Он стал уникальным военачальником: из рядовых он за 3.5 года дошёл до Главного маршала, а потом в этом звании возглавил корпус…
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.
Александр Грибоедов
В годы Великой Отечественной советская дальняя авиация играла важную роль: самолёты летали бомбить многие города и объекты в Германии и на территории её союзников. Подчинялась авиация дальнего действия непосредственно Верховному Главнокомандующему Иосифу Сталину. Первым командующим авиацией дальнего действия и самым молодым Маршалом авиации был Александр Голованов.
Детство и юность
Александр родился 7 августа 1904 года в Нижнем Новгороде. Отец, Евгений Александрович, ходил по Волге капитаном буксира, мать, Вера Ивановна, была оперной певицей, но, поскольку в городе оперы не было, сидела дома с детьми. Саше было 8 лет, когда родители устроили его на казённый кошт в Александровский кадетский корпус в столице. К 13-ти годам Саша вымахал почти под три аршина, в плечах была косая сажень, в Красной гвардии легко поверили, что ему 16, и зачислили в свой отряд. Через два года Голованов добровольцем пошёл в Красную Армию, воевал в полковой разведке, получил тяжёлую контузию, которая дала о себе знать в 40-е. Демобилизовавшись в 1920-м, Голованов спустя 4 года окончил в Нижнем 10-летку, работал в различных городских организациях, а потом по рекомендации мужа сестры Льва Захарова, который в то время был замначальника особого отдела ОГПУ, пришёл на службу в ЧК, вступил в партию. Голованов дважды был в секретных командировках в Поднебесной, перед увольнением из органов носил в петлицах три «шпалы», что соответствовало армейскому полковнику, а было тогда ему всего 27 лет.

Путь в авиацию
В 1931-м Голованов поступил в лётную школу Осоавихима, через два года окончил её и оказался в гражданской авиации, налетал миллион километров без аварий, в 1935-м возглавил Восточно-Сибирское управление «Аэрофлота» в Иркутске, и вывел его в лидеры в стране. В 1937-м Захарова расстреляли, и Голованова как родственника врага народа тут же из партии исключили, его ждал арест. Спасибо, коллега предупредил, когда придут, Голованов, обманув чекистов, уехал поездом в Москву, и пришёл в Центральную Контрольную комиссию ВКП(б). Там удивились: с одной стороны, исключение из партии и неминуемый арест, но с другой – представление к ордену Ленина. Поступили мудро: партбилет вернули, арестовывать не стали, но и ордена не дали.
Искусство слепых полётов
В 1939-м во время советско-японского конфликта на реке Халхин-Гол после неудач в воздухе на Дальний Восток отправили группу лётчиков асов, имеющих опыт воздушных боёв в Испании во главе с Героем Советского Союза комкором Яковом Смушкевичем. Доставлял их к месту боёв Голованов. При подлёте к Енисею в районе Красноярска погода испортилась, и Голованову пришлось вести самолёт в сплошном тумане, а военные лётчики, сидевшие в салоне, вслух удивлялись, как гражданский пилот ориентируется, и как он смог посадить самолёт, когда на несколько минут открылся аэродром в Иркутске. Тогда-то Голованов и понял, насколько слабо даже лучшие лётчики страны владеют искусством слепых полётов. Во время советско-финской войны Голованова привлекали к военным перевозкам, и он видел, что аэрофлотовские лётчики в непогоду чувствуют себя намного увереннее военных. Он не раз предлагал использовать гражданские машины в качестве проводников или своеобразных маяков для военных самолётов, но командование ВВС эти предложения отвергало: сами, мол, справимся.
