимец Генсека Горбачева, который ходил к нему в театр и дружил лично, решился на реформу театра. По сути, он решил убрать большую часть труппу, оставив в штате только звезд, который в театре хватало. При этом звездам, Народным артистам, он обещал существенное увеличение зарплаты, и те поддержали его. А остальных артистов решили уволить. Уволить, по сути, в никуда, в бедность и нищету. Но на пути этого решения встала Татьяна Васильевна. Результат предсказуем: все звезды на стороне Ефремова, на стороне Дорониной из звезд только Всеволод Шиловский, и новый МХАТ получает имя Горького, и продолжает жить, ругаемый перестроченной прессой как оплот сил реакции. По сути, за полтора десятилетия на телевидении у Дорониной решился взять интервью только Урмас Отс, и тогда зрители увидели все такую же несгибаемую Татьяну Васильевну Доронину, которая при своей железном характере осталась настоящей женщиной.
«Мачеха» (1973)
«На ясный огонь» (1975)
Любима большой страной
При этом, отмечаем, что в середине восьмидесятых вся Москва ломилась на ту же Доронину, которая играла в Ермоловском театре «Сцены из спортивной жизни» с молодыми звездами Догилевой и Меньшиковым. А на премьеры ефремовского театра билеты давали в нагрузку.
«Валентин и Валентина» (1985)
Но уже в новом тысячелетии отношения к Дорониной потеплело. Стало понятно, что это великий театральный деятель, по масштабу сопоставимый с самыми большими титанами русского театрального искусства. С тем же Станиславским, Товстоноговым, с Гончаровым. Она где –то ошибалась, но даже в своих ошибках она была великой. Она осталась одинокой, но осталась любима большой страной, которая понимает, что у нее есть уникальная и неповторимая актриса Татьяна Васильевна Доронина – целая планета, величие которой нам не понять до конца, но которую мы будем любить бесконечно.
автор: Александр Гудков