Комполка так бушевал, что окна в штабной избе звенели. Прооравшись, он объявил выговор, а следом – благодарность, которая «погасила» взыскание…
«Заговорённый»
Этот лётчик, дважды Герой Советского Союза, стал четвёртым по результативности в советских ВВС в годы войны, но показал при этом совершенно невероятную эффективность: он совершил 250 боевых вылетов, и всего лишь в 49 воздушных боях лично сбил 55 вражеских самолётов, и ещё 5 в составе группы. Были дни, когда Николай Гулаев сбивал по 3, по 4, а 30 мая 1944 года – даже пять самолётов. Легенда гласит, что к третьей Золотой Звезде его представили даже раньше Александра Покрышкина, и что был подписан и опубликован Указ, но из-за какого-то неблаговидного поступка аса Указ отменили, и награждение не состоялось.
Детство
Николай появился на свет 26 февраля 1918 года в станице Аксайской в 25-ти верстах от столицы Области Войска Донского Новочеркасска и в 17-ти – от Ростова-на-Дону. Отец работал слесарем на заводе товарищества «Григорьев и Кº», выпускавшем сельхозмашины в соседнем Нахичевани-на-Дону, мать занималась домашним хозяйством и воспитывала сына. Гражданская война обошла семью стороной, после национализации завод стал называться «Красный Аксай», и отец продолжал там работать. Чтобы прокормиться в голодные 20-е–30-е годы он рыбачил на Доне, когда подрос сын, стал брать его с собой, и рыбалка превратилась в главное хобби Николая до конца жизни. Приучал отец сына и к труду, обучил столярному и слесарному ремеслу. Как большинство станичных пацанов, Коля рос сорванцом, случая подраться не только со сверстниками, но и с ребятами постарше не упускал, и вместе с двумя друзьями держал всю округу в страхе: завидев их издалека, даже взрослые мужики и бабы старались побыстрее юркнуть в курень. Со временем Коля остепенился, и после окончания семилетки пошёл учиться в школу фабрично-заводского ученичества, окончив которую, устроился на завод, где работал отец. Парень он был рукастый, хорошо зарабатывал, и даже подумывал о том, чтобы выучиться на инженера – денег, конечно, меньше, зато уважение и работа в чистоте.
«Комсомольцы – на самолёт!»
В начале 30-х в стране все хотели летать, партия выдвинула лозунг: «Комсомольцы – на самолёт!», аэроклубы и парашютные вышки Осоавиахима были даже в небольших городах. Страсть к небу комсомольца Гулаева стороной не обошла, но в Ростовском аэроклубе ему дали от ворот поворот: «Окончи, парень, хотя бы восьмилетку, да и годами ты ещё не вышел». Николай совету внял, и два года по вечерам учился в ШРМ – школе рабочей молодёжи. Получив свидетельство о 9-летнем образовании, в 1936-м Николай поступил в аэроклуб, и там впервые поднялся в воздух самостоятельно на самолёте УТ-1 конструкции Александра Яковлева. В 1938-м Гулаева призвали в РККА, через год приняли кандидатом в члены ВКП(б) и направили в Сталинградское авиаучилище. Гулаев рвался на финский фронт, но когда летом 1940-го он окончил училище младшим лейтенантом, война уже закончилась. Гулаев получил назначение в Могилёв в 162-й истребительный авиаполк, вооружённый «ишаками» – истребителями И-16 конструкции Николая Поликарпова. В первые дни войны полк передислоцировали в район Барановичей. Город немцы взяли на 6-й день войны, но ещё раньше люфтваффе разбомбили взлётную полосу полкового аэродрома, лётчики были вынуждены бросить самолёты, и отступать пешком или на уцелевших полуторках.
Горький
После освоения истребителя ЯК-1 конструкции Яковлева Гулаева направили в 423-й ИАП, прикрывавший с воздуха железнодорожные узлы и промышленные города в ближнем тылу. Эскадрилья, где служил Гулаев, защищала Горький, который немцы за первые два года войны бомбили 43 раза, сбросив на город, автозавод им. Молотова, выпускавший лёгкие танки Т-70, и речной порт почти 36 тыс. зажигательных и фугасных бомб. Так что, работы лётчикам хватало, даром, что Горький город тыловой.