После войны Голованов, воспользовавшись знакомством со Смушкевичем, который в то время был уже дважды Героем, генерал-лейтенантом и помощником начальника Генштаба по авиации, пришёл к нему, и рассказал, что военные лётчики не умеют летать на дальние расстояния вслепую по приборам и радиосвязи. Смушкевич предложил Голованову написать об этом письмо Сталину, и пообещал передать его вождю. Слово Смушкевич сдержал, и 25 января Голованова вызвали в Кремль. В кабинете Сталина он находился 1 час 20 минут, а потом 31 января столько же. Кроме него были Герои Советского Союза начальник ГУ ВВС РККА генерал-лейтенант Павел Рычагов, его помощник по дальней авиации генерал-лейтенант Иван Проскуров, полярный лётчик генерал-майор Василий Молоков. Сталин сказал, что Голованов мыслит верно, и что он назначается командиром 212-го отдельного полка дальнебомбардировочной авиации, который Голованову предстоит доформировать, и что ему, не имевшему никаких воинских званий, штафирке, как презрительно называли военные гражданских, сразу присваивается звание подполковника, то есть, те же три «шпалы», что были у него в ОГПУ.
Аэродром Северный
Голованов выехал в Смоленск, где на аэродроме Северный базировались бомбардировщики ДБ-3 конструкции Сергея Ильюшина. Голованов сразу начал обучать пилотов летать вслепую. Уже на второй день войны полк во главе с Головановым поднялся в воздух и взял курс на Варшаву. Летали бомбить ежедневно, лётчики валились с ног от усталости, спали прямо под крыльями самолётов, пока их заправляли топливом, загружали и подвешивали бомбы. Истребителей практически не было, летали без сопровождения, а это, разумеется, приводило к потерям: 30 июня 1941 года во время бомбардировок переправ у Бобруйска полк потерял 11 самолётов. Затем полк начал выполнять разведывательные задания, экипажи летали по одному и часто днём. Вскоре обучение лётчиков вождению самолётов по радиосигналам позволило начать летать скрытно, по ночам, в туман и плотную облачность. У немцев были ночные истребители, но их приходилось растягивать на весь фронт, протяжённостью 1400 км.

Бои под Москвой
В августе 1941-го Голованова назначили командиром 81-й авиадивизии дальнего действия и присвоили полковника. В боях под Москвой бомбардировщики дивизии выполнили больше тысячи самолётовылетов, вывели из строя 70 танков и 220 автомашин с пехотой и боеприпасами. Отдельные эскадрильи летали бомбить важные объекты в Финляндии, в районе Риги, Данцига и Кёнигсберга. Голованов продолжал летать сам чуть ли не каждый день. В дальнейшем Сталин запретил командирам такого ранга, в том числе и Голованову летать.
Авиация дальнего действия
17 февраля 1942-го Голованов предложил Сталину сформировать авиацию дальнего действия как отдельный вид военно-воздушных сил, подчинённый непосредственно Верховному и Ставке. Уже 5 марта Сталин подписал постановление ГКО № 1392 сс об усилении и расширении авиации дальнего действия. На тот момент флот дальних бомбардировщиков состоял всего из трёхсот самолётов. Командующим АДД назначили Голованова, 5 мая ему присвоили звание генерал-майора.
Визит наркома иностранных дел СССР в Лондон и в Штаты
В мае 1942-го намечался визит наркома иностранных дел СССР и заместителя Сталина в Правительстве Вячеслава Молотова в Лондон и в Штаты. Когда обсуждался способ доставки, Голованов убедил Сталина, что безопасней лететь над оккупированной территорией и самой Германией на тяжёлом бомбардировщике ТБ-7 конструкции Владимира Петлякова. Риск был огромный, и Голованов прекрасно понимал, что будет, если самолёт собьют или вынудят сесть, и, прежде всего, с ним и его семьёй, но он был уверен, что на высоте 9 км самолёт не достанут ни истребители, ни зенитки, да и вообще вряд ли его обнаружат.
Самому Голованову Сталин лететь не позволил, в экипаж попали лучшие лётчики 81-й дивизии: командир корабля майор Эндель Пусэп, второй пилот капитан Василий Обухов, штурманы капитаны Александр Штепенко и Сергей Романов. Полёт прошёл не без приключений, но в Москву Молотов прилетел невредимым. Когда английские и американские газеты сообщил о том, что в Англию и США прилетал заместитель Сталина, а потом благополучно вернулся в Москву, Гитлер был в бешенстве. 21 июня газеты опубликовали вышедший накануне указ о присвоении майорам Пусэп (так в газетах), Штепенко и Романову звания Героя Советского Союза.
