В конце концов, руководство Одесской киностудии, понимая, что за сроки начала и окончания съёмок спросят с него, махнуло рукой: делай, что хочешь, только тихо…
Мушкетёр
Этот режиссёр поставил 25 фильмов, написал сценарии к девяти, и в десяти своих лентах сыграл сам. Практически каждая картина давалась ему очень тяжело: чиновники от кино подолгу согласовывали, а потом не согласовывали сценарии, не утверждали актёров, не давали плёнки, заставляли резать то, что было отснято, ругали за монтаж, а потом говорили, что это – халтура, недостойная советского экрана. Это сегодня фильмы Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Опасные гастроли», телеэпопея про Д’Артаньяна и его друзей, «Ах, водевиль, водевиль…», «Искусство жить в Одессе» «Выше Радуги» считаются классикой советского кино. А тогда ему попросту не давали работать, критика разносила его картины в пух и прах, но при этом фамилии автора в газетах не называли – плохой, но безымянный. Замечательный театральный и кинорежиссёр Марк Захаров назвал Юнгвальд-Хилькевича самым неправильным режиссёром страны. Из уст Захарова это звучало как высшая похвала.
Детство
Георгий родился 22 октября 1934 года в Ташкенте. С детства он был человеком не очень здоровым, но всегда шутил над своими хворями и недугами. Мать, Нина Ивановна Буйко, бывшая дворянка, отец, Эмиль-Ольгерд Иосифович происходил из старинного шляхетского рода. В общем, с какой стороны не посмотри – социально чуждые. Родители поездили по стране, пока не осели в далёкой от Москвы столице Узбекистана. Отец был оперным певцом, служил главным режиссёром в нескольких театрах Ташкента, в 1939 году стал Народным артистом Уз.ССР, не будучи членом партии, несколько раз становился депутатом Верховного Совета СССР. Мама была балериной, и, поскольку бабушек-дедушек у них не было, няньку нанимать не хотели, оставить Жору было не с кем, его привозили в балетный класс на коляске, и, вероятно, с тех пор он очень полюбил балерин.
Пара долго не могла завести детей: то выкидыш, то смерть в младенчестве. Рождение сына они считали настоящим чудом, но он постоянно находил приключения на свою голову. В 13 лет Жора играл в футбол, напоролся на стекло, сначала ничего не почувствовал, потом кое-как промыл рану водой, намазал зелёнкой и замотал какой-то тряпицей. Дома на это никто не обратил внимания: чего только дети не делают со своими конечностями. Однако вскоре у него началось воспаление костной ткани. Родители думали, что и этот ребёнок у них умрёт, однако бороться не перестали: покупая для Жоры втридорога из-под полы дефицитный в то время пенициллин, они продали из дома всё, что можно, влезли в огромные долги. Мальчик 4 года был недвижим, мучался от боли, жил в гипсе от подмышек до пятки, который постоянно меняли, потому, что он рос. Как только его отпускала страшная боль, он сразу бросался читать. Любимой книгой были «Три мушкетёра»: он читал их и перечитывал, превратив книгу в настоящие лохмотья. Он представлял себя на месте героев, и эти детские фантазии помогали ему забыть, что он беспомощный калека.
Театрально-художественный институт
Жора с детства хорошо рисовал, и, благодаря усилиям родителей и своей неуёмной жажде жить, встав на ноги, после школы без труда поступил в Ташкентский архитектурный институт, но быстро понял, что проектировать дворцы и заводы – это не его, что ему ближе театр и кино. Однако диплом он получил, и сразу же поступил в институт театрально-художественный, после окончания которого служил художником в театрах Ташкента, на киностудиях «Узбекфильм» и «Таджикфильм», возглавлял Ташкентский мюзик-хол.
Георгий Юнгвальд-Хилькевич в фильме «Внимание, цунами!» (1969)
Поступать на Высшие режиссёрские курсы Юнгвальд-Хилькевич приехал, опираясь на две трости. В 1966 году он снял свой первый режиссёрский фильм – фантастическую комедию «Формула радуги». Потом была картина «Внимание! Цунами!», где играл Георгий Юматов, ставший другом Юнгвальд-Хилькевича.
Кадр из фильма «Формула радуги» (1966)
«Опасные гастроли»
Георгий Юнгвальд-Хилькевич дружил с Владимиром Высоцким. В конце 60-х Юнгвальд-Хилькевич написал сценарий для картины «Опасные гастроли» и решил, что главную роль Николая Бенгальского будет играть Высоцкий, но высокое партийное начальство пригрозило ему, что Высоцкого не утвердят. Юнгвальд-Хилькевич стоял на своём: он будет снимать только Высоцкого. В конце концов, руководство Одесской киностудии, понимая, что за сроки начала и окончания съёмок спросят с него, махнуло рукой: делай, что хочешь, только тихо. Однако съёмки картины начались не сразу: Высоцкий ушёл в очередной запой, два месяца не появлялся на площадке, и съёмочная группа была вынуждена сей прискорбный факт скрывать, спасая, тем самым, и картину, и Высоцкого. От расстройства Юнгвальд-Хилькевич ушёл в параллельный запой, и даже ослеп на правый глаз.
