Главный конструктор Леонид Карцев: биография, война, танки и Уралвагонзавод

Свою власть не выпячивал, в кабинете не сидел, наградами не кичился. На своей служебной машине он легко мог подвезти любого рядового инженера, даже если ему самому нужно было совсем в другое место…

Главный конструктор

Если спросить, кто такой Леонид Карцев, думаю, большинство людей первым делом поправят вас, и скажут, что не Леонид, а Роман, и что это замечательный эстрадный исполнитель Роман Карцев. На другой вопрос – кто является самым известными конструкторами советских танков, знатоки ответят: конечно, создатели легендарного Т-34 Михаил Кошкин и Александр Морозов, и Жозеф Котин, руководивший разработкой танков серии КВ и ИС. И лишь немногие вспомнят, что в 50-х–60х годах в Нижнем Тагиле на Уралвагонзаводе главным конструктором работал Леонид Карцев. При его непосредственном руководстве было разработано 26 типов танков и бронемашин, 9 из которых поступили на вооружение Советской Армии и других армий мира. Всего же по проектам КБ, которым Карцев руководил 16 лет, в СССР, странах Варшавского договора и Китае было построено более 100 тыс. единиц бронированной боевой техники.

Главный конструктор Леонид Карцев: биография, война, танки и Уралвагонзавод

Детство

Леонид родился в крестьянской семье 21 июля 1922 года в селе Скомово в 70 верстах от Владимира и в ста – от Иваново-Вознесенска. Лёня с детства любил технику, всё время что-то конструировал и мастерил. В 8-м классе он построил из дерева педальный автомобильчик, оснастив его деревянным пулемётом «Максим», увиденном в фильме «Чапаев» – получилось что-то вроде тачанки с механическим приводом. Через год Лёня придумал неуязвимого механического солдата.

Ивановский энергетический институт

В 1939-м Леонид окончил в Гавриловом Посаде десятилетку, и поступил в Ивановский энергетический институт. Ему повезло: окончи он школу годом позже, и вряд ли он смог бы учиться в ВУЗе, ведь 3 октября 1940 года газеты опубликовали Постановление СНК о введении платы за обучение в старших классах средних школ, ВУЗах и техникумах. В Иваново за обучение нужно было платить 300 рублей в год, а у колхозников, как известно, «живых» денег почти не было, оплату за свой труд они получали, по большей части, натурой. При таких условиях юноша из крестьянской семьи, скорее всего, пошёл бы работать в колхоз. А так год Леонид проучился, бросать институт не хотелось, и он зарабатывал на учёбу по вечерам подённым трудом.

Танковое училище

Несмотря на то, что на студентов дневных отделений распространялась бронь от призыва в армию, в 1941-м, после второго курса Карцева направили в танковое училище в Саратов. Через год, получив в петлицы два лейтенантских «кубаря», он оказался в 200-й танковой бригаде 6-го танкового корпуса, которые после переименования стали называться 45-й гвардейской и 11-м гвардейским, соответственно. Карцев воевал не в танке, он занимался ремонтом и техническим обслуживанием. Это было не так опасно, но в условиях хронической нехватки запчастей сделать так, чтобы техника работала бесперебойно, было очень непросто. Командиру роты техобеспечения Карцеву это удалось: технарей не часто награждали боевыми орденами, но свои «Красную Звезду» и медаль «За отвагу» Карцев получил, а войну закончил под Берлином в звании капитана.

Главный конструктор Леонид Карцев: биография, война, танки и Уралвагонзавод

1941 год

Уралвагонзавод

Доучиться на инженера-энергетика Карцеву было не суждено: сразу после войны его направили в Москву на инженерный факультет бронетанковой академии, окончив которую в 1949 году он по распределению попал на Уралвагонзавод, бывший 183-й танковый. Когда Карцев приехал в Нижний Тагил, завод увеличивал выпуск железнодорожных вагонов, но доля танков в общем объёме производства, по-прежнему, была больше половины. В это время конструкторы и инженеры пытались довести до ума танк Т-54, созданный под руководством танкового корифея Александра Морозова. Танк до капремонта проходил едва 1 тыс. км, и вообще имел очень много рекламаций. Министерство обороны, потребовав довести пробег до 5 тыс. км, устранить все конструктивные и производственные недостатки, в течение года не принимало готовые изделия, а завод прекратил выпуск танков. В КБ, который тогда назывался «Отдел 520», работало всего 120 человек, многие из которых больше думали о том, как вслед за Морозовым вернуться в родной Харьков. Карцев говорил, что они не уральцы, а удральцы.

