Шутка не понравилась кому-то из телеруководства и когда он заглянул в павильон, ему сказали, что здесь так не шутят…
Этот актёр снялся в семи десятках фильмов, выходил на сцену в 24-х спектаклях театра им. Евгения Вахтангова, и там же поставил три спектакля, как режиссёр, играл в необычайно популярном «Кабачке «13 стульев». Обаятельный красавец с голливудской улыбкой и какой-то чертовщинкой в глазах, Вячеслав Шалевич много лет сводил с ума советских кинозрительниц. Он обожал отрицательные роли, и их в фильмографии актёра было вдоволь.

Детство
Вячеслав родился 27 мая 1934 года в Москве. Своего отца Анатолия Ивановича Шалевича, поляка, видного чекиста в Белоруссии он не знал, и встретил через 38 лет, когда был уже знаменит. Мать, Елена Ивановна, ушла от него за месяц до рождения сына, когда узнала, что у него другая женщина, но Вячеславу дала фамилию и отчество отца. Она уехала в Москву к своей тётке, воспитывала Вячеслава одна, писала в анкетах, что Шалевич погиб в Финскую войну. В 1937-м Анатолия Шалевича арестовали и дали 5 лет, но об этом сын и Елена Ивановна не знали.
В Москве Слава жил во дворе театра им. Вахтангова, каждый день видел его звёзд, и с 6-го класса мечтал стать актёром. Театр, можно сказать, спас их с мамой и тёткой: Когда бомба упала во двор театра, они прятались в бомбоубежище под его зданием. Местную детвору пускали на спектакли бесплатно, и в буфете можно было немного подхарчиться. Дома Слава пытался подражать актёрам, в школе под смех класса что-то изображал. В мужской школе был замечательный учитель литературы Израиль Михайлович Шенкман. Он запирал дверь на швабру, и говорил, что если кто-то скажет фразу из учебника литературы или хрестоматии, сразу получит двойку – говорить можно лишь то, что написано в произведении, которое они сейчас проходят, а сам начинал восторженно говорить.
Театральное училище
Щукинское училище Вячеслав выбрал потому, что оно было рядом. На всякий случай по совету мамы он подал документы в педагогический институт, и даже написал на отлично сочинение по литературе – уроки Шенкмана даром не прошли. Но в это время уже проходили творческие конкурсы в «Щуке» на курс Иосифа Рапопорта, Шалевич экзаменаторам нравился, ему сказали, что в училище его примут, и он забрал аттестат из пединститута. Рапопорта, добрейшего человека, все называли Батей, он много раз выручал Шалевича.
Личная жизнь
Уже на первом курсе Шалевич женился на своей ровеснице и бывшей однокласснице Лене Каневской, но почти сразу после свадьбы молодые поняли, что с женитьбой они поспешили, и через месяц тихо расстались. В 1956-м Шалевич женился на однокурснице Наталье Упеник, спустя три года у них родился сын Владимир.
Театр им. Вахтангова
Щукинское училище Шалевич окончил в 1958 году. Тогда в дипломе впервые написали, что по специальности он артист театра и кино – раньше писали, что артист драматического театра. Шалевича приняли в театр им. Вахтангова, где в то время блистали Михаил Астангов, Людмила Целиковская, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Андрей Абрикосов и его сын Григорий. Под руководством Рубена Симонова театр был в самом расцвете, и Симонов, по сути, стал крёстным отцом Шалевича, сразу введя его в спектакль «Неписанный закон» с уже знаменитой Юлией Борисовой. Шалевич играл целинника казаха Оспана, Борисова – казашку Банат. Они потом много играли вместе, и Шалевич был очень этому рад.