Кадр из фильма «Опасные гастроли» (1969)
«Опасные гастроли» официальная критика расценила как святотатство и посягательство на память о революции, однако зрителей разгромные статьи в газетах не отпугнули, они проголосовали ногами и кошельком: только в первый год проката картину посмотрели почти 40 млн. человек. После этой картины Высоцкий и Юнгвальд-Хилькевич крепко подружились.
Кадр из фильма «Опасные гастроли» (1969)
Юнгвальд-Хилькевич осознавал, что спивается, но уже ничего не мог поделать, а советская система в то время ничем, кроме вытрезвителя, помочь не могла.
«Дерзость»
В 1971 году вышел совершенно необычный для Юнгвальд-Хилькевича приключенческий военный фильм «Дерзость» с Николаем Олялиным в главной роли. В СССР картину практически не показывали, зато в 1973-м на кинофестивале в Праге «Дерзость» получила почётный диплом.
Кадр из фильма «Дерзость» (1971)
Личная жизнь
Первой женой Юнгвальд-Хилькевича была его ровесница художник Одесской киностудии Светлана Маркова. Однако жена была далеко не на первом месте в его жизни: первой была работа, затем друзья. Он частенько приползал домой под утро, и на Светлану просто не оставалось ни времени, ни сил. Светлана не раз хотела уйти от мужа, но очень его любила. В 1960-м у них родилась дочь Наташа. Через десять лет мучений терпение Светланы лопнуло, и они развелись.
Второй раз Юнгвальд-Хилькевич женился на балерине Татьяне Черновой. Она была младше Георгия на три года, а роман с ней начался, когда он был ещё женат на Марковой. Татьяна стала настоящим творческим партнёром Юнгвальд-Хилькевича: она работала у него вторым режиссёром.
«Д’Артаньян и три мушкетёра»
Фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра» вышел на экраны в 1979 году. Снимали его в павильонах Одесской киностудии и в старинных замках под Львовом. Денег и плёнки для съёмок дали очень мало, и зачастую снимать приходилось с одного дубля, хотя роскошные дворцовые интерьеры и сложные трюки требовали приличных затрат.
Георгий Юнгвальд-Хилькевич в фильме «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1979)
Сценарий «Д’Артаньяна» Юнгвальд-Хилькевич писал «под Высоцкого», но тот отказался: сказал, что в 40 лет он староват для роли юного гасконца. Впрочем, он мог бы запросто сыграть де Тревиля – Лев Дуров, сыгравший эту роль, был на 7 лет старше, но выглядели они примерно одинаково – однако, не захотел. Кроме Высоцкого Юнгвальд-Хилькевич хотел, чтобы короля Людовика XIII играл Олег Табаков, его жену королеву Анну Австрийскую – Алиса Фрейндлих, а Портоса – Валентин Смирнитский. Тот не мог понять, почему его, крупного, но совсем не толстого мужчину позвали играть эту роль. Михаил Боярский должен был играть графа Рошфора, но в последний момент режиссёр передумал, и дал ему главную роль. Вениамин Смехов, игравший Атоса, с самого начала не верил в успех картины. Игоря Старыгина – Арамиса – привёл Боярский: актёр очень понравился ему в «Доживём до понедельника». Юнгвальд-Хилькевич Старыгина взял, но во всех картинах про мушкетёров озвучивал его Игорь Ясулович: режиссёр решил, что голос Старыгина не сочетается с образом французского дворянина и аббата.
Кадр из фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1979)
На время съёмок, Юнгвальд-Хилькевич, как это он всегда делал, бросил пить, и его бесило, когда вся группа, за исключением Смехова, каждый вечер, а, порой и прямо на площадке, напивалась до состояния риз. Увидев в гримуборной початую бутылку вина, он с яростью разбивал её о стену или пол. Однажды во время съёмок фехтовальной дуэли на ступенях «замка», Борис Клюев, игравший Рошфора, выбил шпагой зуб Боярскому. Того обезболили стаканом-другим вина, наскоро заштопали в ближайшей больнице, и работа вместе с пьянками продолжилась, как ни в чём не бывало. Может, во многом благодаря такой бесшабашной обстановке, похожей на ту, в какой жили мушкетёры у Дюма, успех у фильма был ошеломляющий, его множество раз повторяли по телевизору, а песни Максима Дунаевского на стихи Юрия Ряшенцева, особенно «Пора-пора-порадуемся» звучали практически круглосуточно из каждого утюга и любого окна.
Кадр из фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1979)
Театр кошек
Юнгвальд-Хилькевич 30 лет работал штатным режиссёром Одесской киностудии, ставил спектакли в Оперном театре, в оперетте и оформлял спектакли как художник. В 1990-м он с семьёй переехал в Москву, и взвалил на себя сразу три должности в Театре кошек Юрия Куклачёва: ставил спектакли и писал для них сценарии, а также оформлял сцену, как художник. Уже в XXI веке он 12 лет, практически до самой смерти служил художником-оформителем в Московском театре сатиры у Александра Ширвиндта. Честно признаюсь, я этого не знал.
