Актриса Инна Ульянова: биография, фильмография и личная жизнь

Он ещё и посмеивался, что даже если Инна каким-то чудом поступит в театральное, она будет сидеть без ролей, и её ждёт тяжкая судьба матери-одиночки…

Она сыграла во множестве спектаклей в разных театрах и антрепризах, снялась в 35 фильмах, в 6-ти сатирических взрослых киножурналах «Фитиль» и в 4-х – детских «Ералаш». Она даже была участницей необычайного популярного в 60-е–80-е годы телевизионного кабачка «13 стульев». Роли, в основном, были небольшие, но яркие, однако её имя буквально прогремело после «Покровских ворот», и некоторое время актрису называли по имени её героини – Маргариты Павловны Хоботовой – деспотичной, но такой обаятельной женщины весомых достоинств и сказочного ума, со своим юмором, своей болью и своими мечтами в глазах. Свою единственную звёздную роль Инна Ульянова сыграла, когда ей было за 50. Ульянова вообще привыкла не ждать подарков от судьбы: всего, что она в жизни достигла, она добилась своим трудом.

Актриса Инна Ульянова: биография, фильмография и личная жизнь
Инна Ульянова

Детство

Инна появилась на свет 30 июня 1934 года. Отец, Иван Александрович, был заместителем министра угольной промышленности СССР, мама, Анна Николаевна Кочерженко не работала – зарплаты мужа вполне хватало. Жили они в Москве в прекрасной квартире, и рожать Анна Николаевна должна была в столице в Кремлёвской больнице, но каким-то неведомым ветром именно в эти дни её занесло в Сталинскую (ныне – Донецкую) область, и будущая звезда советского экрана родилась в небольшом городке Горловка, знаменитом своим ртутным рудником.

Актриса Инна Ульянова: биография, фильмография и личная жизнь
Инна Ульянова

В школу Инна пошла в Новосибирске, куда её вместе с мамой отправили в эвакуацию, а отец остался в Москве. Учиться девочка не хотела: 1 сентября она спряталась в подвале, и выманить её оттуда стоило больших трудов. Сквозь слёзы Инна спрашивал, зачем ей учиться, ведь она обязательно станет актрисой, а в кино и на сцене арифметика и чистописание без надобности. Отчасти ей повезло, что в школе был драмкружок, в первом классе она выходила на сцену в школьных спектаклях, и надо сказать, уже тогда срывала аплодисменты.

Театральное училище

Десятилетку Инна оканчивала в Москве. Родители увлечение дочери театром не одобряли, но и не мешали ей – они были уверены, что эта блажь со временем пройдет. Иван Александрович успокаивал жену: Инна худенькая, невысокая, совсем некрасивая, и её всё равно ни в одно московское театральное училище не примут, а в Ленинград она и сама не поедет – слишком уж привыкла к комфорту. Он ещё и посмеивался: пусть, мол, несёт документы в горный институт: туда я её без экзаменов определю. Отец предсказал, что даже если Инна каким-то чудом поступит в театральное, она будет сидеть без ролей, и её ждёт тяжкая судьба матери-одиночки. Хотя в то время было довольно просто отвадить девушку от театрального института: нужно было лишь сказать ей, что платить 500 рублей в год за учёбу не будут, а своих денег у Инны не было. Девушка подготовилась к экзаменам и, вопреки всем надеждам родителей, поступила на курс Цецилии Мансуровой в училище им. Бориса Щукина при театре им. Евгения Вахтангова, пусть и на птичьих правах с испытательным сроком. Она очень усердно училась, чтобы не отчислили: отец бы палец о палец не ударил, чтобы дочь восстановили. Второй курс Ульянова начала уже полноправной студенткой. Родители лишь много позже поняли, что актёрская профессия не такая уж плохая, а когда Инна стала сниматься в кино, даже гордились ею.

Актриса Инна Ульянова: биография, фильмография и личная жизнь
«Карнавальная ночь» (1956)

Инна была девушкой довольно самокритичной, прекрасно знала, что особыми талантами Бог её не наградил, и понимала, что брать нужно упорным трудом. Когда на курсе распределяли роли, ей доставались второстепенные персонажи с классической фразой: «Кушать подано!», но она не роптала, верила, что большие роли обязательно будут. Ульянова знала, что далеко не красавица, но по поводу своей внешности никогда не комплексовала, считала себя девушкой вполне привлекательной, с изюминкой, и была жуткой модницей, что в те времена было не так уж и трудно, если отовариваешься в 100-й спецсекции ГУМа: папа, хоть и сердился на дочь, но номенклатурных радостей лишать её не стал. Как-то случайная прохожая, причём, вовсе не «гадалка с картами», даже предсказала ей большое будущее. Правда, до всенародной славы было ещё далеко.

