Один из немногих самолётов названный в честь персоны

В конце 30-х годов командование ВВС США признало целесообразным иметь на вооружении как минимум по два типа самолёта каждого класса, что позволило бы с максимальной надёжностью и эффективностью решать боевые задачи. Одним из самолётов, разработанных в рамках выбранной концепции построения военной авиации, стал двухмоторный средний бомбардировщик В-25 фирмы North American Aviation. Машина получилась очень удачной, она не только отвечала всем предъявленным требованиям, но могла выполнять задачи, которые первоначально перед ним не ставились. В-25 являлся одним из очень немногих самолётов, которые одновременно использовались и в сухопутной, и в морской авиации США. Летал он даже с палубы авианосца. Американские лётчики любовно называли эту машину «Милашка», но официальное название у неё было довольно грозное.

Как известно, американцы называли свои танки в честь реальных генералов: «Ли», «Грант», «Шерман». В авиации такой традиции не было, и В-25 был одним из немногих американских самолётов, названных в честь персоны. После начала серийного производства в августе 1940 года самолёт получил официальное название «Митчелл». В 20-е годы имя генерала Вилли Митчелла было хорошо известно в американских ВВС. Опытнейший военачальник, прошедший Первую мировую войну, он предвидел, что исход будущих войн будет зависеть от того, какая из сторон сумеет завоевать господство в воздухе. Однако многочисленные противники Митчелла в военном руководстве США постарались, чтобы заслуженный генерал был уволен из ВВС. Но его идеи не были забыты.

В период между двумя мировыми войнами ВВС, не получая должного финансирования, зачастую были вынуждены ограничиваться поисково-спасательными полётами, сбрасывая продуктовые посылки или развозя почту. И лишь в середине 30-х авиация нашла своё признание как эффективное средство ведения боевых действий. Гитлер, наплевав на ограничения, наложенные Версальским договором, начал развивать свою военную авиацию. Такое развитие событий не устраивало политическое и военное руководство США, и начиная с 1935 года кадеты военного училища Вест Пойнт начали обучаться ведению воздушного боя.

Один из немногих самолётов названный в честь персоны

B-25J Митчел

В 1936 году компания North American Aviation, выпускавшая лишь экспериментальные самолёты, решила серийно строить самолёт на новом заводе в Лос-Анджелесе. Поначалу всё складывалось хорошо. Был налажен выпуск одномоторных учебно-тренировочных самолётов T-6 Texan – 50 машин этого типа во время войны были даже поставлены в СССР. Однако компания не смогла работать двухмоторный дальний бомбардировщик NA-21. ВВС первоначально заказали 5 самолётов, однако построить удалось только один. Хотя в этой машине и были заложены передовые технические решения, такие, как, например, автоматические пулемётные турели, но лётные характеристики самолёта были слабоваты.

NAА извлекла уроки из своих ошибок, допущенных при разработке NA-21. Конструкторы учли все недостатки и недоработки, и разработали новую концепцию применения самолёта. На новый бомбардировщик предполагалось установить скорострельные пушки, которые позволили бы ему самостоятельно обороняться от атак вражеских истребителей. NAА на свои средства создала самолёт с заводским обозначением NA-40, внедрив в конструкцию этой машины принципиально новые решения, такие, как трёхопорное шасси с носовой стойкой, позволяющее производить посадку на более высоких, чем ранее скоростях. Двухкилевле оперение значительно улучшало путевую устойчивость машины и не мешало бортстрелку надфюзеляжной турели вести огонь в задней полусфере. Самолёт имел остеклённую кабину штурмана, пилоты располагались рядом, а не один за спиной другого. Кабина была герметичной и отапливаемой. Экипаж состоял из шести человек – 1-й и 2-пилот, штурман, бортинженер, стрелок-радист, у которого была рация, обеспечивавшая устойчивую связь даже на дальних расстояниях, и стрелок. Первоначально самолёт оснащался двумя звездообразными моторами воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-1830-S6C3-G суммарной мощностью 2200 л.с., но вскоре их заменили на двухрядные 14-целиндровые «звёзды» Wright CR-2600-A71 Cyclone, дававшие с турбоннаддувом на высоте 7,6 км мощность по 1300 л.с. каждый, а позднее и 1850 л.с. Самолёт имел максимальную скорость 442 км в час, потолок – 7,6 км, дальность полёта – 4,4 тыс. километров. Для повышения живучести уже на первых самолётах устанавливались протектированные бензобаки. Свой первый полёт В-25 совершил в январе 1939-го, а первая серийная машина полетала 19 августа 1940-го года. Считалось, что эта конструкция по всем показателям превосходит предшествующую, однако её постоянно стремились улучшить.