Главный конструктор Леонид Карцев: биография, война, танки и Уралвагонзавод

Т-54

В 1953 году директор Уралвагонзавода Иван Окунев вместо Морозова назначил майора Карцева главным конструктором, и в 31 год он стал самым молодым конструктором в советском, а, возможно, и в мировом танкостроении. Карцев, по природе своей новатор, выступал за внедрение нового в процессе серийного производства без революционной ломки. Так, в период доводки Т-54 в танк установили двухплоскостной стабилизатор 100-мм пушки, что позволило машине стрелять с хода, а Т-55А впервые в мире оснастили защитой от ядерного удара. В конструкцию танка и технологический процесс было внесено несколько тысяч изменений, что и привело к увеличению пробега до 10 тыс. км, вдвое сократило трудозатраты на текущее обслуживание, и превратило Т-54 одну из самых экономичных и надёжных машин. Танк Т-54 и его модификацию Т-55 приняли на вооружение армии многих стран мира, а где-то они до сих пор составляют значительную часть парка.

Карцев боролся за повышение военно-технического уровня танков, последовательно совершенствуя выпуск серийных машин, постоянно внедряя в серийное производство все новейшие разработки. После отъезда харьковчан Карцев был вынужден создавать собственную заводскую школу танкостроения, отличительной чертой которой стало повышенное внимание не только к ТТХ, но и к технологичности производства, надёжности, простоте в обслуживании и ремонтопригодности.

Главный конструктор Леонид Карцев: биография, война, танки и Уралвагонзавод

В начале 60-х Хрущёв решил, что в войне можно победить авиацией и ракетами, что танки не нужны. Это привело к резкому сокращению финансирования новых разработок в области танкостроения, а то, что выделялось, в основном уходило в Харьков, где работал Морозов. Молодому Карцеву доставались крохи. Чтобы получить хоть какие-то деньги, Карцев брался за любые разработки, и, откровенно говоря, «химичил», распределяя деньги по тем направлениям, которые считал наиболее перспективными, а победителей, как известно, не судят.

«Объект 140»

В середине 60-х правительство утвердило программу разработки нового среднего танка, и Карцев вместе с директором УВЗ Окуневым добился, чтобы его КБ включили в эту программу. Это позволило увеличить инженерно-конструкторский штат, построить новую экспериментальную базу, оснастить её передовым оборудованием.

Понятно, что не все разработки идут в серию, но и втуне они не пропадают. В частности, созданный тагильчанами «объект 140» серийно не выпускался, да и сам Карцев считал, что сложности в производстве, эксплуатации и ремонте танка не оправдывают незначительного прироста его боевых характеристик. Однако отдельные узлы и агрегаты «объекта 140» стали потом применять на всех танках, выходящих из цехов УВЗ.

Т-62

К разработке нового среднего танка под рабочим названием «Объект 166» приступили в 1958 году. К этому подтолкнуло то, что танк Т-54/Т-55 стал заметно уступать новым американским танкам М48 в бронезащите и мощности пушки. В процессе разработки получился некий гибрид из серийного Т-55 и «объекта 140», который при запуске в серию стал называться Т-62. Вместо нарезной 100-мм пушки ДТ-10, выпускавшейся серийно ещё с конца войны, хотели установить ДТ-54, разработанную в Свердловске уралмашевским ОКБ-9. Там же, на 9-м заводе должно было развернуться серийное производство новой пушки. Однако мощности новой пушки тоже оказалось недостаточно, и конструкторы ОКБ-9 создали уже 115-мм полуавтоматическую пушку 2А20, получившую название «Молот» – это была первая в мире гладкоствольная танковая пушка. В танкостроении это была подлинная революция, и сегодня гладкоствольные пушки стоят на большинстве танков во всём мире. Впервые в Советском Союзе на пушке был установлен механизм выброса стреляных гильз, что значительно облегчало работу экипажа. В августе 1961 года танк Т-62 был принят на вооружение Советской Армии. Всего за 12 лет было выпущено больше 20 тыс. единиц различных модификаций. Т-62 хорошо показал себя в конфликте на острове Даманский, арабо-израильской войне Судного дня, и других войнах в Африке, причём, Т-62 воевали с обеих сторон, войне в Афганистане, ирано-иракской войне, а всего этот танк участвовал в двух десятках военных конфликтов по всему миру. В 1966 году за разработку Т-62 Карцев, ставший к тому времени генерал-майором, получил орден Ленина.