Новая любовь
Шалевичу было всего 27, когда он стал звездой Вахтанговского театра, его всё чаще узнавали на улице, ему всё труднее стало ходить с друзьями в кино, ездить в общественном транспорте, и он тратил огромные деньги на такси. В это время вся театральная Москва обсуждала его роман с ученицей Георгия Товстоногова актрисой Валентиной Титовой, которая была младше на 8 лет. Познакомились они в Свердловске, куда Валя приехала на каникулы к родителям. Титова жила в Ленинграде, играла в ТЮЗе, Шалевич постоянно мотался туда, иногда Валентина приезжала в Москву. Его звали в БДТ, он едва туда не перешёл, но тут лопнуло терпение Натальи, она забрала сына, и ушла. Симонов, видя мучения своего ведущего актёра, предложил перевести в Вахтанговский театр Титову, но на просмотре она повела себя, как звезда мировой величины, и Симонов от затеи отказался.
Метания Шалевича между двумя столицами продолжались до 1963 года, когда он встретил уже известного режиссёра Владимира Басова, и тот посетовал, что никак не может найти актрису на роль Марьи Гавриловны в пушкинскую «Метель». Тут Шалевич на свою беду и на счастье Титовой, которая ещё ни разу в кино не играла, предложил Басову посмотреть её. С этого и начался служебный роман Титовой и Басова: он пообещал, что будет снимать её во всех своих картинах, и слово сдержал, сняв Валентину в шести фильмах, пока она, устав от постоянных пьянок мужа, не ушла от него к кинооператору Георгию Рербергу. Узнав об измене любимой, Шалевич был ошеломлён и долго не мог найти себе места. Басов не снял Шалевича ни в одном своём фильме, не играл он и вместе с Титовой.
«Капитанская дочка»
В кино Шалевич дебютировал в 1955-м в картине Владимира Каплуновского «Мексиканец», но об этом никто не узнал, потому что Шалевич дублировал Олега Стриженова: его одевали и гримировали под Олега, и ставили на нём свет, поскольку Стриженов считал, что под яркими софитами ему, уже знаменитому артисту, стоять не по чину, с Шалевичем он даже не встречался. Лично они познакомились на съёмках «Капитанской дочки» – Стриженов играл благородного Петра Гринёва, а Шалевич – мерзавца Алексея Швабрина, хотя как у Пушкина, Шалевича откровенно некрасивым вряд ли можно было назвать. Как-то Шалевич спросил Стриженова, зачем тот согласился на роль мальчишки, ведь ему уже за 30? Стриженов улыбнулся: «Забудутся и Оводы, и Мексиканцы, и даже Говоруха-Отрок из «Сорок первого» Григория Чухрая, а школьники в 6-м классе будут смотреть Стриженова и Шалевича.


«Хоккеисты»
После Швабрина, по словам самого Шалевича, у него начался период зазнайства: он стал отказываться от ролей, которые считал слабыми, а потом подумал, что пройдёт ещё пяток лет, и станут отказываться от него, а потом и вовсе забудут. Но тут в его жизни случились два спортивных фильма. Сначала Виктор Ивченко пригласил его на студию им. Довженко сыграть студента Лёню Волошина в картине «Серебряный тренер» с Михаилом Кузнецовым в главной роли. Через год у Рафаила Гольдина в мосфильмовских «Хоккеистах» Шалевич играл главную роль капитана команды «Ракета» Анатолия Дуганова, при том, что на коньках он мог простоять не больше трёх минут, да и то, опираясь на клюшку, как на трость. Сцены матчей снимались в Лужниках целый месяц по ночам, когда не было тренировок и игр у настоящих хоккеистов, и Шалевич практически не спал: отработав в театре, он ехал на съёмки, а потом в театр на репетицию и спектакль. Выдержал он неделю. Как в «Мексиканце» Шалевич дублировал Стриженова, так и в «Хоккеистах» его самого дублировал выдающийся мастер, чемпион олимпиады, мира, Европы и СССР Вячеслав Старшинов. Его звёздные партнёры по тройке «Спартака» и сборной Борис и Евгений Майоровы, иногда заглядывали на съёмки, и заключили между собой пари, научится ли вообще Шалевич кататься до конца съёмок. Несмотря на все ухищрения оператора и монтажёра, видно, что Шалевич кататься не умеет. В советском кино хорошие спортивные картины можно пересчитать по пальцам, но фильм, где играли Николай Рыбников, Георгий Жжёнов, Владимир Ивашов, Михаил Глузский, Лев Дуров, Геннадий Юхтин, Эльза Леждей, имел большой успех, Шалевич для всех, особенно для детворы долго был Дугановым, а во дворах начался детский хоккейный бум.

«Три тополя на Плющихе»
В 1964-м Шалевичу позвонила Татьяна Лиозноа и предложила эпизодическую роль Гришки, мужа главной героини Нюры в картине «Три тополя на Плющихе». Шалевич, прочитав сценарий, отказался – после «Хоккеистов» всего несколько минут в кадре были ему не интересны. Но Лиознова его уговорила, сказав, что ничего подобного он никогда не играл. Шалевич потом ни разу не пожалел о том, что согласился, ведь ему и в самом деле ни до, ни после не приходилось играть перерождение из восторженного влюблённого деревенского парня в уставшего от жизни угрюмого упыря. А ещё ему очень понравилась работать с Лиозновой, которая очень тонко настраивала актёров к тому или иному эпизоду. Когда Лиознова подбирала актёров для культового фильма «Семнадцать мгновений весны», она хотела снимать Шалевича, однако считала, что на роли немцев он не подходит, но, увидев фото главы американской разведки Алена Даллеса, сразу сказала, что эта роль для Шалевича, а он готов был работать с ней в любом обличии.