Перед тем, как развязать Вторую мировую войну, Германия значительно усилила свои ВВС, и справедливо считала их самыми мощными из всех родов войск. Американские военные наконец-то вспомнили, что пророчил уволенный генерал Митчелл. Был резко увеличен темп работ по NA-40, который теперь имел среднерасположенное крыло и более широкий фюзеляж. Этот вариант с обозначением NA-62 стал принципиально новым бомбардировщиком и был хорошо технологически отработан для массового выпуска. Значительно усиленный фюзеляж выдерживал куда большие нагрузки, чем те, которые закладывались первоначально. Новый самолёт было официально назвали «Митчелл», и направили первую партию в Англию, где они приняли участие в боевых действиях. Но В-25 были специально заказаны для американских ВВС, и очень скоро эти машины приняли боевое крещение. Благодаря малой удельной нагрузке на крыло и удачной аэродинамической компоновке, самолёт был прост в управлении, отвечал самым жёстким требованиям и заслужил доверие лётчиков.

Один из немногих самолётов названный в честь персоны

Первые боевые вылеты, совершённые на В-25 английскими лётчиками, показали, что стрелковое вооружение самолёта слабовато. Поэтому, работая над следующей модификацией, конструкторы установили дополнительные турели, включая пулемётную установку с перископическим прицелом в нижней части фюзеляжа. Усиление оборонительного вооружения В-25 было произведено весьма своевременно. 7 декабря 1941 года японская палубная авиация нанесла сокрушительный удар по Пёрл-Харбору. Только в апреле 1942 г. США восстановили боевой потенциал своей палубной авиации, и перешли к наступательным действиям на Тихом океане. Для поднятия боевого духа была запланирована акция возмездия против Токио, которую можно было осуществить только, используя палубные самолёты с большой дальностью. И лишь двухмоторный В-25 мог взлететь с палубы корабля и преодолеть расстояние в сотни миль. После персонального отбора добровольцев группа лётчиков под командованием полковника Джимми Дулиттла приступила к отработке укороченного взлёта с сухопутной площадки. Хотя мастерство лётчиков было доведено до совершенства, даже при погрузке на борт авианосца «Хорнет» не было уверенности, что экипажи справятся с поставленной задачей: слишком много факторов могли сорвать рискованное мероприятие.

Оперативное соединение скрытно приближалось к берегам Японии, однако ещё до выхода в заданный район его заметили японские рыбаки, и успели отправить радиограммы, прежде, чем были потоплены американцами. В результате было принято рискованное решение: начать операцию раньше запланированного срока, за 400 км от точки взлёта и в 1060 км от Токио. Из этого рейда не вернулся ни один самолёт из 16-ти взлетевших: все они были потеряны при вынужденных посадках в Китае и СССР, из 75 членов экипажей пятеро погибли, 10 попали в плен, а остальные, включая самого Дулиттла, вернулись в США. Этот рейд помимо громкого пропагандистского успеха доказал японскому правительству, что США не сломлены, и что их флот и авиация сохранили свою боеспособность, но самое главное, он поддержал моральный дух всей американской нации. Дулиттл получил высшую награду США – орден Конгресса.

После этого рейда В-25 стал рассматриваться как ключевая машина в воздушной войне, а выпуск самолётов – делом первоочередной важности, поэтому производственные мощности завода в Инглвуде существенно расширили, а в Канзас-Сити возвели новый завод, использовав для складов территорию ипподрома. Начали разрабатывать и новые модификации самолёта. Подобно многим авиастроительным фирмам, расположенным на тихоокеанском побережье, завод NAА мог стать основным объектом для вражеской атаки, поэтому корпуса и стоянки тщательно замаскировали. Так как большая часть мужского населения была призвана в армию, в производстве был впервые широко использован труд женщин.

Один из немногих самолётов названный в честь персоны

На войне самолёт – это расходный материал, и век боевого самолёта недолог. В-25 активно применялись практически на всех театрах военных действий, и, как и все самолёты несли потери. Боевое крещение они приняли в Северной Африке для борьбы с войсками «лиса пустыни» Эрвина Роммеля. Вместе с «Либерейторами» и «Летающими крепостями» «Митчеллы» участвовали в интенсивных бомбардировках позиций немцев, что в конечном итоге привело к их изгнанию из Африки. Здесь В-25 применялись по своему прямому назначению как обычный бомбардировщик средней дальности. Для защиты от зенитного огня самолёт имел усиленное бронирование, что давало экипажу возможность не уходить с боевого курса при бомбометании. В-25 сыграл решающую роль при поддержке высадки союзников на освещенном факелами побережье Туниса, но этот успех стоил жизни многим десяткам американских лётчиков.

Чтобы удовлетворить потребность в запчастях, специальные команды разбирали пришедшие в негодность машины в поисках работоспособных агрегатов и узлов. Инженеры и техники в полевых мастерских проявляли при этом чудеса изобретательности. Не менее изобретательно действовал технический персонал и в Австралии, переделывая стандартный В-25 в летающую батарею. Благодаря установке в носовой части самолёта крупнокалиберных пулемётов, значительно увеличилась огневая мощь машины, и В-25 мог использоваться как низко летящий штурмовик для атаки по наземным целям. Узнав об этом, инженеры NAА установили на В-25 4 дополнительных крупнокалиберных 12,7 мм пулемёта 12,7 мм во внешних обтекателях позади и ниже кабины пилотов. Огневая мощь самолёта сразу же возросла, однако отдача при стрельбе могла отрицательно сказаться на прочности фюзеляжа, а установка дополнительного груза в носу нарушала центровку. Поэтому фюзеляж значительно усилили. Ещё четыре 12,7 мм пулемёта установили в носовой части фюзеляжа, после чего В-25 приобрёл уникальные огневые качества, превзойдя по мощи фронтального залпа все боевые самолёты.