Актриса Инна Ульянова: биография, фильмография и личная жизнь
«Цветы запоздалые» (1969)

Ленинградский театр

В 1957 году Инна с отличием окончила «Щуку». На выпускном спектакле её заметил выдающийся режиссёр Николай Акимов, и пригласил в труппу Ленинградского театра комедии, который сегодня носит его имя. Инна ехать не хотела: в Москве она жила в роскошной квартире, о том, что случаются бытовые проблемы, узнавала лишь когда приходила в общежитие к сокурсникам, и в Ленинграде Акимов ей ничего не обещал. Но в «Щуке» сказали, что ей предоставляется уникальный шанс поработать с Акимовым, а везёт так далеко не всякому. В Москве же ещё не известно как сложится: в столицу все едут, а она не резиновая, и в городе уже давно наблюдается переизбыток актёров всех возможных амплуа.

Актриса Инна Ульянова: биография, фильмография и личная жизнь
«В Москве проездом…» (1970)

Театр на Таганке

Примой акимовского театра комедии Ульянова стала довольно быстро. В Ленинграде её стали узнавать на улицах, а Акимов ставил на неё спектакли и давал лучшие роли. За шесть лет в театре Ульянова создала много ярких комедийных образов. И всё бы хорошо, но быт давил: жилья не было, то театр снимал ей номер в гостинице, то она жила в комнате в коммуналке и даже в общаге Инна просила Акимова отпустить её в Москву, хотя ни один столичный театр её к себе не приглашал. Всё решилось, когда режиссёр Юрий Любимов позвал её в только что созданный театр на Таганке: Ульянова согласилась сразу, а Акимов, понимая, что улучшить бытовые условия своей лучшей актрисе не может, удерживать её не стал.

Актриса Инна Ульянова: биография, фильмография и личная жизнь
«Чудак из пятого «Б»» (1972)

Первые роли в кино

С кино у Инны долго не складывалось, хотя первый раз на экран она попала ещё студенткой: ассистент режиссёра-дебютанта Эльдара Рязанова позвала её в массовую сцену в «Карнавальную ночь», но в титрах её нет. В следующий раз она появилась на экране через 13 лет, сыграв даму с пониженной социальной ответственностью Калерию Ивановну в картине Абрама Роома «Цветы запоздалые» по Антону Чехову. Через год были крохотные роли в лирической комедии Ильи Гурина «В Москве проездом», у Ричарда Викторова в «Переступи порог». В 1972-м в фильме Андрея Войновского «Чудак из 5-го «Б» Ульянова сыграла учительницу пения, но создатели фильма проявили небрежность, и в титрах перепутали инициалы: вместо И. Ульянова, написали Н. Ульянова.

Актриса Инна Ульянова: биография, фильмография и личная жизнь
«Записки Пиквикского клуба» (1972)

Личная жизнь

Свою семью Ульянова так и не создала. Ходили легенды про её головокружительные романы, а сама она рассказывала, что среди её ухажёров был даже загадочный французский лётчик. Замуж Ульянова вышла в 1966-м за актёра «Таганки» Бориса Голдаева, который был младше на три года. Детей у пары не было, и через два года они расстались.

«Семнадцать мгновений весны»

В 1973-м в культовом телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» у Ульяновой был трёхминутный, и, отчасти, вставной эпизод: на общую сюжетную линию он никак не влиял, и без него можно было вполне обойтись. Однако подвыпившая героиня Ульяновой, докучавшая Штирлица, ожидавшего в бернском баре связника, прочно приковала к себе внимание зрителей. Когда, обманутая в своих помыслах, она уходила, волоча за собой лису, её было очень жалко. Прозвище «Дама с лисой» приклеилось к Инне надолго, а фраза её героини «в любви я Эйнштейн», и ответ Штирлица: «Иди, начерти пару формул!», моментально ушли в народ. Про формулы в книге Юлиана Семёнова ничего нет – это придумали на площадке. Однако после этой, на мой взгляд, блистательной роли, снова был 3-летний перерыв. В 1975-м Никита Михалков пригласил Ульянову на небольшой эпизод в «Рабу любви», и она, сыграв экзальтированную актрису на перроне с букетом роз, снова запомнилась.

