В тяжёлые времена он ходил и стучался в двери, на которых были таблички с названиями снимавшихся картин, и спрашивал, нет ли для него какой-нибудь роли?
Мастер
Среди ролей в 140 фильмах этого актёра главных почти не было, но все они были яркими и запоминающимися: не так уж часто актёра, сыгравшего героя второго плана зрители называют прозвищем, под которым герой фигурировал в картине. Он озвучил 17 фильмов: голосом Бориса Клюева говорит Саруманн в культовом «Властелине колец». С театром Клюеву повезло куда больше, чем с кино: он был ведущим актёром Малого театра, выходил на сцену в семи десятках спектаклей, и очень часто в главных ролях.
Детство
Борис появился на свет 13 июля 1944 года в Москве. Отец, Владимир Фёдорович, окончил театральное училище им. Бориса Щукина, мама Валентина Семёновна работала бухгалтером в Доме композиторов. Семья жила в крохотной комнатке в коммуналке на Патриарших прудах, где обитала московская элита. Когда началась война, отец стал бойцом 8-й Краснопресненской дивизии народного ополчения, куда зачисляли актёров Театра Революции. Клюев старший вернулся домой, но в 1948-м, когда Боре было 4 года, умер от сердечного приступа. После смерти мужа мама, чтобы поднять сына, устроилась ещё на две работы, и домой приходила только поспать. Замуж она больше не вышла: Боря не отдал её никому, о чём потом очень жалел. В детстве Боря мечтал стать капитаном дальнего плавания.
Борис Клюев в детстве
Чтобы не выглядеть среди «золотой молодёжи» оборванцем, Боря уже в 13 лет начал работать: здоровенный, почти под два метр парень с огромными руками таскал мешки, как взрослый грузчик. Он хотел побыстрее вырасти, чтобы всё поменять и прославить свою фамилию. В компании ровесников поначалу складывалось не просто: мальчишку с благородным вытянутым лицом, шпана лупила постоянно и жестоко. Отстоять себя можно было только кулаками, Боря вставал с рассветом, и, пока во дворе никого не было, качал мускулатуру, дома тягал гири, записался в школьную секцию вольной борьбы, играл в футбол. Кончилось всё совсем не так, как хотела мама: вместо того, чтобы сохранить независимость, Боря влился в дворовую компанию, сам стал отъявленным гопником, дрался двор на двор, начал курить, забросил учёбу и остался на второй год.
Первая роль
Первая роль в актёрском списке Клюева была отрицательной: в школьной постановке «Чёрт первого разряда» он играл, конечно же, Чёрта. Ему было тогда 14 лет, и от улицы его спасла Народная артистка РСФСР Клавдия Половикова, актриса театра им. Маяковского, тёща Константина Симонова и мама звезды советского кино Валентины Серовой, поставившая в школе спектакль. Когда загримированный Боря в развивающемся чёрном плаще вышел на сцену, зал взревел от восторга. Назавтра девчонки наперебой обсуждали Чёрта, а в школьной столовой перед ним расступились, словно он и в самом деле был Чёрт. Увидев, что такое успех, Клюев решил стать актёром и продолжить династию.
Борис Клюев в юности
Училище имени Михаила Щепкина
Борис отнёс документы в училище имени Михаила Щепкина: с тех пор, как он решил стать актёром, он хотел играть в Малом, и ни в каком другом театре. Благородная внешность, высокий рост и римский профиль, очень подходящие для классического репертуара, на экзаменах сыграли важную роль, и Бориса в «Щепку» зачислили. Но после окончания первого курса его на три года призвали в армию, где он времени даром не терял, участвовал в художественной самодеятельности, и даже попал в массовку оскароносной «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Это, по сути, и стало дебютом Клюева в кино, хотя, конечно, разглядеть его в батальных сценах невозможно.
Малый театр
После демобилизации Клюева восстановили на 2-м курсе. Студенты «Щепки» регулярно выходили на сцену Малого театра в массовых сценах, иногда им доставались небольшие роли со словами, вроде: «кушать подано!» Клюев исключением не был, правда, выходить стал лишь после третьего курса. Тем не менее, худрук Малого прославленный Михаил Царёв Клюева заметил, после окончания училища в 1969 году пригласил его в труппу театра, и это было признанием его таланта: туда, кого попало, не брали.