Однажды Гулаев возвращался с патрулирования, и у его Яка заглох мотор – не такое уж редкое явления для двигателя М-105 конструкции Владимира Климов. Гулаев с трудом посадил машину на крохотную полянку, но самолёт ткнулся носом в холм. Прибывший на место вынужденной посадки командир полка майор Дмитрий Зайцев вопреки страхам Гулаева, ожидавшего разноса за угробленную машину, не отругал его, а похвалил за лётное мастерство, за то, что в нештатной ситуации он сохранил себе жизнь, которая дороже «железа». После этого лётного происшествия Гулаева с наилучшими характеристиками направили на передовую в 27-й ИАП.
«Вот самолёт, садись и лети»
Ночью 3 августа 1942 года авиаполк подняли на перехват вражеских бомбардировщиков, но Гулаева, не имевшего допуска к ночным полётам, оставили на земле. Техник подначил: «Вот самолёт, садись и лети». Гулаев на «слабо» купился, прыгнул в кабину ЯКа, взлетел, увидел «Нейнкель 111», и расстрелял его снизу в брюхо. Посадка самолёта ночью требует навыков и мастерства, но Гулаев сел нормально. Комполка майор Владимир Бобров так бушевал, что окна в штабной избе звенели. Прооравшись, он объявил выговор, а следом – благодарность, которая «погасила» взыскание, и подписал представление о присвоении Гулаеву лейтенанта.
Весной 1943-го в районе Белгорода 27-й ИАП прикрывал войска и объекты в тылу фронта. Гулаев, окрылённый признанием его лётного мастерства, нередко увлекаясь, терял голову. 14 мая 1943 года эскадрилья, в составе которой был Гулаев, патрулировала небо над аэродромом. Раций в Яках не было, и лётчикам приходилось надеяться только на своё зрение. Николай первым увидел звено пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju. 87 Stuka, которые шли под прикрытием пары Messerschmitt Bf 109G. Понимая, что главную опасность исходит от пикировщиков, Гулаев атаковал и поджёг один «юнкерс», сделал боевой разворот, и зашёл в хвост другой «штуке», но весь боезапас был истрачен, и Гулаев концом своего крыла срезал хвост бомбардировщика. «Юнкерс» полетел вниз, а ЯК вошёл в штопор. Гулаев с трудом выбрался из кабины, и раскрыл парашют на предельно малой высоте. Оставшийся «Юнкерс» сбросил бомбы далеко от аэродрома, и вся тройка, несолоно хлебавши, убралась восвояси.
Курская битва
Настоящая боевая работа началась для Гулаева лишь в мае 1943-го, а звёздным его часом стали бои на Курской дуге. Для поддержки сухопутных сил в конце весны в том районе немцы сосредоточили отборные воздушные соединения в составе 2 300 самолётов. Люфтваффе должны были уничтожить аэродромы и базы снабжения, сорвать переброску подкреплений по железной дороге, разрушить прифронтовые коммуникации. 2 700 самолётов, которые Ставка хотела использовать в Курской битве, особого численного преимущества не давали, и, чтобы помешать немцам осуществить их планы, нашим лётчикам нужно было больше летать. 5 июля 1943-го в первый день контрнаступления Гулаев во главе группы истребителей 6 раз вылетал на боевые задания, сбил лично 2 «Юнкерса» и 2 «мессера», а вся группа «приземлила» 16 вражеских самолётов. До конца июля старший лейтенант Гулаев сбил 12 самолётов: 10 лично, и 2 – в группе, и сентябре 1943-го получил свою первую Золотую Звезду.