Актриса Инна Ульянова: биография, фильмография и личная жизнь
«Семнадцать мгновений весны» (1973)

 

Актриса Инна Ульянова: биография, фильмография и личная жизнь
«Раба любви» (1975)

«Опасный возраст»

В трагикомедии Александра Прошкина «Опасный возраст» Ульянова играла прагматичную до цинизма, бойкую и пробивную подругу главной героини Аллу. Замужем она, судя по всему, никогда не была и от этого внутренне несчастна, однако горячо убеждает Лилию Родимцеву, только что расставшуюся с мужем, что главное счастье в жизни – свобода, и иногда даже создаётся впечатление, что она сама в это верит.

Актриса Инна Ульянова: биография, фильмография и личная жизнь
«Опасный возраст» (1981)

«Где находится нофелет?»

Ульянова была весьма остроумна и обладала талантом рассказчика. Некоторые коллеги даже считали, что из неё получился бы отличный писатель. Она была «в обойме», но такую многогранную и разноплановую актрису продолжали звать лишь на второстепенные роли и эпизоды, а ей было уже 47 лет. Эпизод – это два-три съёмочных дня, которые и оплачивались соответствующе, так что материально жизнь Ульяновой благополучной не назовёшь. Иногда режиссёры, зная её положение, на неделю растягивали эпизоды, которые можно было снять за один день. Так сделали Геральд Бежанов на съёмках картины «Где находится нофелет?» и Александр Панкратов-Чёрный, снимавший «Салон красоты».

Актриса Инна Ульянова: биография, фильмография и личная жизнь
«Где находится нофелет?» (1987)

«Покровские ворота»

В начале 80-х режиссёр и актёр Михаил Козаков начал снимать лирическую комедию «Покровские ворота» по одноимённой пьесе Леонида Зорина. По мнению Козакова, Льва Хоботова должны были играть Александр Калягин или Андрей Миронов, его жену – Ия Саввина или Наталья Гундарева, Савву Игнатьевича – Алексей Петренко или Никита Михалков, тётю – Рина Зелёная. Козаков понимал, что чем известнее актёры, тем труднее будет с ними работать, тем более, что Михалков к тому времени снял уже несколько своих картин, и считался маститым режиссёром, но наличие всех этих актёров в кадре практически гарантировали успех фильму.

Актриса Инна Ульянова: биография, фильмография и личная жизнь
«Покровские ворота» (1982)

Ульянова поздней ночью, потому, что иначе Козакова дома застать было невозможно, позвонила ему, и возмущённо сказала: «Миша, а что нас, безвестных, уже нельзя снимать в главных ролях? Мы что, прокажённые?» Утром Казаков позвонил ей, и сказал, когда и где они начинают работать: он услышал как раз ту интонацию, которая была ему нужна, и которую не давали ни Саввина, ни Гундарева, и взял Ульянову в картину без обязательных проб. Сказать по правде, обеих этих прекрасных актрис в образе Маргариты Павловны я просто не представляю. Прошло уже больше 40 лет, сменилась эпоха, общественный и экономический строй, всё знаю буквально наизусть, но когда «Покровские ворота» повторяют по телевизору, прилипаю к экрану, и даже реклама не раздражает.

Актриса Инна Ульянова: биография, фильмография и личная жизнь
«Не ходите, девки, замуж» (1985)

Съёмки в «Покровских воротах» стали для Ульяновой настоящим подарком судьбы. Она работала с удовольствием, даже с восторгом. Когда, ни свет, ни заря, она вставала на съёмки, настроение у неё было приподнятое, поскольку предстояли встречи с Козаковым, Олегом Меньшиковым, Анатолием Равиковичем, Леонидом Броневым, Игорем Дмитриевым, Виктором Борцовым, и, несмотря ни на что, оставалось таким до самого вечера. Со всеми актёрами у Ульяновой до конца сохранились прекрасные отношения, и каждая новая встреча была в радость. Практически всегда актёр, отработав свои дубли, оставался на площадке, чтобы посмотреть, как работают другие. Атмосфера в группе была чудесная, это очарование друг другом хотелось продлить. В «Покровских воротах» есть конфликт, но нет ни одного отрицательного персонажа. Герои, несмотря ни на что, искренне любят друг друга, это почти идиллия. Козаков добивался и добился некоторой не киношной театральности, некоторой избыточности и главным проводником этой его идеи была, безусловно, Ульянова. Ей не нужны были репетиции – она всё делала сразу.

