Муж устроил в отделении милиции скандал, потому, что, во-первых, не смог преподнести жене цветы в момент её пробуждения, и, во-вторых, потому, что сирень у него изъяли…
Эта актриса сыграла в шести десятках фильмов, и без всякого преувеличения можно сказать, что она была звездой полувека, её обожали несколько поколений зрителей.
Детство
Клара Лучко появилась на свет 1 июля 1925 года в селе Чутово на берегу реки Коломак в 170 км от Полтавы. Семья была крестьянская, но не простая: отец, Степан Григорьевич, возглавлял совхоз в селе Яковцы, недалеко от которого в 1709 году состоялась воспетая Пушкиным Полтавская битва. Мама, Анна Ивановна, была председателем соседнего колхоза. У мамы был прекрасный голос, и, по семейному приданию она однажды пела в храме с самим Иваном Козловским.
Клара Лучко в детстве и в юности
Знакомство с Орловой
Когда Клара родилась, Яковцы по сути, были окраиной Полтавы, там и прошло её детство. Они жили в маленьком уютном домике, в палисаднике было много сирени. В школу девочка ходила через самый красивый в городе Корпусный сад. Она была мечтательницей и очень любила кино, а от Любови Орловой была просто без ума. Как-то разнёсся слух, что Орлова и её муж режиссёр Григорий Александров приезжают в Полтаву. Они и в самом деле приехали, и после концерта толпа девчонок побежала к служебному выходу, чтобы поближе увидеть звезду (хотя это слово в те годы было не в ходу). Орлова и Александров вышли под руку и пошли осматривать город, а девчонки на почтительном расстоянии шли за ними. Внезапно Орлова обернулась, и спросила: «Девочки, где здесь у вас букинистический магазин?» Девочки растерялись: слово «букинистический» они слышали впервые. Орлова улыбнулась и пояснила, что это магазин, где продают старые книжки. Клара первая сообразила о чём идёт речь, и, захлёбываясь от восторга, что может быть полезна своему кумиру, объяснила, как туда пройти. Восхищение Орловой осталось у Лучко на всю жизнь, и даже когда они в составе советской делегации ездили на кинофестиваль в Канны, уже опытная актриса Клара Лучко пред Орловой робела.
Студентка ВГИКа
Когда Клару спрашивали, кем она станет, когда вырастет, она отвечала, что актрисой, и уточняла: только актрисой. Она не знала, что для этого нужно, куда идти учиться, а подсказать было некому: драмкружка в школе и во доме пионеров не было. В июне 1941 года Клара окончила 7-й класс, в июле отец ушёл на фронт, а в августе её с мамой эвакуировали в Джамбул, и десятилетку она окончила там. Как-то в городской газете она прочла объявление, что знаменитые, не меньше, чем Александров и Орлова Сергей Герасимов и Тамара Макарова – все смотрели «Комсомольск» и «Семеро смелых» – набирают студентов на свой курс во ВГИКе, который был эвакуирован в Алма-Ату. Чтобы отправить Клару в столицу Казахстана, мама с бабушкой совершили подлинное святотатство: пошили ей платье из красного флага, и бабушка вышила на нём белые горошины из мулине.
«Мичурин» (1948)
На первом же экзамене случился конфуз: Клара так волновалась, что забыла басню. Она уже готова была разреветься, но на помощь ей пришёл председатель экзаменационной комиссии замечательный педагог Борис Бибиков: он предложил ей сыграть как бы она вела себя, если бы стояла на берегу в тот момент, когда её подруга тонула и звала на помощь. Клара в тот момент уже справилась с волнением, и изобразила всё очень естественно и убедительно, и стала студенткой ВГИКа и получила койку в общежитии.
«Молодая гвардия» (1948)
Когда ВГИК вернулся в Москву, основным педагогом Лучко стала Макарова, о которой Клара всю жизнь вспоминала с большой теплотой. Среди студентов Лучко ничем особенным, кроме своей красоты, не выделялась, но время, проведённое в институте, стало одним из самых счастливых в её жизни. После войны жилось очень тяжело, а ведь студентам московского творческого ВУЗа за учёбу нужно было платить 500 рублей в год. Из дома иногда приходили посылки с нехитрой снедью, и содержимое делили на всех. Особенно ценилось вкуснейшее украинское сало. Несмотря на крайнюю нужду, Клара как-то умудрялась всегда выглядеть элегантно, тогда у неё появилось хобби: она начала коллекционировать шляпки, научилась их носить, и на улице не появлялась с непокрытой головой.
