Главный маршал авиации Александр Новиков: биография, война, арест, звезды Героя Советского Союза и личная жизнь

Единственный в годы войны командующий родом войск, получил Героя после того, как 500 самолётов бомбили Кенигсберг, крепость пала, а Красная Армия обошлась почти без потерь бомбардировщиков…

Лётчик по жребию

Этот военачальник был автором многих новаторских идей, которые помогали не только побеждать, не только сохранили жизнь многим советским лётчикам, но и значительно повысили боеспособность нашей авиации. Дважды Герой Советского Союза Александр Новиков первым в стране получил звание маршала авиации, а потом главного маршала авиации.

Детство

Александр Новиков родился в крестьянской семье 19 ноября 1900 года в селе Крюково в 50-ти верстах от Костромы. Отец, Александр Иванович пришёл с русско-японской войны Георгиевским кавалером, а спустя 10 лет угодил на Мировую войну. У Саши было ещё два брата и сестра, и матери, Екатерине Ивановне, когда муж был на фронте, одной приходилось не сладко. Тем не менее, Саша получил неплохое образование: он окончил в родном селе двухклассную школу, и в 1915-м сдал экзамены в учительскую семинарию в Хреновее. Окончил семинарию Александр уже после революции, и начал работать учителем в церковно-приходской школе в селе Пешево, однако вскоре 18-летнего учителя назначили зав. внешкольным центром всего Нерехтского уезда, состоящего из шести волостей. Учиться дальше не позволила нужда, Александр вернулся в Пешево, и стал директором школы. В качестве зарплаты ему выдавали пуд муки в месяц, но в те голодные годы это было почти сказочное богатство.

Армия

Когда Александру исполнилось 19, его призвали в Красную Армию. Службу он начал в запасном полку в Нижнем Новгороде, а уже через месяц оказался на пехотных командных курсах, здесь же, в Нижнем. В мае 1920 г. Новиков стал членом РКП(б). После окончания курсов краскому Новикову довелось повоевать против белофиннов и разных банд на Кавказе, подавлять мятеж в Кронштадте. В 1922-м Новикова зачислили на курсы «Выстрел», и это круто изменило всю его дальнейшую судьбу: ему повезло по жребию вытянуть право на 15-минутный полёт на аэроплане, и с тех пор он «заболел» авиацией, однако до поры оставался общевойсковым командиром – в 1930-м он окончил академию им. Фрунзе, после чего служил в штабе 11-го стрелкового корпуса в тогда ещё Белорусском военном округе. Вот оттуда его и перевели в штаб ВВС БВО – по инициативе командующего округом Иеронима Уборевича пехотных командиров направляли на практику в лётные части. Пользуясь представившейся возможностью, Новиков выучился на штурмана и летнаба, в 1933-м его перевели в ВВС, и назначили начштаба авиабригады, а уже через пять лет он возглавил штаб ВВС Ленинградского военного округа. В этой должности он участвовал в Зимней войне, а после развёртывания в январе 1940 года на базе ЛВО Северо-Западного фронта, стал начальником штаба его ВВС. В 12 марта 1940-го, в день подписания мирного договора с Финляндией Новикова то ли повысили, то ли понизили, назначив командующим ВВС 8-й армии в Псков, но уже в августе вернули в Ленинград на должность командующего ВВС округа.

Главный маршал авиации Александр Новиков: биография, война, арест, звезды Героя Советского Союза и личная жизнь

Великая Отечественная

Накануне нападения Германии Новиков получил назначение на должность командующего ВВС Киевского Особого военного округа вместо снятого за неудовлетворительную работу генерал-лейтенанта Евгения Птухина. Именно Птухин рекомендовал Новикова на пост начштаба ВВС ЛВО. Но убыть к месту назначения Новиков не успел. 21 июня 1941 года он сдал дела и уехал домой, чтобы утром сесть в поезд до Москвы, а оттуда ехать в Киев. Вскоре в квартиру позвонили, сообщили, что пришла срочная телеграмма, и попросили вернуться в штаб ЛВО. Оказалось, что Нарком обороны маршал Семён Тимошенко приказывал привести авиацию в боевую готовность и рассредоточить самолёты по полевым аэродромам. В 1.30 ночи Новиков приказал поднять с постели всех командиров подразделений, и приступить к исполнению приказа наркома. Самолёты рассредоточили, но в тот момент это была избыточная мера: до ближайшего немецкого аэродрома было порядка 400 км, практическая дальность истребителей Messerschmitt Bf 109 того времени едва дотягивала до 700 км, значит, долететь до целей в Ленинградском военном округе и вернуться они не могли, а полёт бомбардировщиков без истребительного прикрытия был чреват большими потерями. На финских аэродромах вблизи границы базировалось 10 истребителей Messerschmitt Bf 109 и три двухмоторных разведчика Dornier Do 17F-1. Финляндия 22 июня заявила о своём нейтралитете, и войны Советскому Союзу вплоть до 26 июня не объявляла.