Актриса Инна Ульянова: биография, фильмография и личная жизнь
«Наша дача» (1990)

После телепремьеры «Покровских ворот» Ульянова, наконец, узнала, что такое всесоюзная слава и всенародная любовь. Зрители обожали её ревнивую, сумасбродную, но очень обаятельную и харизматичную Маргариту Павловну. Реплики её героини моментально разобрали на цитаты. Казалось, что в этой роли Ульянова раскрыла весь свой актёрский диапазон, и теперь режиссёры должны стоять в очередь, чтобы затащить её в свою картину. Но этого не случилось. Сложилась парадоксальная ситуация: все боялись, что за новым образом не удастся скрыть Маргариту Павловну, но при этом именно на роли таких героинь Ульянову и приглашали. Произошло то, что очень часто случается с актёрами: сама того не желая, Ульянова стала заложницей одного образа. Она смирилась и с тем, что зрители никогда не будут воспринимать её как большую драматическую актрису. Окончательно она убедилась в этом после спектакля «А зори здесь тихие…» по одноимённой повести Бориса Васильева в театре на Таганке. Она играла даму сердца старшины Васкова – этой героини нет ни в повести, ни в фильме Станислава Ростоцкого. Когда старшина бросил её, она по-бабьи жалобно кричала: «Федотушка! Не уходи!», а в зале в этот момент стоял смех.

Актриса Инна Ульянова: биография, фильмография и личная жизнь
«Воспитание жестокости у женщин и собак» (1992)

В 1985-м вышла картина Евгения Герасимова «Не ходите, девки, замуж», в котором Ульянова сыграла дамочку, ищущую себе жениха. Через два года в картине Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Сезон чудес» Ульянова играла свою однофамилицу.

Содружество актёров Таганки

Звездой «Таганки» Инна не стала: в новаторских остросоциальных и зачастую протестных спектаклях Любимова раскрыться она не смогла, а режиссёр и не стремился её раскрывать. Она не чувствовала этого материала и не видела себя в нём. Но Ульянова и не была преданной соратницей Любимова, до конца своих дней считая себя «акимовкой» и сохраняла приверженность тому «питерскому» стилю. Когда начались скандалы, ставшие достоянием общественности, и в 1993-м труппа раскололась, Ульянова ушла за Николаем Губенко в Содружество актёров Таганки, правда и здесь долгожданных больших ролей она не получила.

Актриса Инна Ульянова: биография, фильмография и личная жизнь
«Наш американский Боря» (1992)

«Comet»

В 90-е, когда кино почти не стало, Ульянова соглашалась на любые предложения, включая рекламу: нужно было просто выживать. Она даже стала лицом чистящего порошка «Comet»: хотите Маргариту Павловну – будет вам Маргарита Павловна! Специально рекламщики подбирали на эту работу комету, или так само собой получилось – бог весть, но Инна точно попала в образ. После такой узнаваемости прямая дорога была в ведущие телепрограмм с говорящими названиями «Дело хозяйское» и «На здоровье!».

Актриса Инна Ульянова: биография, фильмография и личная жизнь

«Утомлённые солнцем»

Впрочем, работать в кино Ульянова не прекратила. В 1994-м Михалков вспомнил о ней после «Рабы любви», и пригласил в оскароносную картину «Утомлённые солнцем», где она сыграла мать жены главного героя Ольгу Николаевну. До «Предстояния» и «Цитадели» она не дожила – может, и к лучшему, а то уж очень убогими получились фильмы.

Актриса Инна Ульянова: биография, фильмография и личная жизнь
«Утомлённые солнцем» (1994)

В 90-е настоящим спасением для Ульяновой стали творческие вечера и антрепризы: она много ездила по стране, собирая полные залы, играла у Козакова, Василия Ливанова, Сергея Арцибашева, Александра Яцко.

Последний раз в кино Ульянова снялась в 2003 году: в картине Дмитрия Астрахана «Тартарен из Тараскона» по роману французского писателя Альфонса Доде она играла Эмму. Главную роль в фильме играл один из её любимых партнёров Анатолий Равикович – тот самый Хоботов.

Актриса Инна Ульянова: биография, фильмография и личная жизнь
«Тартарен из Тараскона» (2003)

Инна Ульянова умерла 9 июня 2005 года. Спустя всего три недели ей должен был исполниться 71 год.

автор: Николай Кузнецов

AesliB