«Три встречи» (1948)
Когда Лучко училась на предпоследнем курсе, её пригласили сыграть геолога Бэлу Мухтарову в одной из новел в фильме «Три встречи» режиссёров Александра Птушко, Всеволода Пудовкина и Сергея Юткевича. В дипломном спектакле «Молодая гвардия» по Александру Фадееву Лучко играла Ульяну Громову, но когда Герасимов начал снимать фильм по этому роману, Лучко он дал совсем небольшую роль тётушки Марины.
«Кубанские казаки»
Окончив в 1948 году институт, Лучко, как многие выпускники ВГИКа поступила в труппу Театра-студии киноактёра. В том же году знаменитый Иван Пырьев пригласил её на роль знатной звеньевой передового колхоза «Красный партизан» Даши Шелест. Как устроена жизнь в колхозе, Лучко знала не понаслышке, и легко согласилась. Председателя колхоза Гордея Ворона играл Заслуженный артист РСФСР Сергей Лукьянов. У них довольно быстро начался бурный роман: увидев Клару первый раз он пропал на 17 лет. По сценарию Лучко и Лукьянов играть влюблённую пару не могли: Сергей был на 15 лет старше Клары, но в жизни разница в возрасте ему не помешала.
«Кубанские казаки» (1949)
«Донецкие шахтёры» (1950)
Сергей Владимирович Лукьянов
На съёмках Пырьев сперва пытался ухлёстывать за Екатериной Савиновой, по сюжету – подругой Даши, но, получив отпор, переключился на Лучко. Лукьянов не стерпел, и поколотил Пырьева. Сергея хотели с роли снять, но тут скандал мужу устроила жена, исполнительница главной роли Марина Ладынина, и Пырьев от Лукьянова отстал, но больше ни его, ни Клару в свои картины не звал, а когда стал директором «Мосфильма» Лучко на этой студии снимать перестали. Несмотря на такое отношение Пырьева, в 1951 году Сталин присудил Лучко и Лукьянову премию имени себя II степени. Через год Лукьянов получил такую же премию за главную роль во МХАТе и Народного РСФСР. Лучко стала Заслуженной артисткой РСФСР в 1965-м, спустя 9 лет – Народной РСФСР, а в 1985-м – Народной СССР.
«Вихри враждебные» (1953)
«Возвращение Василия Бортникова» (1953)
Семья
Официально Клара и Сергей пожениться не могли: первая жена Лукьянова балерина Надежда Тышкевич, с которой у Лукьянова была 11-летняя дочь Таня, развода мужу не давала. В 1950-м Лучко и Лукьянов стали жить гражданским браком, и через год у них родилась дочь Оксана. Жили в девятиметровой комнатушке в огромной московской коммуналке на 18 комнат с одной огромной кухней. В 1954 году Сергею дали квартиру в престижной сталинской высотке на Котельнической набережной, Клара перевезла в Москву свою тётю Акулину – Килю, как звали её домашние, и на неё легло воспитание Оксаны, потому, что родители были вечно на съёмках или гастролях. Зарегистрировали брак они только через пять лет. В середине 50-х Клара Лучко и Сергей Лукьянов были, вероятно, самой знаменитой кинопарой. У них дома собиралась вся актёрская братия. Лучко готовить не любила и не умела, стряпнёй занимались бабушка, домработница и муж.
«Большая семья» (1954)
В 1950-м Лукьянов и Лучко снялась у Леонида Лукова в картине «Донецкие шахтёры». В 1954 году был совместный фильм Иосифа Хейфица «Большая семья», который через год в Каннах получил приз за лучший актёрский ансамбль, а Лукьянова признали лучшим актёром. Всего они вместе сыграли в восьми картинах у восьми разных режиссёров.
«Двенадцатая ночь»
В первой советской экранизации Вильяма Шекспира – фильме «Двенадцатая ночь», который ставил Ян Фрид, Лучко играла сразу двух главных героев – близнецов юношу Себастьяна и девушку Виолу, которых на долгие годы разлучил шторм. На съёмках Лучко научилась фехтовать и скакать на лошади. Говорят, англичане признали эту экранизацию лучшей в мире, а студенты Кембриджа прислали Лучко сертификат о том, что она – женщина тысячелетия. Лучко эта награда очень развеселила.