Успех экспериментов, проводимых на заводе, необходимость в универсальной платформе для различных вариантов вооружений, привели к появлению совершенно другого самолёта, сильно отличавшегося от задуманного в первоначальном проекте. Вскоре с конвейера стали сходить новые модификации самолётов со сплошной обшивкой носовой части, укороченной для сохранения центровки при установке мощной пулемётной батареи. После того, как определился успех этого воздушного крейсера, на его базе была создана ещё более мощная в огневом отношении машина. Как известно, аппетит приходит во время еды, и опыты с перевооружением В-25 продолжились, а модернизация самолёта была предельно упрощена.

Самые поздние модификации В-25 имели сдвинутую вперёд верхнюю фюзеляжную турель, добавляя заградительному огню возможности ещё двух пулемётов. Однако это смещение турели вперёд практически обезоруживало самолёт со стороны хвоста, и поэтому там была оборудована дополнительная стрелковая точка в хвосте со спаренными 12,7 мм пулемётами Browning M2, обеспечившая В-25 надежную защиту в задней полусфере. Нижняя турель в бою была бесполезна: перископ был очень сложен и его сняли. Штурмовые варианты В-25, таким образом, имели 14 пулемётов. Многие В-25 имели в носовой части вообще уникальное вооружение – 75 мм корабельную пушку с четырнадцатью снарядами, которая долгое время была самым мощным орудием, когда-либо устанавливавшемся на американских самолётах. При выстреле у экипажа было полное ощущение, что самолёт на мгновение останавливался в воздухе. Эти В-25 были предназначены для борьбы с японскими боевыми кораблями. Штурмовой вариант В-25 оказался столь успешным, что появилась новая модификация с восемью 12,7 мм пулемётами в полностью автономной установке. Бомбовая нагрузка составляла 2,8 тонны.

Один из немногих самолётов названный в честь персоны

Южный фланг Тихоокеанского театра военных действий оказался тем местом, где огневая мощь летающих батарей В-25 была востребована в полной мере. Укрепления на оккупированных японцами островах, в отличие от индустриальных центров Европы, не требовали массированных налётов тяжёлых бомбардировщиков, а нуждались, скорее, в хирургическом вмешательстве низколетящих и более избирательных В-25, чья точность работы сказывалась на тактических успехах наземных войск. Бомбы часто сбрасывали на тормозных парашютах, что позволяло В-25 не попасть под осколки и избежать воздействия взрывной волны собственных бомб.

Экипажи, летавшие на В-25, действовали с баз на тихоокеанских островах, нанося заранее спланированные удары, или искали случайные цели. Использование В-25 в морском патрулировании в роли охотника за кораблями оказалось очень успешным. Японцы отвечали ожесточённым огнём, и многие В-25 гибли в сплошной стене заградительного огня или от взрывов на земле. Хотя В-25 был хорошо бронирован, на малой высоте он был удобной мишенью для огня зениток.

Информация о потерях В-25, приходившая в штаб-квартиру NAА, заставила компанию работать над боевой живучестью самолёта. Под лобовым стеклом была установлена бронеплита, были специально бронированы и некоторые другие части самолёта.

В Иглвуде и в Канзас-Сити строили самолёты не только для США, но и для войск союзников по Антигитлеровской коалиции. СССР по ленд-лизу было предназначено 807 самолётов, 8 из которых разбились во время перегона. Использовали их в составе дальней авиации.

Некоторые В-25 использовались на флоте в качестве торпедоносцев. Поскольку торпеда была больше габаритов бомбоотсека, её подвешивали так, что створки бомболюка закрывались не полностью, часть торпеды оставалась в воздушном потеке, что создавало дополнительное сопротивление воздуха. Хотя такой подход и имел некоторый успех, но всё же по всем конструктивным параметрам В-25 был, прежде всего, бомбардировщиком.

Один из немногих самолётов названный в честь персоны

Топливные баки B-25

Экипажи любили «Митчелла» за чуткость и отзывчивость на действия органов управления, его отличные пилотажные свойства доставляли лётчикам чувство комфорта. Этот самолёт легко выбирался из любых передряг благодаря своей высокой живучести и прощал многие ошибки в управлении. В 1944-м с конвейера завода в Инглвуде сошёл последний В-25, завод в Канзас-Сити продолжал выпускать их до самого конца войны. Всего было выпущено почти 10 тысяч средних бомбардировщиков «Митчелл», сыгравших весьма существенную роль в победе над фашистской Германией.

автор: Николай Кузнецов

AesliB