«Аэрокобра»
После победы в Курской битве, в конце лета 1943-го 27-й ИАП отвели в тыл для освоения американских истребителей P-39 Airacobra, поступавших по ленд-лизу. Это был одномоторный цельнометаллический моноплан, у которого мотор стоял за пилотской кабиной, и была передняя стойка шасси. Такая компоновка приводила к частому срыву в плоский штопор, передняя «нога» требовала кардинального изменения техники при взлёте и посадке, а боковая дверь пилотской кабины вместо привычного фонаря затрудняла экстренное покидание кабины. На высоте Р-39 разгонялся до 600 км/час, был вооружён 37-мм пушкой, двумя 12,7 мм и четырьмя 7,62 пулемётами, на всех «Аэрокобрах» были приёмо-передающие рации. Американцы поставили без малого 5 тыс. таких истребителей. Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин и многие дважды Герои летали на «Аэрокобрах» и очень уважали эту машину. Из 60-ти сбитых лично и в группе вражеских самолётов, 2/3 Гулаев завалил на Р-39.
9 октября 1943-го 27-й ИАП стал 129-м гвардейским ИАП, Гулаева назначили комэском. Полк участвовал в битве за Днепр и Правобережную Украину. Эскадрилья Гулаева выполнила почти 500 боевых вылетов, в 150-ти воздушных боях сбила 75 вражеских самолётов. К концу войны полк занял 5-место по результативности в советских ВВС.
«Делай как я!»
Гулаев строил свою тактику на внезапной атаке, для этого занимал положение выше вражеских порядков. Он старался сбить врага сразу, израсходовав минимум боеприпасов, поэтому часто сбивал в бою не один самолёт. Он умело маневрировал, метко стрелял даже с предельных дистанций. Он навязывал немцам воздушный бой, а они этого очень не любили. Став командиром, Гулаев учил молодых лётчиков не только на земле, постоянно устраивая разбор полётов, но и в небе на личном примере, и команда «делай как я!», была не пустым звуком. Летать с ним любили: пилоты были уверены, что комэск не бросит, а если надо, то и собой пожертвует ради спасения коллеги. Понимая, что в одиночку воевать невозможно, что результат ведущего зависит от действий ведомого, Гулаев часто записывал сбитые самолёты на того, кто прикрывал ему хвост, позволяя назад не оглядываться. Подчинённые платили ему той же монетой.
Первое и последнее ранение
30 мая 1944-го германские и румынские войска наступали в направлении города Яссы. После часовой артподготовки немцы бомбили боевые порядки 2-го Украинского фронта генерала армии Родиона Малиновского в районе села Скуляны. В тот день капитан Гулаев совершил несколько боевых вылетов. Над линией фронта шестёрка его «Аэрокобр» встретила 30 бомбардировщиков Junkers Ju 88 под прикрытием 16-ти «мессеров». Завязался ожесточённый бой, в ходе которого немцы сбили 5 наших самолётов, но сами потеряли 10, половину из которых сбил лично Гулаев, но, забыв про свой успех, он корил себя за то, что взял в бой трёх «зелёных» лётчиков. На следующий день он поднялся в небо в паре с командиром полка подполковником Валентином Фигичевым. На высоте 3 км 56 «Аэрокобр» встретили две группы вражеских истребителей из 62-х машин. Во время атаки двух «мессеров», прикрывая своего ведущего, Гулаев попал под обстрел, и был ранен в руку. До своего аэродрома он дотянул, с трудом посадил машину, и потерял сознание. Это было первое и последнее ранение Гулаева на войне – в полку его прозвали «заговорённым», а ему в тот момент было всего 26 лет.
Дважды Герой Советского Союза
2 июля 1944 года газеты опубликовали Указ о присвоении капитану Гулаеву звания дважды Героя. Через два месяца Гулаева вызвали в Москву, и 9 сентября всесоюзный староста Михаил Калинин вручил ему вторую Звезду Героя. Вместе с Гулаевым вторую Звезду получил Григорий Речкалов, третью – Покрышкин и первую – Андрей Труд. На следующий день «Известия» напечатали фото славных лётчиков, у которых на четверых было 8 Геройских Звёзд, возвращавшихся с наградами из Кремля.
Говорят, что вскоре после этого Гулаев устроил в ресторане дебош, который стоил ему третьей Звезды: якобы даже Указ был обнародован, но потом его отменили. Те, кто об этом пишут, не называют даты, когда вышел Указ, и когда он был опубликован в газетах. Я пролистал все газеты от 10 сентября 1944-го и до конца войны, но не нашёл ни указа о награждении, ни указа об отмене награждения.