«Крушение империи» (1970)
«Земля, до востребования» (1972)
Главных ролей у Клюева поначалу не было, да это и не мудрено: в Малом в то время, впрочем, как и всегда, был очень сильный мужской состав. Клюев играл в спектаклях по пьесам Александра Грибоедова, Льва Толстого, Фридриха Шиллера, Михаила Лермонтова, Самуила Маршака. Но уже через год Леонид Ворпаховский дал ему главную роль Сергея Синицына в спектакле «Так и будет» по одноимённой пьесе Константина Симонова.
Хождение по мукам (1974)
Урок на всю жизнь
Одним из партнёров Клюева был великий Михаил Жаров. На премьере Клюев тихо сидел в гримуборной, оттачивал мизансцены и реплики, и вдруг по трансляции услышал слова, обращённые к Синицыну. Борис понял, что прозевал свой вход на сцену, кубарем скатился с четвёртого этажа, и вылетел на сцену. Жаров тут же устроил ему разнос, правда, всё, что он говорил, составляло часть роли, и жаровские слова можно было в равной степени отнести и к Клюеву, и к Синицыну, и это был высший пилотаж. После спектакля Клюев долго извинялся перед Жаровым, и запомнил этот урок на всю жизнь. Жаров подсказал ему образ, который сделает Клюева первой величиной: большого и наглого, но такого обаятельного мужчину, который был близок и понятен всем советским мужчинам и женщинам. Каким часто на сцене и в кино был и сам Жаров.
«Горе от ума» (1977)
Личная жизнь
Первый раз Борис женился, когда учился в «Щепке». С Наташей – симпатичной веснушчатой девчонкой, которая была младше него на два года, он жил в одном доме. Дружба началась ещё в школе, а после армии отношения возобновились, и не только дружеские: Наташа забеременела, и Борис, как честный человек, на ней женился. Но Наташа ревновала мужа к любой юбке, и зачастую повод для ревности и в самом деле был: на Бориса засматривались многие дамы. В 1969-м у Клюевых родился сын Алексей, но семью это не укрепило: жена устраивала скандалы, долго так продолжаться не могло, и вскоре они расстались. Однако жена при разводе поставила условие, что сын останется с ней и видеться с отцом не будет. Когда вскоре Клюев женился снова, мало что изменилось: ревность, скандалы, романы, которые он тщательно скрывал, но шила в мешке не утаишь, тем более, в мире театра и кино, где полно завистников и доброхотов.
«Гроза» (1977)
Викторию Борис встретил в гостях у друзей и влюбился с первого взгляда. Она работала на кафедре физкультуры в институте управления, была замужем, да и сам Борис был в очередных гражданских отношениях. Ему прервать эту связь было просто: собрал вещи и, поцеловав пассию в щёчку, ушёл, а вот Викторию муж не отпускал. Тем не менее, она развода добилась, и в 1975-м они с Борисом поженились. Театр дал им комнату в самом центре Москвы в Леонтьевском переулке. Они переселились в неё и три дня спали на раскладушке. Их счастье омрачало то, что жена из-за полученной в юности спортивной травмы не могла иметь детей.
В кино Клюева снимали много, но в небольших ролях. С таким лицом и статью он мог играть лишь дворян, аристократов и врагов: вряд ли кто-то мог представить его за станком и на тракторе, а в те времена снимали, по большей части, героические или производственные картины. Его герои были, само собой, надменными красавцами, отпетыми прохвостами и мерзавцами.
«Д’Артаньян и три мушкетёра»
Многое изменилось в 1978-м, когда режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич снял первую, 3-серийную часть музыкально-исторической эпопеи про гасконца Д’Артаньяна и трёх его друзей, королевских мушкетёров Атоса, Портоса и Арамиса. Клюеву как и положено, досталась роль коварного врага отважной четвёрки графа Шарля-Сезара де Рошфора, который, как и Д’Артаньян, существовал на самом деле. Многие отговаривали режиссёра, говорили, что Клюев для Рошфора недостаточно демоничен, но Юнгвальд-Хилькевич был неумолим, и оказался прав, как, впрочем, и в выборе всех других актёров. Уроки фехтования актёрам давал Владимир Балон, ещё и игравший Де Жюсака, трюки ставил Николай Ващилин. Когда было возможно, снимали каскадёров, но на крупных планах актёры работали сами, иначе зритель обнаружил бы подмену.