Сталинград
В ноябре 1942 года в результате контрнаступления РККА в Сталинграде была окружена 300-тысячная 6-я армия генерала Фридриха Паулюса. Дальняя авиация наносила удары по аэродромам, откуда взлетали транспортники, снабжавшие окружённую армию. Окончательно воздушный мост был уничтожен в результате рейда 24-го танкового корпуса генерал-майора Василия Баданова на аэродром в районе станицы Тацинская.
Орден Суворова I степени
Летом 1943-го Сталин дал Голованову новое задание: отобрать 200 лучших лётчиков и нанести бомбовый удар по столицам государств – сателлитов Германии – Будапешту, Бухаресту, Братиславе, Хельсинки, и, конечно, по Берлину. Самую первую бомбардировку провели экипажи ВВС Балтийского флота полковника Евгения Преображенского ещё в августе 1941-го. Налёт этот имел, скорее, пропагандистское значение, поскольку 36 тонн бомб, сброшенные на Берлин в ходе 86 самолётовылетов, серьёзных нарушений столице рейха не нанесли.
С осени 1942-го бомбардировки Берлина и других крупнейших городов Германии стали регулярными и оправданными в военном смысле. Голованов и его штаб разработали уникальную тактику применения бомбардировщиков, позволявшую подойти к цели скрытно и минимизировать потери от вражеской ПВО. Самолёты к цели шли не как обычно, группой, а каждый командир корабля и штурман разрабатывали свой маршрут, и только время выхода на цель было синхронизировано. 29 января 1943-го газеты поместили вышедший накануне Указ о награждении первых 23-х военачальников недавно учреждённым орденом Суворова I степени, и среди них генерал-лейтенанта авиации Голованова. Спустя два месяц, 26 марта Голованов стал генерал-полковником.
Маршал авиации
Без активного участия АДД не обошлись сражения на Курской дуге и битва за Днепр. Всего за 1943 год дальняя авиация выполнила 75 тыс. самолётовылетов, сбросив на врага без малого 80 тыс. тонн бомб. 3 августа 1943-го за 4 дня до своего 39-летия Голованов стал Маршалом авиации, самым молодым в истории этого звания. Ему подчинили и Гражданский воздушный флот, подразделения которого перевезли почти 250 тыс. солдат и офицеров, 80 тыс. раненых, 29 тыс. тонн грузов. АДД занималась и снабжением партизан, заброской в глубокий вражеский тыл диверсионных групп. Летать приходилось по ночам, садиться на маленькие самодельные аэродромы, на освещённую кострами полосу, и всё это требовало очень большого лётного мастерства.

Иосип Броз Тито
АДД снабжала партизан не только на советской оккупированной территории, но и в Словакии и Югославии. Когда в 1944-м немцы выбросили крупный десант, чтобы уничтожить маршала Иосипа Броз Тито и его штаб, Сталин приказал вывезти югославского лидера. Успех этой операции сыграл огромную роль в послевоенном переустройстве Европы, способствовал расширению советского влияния на Балканах.

Тегеран
28 ноября 1943-го в Тегеране впервые встретились главы «Большой тройки» – Сталин, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и президент США Франклин Делано Рузвельт. Комфортабельный Douglas DC-3, на котором из Баку в Тегеран добирались Сталин, Молотов и Климент Ворошилов, вёл командир 2-й авиадивизии особого назначения полковник Виктор Грачёв. Вторым DC-3, где летел замнаркома иностранных дел Андрей Вышинский и его сотрудники, управлял Голованов. По словам начальника Оперативного управления Генштаба Сергея Штеменко, который был в составе советской миссии, Сталин полушутя, полусерьёзно сказал, что маршалы летают редко, и поэтому пусть его везёт полковник.
В начале 1944-го в составе АДД было уже 9 авиакорпусов, включавших в себя 22 дивизии и 66 авиаполков, из которых 43 были гвардейскими, а ещё 14 бомбардировочных полков формировались. Самолётный парк насчитывал 1047 бомбардировщиков ДБ-3ф и поставлявшихся по ленд-лизу американских двухмоторных цельнометаллических North American B-25 Mitchell. Ещё были ТБ-7, но их всего было выпущено меньше сотни.