Главный конструктор Леонид Карцев: биография, война, танки и Уралвагонзавод

ИТ-1

В 1968 году на базе Т-62 под руководством Карцева был разработан первый в мире ракетный истребитель танков ИТ-1, на котором вместо пушки была смонтирована пусковая установка 2К4 «Дракон», а боекомплект состоял из 15 управляемых противотанковых ракет 3М7. Хрущёв, увидев на испытаниях, проведённых специально для него, как три ракеты, выпущенные из ИТ-1, разнесли в щепки танки-мишени, установленные в трёх километрах, окончательно уверился в бесполезности танков. Машина создавалась в большой спешке, имела много конструктивных недостатков, вскоре военные посчитали, что такой танк очень сложен в эксплуатации, и требует очень высокой квалификации экипажа. Финансирование работ по улучшению конструкции прекратилось, а после того, как было выпущено 193 ИТ-1, прекратилось и производство. Тем не менее, работа Карцева была отмечена Государственной премией СССР.

Москва

В 1967 году на УВЗ под руководством Карцева началась разработка среднего танка Т-72 со 125-мм пушкой 2А46. Хотя в Москве по-прежнему большее внимание уделялось харьковским разработкам, у тагильчан дело продвигалось не плохо. Однако Карцев не без основания считал, что работу его КБ недооценивают, финансируют по остаточному принципу, и вообще мешают работать. А тут ещё на почве Т-72 случился конфликт с новым директором завода Иваном Крутяковым. В 1969-м Карцев оставил свой генеральский пост, и уехал в Москву в Главное бронетанковое управление Минобороны, где стал заместителем начальника научно-технического комитета. Это было добровольным понижением, ведь должность была полковничья, но, скорее всего, это был стратегический ход, и сделал его Карцев вовсе не из личных интересов – он дважды отказывался от куда более высоких должностей в Миноборонпроме, и, конечно, не из трусости.

Главный конструктор Леонид Карцев: биография, война, танки и Уралвагонзавод

Главным препятствием в продвижении тагильского танка был бывший «сталинский нарком», много сделавший для победы над Германией, секретарь ЦК КПСС Дмитрий Устинов, курировавший оборонно-промышленный комплекс. Со стародавних времён он считал «морозовское» харьковское КБ лучшим и главным, а тагильское – более слабым, хотя именно тагильские танки являлись основными машинами Советской Армии. В 1967 году новый генсек Леонид Брежнев назначил министром обороны своего друга боевого маршала Андрея Гречко, а он больше прислушивался к танкистам, которые тагильские танки очень уважали – они были проще в эксплуатации и значительно более ремонтопригодными, в сравнении с капризными харьковскими Т-64. Гречко, пользуясь близостью к Брежневу, мог не обращать внимания на амбиции Устинова, и этим, видимо, и решил воспользоваться Карцев. Оказавшись в Министерстве обороны, он, во-первых, вышел из-под контроля Устинова, во-вторых, приобрёл солидный аппаратный вес, и, имея в руках административные рычаги, мог из Москвы сделать для Т-72 больше, чем сидя в кресле главного конструктора в Тагиле. Тем более, что смену Карцев себе подготовил хорошую – во-первых, создал самобытную конструкторскую школу, во-вторых, добился, чтобы главным назначили талантливого конструктора Валерия Венедиктова, с которым они вместе учились в академии и начинали работать в отделе № 520. (Кстати говоря, Венедиктов своего друга Карцева «перещеголял»: на пенсию он ушёл генерал-лейтенантом, Героем Социалистического Труда, кавалером ордена Ленина и лауреатом двух Государственных премий СССР, одна из которых была за Т-72, а вот Карцев наград за этот танк так и не удостоился).

