Такой же бесславный конец, как и у всей фашистской Германии

Бомбардировщик Heinkel He 111 разрабатывался в обстановке строжайшей секретности, а затем выпускался тысячами, и стоял на вооружении люфтваффе до самого конца Второй мировой войны. Это был один из лучших средних фронтовых бомбардировщиков того времени. Двухмоторные бомбардировщики люфтваффе Junkers Ju 88 и Dornier Do 17, которые появились примерно в одно время с Не 111, как и одномоторный пикировщик Junkers Ju 88 имели весьма грубый вид, но это соответствовало их роли: они были функциональны, надёжны, и являлись грозным оружием. Говорят, некрасивый самолёт не полетит, но Ju 88, Ju 87 и Dornier Do 17 летали вопреки этой расхожей истине.

He 111 выглядел совершенно иначе: он был изящный, обтекаемый и обладал прекрасной аэродинамикой. И, тем не менее, это был военный самолёт, главным предназначением которого было нести смерть. Не 111 представлял собой цельнометаллический моноплан с низко расположенным крылом кессонной конструкции. На различные модификации самолёта устанавливали двигатели жидкостного охлаждения Даймлер-Бенц DB 600CG мощностью 930 л/с, Jumo 211A-1 (1 010 л/с), DB 601А-1 (1 100 л/с) и  Jumo 211F-2 (1 350 л/с). Очень необычным был обтекаемый ассиметричный остеклённый нос самолёта. Такая конструкция значительно улучшала обзор, и позволяла бомбардиру лучше прицелиться и сбросить бомбы. У Не 111 была большая центральная секция, ведь первоначально он разрабатывался как скоростной пассажирский и грузовой самолёт.

Такой же бесславный конец, как и у всей фашистской Германии

После Мировой войны развитие германской авиации было ограничено Версальским договором, который разрешал иметь только гражданские самолёты. Промышленность Германии сконцентрировалась на строительстве надежных транспортных самолётов, которые не представляли военной угрозы для стран победительниц. Тут на помощь Германии пришёл СССР, во-первых, разрешив Хуго Юнкерсу построить в подмосковных Филях авиазавод, который потом отобрали и превратили в завод № 22, и, во-вторых, позволив открыть авиашколу в Липецке, где готовили не столько лётчиков, сколько инструкторов для будущей люфтваффе.

Большим шагом вперёд в строительстве самолётов стал разработанный в 1932 году фирмой Heinkel под руководством её основателя Эрнста Генриха Хейнкеля моноплан Не 70 «Blitz», то есть, молния. Один двигатель BMW VI 7,3z и обтекаемая форма позволяли самолёту разогнаться до 360 км/час и пролететь без посадки почти 1,5 тыс. км. Самолёт использовался для доставки почты и рассматривался также как базовая модель для развития будущей военной авиации.

После прихода к власти Гитлера о Версальском договоре тут же забыли, а руководить авиацией и авиапромышленностью стали видные нацисты Геринг и Мильх. В гитлеровских планах завоевания жизненного пространства авиация играла важнейшую роль наравне с танками и подлодками. Уже в 1934 году германским авиаконструкторам получили разработать собственный бомбардировщик. Хейнкель пригласил братьев Зигфрида и Вальтера Гюнтеров, которые к тому времени создали спортивный самолёт Bäumer Sausewind. Братья спроектировали скоростной транспортный самолёт, который легко мог быть переоборудован в бомбардировщик. Новый самолёт, впервые поднявшийся в воздух 24 февраля 1935 года, получил наименование Не 111, и Lufthansa закупила несколько машин.  Одновременно была разработан четырёхмоторый Не 116, на который даже устанавливали ракетные ускорители взлёта.