Главным маршал авиации
Полки АДД активно участвовали во всех важнейших наступательных операциях 1944 года – освобождении Правобережной Украины, Крыма, Белоруссии, Карелии, Прибалтики, разгроме врага в Румынии. АДД играла не только военную, но и политическую роль: Бухаресту и Хельсинки особого ущерба бомбёжки не нанесли, но налёты во многом способствовали выходу из войны Румынии и Финляндии. 19 августа 1944-го 40-летний Голованов, стал самым молодым в истории звания Главным маршалом рода войск – с такой скоростью в Красной Армии звания никто не получал.

Это звание стало пиком карьеры Голованова: Героя ему так и не дали, а осенью 1944-го у него начались частые сердечные приступы – сказывались огромные нервные нагрузки, напомнила о себе давняя контузия. Голованова госпитализировали, и он подал Сталину рапорт об увольнении с занимаемой должности. Тогда Сталин решил преобразовать АДД в 18-ю воздушную армию и назначил Голованова её командующим, что было значительным понижением статуса, поскольку Голованов из прямого подчинения Сталину поступал в подчинение командующего ВВС Главного маршала авиации Александра Новикова, отношения с которым давно не ладились.
Меньше чем через год после окончания войны, в апреле 1946-го на базе 18-й воздушной армии вновь была развёрнута дальняя авиация, а Голованов назначен её командующим. Однако Сталин уже охладел к своему фавориту: во время войны Голованов был у Сталина чуть ли не каждую неделю, а в 1945-м они не виделись ни разу, в 1946-м – один раз, в 1947-м – дважды. В 1948-м Голованова с должности сняли, и Сталин больше его не принимал. Голованов поступил в Академию Генштаба, которую окончил с отличием и получил под своё командование 15-й гвардейский воздушно-десантный корпус, который дислоцировался в Пскове, что стало беспрецедентным понижением в должности: за всю историю Советской Армии маршал корпусом никогда не командовал. В этом смысле Голованов стал военачальником уникальным: из рядовых он за 3.5 года дошёл до Главного маршала, а потом в этом звании возглавил корпус.
Увольнение из армии
Вскоре после смерти Сталина первый зампред Совета Министров Лаврентий Берия, курировавший атомный проект, вызвал Голованова в Москву на секретное совещание, где обсуждалось применение ядерного оружия и проведение диверсий в Западной Европе. После Ареста Берии Голованова немедленно из армии уволили за якобы связь с вышедшим из доверия врагом народа Берией. Увольнение стало для него страшным ударом. Ему назначили небольшую для маршала пенсию – 1800 рублей. 500 рублей он посылал в Горький Вере Ивановне, которая наотрез отказалась переезжать в Москву, много уходило на оплату большой квартиры в Доме на набережной. Того, что оставалось, маршалу, его жене Тамаре Васильевне и пятерым детям было явно недостаточно. На маршальской даче полгектара они засевали картошкой, купили корову и лошадь, жена доила корову, сам маршал ходил за плугом.

Мемуары
В 1958-м 54-летнего Голованова назначили заместителем начальника по лётной службе в ГосНИИ Гражданской авиации, он снова стал летать и даже испытывать новые самолёты. В 1966-м его окончательно отправили на пенсию. Жена, видя, как Александр Евгеньевич тоскует без дела, предложила ему попробовать писать мемуары – в те годы многие маршалы и генералы выпустили свои воспоминания, и Голованов увлёкся так, что просиживал за письменным столом дни напролёт. Однако в ГлавПУРе не понравилось то, что написал Голованов, и ему отказали в публикации. После этого Голованов тяжело заболел, и умер 22 сентября 1975 года в Москве в 71 год. Книга «Дальняя бомбардировочная… Воспоминания Главного маршала авиации 1941– 1945» вышла только в 2007-м, через 32 года после его смерти.
автор: Николай Кузнецов