Т-72

В успешном продвижении Т-72, если так можно сказать, помогли два события. Во-первых, из танковых частей чуть ли не потоком пошли жалобы на Т-64, и это несколько пошатнуло веру Устинова в возможности харьковского КБ, тем более, что Морозов постарел и много болел. Во-вторых, во главе танковых войск встал опытный танкист, прошедший всю войну, маршал бронетанковых войск Герой Советского Союза Амазасп Бабаджанян, хорошо видевший и достоинства Т-72 и недостатки Т-64. С трудом преодолев сопротивление команды Устинова Гречко, Бабаджанян и Карцев «продавили» продолжение работ по Т-72, и уже зимой 1971-го начались его заводские испытания, в которых Карцев принимал участие лично, а в 1973 году тагильский танк поступил на вооружение Советской Армии. С 1973 по 2005 год Уралвагонзавод выпустил более 30 тыс. Т-72. Этими танками оснащались армий всех стран Варшавского договора, его экспортировали в Индию, Иран, Ирак, Сирию и Финляндию.

Дорожил своими сотрудниками

Главным своим достижением Карцев считал не танки, а коллектив, инженеров и конструкторов, который он создал в Нижнем Тагиле. Он дорожил каждым сотрудником, и даже рискуя карьерой, не боялся вступаться за талантливых специалистов. После неудачи «проекта 140», газотурбинных «объектов 166М и 167Т», также в серию не пошедших, на Венедиктова хотели «повесить» 10 миллионов рублей, потраченных, якобы, зазря. Карцев своего зама не сдал, а добился, чтобы его направили в КНР во главе группы специалистов и консультантов.

Главный конструктор Леонид Карцев: биография, война, танки и Уралвагонзавод

Нечто подобное случилось после того, как в Омске с завода № 174 под надуманным предлогом уволили главного конструктора Ивана Бушнева – он категорически выступал против того, чтобы конструкторы и инженеры выезжали на полевые работы в колхоз. За это Бушнева выгнали не только с завода, лишив доступа к секретным материалам, но и из партии, поставив на него, по сути, пожизненное клеймо. Карцев и Окунев, несмотря на возражения парткома, пригласили Бушнева к себе, и вскоре он стал заместителем Карцева. Именно он предложил установить на Т-62 литую башню и участвовал в разработке ИТ-1. Нелепость ситуации с сельхозработами Карцев, не имея возможности что-то изменить, потом не раз обыгрывал, выезжая в колхоз вместе со своими сотрудниками, но при этом вместо спецовки он одевался в свой парадный генеральский мундир.

Карцев вообще придерживался демократических методов управления, свою власть не выпячивал, в кабинете не сидел, наградами не кичился. Он с красной повязкой дружинника ходил вместе со всеми по улицам города, а зимой по выходным – на лыжах, благо, снега на Урале всегда было много. Карцев организовал в КБ хоккейную и волейбольную команды, и болеть за них приводил всё руководство, а на утро в своём кабинете собирал команду, и устраивал короткий разбор игры. У Карцева можно было запросто перехватить денег до получки, на своей служебной машине он легко мог подвезти любого рядового инженера, даже если ему самому нужно было совсем в другое место.

В 1973 году полного сил и творческих задумок Карцева, которому едва исполнилось 50 лет, уволили из армии на пенсию. Он ещё много мог сделать, но вынужден был сидеть дома, изредка консультируя коллег и выступая с лекциями. В 2008 году в восьми номерах журнала «Техника и вооружение» вышли мемуары Карцева «Воспоминания главного конструктора».

Умер Леонид Карцев 13 апреля 2022 года.

автор: Николай Кузнецов

AesliB