Такой же бесславный конец, как и у всей фашистской Германии

Гражданский Не 111 Геринга не интересовал. Ему нужен был бомбардировщик, который и был сделан. Внешне военная модификация от гражданской отличалась лишь тремя 7,92 пулемётами MG-15: два были установлены сверху и один снизу. Их поставили на всякий случай, потому, что никто не думал, что вражеские истребители будут представлять опасность, ведь Не 111, разгонявшийся до 370 км/час, был немногим медленнее истребителей того времени. Позднее число пулемётов увеличили до семи, стали устанавливать 20 мм авиапушки MG-FF и 13 мм крупнокалиберные пулемёты MG-131.

Бомбовая нагрузка составляла 1,5 тонны. Бронирования у самолёта практически не было, зато имелись протектированные бензобаки.

Самолёт был лёгок в управлении, даже в сравнении с Не 70. Он стал огромным шагом вперёд, и в то время был лучшим бомбардировщиком своего типа в Европе. Ближе всего к нему по характеристикам был довольно удачный, но не такой красивый Dornier Do 17, который также первоначально проектировался как гражданский самолёт, рассчитанный на 6 пассажиров. (В СССР было всё наоборот: сначала строили военные самолёты, а потом приспосабливали их для гражданских нужд).

Третьим средним бомбардировщиком люфтваффе был Junkers Ju 88, который сразу разрабатывался как военный самолёт. Он был более скоростным, но главное, более универсальным, и использовался и как пикировщик, и как торпедоносец, и как разведчик, и даже как истребитель. Перед началом Второй мировой войны оба бомбардировщика прошли испытания с различными видами вооружений.

Не 111 собирали на фирмы Heinkel заводе, построенном в пригороде Берлина в мае 1937 года. В дальнейшем Heinkel развернула производство в Ростоке. Кроме того, Не 111 выпускали дочернее предприятие фирмы Dornier Flugzeugwerkе в Висмаре, фирмы ATG в Лейпциге, Arado Flugzeugwerke GmbH в Бабельсберге Бранденбург-Хавеле и Бухаресте. Всего было выпущено 7,6 тыс. Не 111 63-х модификаций.

Рассчитывая произвести впечатление традиционным германским качеством и напугать растущей военной мощью рейха, Геринг и Мильх частенько приглашали на авиационные заводы иностранных представителей. Французов увиденное просто ошеломило. В октябре 1940 года на заводах побывала и советская делегация, возглавляемая референтом Сталина по вопросам авиации, авиаконструктором Александром Сергеевичем Яковлевым, который позднее писал в своей книге «Цель жизни», что советские специалисты не верили, что им показывают новейшие самолёты, и думали, что немцы их обманывают.

Такой же бесславный конец, как и у всей фашистской Германии

После того, как Германия напала на Польшу, а СССР, в соответствии с пактом о ненападении и секретным протоколом к нему, подписанными в Москве 23 августа 1939 года Молотовым и Риббентропом, в войну не вступил, англичане вместе с Францией были вынуждены воевать с Германией. И, если английские истребители Hawker Hurricane и Supermarine Spitfire по своим лётным характеристикам были сопоставимы Messerschmitt Bf 109, то вот бомбардировщики Armstrong Whitworth A.W.38 Whitley и Handley Page HP.52 Hampden уступали немцам по всем статьям. Даже более поздний средний бомбардировщик Bristol Beaufighter был немногим лучше. Тем не менее, у англичан был хороший надёжный бомбардировщик Vickers Wellington, который блестяще проявил себя на первом этапе войны и остался единственным средним бомбардировщиком Королевских ВВС.

После покорения Польши всё внимание люфтваффе было направлено на Запад. Норвегия, Голландия, Бельгия, Франция стали жертвами блицкрига. С самого начала Не 111 были в гуще событий. Они бомбили Антверпен и Роттердам, превратив их в руины.