«Двенадцатая ночь» (1955)
«Рядом с нами» (1957)
«Рядом с нами» (1957)
Лукьянов, игравший в театре им. Вахтангова, просил худрука Рубена Симонова принять жену в труппу, но тот отказал. Тогда Лукьянов сам ушёл во МХАТ, получил вторую Сталинскую премию за главную роль Егора Булычова и Народного РСФСР, но через пять лет вернулся.
«Год, как жизнь» (1965)
«Похищение» (1969)
«Опекун» (1970)
Настоящая царица
Лучко жила с Лукьяновым как за каменной стеной. Но он очень её ревновал, хотя поводов она не давала: она знала себе цену, и все ухаживания воспринимала с улыбкой, а комплименты – с иронией. Когда он бывал за границей, он привозил не магнитофоны и фотоаппараты на продажу, а платья Кларе. В их семье был настоящий культ жены: Клара с первых дней знакомства стала для Сергея настоящей царицей. Её дни рождения отмечались с большой помпой, а его не отмечались вовсе. Однажды они в полном составе – Сергей, Клара, дочь и бабушка оказались в маленьком городке, где не было ни одного цветочного магазина или хотя бы ларька. Утром 1 июля, в день рождения Клары Сергей оборвал всю сирень в городском сквере, и был задержан бдительными милиционерами. В конце концов, его отпустили – народный артист, всё-таки. Он устроил в отделении скандал, потому, что, во-первых, не смог преподнести жене цветы в момент её пробуждения, и, во-вторых, потому, что сирень у него изъяли. От греха подальше сирень ему вернули и вежливо проводили до гостиницы.
«Горячие тропы» (1971)
Смерть мужа
В начале 60-х жизнь Лучко и Лукьянова изменилась кардинально. Как-то Клара и Сергей собрались ехать на машине, и у Лукьянова прямо во дворе случился тяжелейший инфаркт. Чтобы ухаживать за беспомощным мужем Лучко отменила все съёмки и концерты. Она научилась делать уколы – друзья везли лекарства со всего мира, и делала всё, чтобы поставить мужа на ноги. Видя, как тяжело приходится Кларе, Сергей настоял, чтобы его выписали из больницы раньше времени, недолечившегося, и эта спешка привела ко второму инфаркту, который случился накануне Нового года. Особых сбережений у семьи не было, и, чтобы платить сиделке, они продали всё, что можно: квартира стояла полупустой.
«Там, за горизонтом» (1975)
Усилия Клары были ненадолго вознаграждены: Сергей даже изредка стал выходить на сцену. 1 марта 1965 года в театр приехала министр культуры СССР Екатерина Фурцева. На общем собрании Лукьянов вышел на трибуну, чтобы заступиться за директора-распорядителя вахтанговского театра Исая Спектора. Во время выступления он очень волновался, оборвал свою речь на полуслове, упал и умер на месте. Ему было всего 54 года. В 39 лет Клара Лучко осталась вдовой, а дочь сиротой в 14 лет. После смерти мужа Клара попала в больницу, дед с бабушкой уехали в Полтаву, и Оксана осталась совсем одна без копейки денег. Чтобы не умереть с голоду, девушка пошла петь блюз в кафе «Молодёжное»: она училась в спецшколе и уже неплохо знала английский. Платили ей 10 рублей за вечер – очень приличные по тем временам деньги и вдоволь кормили.
Новая любовь
Клара старалась прятать боль от окружающих, и как только выписалась из больницы, сразу начала работать. Через два года после смерти Лукьянова в жизни Клары появился писатель и журналист Дмитрий Мамлеев, который был младше её на четыре года. Однажды в гостях у подруги диктора телевидения Азы Лихитченко Лучко увидела Дмитрия и влюбилась. Дмитрий пошёл её провожать, и они до утра гуляли по Москве. Они поженились, стали соратниками и поддерживали друг друга в любых ситуациях и прожили вместе почти 40 лет. Дочь Лучко Оксана называла отчима Димочкой. Дмитрий буквально умолял Клару не работать так много, хоть немного отдохнуть.