«Д’Артаньян и три мушкетёра» (1979)
Во время съёмок фехтовального поединка с гвардейцами кардинала на лестнице Клюев шпагой выбил зуб Михаилу Боярскому, игравшему Д’Артаньяна. К счастью, других повреждений не было, гримёры вставили гипсовый зуб, и работу продолжили. Фильм имел огромный успех, но самому Клюеву его Рошфор не очень нравился: он полгода учился ездить верхом, а в фильме нет ни одного кадра, где он скачет на лошади. Клюев считал, что режиссёр дал его герою мало экранного времени, и даже немного обиделся. Впрочем, на «Д’Артаньяне» Клюев неплохо заработал, и, заняв половину суммы у друзей, купил свой первый автомобиль – ВАЗ-21011. Когда Портос – Валентин Смирнитский, заработавший, как исполнитель одной из главных ролей, значительно больше, увидел Рошфора за рулём «Жигулей», он просто остолбенел. Клюев вообще любил машины: у него были УАЗ-469 с брезентовым тентом, несколько «Волг» разных и моделей, когда в страну хлынули иномарки – «Мерседесы», и, наконец – дорогущий «Бентли».
«День рождения Терезы» (1980)
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
В 1979-м Игорь Масленников пригласил Клюева в свой сериал про Шерлока Холмса на роль старшего брата главного героя Майкрофта Холмса, и после французского дворянина и авантюриста Рошфора Клюев блестяще сыграл чопорного английского чиновника.
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979-1986)
Клюев всегда одевался элегантно, с некоторой хорошо продуманной небрежностью, но с большим вкусом. Ещё в училище он ходил в ЦУМ, который рядом с театром, выбирал сорочку, записывал цену, а потом копил на неё деньги. За один выход в массовке платили три рубля, и он их откладывал. Когда в более поздние годы в магазинах стали устраивать распродажи, он всегда первым стоял возле бутика итальянской обуви.
«Тем, кто остается жить» (1982)
В 1980 году приятель и коллега по Малому театру Юрий Соломин снял Клюева в небольшой роли секретаря главного героя банкира Джорджа Кэттла в своей дебютной картине «Скандальное происшествие в Брикмилле».
«Михайло Ломоносов» (1984-1986)
«ТАСС уполномочен заявить»
На роль агента ЦРУ и изменника Родины Сергея Дубова по кличке «Трианон» в шпионском детективе Владимира Фокина «ТАСС уполномочен заявить» по роману Юлиана Семёнова, Клюева взяли из-за лица. Прочитав сценарий, он хотел отказаться, но потом решил не изменять своему правилу играть всё, что предлагают. На съёмках он повесил на стену квартиры Дубова портрет отца: надеялся, что он поможет ему. Клюев был очень хорош, и даже вызывал симпатии, но это вышло ему боком: Фокин убрал многие сцены с его участием, а те, которые остались, оглупляли вражеского агента. Например, та, где «Трианон», за несколько минут до этого тщательно и профессионально оглядевший свою квартиру на предмет следов несанкционированного посещения, разбирает шпионскую аппаратуру, не задёрнув шторы, что окончательно убеждает чекистов, наблюдающих из окна напротив в том, что он шпион. В этом фильме режиссёр снял Клюева – «Трианона» в роли сотрудника КГБ беседующего с ювелиром Георгием Кузнецовым, которого играл Георгий Светлани. С первого раза я в чекисте Дубова не разглядел, но после третьего раза смеялся в голос.
«ТАСС уполномочен заявить…» (1984)
В те годы у детворы был очень популярен мультик Анатолия Резникова про интеллигентного кота Леопольда, которому зловредные мыши-гопники кричали: «Леопольд! Выходи, подлый трус!» Когда показывали «ТАСС уполномочен заявить», и никто ещё не знал, кто «Трианон», дети и взрослые кричали: «Трианон!» Выходи, подлый трус!».