Последней целью Германии в Европе оставалась Англия, в скорой победе над которой ни Гитлер, ни Геринг не сомневались. С лета 1940 года средние бомбардировщики люфтваффе начали совершать налёты на Британские острова, рассчитывая повторить свои успехи на континенте. Первые самолёты отправились в полёт за Ла-Манш с целью уничтожить аэродромы Королевских ВВС в Южной Англии и самолёты, которые на них базировались. Таким способом немцы хотели получить господство в воздухе над островами, уничтожить английскую промышленность, лишить англичан возможности наносить контрудары, и подготовить операцию «Морской лев» по высадке в Англии. Однако в этот раз всё для немцев складывалось плохо. Потери бомбардировщиков вообще, и Не 111, в частности, в Битве за Британию были огромными. В качестве сопровождения стали использовать хорошо вооруженные тяжелые истребители Messerschmitt Bf 110, у которых хватало горючего для того, чтобы сопровождать бомбардировщики на всем протяжении маршрута туда и обратно. Сам Геринг всячески поддерживал идею сопровождения бомбардировщиков тяжёлыми истребителями, и ожидал от их действия значительного эффекта. Однако в маневренности Ме 110 существенно уступали британским истребителям, и вскоре их стали сбивать столь же часто, как и бомбардировщики, которых они сопровождали. Ме-109 были, наоборот, маневренны, и могли на равных сражаться со Spitfire, но им хватало топлива лишь на то, чтобы провести в небе над Британией не больше 20 минут, и англичане стали использовать Spitfire против истребителей, а менее скоростные Hurricane – против оставшихся без сопровождения бомбардировщиков. Сотни немецких самолётов были сбиты, примерно столько же упало в море из-за нехватки топлива на обратную дорогу. Несмотря на то, что бомбардировки островов нанесли Англии существенный ущерб, в целом битву за Британию нацисты проиграли, а применение тяжёлых истребителей Ме 110 было признано ошибкой, и пошатнуло положение Геринга в рейхе.

Взбешённый неудачами Гитлер приказал наносить ночные удары по городам. Однако английские радиолокаторы позволяли обнаружить приближающиеся бомбардировщики на большом удалении. Для того, чтобы отвлечь радары, немцы сбрасывали алюминиевую фольгу. Однако это не очень помогало: прорвавшиеся самолёты англичане встречали прожекторами и плотным заградительным огнём мощных зенитных орудий. Англичане изучили немецкий опыт ночных бомбардировок, внесли коррективы, и их ночные бомбардировки Германии были значительно эффективнее.

Главным недостатком люфтваффе было, как ни странно, тесное взаимодействие с сухопутными силами. По сути, в Германии ВВС так и не стали самостоятельным родом войск, и на Восточном фронте они не проводили самостоятельных операций. Во многом такая концепция была следствием того, что у рейха не было стратегических бомбардировщиков, способных залетать на большую глубину в тыл противника. В Европе, где любое государство можно пролететь без посадки от границы до границы, и где, по сути, нет тыла, стратегическая авиация была без особой надобности. Но когда Германия вторглась в Советский Союз, Гитлер пожалел, что вовремя не позаботился о создании авиации дальнего действия, а бесконечно модернизировать средние бомбардировщики для увеличения их дальности было невозможно. Другой ахиллесовой пятой немецких бомбардировщиков была погоня за универсальностью. В результате хороший бомбардировщик превращался в плохой штурмовик, плохой пикировщик и плохой истребитель. Однако Не 111 избежал этой участи, и так до конца войны и оставался хорошим средним бомбардировщиком.

Конструкторы довели бомбовую нагрузку Не 111 до трёх тонн и увеличили радиус его действия, установив на него ракетные ускорители, подобные которым перед войной применялись на экспериментальных Не 116, и тем самым сократив разбег и расход топлива. На ранних стадиях испытаний использовали сжиженный кислород и спирт. Однако толку от этого было не много – сплошные аварии и гибель экипажей. Тогда стали использовать «коктейль» из перекиси водорода и метилового спирта. На таком же топливе работали и германские реактивные самолёты. Были разработаны специальные многоразовые агрегаты, которые можно было легко установить на Не 111 прямо перед вылетом. Чтобы не создавалось дополнительного сопротивления воздуха, после взлёта пилот сбрасывал их, и они на парашюте неповреждёнными опускались на землю. Однако и эта система не могла похвастаться высокой надёжностью, и в серийное производство так и не пошла.