«Корень жизни» (1977)
Авария
В то время женщину за рулём можно было увидеть не часто, а Дмитрий позволял Кларе ездить самой, в отличие от Лукьянова, который в машине разрешал её находиться только на пассажирском сиденье. Он был прав, потому что управляя машиной, Клара могла что-то рассказывать и при этом жестикулировать обеими руками, лишь изредка поглядывая на дорогу. Однажды они с дочерью, выезжая с второстепенной дороги, только чудом не врезались в бензовоз, ехавший по главной дороге: Оксана успела вовремя вывернуть руль. Машина съехала в кювет и легла. Ремней безопасности в те времена ещё не было, и только по счастливой случайности мать и дочь не пострадали.
«С любимыми не расставайтесь» (1979)
«Цыган»
В 1979 году на телеэкраны вышел сериал Александра Бланка «Цыган», в котором Лучко сыграла главную женскую роль Клавдии Пухляковой, и её популярность взлетела просто до небес. По сути, эта роль стала её вторым рождением в кино. Во многом именно благодаря Лучко зритель увидел этот фильм: ленту долго не хотели запускать в производство. Председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин не верил, что фильм о цыганах, к которым отношение в стране было, мягко говоря, неоднозначное, будет интересен советскому зрителю, и не хотел давать на него деньги.
«Цыган» (1979)
На роль Клавдии Лучко выбрал не Бланк, а Анатолий Калинин – автор книги, которая легла в основу фильма. Она хотела играть эту роль, поехала к писателю и убеждала его, что сделает это лучше всех. Поговорив с актрисой, Калинин согласился, его не смутило, что Лучко старше героини его романа на 15 лет. Выбор актрисы был безошибочным. Исполнителя главной мужской роли в картину привела тоже Лучко: Будулая должен был играть Армен Джигарханян, но он не приехал на пробы, а утвердить актёра без них Бланк не решался. И тогда Лучко вспомнила о малоизвестном актёре, хотя к тому времени уже Народном артисте Молдавии Михае Волонтире, с которым она только что снялась в картине «Корень жизни», и который играл прапорщика Волентира в суперпопулярном фильме Андрея Малюкова «В зоне особого внимания». После «Цыгана» и «Возвращения Будулая» Бланк снял Лучко ещё в картине «Профессия – следователь».
«Ларец Марии Медичи» (1980)
Снимали фильм в Ростовской области на хуторе Пухляковский, где больше 30-ти лет жил автор романа Калинин. Жизнь там остановилась, жители перестали ходить на работу, и целыми днями торчали вокруг съёмочной площадки, глазея на актёров, а, порой, и не давая им работать. Лучко быстро вжилась в образ, пропустив Клавдию через себя.
«Мы, нижеподписавшиеся» (1981)
К молодому тогда актёру Алексею Никульникову, человеку совсем не киношному, игравшему сына Будулая и приёмного сына Клавдии Ваню, Лучко относилась не как к партнёру, а как к сыну, и после съёмок помогла поступить в Школу-студию МХАТ.
«Возвращение Будулая» (1985)
«Виновата ли я…»
Как-то Клара ехала в поезде на концерт, и её соседка в купе рассказала свою историю. Хорошо одетая, интеллигентная аккуратная и приятная женщина оказалась хронической алкоголичкой. Лучко и Зинаида Чиркова написали сценарий, Николай Гибу, у которого Лучко играла в трёх фильмах, снял на киностудии «Молдова-фильм» картину «Виновата ли я…», в которой главные роли сыграли Лучко и Волонтир. Это был уже третий совместный фильм Лучко и Волонтира, и людская молва так настойчиво их женила, что второй муж еле сдерживал приступы ревности, хотя у актёров были только производственные отношения.
«Виновата ли я?» (1992)
В «лихие 90-е» Лучко из обоймы не выпала, продолжала работать и в 2000-е. Последний раз она снялась в кино в 2005-м: в картине Юлия Гусмана «Парк советского периода» она играла саму себя, точнее, Клару Лучко в роли Даши Шелест из «Кубанских казаков» полвека спустя. Но озвучить эту роль она не успела.
«Парк советского периода» (2006)
Вечером 25 марта Лучко вернулась домой уставшая, но на самочувствие не жаловалась, посидела с мужем, выпила чаю, позвонила дочери и легла спать. Утром она встала как всегда рано, и пошла на кухню готовить мужу завтрак. Около 8 утра она потеряла сознание и упала на кухне возле стола. Дмитрий зашёл на кухню минут через 15, увидел жену, лежащую без чувств, и тут же вызвал скорую. Когда врачи приехали, Клара Лучко была уже мертва: у неё оторвался тромб, и умерла она мгновенно. Ей было 79 лет.
автор: Николай Кузнецов