«Ах, водевиль, водевиль…»
Через год после «Д’Артаньяна» Юнгвальд-Хилькевич на «Мосфильме» снял лёгкий, как само название телефильм «Ах, водевиль, водевиль…». До популярности «Мушкетёров» он, конечно, не дотянул, да это и не мудрено: снять за два года два шедевра мало кому под силу. К тому же, как это часто бывает, после большого успеха, ожидания зрителей были завышены.
Кадр из фильма «Ах, водевиль, водевиль…» (1979)
25 июля 1980 года в олимпийской Москве умер Высоцкий – единственный человек, перед которым Юнгвальд-Хилькевич преклонялся, и это стало для него страшным ударом. Однако, видя, к чему приводит безудержное пьянство, а потом и наркотики, сам он пить стал только больше, а ссоры с Татьяной стали ещё острее и глубже.
«Узник замка Иф»
Исполнительницу роли прекрасной каталанки Мерседес для своего фильма «Узник замка Иф» по «Графу Монте-Кристо» всё того же Дюма Юнгвальд-Хилькевич искал долго, пока не забрёл в Ленинградский ТЮЗ. Там он увидел молодую и совсем не опытную Анну Самохину, которая на пробах очень сильно зажималась. Тем не менее, Юнгваль-Хилькевич снял её в роли Мерседес, сделав настоящей звездой отечественного кино. В роли графа Монте-Кристо блистал Виктор Авилов, снявшийся потом у Юнгваль-Хилькевича ещё в двух картинах: в «Искусстве жить в Одессе» он сыграл Владислава Симена, а в «Мушкетёрах двадцать лет спустя» – Мордаунта.
Кадр из фильма «Узник замка Иф» (1988)
Георгий Юнгвальд-Хилькевич в фильме «Сезон чудес» (1985)
Георгий Юнгвальд-Хилькевич в фильме «Выше Радуги» (1986)
«Узник замка Иф» кардинально изменил судьбу самого Юнгвальд-Хилькевича: жена Татьяна, по совместительству – второй режиссёр картины привела претендентку на роль Гайде, 17-летнюю балерину Надиру Мерзаеву. Юнгваль-Хилькевичу было 52, и он влюбился без памяти. Татьяна быстро узнала, что об их отношениях, и предложила развестись, но Юнгваль-Хилькевич уходить из семьи к юной Надире не собирался, и жил на два дома, причиняя страдания обеим женщинам и дочери Наталье: по его словам, он одинаково любил и Татьяну, и Надиру, и Наташу.
Георгий Юнгвальд-Хилькевич в фильме «Узник замка Иф» (1988)
«Искусство жить в Одессе»
В 1989 году вышел фильм «Искусство жить в Одессе» по рассказам Исаака Бабеля. Картину сочли антисоветской, и положили на полку, хотя за границей она прошла с большим успехом. Наш зритель увидел фильм уже после развала СССР.
Кадр из фильма «Искусство жить в Одессе» (1989)
Новый брак
Свадьбы Надира ждала почти 10 лет: поженились они только в 1995-м, а спустя два года родилась дочь Нина. Юнгваль-Хилькевич на полтора года бросил пить, но после смерти мамы опять сорвался. Надира не раз грозилась уйти. В глубине души он понимал, что свою угрозу она не выполнит, потому, что очень сильно его любит. Когда он, наконец, понял, что дальше так жить не может, и пришёл в наркологическую клинику, выяснилось, что в его мозгу, печени, почках, сердце уже произошли необратимые изменения, и он обречён. Ему установили кардиостимулятор и искусственный тазобедренный сустав. У него нарушился обмен веществ, постоянно скакало давление, он быстро похудел на 20 кг. Но любовь Надиры и уникальная сила воли самого Юнгвальд-Хилькевича сотворили чудо: он прожил еще больше двадцати лет. Правда, ничего крепче газировки он с тех пор не пил.
Кадр из фильма «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» (1993)
«Возвращение мушкетёров или сокровища кардинала Мазарини»
В 2007-м Юнгвальд-Хилькевич снял «Возвращение мушкетёров или сокровища кардинала Мазарини», ставший его последней работой в кино. Собрать Боярского, Смехова, Старыгина и Смирницкого было не просто – все они, понимая, что проект обречён на неудачу, сниматься не хотели, но он уговорил. Вскоре после премьеры «Возвращения мушкетёров» в 63 года умер Игорь Старыгин.
Кадр из фильма «Возвращение мушкетёров» (2009)
В 2015 году Георгий Юнгвальд-Хилькевич, как главный режиссёр ставил спектакль к 25-летию куклачёвского театра, и за неделю до своего 81-летия, презентуя постановку, последний раз вышел к публике. Вскоре он попал в Боткинскую больницу, и 11 ноября скончался от острой сердечной недостаточности.
автор: Николай Кузнецов