Главный маршал авиации Александр Новиков: биография, война, арест, звезды Героя Советского Союза и личная жизнь

Новиков остался командовать ВВС Ленинградского военного округа, развёрнутого в Северный фронт. На рассвете 25 июня 1941 года почти 500 советских истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков нанесли удар по военным аэродромам на территории Финляндии, по её городам и морским портам. Налёты продолжались до начала июля, всего было совершено почти 1000 самолётовылетов.

Главный маршал авиации Александр Новиков: биография, война, арест, звезды Героя Советского Союза и личная жизнь

Командующим ВВС всей страны

23 августа 1941 года Северный фронт был преобразован в Ленинградский. Первые 10 дней им командовал генерал-лейтенант Маркиан Попов, ещё 10 дней – маршал Климент Ворошилов, а 14 сентября в Ленинград прибыл новый командующий генерал армии Георгий Жуков. С Новиковым у него сложились хорошие рабочие отношения, и в апреле 1942-го Жуков порекомендовал Ставке назначить Новикова командующим ВВС всей страны. Должность, прямо скажем, была в буквально смысле расстрельной: из пятерых предшественников Новикова четверо – Яков Алкснис, Александр Лактионов, Яков Смушкевич и Павел Рычагов были расстреляны, а Павла Жигарева, командовавшего ВВС в первый год войны, отправили на пока тыловой Дальний Восток. Новиков понимал, что любая его даже не ошибка, а мелкая оплошность, и он разделит их участь – хорошо, если пошлют командовать авиацией в мирное Закавказье, а могут ведь и туда отправить, откуда не возвращаются. Однако он видел, что ВВС РККА требуют коренных реформ, проводить которые нужно немедленно, в условиях тотального господства люфтваффе, чьи бомбардировщики летали даже без прикрытия, резать по живому сейчас, когда идут боевые действия.

Главный маршал авиации Александр Новиков: биография, война, арест, звезды Героя Советского Союза и личная жизнь

На Западном фронте в преддверии Смоленской наступательной операции (операция «Суворов»). Слева направо: представители Ставки ВГК маршал авиации А. А. Новиков и маршал артиллерии Н. Н. Воронов, член Военного совета фронта генерал-лейтенант Н. А. Булганин и командующий Западным фронтом генерал-полковник В. Д. Соколовский

В распоряжении Новикова после огромных потерь 1941 года были, либо асы, которые не боялись ничего и никого ни в небе, ни на земле, а потому и управлять ими было сложно, либо отчаянно смелые, но неопытные вчерашние курсанты, многие из которых из первого боя не возвращались. Ускоренная программа лётных училищ предусматривала всего 40 часов полётов на учебном самолёте, и 10 – на боевом. Но из-за хронической нехватки авиатоплива налетать они успевали едва половину. Какое уж тут обучение воздушному бою – взлетать и садиться с грехом пополам научили, и то, слава Богу. Отсюда и пренебрежительное прозвище «Взлёт–посадка», иногда в одно слово. Полки почти полностью состоявшие из таких летёх, уже через неделю отправляли на переформирование и доукомплектование.

Главный маршал авиации Александр Новиков: биография, война, арест, звезды Героя Советского Союза и личная жизнь

Новиков прекратил формирование полков из «Взлёт-посадки», и приказал в первые бои отправлять их только с опытными лётчиками, которые учили молодняк военным премудростям. Тактика, применявшаяся в люфтваффе, заключалась в том, чтобы избегать воздушных боёв, атаковать со стороны солнца, или из облаков, используя преимущество в высоте и фактор внезапности. Немецкие лётчики не так уж часто занимались прикрытием наземных сил с воздуха – в первые два года войны это было ни к чему, а вели т.н. свободную охоту, потому и личные счета у них были большие. Новиков считал, что немцу нужно навязывать бой, и этому учили молодых лётчиков изрядно повоевавшие асы. Это стало одним из факторов, позволивших существенно сократить потери. Новиков много ездил по фронтам, встречался с командующими армиями, согласовывал с ними действия авиации, лично ставил задачи командирам авиакорпусов.