Свою последнюю воздушную победу Гулаев одержал 12 августа 1944 года, сбив западнее Сташува истребитель Focke-Wulf Fw.190 «Würger». Ходили разговоры, что он обиделся на то, что его лишили третьей Звезды, но, скорее всего, это действительности не соответствует: полученное 31 августа ранение было тяжёлым, подвижность руки полностью не восстановилось, медики летать не разрешали. Гулаева назначили штурманом его полка, и он практически перестал летать, а готовил операции на земле, разрабатывал маршруты, занимался подготовкой молодых лётчиков.
Нина
За два месяца до окончания войны Гулаева направили учиться в Академию им. Жуковского. В столицу Николай приехал на трофейном Opel Kapitän, решил навестить своего командира дивизии подполковника Леонида Горегляда, и в гостях познакомился с его младшей сестрой Ниной, студенткой мединститута. Они поехали кататься, Гулаев, классный лётчик, за рулём машины был недавно, у него даже прав не было – а когда и где на них сдавать? Opel перевернулся, водительскую дверь заклинило, Нина вытащила обмякшего Гулаева через пассажирскую дверь, и стала оказывать пострадавшему помощь, а он вдруг обнял её, чем очень напугал. Через полгода после аварии они расписались.
Ледовые аэродромы
Окончив академию, Гулаев командовал авиаполком в Таганроге, неподалёку от родных мест, авиадивизиями в Ельце и Ярославле, корпусом в Ржеве, отучился в Академии Генштаба, получил генерал-майора. С 1966-го Гулаев командовал 10-й отдельной армией ПВО в Архангельске, получил на погоны вторую генеральскую звезду. Эта армия одной из первых получала новые виды техники, Гулаев активно осваивал ледовые аэродромы на островах Северного ледовитого океана, сам взлетал и садился на них, обучая пилотов, создавал сеть радиолокационных станций. В суровом арктическом климате когда температура воздуха опускалась до минус 60ºС, а ветер усиливался до 100 км/час, будничная служба зачастую граничила с подвигом. Чтобы пройти 200 метров от штаба до КП, натягивали трос, иначе можно было и не дойти. Иногда к операторам заглядывали белые медведи, и было совсем не до смеха. Краснокнижных мишек даже приходилось отстреливать, из-за чего разразился международный скандал.
Варежки
В 1973-м, будучи уже генерал-полковником, Гулаев прилетел с проверкой в часть за Полярным кругом, и увидел, что у солдат голые руки. Обсценной лексики он никогда не чурался, а тут разразился пятиэтажным матом, какого от него никогда не слышали. Варежки, видимо, на складе были, ведь доставить их за два часа невозможно. Когда Гулаев увидел солдат в варежках, он разнёс командира части – у тебя же, у сволочи, были варежки, что ж ты, гад, над солдатами измываешься, а когда вернулся в штаб, подписал приказ о снятии с подполковника одной звёздочки.
Санаторий
При Гулаеве на Севере построили военные городки, больницы, детсады, школы, клубы. В конце 60-х Гулаев «выбил» на черноморском побережье в Анапе землю и материалы для строительства санатория для детей служащих на севере офицеров, но его единственна дочь Татьяна, там ни разу не побывала: другим нужнее. После смерти Николая Гулаева здравнице присвоили его имя.
Отставка
В ноябре 1974-го Гулаева назначили заместителем командующего войсками ПВО страны, но через два года его неожиданно понизили: новый министр обороны СССР Дмитрий Устинов перевел Гулаева помощником командующего Московского округа ПВО по инженерной части. Штабную работу Гулаев не жаловал, отметив 60-летие, попросился в отставку, и удерживать его не стали. Персональным пенсионером он тихо жил на построенной за свои деньги, а не служебной, даче, возился с внуками, ходил на любимую рыбалку, машины не требовал, раз в год с женой ездил в санаторий Министерства обороны.
27 сентября 1985 года генерал-полковник и дважды Герой постеснялся попросить служебную машину, и с чемоданом побежал к автобусу – боялся опоздать на поезд. Случился сердечный приступ, от которого Николай Гулаев скончался до приезда «скорой». Ему было 67 лет.
автор: Николай Кузнецов