Начиная с августа 1943 года на Не 111 устанавливались разработанные Гербертом Вагнером на фирме Henschel-Werke реактивные управляемые бомбы HS-293, предназначенные для уничтожения морских целей. Бомба сбрасывалась с высоты до 1,5 км на удалении примерно 4,5 мили от цели, когда самолёт находился вне зоны досягаемости корабельных средств ПВО. Штурман-оператор наводил бомбу на цель чем-то вроде джойстика при помощи радиосигнала от специального передатчика. Пока англичане и американцы не научились подавлять радиосигнал, немцы потопили и повредили 32 судна различного класса. Недостатком бомбы HS-293 был небольшой вес боевого заряда, поэтому даже прямое попадание одной бомбы далеко не всегда приводило к потоплению морской цели.

Не 111 участвовал ещё в одном проекте, в котором применялись реактивные снаряды ФАУ-1. Точнее говоря, это были первые в мире крылатые ракеты, разработанные Вернером фон Брауном.

В качестве среднего бомбардировщика Не-111 воевал на всех театрах военных действий Второй мировой войны, но активнее всего их применяли на Восточном фронте. Ранним утром 22 июня 1941 года 300 Не 111 в составе группировки люфтваффе нанесли удар по приграничным аэродромам и городам Советского Союза. С самого начала действия «плана Барбаросса» Не 111 старались как можно дальше проникать в глубь советской территории. Однако этому мешал маленький радиус действия самолёта, который к моменту начала войны с СССР уже заметно устарел, а дополнительные баки установить не было возможности. Советские авиазаводы были размещены за Уралом, и ни один из немецких бомбардировщиков не мог до них добраться. В первые полтора года войны немцы летали практически без сопровождения истребителей, и обходились без больших потерь. Однако, когда в 1943-м на фронт в больших количествах стали поступать советские истребители Ла-5 и Як-7, а также американский Р-39 Аэрокобра, на котором летал Александр Покрышкин, все немецкие бомбардировщики стали нести большие потери.

Такой же бесславный конец, как и у всей фашистской Германии

Талалихин ночным тараном сбивает He-111 над Москвой, 1941

В ночь на 22 июня 1944 года 200 He-111Н нанесли удар по аэродрому близ Полтавы, где приземлялись после налётов на города Венгрии, Румынии, Польши и Италии американские бомбардировщики. Налёт был весьма успешным: 44 «Летающих крепости» восстановлению не подлежали, ещё 61 самолёт разного типа был серьёзно повреждён, а, поскольку, произошло это не на американском аэродроме, ремонт превращался в большую проблему. Помимо самолётов были уничтожены и большие запасы авиабензина.

Такой же бесславный конец, как и у всей фашистской Германии

К началу 1945 года Германия была практически разгромлена. У немцев не было тыла, американцы и англичане вовсю хозяйничали в небе, высылая на бомбардировку одного города по тысяче и более тяжёлых бомбардировщиков под прикрытием до 500 истребителей. Немцы ничего не могли противопоставить таким армадам: союзники уничтожали и самолёты на аэродромах, и авиазаводы, и заводы по производству синтетического бензина, и коммуникации, по которым осуществлялся подвоз. Кроме того, ощущался острейший дефицит лётчиков: опытные экипажи гибли в воздушных боях и от огня зениток, а подрастающее поколение просто некому было учить. Очень хороший бомбардировщик Heinkel He 111 ожидал такой же бесславный конец, как и всю фашистскую Германию.

автор: Николай Кузнецов

AesliB