Сталинград

23 августа 1942-го 400 бомбардировщиков люфтваффе практически не встретив сопротивления со стороны советских лётчиков сделали за день 2 тыс. вылетов, и сбросили на Сталинград тысячи фугасных и зажигательных бомб. Стояла сухая ясная погода, и город, как огромный факел. В Сталинград из Баку по Волге доставляли нефть, бомбы попали в резервуары, и горела уже сама Волга. Вокруг был кромешный ад.

Командование Сталинградского фронта предприняло несколько попыток контратаковать немцев, но все они провалились. Главной причиной было тотальное господство немецкой авиации, отсутствие у Красной Армии надёжного воздушного прикрытия. Немцы массированно применяли свои самолёты, рассеивая пехоту и заставляя танки беспорядочно маневрировать, подставляя бока под артиллерийский огонь. Тогда Ставка приняла решение наносить главный удар только после того, как будут накоплены достаточные силы танков, артиллерии, боеприпасов и авиации.

Контрнаступление под Сталинградом началось 19 ноября 1942 года. Но в первый день густой туман не давал самолётам обеих армий подняться в воздух. Казалось, что для Красной Армии это катастрофа, но Новикову пришла в голову идея разбомбить немецкую авиацию на аэродромах, хотя бы с деревянных бипланов У-2 конструкции Николая Поликарпова, которые могли взлететь даже при таком тумане и на предельно малой высоте подойти к вражеским аэродромам. Много бомб они нести не могли, но при скученности самолётов на полевых аэродромах это могло дать эффект.

Пока немецкая авиация из-за непогоды не могла работать, Красная Армия решительно продвигалась вперёд. Удары наносились по заранее разведанным слабым участкам вражеской обороны, на которых стояли союзники Германии – румыны и итальянцы. Они и так были вояки так себе, а к концу осени их окончательно деморализовали начавшиеся морозы. Фронт быстро рухнул, в результате чего 300 тыс. солдат и офицеров 6-й армии генерал-фельдмаршала Фридриха фон Паулюса оказались в плотном кольце окружения, отрезанными от тыловых баз снабжения и госпиталей, без топлива для обогрева, без продовольствия и боеприпасов.

Но надо отдать должное вражескому командованию: окружённую 6-ю армию не бросили, её стали снабжать по воздуху с аэродрома в районе станции Тацинская. Сталин поставил Новикову задачу: надёжно прервать сообщение по воздушному мосту, чтобы исключить возможность прорыва из окружения. Задача была крайне сложной, поскольку, несмотря на потери, господство в воздухе всё ещё оставалось за люфтваффе, их самолёты летали в тёмное время суток, а в наших авиаполках было мало лётчиков, имевших опыт ночных полётов. Под руководством Новикова была разработана, вероятно, первая для советской авиации операция по воздушной блокаде, организовано взаимодействие средств ПВО – зенитной артиллерии, авиации, постов ВНОС – воздушного наблюдения, оповещения и связи. Все силы были распределены по секторам, что позволило достаточно успешно противостоять немецким транспортным самолётам, которые пытались летать в обход через Волгу или возить грузы в очень плохих погодных условиях. Это увеличивало расход топлива, которого у немцев и так было не в избытке, приводило к частым катастрофам, потерям экипажей, самолётов и тех самых грузов, которые, как манны с неба, ждали окружённые в Сталинграде. Однако полностью прервать воздушное снабжение не удалось – оно прекратилось лишь после того, как 24-й танковый корпус генерала Василия Баданова уничтожил сам аэродром в Тацинской.

В ходе Сталинградской битвы Новиков получил три ордена, а 17 марта 1943 года он стал первым в Советском Союзе маршалом авиации.

Тамара

Вскоре он встретил Тамару, служившую на одном из аэродромов. Он, высокий статный голубоглазый красавец был в лётной куртке без знаков различия, и девушка не знала, что перед ней маршал. Встреча была случайной и продолжения не имела – они просто шли каждый по своим делам, и просто зацепились глазами, но справки о девушке, тем не менее, Новиков навёл. Лишь через 10 лет, уже отбыв срок, Новиков Тамару разыскал, они поженились, у них родилась дочь.