«Кабачок «13 стульев»
В 1966 году на Центральном телевидении появилась программа «Кабачок «13 стульев», в которой играли, по большей части, артисты Театра сатиры, но иногда туда заносило актёров со стороны, таких, скажем, как Георгий Вицин, Елизавета Никищихина и Геннадий Бортников. Вахтанговский актёр Шалевич попал в программу в 1969-м, когда она уже гремела. Он играл бородатого пана Поэта, был заметен, но как-то подшутил над партнёрами – на съёмках юмористической программы это было в порядке вещей, так многие делали, и никто не обижался. Но шутка не понравилась кому-то из телеруководства, некстати заглянувшего в павильон, Шалевичу сказали, что здесь не шутят, а раз не шутят, он просто ушёл, хотя деньги там платили хорошие.

Встреча с отцом
В 1970-м вышел двухсерийный фильм Василия Ордынского «Красная площадь. Два рассказа о рабоче-крестьянской армии», в котором Шалевич сыграл царского подпоручика Николая Кутасова, ставшего начдивом РККА, а в конце фильма – генерал-полковником, продемонстрировав и военную выправку, хотя в армии никогда не служил, и дворянское благородство. Шалевич поехал представлять фильм в Барнаул, и там к нему подошёл человек, сказал, что он Анатолий Шалевич, рассказал, что отсидел пять лет. Шалевич-старший потом приезжал в Москву, встречался с Еленой Ивановной, но дальше дело не пошло: сын отцу не понравился.

В 1971-м Шалевич стал Заслуженным артистом РСФСР, спустя 8 лет – Народным.

Как-то в кафе Шалевич познакомился с художником-модельером Галиной. Они поженились и прожили вместе больше 30 лет, в 1977-м, когда Вячеславу было 43, у них родился сын Иван.

Высшие режиссёрские курсы
В конце 70-х Шалевич окончил высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе, и сразу поставил в родном театре спектакль «Тринадцатый председатель». В 1989-м он возглавил театр им. Рубена Симонова, оставаясь при этом штатным актёром театра им. Вахтангова, поставил там в 1995-м «Али-Бабу и 40 разбойников», а в 1999-м уже в театре им. Рубена Симонова – спектакль «Брызги Шампанского» по рассказам Михаила Зощенко.

В 1990-м на съёмках картины Рубена Мурадяна «Любовь немолодого человека» сцену, где герой Шалевича Владимир гуляет с любовницей, а потом прячется от жены, Шалевич каскадёрам не отдал, и несколько дублей сам в жёлтой листве катился по крутому склону, а ему было уже 56 лет.

В 1992-м в рамках программы «Монтаж» Дмитрия Диброва Шалевич чудесно прочитал ироническую поэму Иосифа Бродского «Представление», которую моментально растащили на цитаты.
Открылось второе дыхание
1997 год основательно подкосил Шалевича: в феврале умер старший сын Владимир, а в ноябре жена Галина. Эту смерть он переживал особенно тяжело, потом были проблемы и с младшим Иваном. От одиночества спасла Вячеслава Татьяна Виноградова, с которой он познакомился 1998-м, когда ему было 64 года, а у неё было двое детей от первого брака. Они поженились, спустя три года родилась дочь Анна. Шалевич стал работать с удвоенной силой, продолжал сниматься в кино, играл в Вахтанговском театре, параллельно руководя театром им. Рубена Симонова, преподавал в ГИТИСе, ездил по стране с антрепризами, но всё это не из-за денег – просто открылось второе дыхание. С любых гастролей он теперь рвался домой.

С возрастом здоровье стало подводить Вячеслава Анатольевича, работать было трудно. Между вышедшим в 2010-м фильмом Сергея Ашкенази «Охота на Беркута» о деле Елисеевского гастронома, где Шалевич играл Леонида Брежнева, и его последним фильмом – короткометражкой Владимира Бельдияна «Гудение шмеля» прошло пять лет. В последнем спектакле «Пристань» по «Жизни Галилея» Бертольта Брехта Шалевич играл Галилея, на сцену сам выходить уже не мог, и его вывозили на коляске, но зритель об этом не знал.

21 декабря 2016 года Вячеслав Шалевич умер. Ему было 82 года.
автор: Николай Кузнецов