«Моонзунд» (1987)
«Отряд специального назначения» (1987)
«Гений»
В комедийном детективе Виктора Сергеева «Гений» Клюев играл роль директора театра Александра Архипова, который был, как бы это сказать, чтобы не навлечь на себя гнев полиции нравов, в общем, не совсем нормальным мужчиной. Что тогда, что сейчас, для того, чтобы сыграть такого персонажа, нужно обладать огромной смелостью: как сказал другой герой фильма, майор милиции Андрей Кузьмин, блистательно сыгранный Юрием Кузнецовым, 121-ю статью УК РСФСР пока никто не отменял. Вероятно, это была первая в советском, да и российском кино роль такого плана, но Клюев умудрился сыграть её так, что все умирали от смеха, и это была настоящая антипропаганда, а многие реплики, которые произнесли милиционеры, он придумал на ходу.
«Гений» (1991)
Проблемы начались на основном месте работы: коллеги в Малом недоумевали, как после этого актёр выйдет на академическую сцену в ролях классического репертуара? Клюева даже предлагали, пока шумиха не утихнет, отстранить от работы. Всё решила звезда театра Элина Быстрицкая: она заявила, что без Клюева на сцену не выйдет. Борис и Элина много играли вместе, и недавно избранный худрук театра Юрий Соломин, поддержал обоих, впрочем, спектаклей с участием Клюева и Быстрицкой стало меньше.
«Графиня де Монсоро» (1997)
О том, что его 24-летний сын Алексей внезапно умер во сне, Клюев узнал в 1993-м, через месяц после трагедии. Он тогда снимался в «Расколе» у Сергея Колосова. Клюев играл небольшую эпизодическую роль великого князя Сергея. Смерть сына, которого он не видел лет 20, буквально раздавила его, и работал он с огромным трудом.
Китай
Развал страны вообще, и коноиндустрии, в частности, подрубил многих актёров, и Клюев исключением не стал. В тяжёлые времена он ходил по «Мосфильму», стучался в двери, на которых были таблички с названиями снимавшихся картин, и спрашивал, нет ли для него какой-нибудь роли? Но однажды в квартире Клюевых раздался телефонный звонок, и на ломаном русском языке его пригласили на съёмки в Пекин: большая историческая лента, солидный гонорар, роль русского генерала Лазотова. Клюев был уверен, что это розыгрыш друзей, знавших, насколько он увлёчён восточной культурой. Он посмеялся и повесил трубку, но «китайцы» были настойчивы, после третьего звонка Клюев подумал, что это не розыгрыш, и согласился. Многосерийный фильм «Диверсанты идут на Алма-Ату». Клюев год провёл в Китае, выучил язык и научился есть палочками.
«Каменская-2» (2002)
Кафедра актёрского мастерства
В 1996-м Александр Муратов пригласил Клюева на роль герцога де Гиза в «Королеву Марго», а через год он играл де Гиза в «Графине де Монсоро», но уже у Владимира Попкова.
«На всякого мудреца довольно простоты» (2008)
Вопрос, кто возглавит кафедру актёрского мастерства в «Щуке» решили быстро и единогласно: конечно, Клюев. В стране уже вовсю бушевал рынок, студенты должны были платить за своё обучение, и когда у кого-то не было денег, Клюев, платил свои. Бывало так, что студент болел, на сцену в массовке выйти не мог, и тогда Клюев, даром, что Народный артист, увешанный наградами, подменял его.
«Воронины»
В 2009-м всегда интеллигентный Клюев внезапно для многих появился на экране в майке и в растянутых трениках в ситкоме «Воронины». Прекрасный актёр, сыгравший до этого множество великолепных ролей в театре и в кино, больше всего прославился в роли пенсионера, бывшего пограничника Николая Воронина. Этой работой Клюев показал, что он может играть кого угодно, даже работягу, что раньше казалось совершенно невозможным. В 2012-м Клюев получил телевизионную премию ТЭФФИ за лучшую мужскую роль в сериале «Воронины» Признаюсь, что ни одной серии этого фильма я не видел.
«Воронины» (2009-2019)
В последние 10 лет Клюев и в театре, и в кино играл много. Всё шло хорошо, он был счастлив с женой, на даче занялся разведением роз. Но в апреле 2018 года у него обнаружили рак лёгких, в том же году он сыграл митрополита Дионисия в фильме Алексея Андрианова «Годунов» – это была его последняя роль в большом кино, через год он в последний раз снялся в «Ворониных». 1 сентября 2020 года Борис Клюев умер у себя дома.
Годунов (2018)
автор: Николай Кузнецов