Главный маршал авиации Александр Новиков: биография, война, арест, звезды Героя Советского Союза и личная жизнь

Господство в воздухе

В 1943-м в сражении за Таманский полуостров Новиков объединил две воздушные армии, создав мощный авиационный кулак под единым командованием, что существенно упростило взаимодействие воздушных и наземных сил, в конечном итоге позволило отвоевать господство в воздухе, и больше до конца войны его не отдавать.

Главный маршал авиации Александр Новиков: биография, война, арест, звезды Героя Советского Союза и личная жизнь

В 1944-м предложенная Новиковым бомбардировка немецких танков кумулятивными снарядами, то есть, не пробивающими, а прожигающими броню, сыграла большую роль в Корсунь-Шевченковской операции, и Новиков стал главным маршалом авиации. В 1945-м Новиков, единственный в годы войны командующий родом войск, получил Героя после того, как 500 самолётов бомбили Кенигсберг, крепость пала, а Красная Армия обошлась почти без потерь бомбардировщиков. Новиков был награждён многими советскими орденами и медалями, орденом США, двумя орденами Франции и четырьмя – Монголии. После успешной Маньчжурской наступательной операции в августе 1945-го Новиков стал дважды Героем Советского Союза.

Главный маршал авиации Александр Новиков: биография, война, арест, звезды Героя Советского Союза и личная жизнь

Арест

Потом пришла беда. Так случилось, что война началась с одного «дела авиаторов», в ходе которого были казнены многие видные авиакомандиры, что во многом и привело к потере управления воздушными частями, а меньше, чем через год после Победы началось второе «дело авиаторов». Были сняты со всех должностей, лишены званий и наград и арестованы Новиков, его заместитель генерал-лейтенант Константин Репин, бывший начальник штаба ВВС маршал авиации Арменак Ханферянц, больше известный, как Сергей Худяков и другие руководители ВВС, а также не успевший стать министром нарком авиапрома Алексей Шахурин. Им вменялось в вину то, что не боевые потери самолётов, выпущенных советскими предприятиями, примерно равнялись потерям боевым, что Шахурин, якобы, намеренно или по халатности выпускал плохие самолёты, а Новиков с «подельниками», зная, что самолёты бракованные, их, якобы, принимал. Однако, дело, скорее всего, было в том, что ГКО и Ставка устанавливали такие высокие планы выпуска самолётов, которые просто не могли быть выполнены на имевшейся технической базе и теми инженерами и рабочими, что были в распоряжении Шахурина. Грамадьё планов приводило к спешке и браку, а обучение лётчиков по ускоренной программе довершало картину.

Главный маршал авиации Александр Новиков: биография, война, арест, звезды Героя Советского Союза и личная жизнь

Был и ещё один фактор высокой аварийности – конструкторские огрехи и недоработки. В своей книге «Цель жизни», вышедшей в 1973 году, авиаконструктор Александр Яковлев с гордостью писал, что истребитель Як-3, созданный в его КБ, был самым лёгким боевым самолётом Второй мировой. Но бесплатных пирожных не бывает, за всё надо платить. Як-3 за лёгкость заплатил недостаточной прочностью конструкции, и известно достаточно много случаев, когда у этого самолёта в воздухе отваливались крылья.

Главный маршал авиации Александр Новиков: биография, война, арест, звезды Героя Советского Союза и личная жизнь

Шахурин получил 7 лет, Худякова расстреляли. Новикову дали 5 лет, но отсидел он 6, и вышел только после личного распоряжения Сталина, но в звании его не восстановили. Когда вождь умер, Жукова вернули из Свердловска в Москву, и он помог Новикову получить назад свои заслуженные звания и награды. В том же году Новикова назначили командующим Дальней авиацией. В 1955-м Новиков поспорил с Хрущевым по поводу роли стратегической авиации в обороне страны, и его отправили в отставку, но вскоре он стал начальником Ленинградского высшего училища Гражданского воздушного флота.

Главный маршал авиации Александр Новиков: биография, война, арест, звезды Героя Советского Союза и личная жизнь

В 1966 году после тяжёлой болезни Новиков ушёл в отставку. На пенсии в 1970 году он написал мемуары «В небе Ленинграда», активно сотрудничал с «Военно-историческим журналом». 3 декабря 1976 года Александр Новиков умер в Москве.

автор: Николай Кузнецов

AesliB