Актриса дорожила своей репутацией, и, прочитав сценарий, просто говорила, что ей это не подходит, частенько не стесняясь в выражениях, а потому предложений становилось всё меньше – никому не хотелось слышать критику в свой адрес, пусть и справедливую…
Прима
Элина Быстрицкая была одной из самых красивых, аристократичных и таинственных актрис театра и кино.
Детство
Родилась она 4 апреля 1928 года в Киеве. Отец, Авраам Пейсахович, был военврачом, мать, Эсфирь Исааковна, работала в госпитале поваром. Элине, казалось, на роду было написано стать врачом, и к тому всё шло, но на проторённом пути встал театр. Сначала это был детский театр, который обустроили в родном доме в Киеве прямо на лестнице. Чаще всего ставили «Чапаева». Тогда и пришла к Элине мечта о театре и кино. Перед самой войной отца назначили заведующим санэпидстанцией на Черниговщине, и семья переехала в Нежин.
В июне 1941-го отец ушёл на фронт, а семья эвакуировалась в Астрахань, где 13-летняя Элина попросилась санитаркой в военный госпиталь. Её взяли, и скидки на возраст никто не делал, и ей, девочке-подростку приходилось наравне с санитарами мужиками и взрослыми женщинами перетаскивать раненых. Такие непомерные нагрузки, плюс голод и холод привели к тому, что Элина навсегда лишилась возможности иметь своих детей.
В 1944-м с фронта пришёл отец, и семейство вернулось в освобождённый Нежин. В 1945-м Элина пошла учиться в двухгодичную медицинскую школу. В 1947-м отца перевели на службу в Группу советских оккупационных войск в Германии. Семья жила в Дрездене, почти до основания разрушенный союзническими бомбардировками. После окончания срока загранслужбы Авраама Пейсаховича перевели в Вильнюс, а Элина с сестрой Софьей, которая была на девять лет младше, снова уехали в Нежин. Страна никогда бы не узнала кинозвезду Быстрицкую, если бы не трагический случай: на её глазах умер пациент от аллергической реакции на наркоз. Это так потрясло Элину, что она решила уйти из медицины, и принялась уговаривать родителей, чтобы ей позволили поступить в театральный ВУЗ, но они были категорически против.
Театральный ВУЗ
Элина поддалась уговорам отца, и поступила на филологический факультет Нежинского пединститута, но мысли о сцене её не оставляли, и она взялась руководить институтским балетным кружком. Надолго она в институте не задержалась, через год уехала в Киев, и поступила в институт театрального искусства. Яркая, красивая, она с однокурсниками держалась подчёркнуто строго, и её прозвали «Синим чулком». Красота Элине не столько помогала, сколько мешала. В январе 1953-го её чуть не выгнали из института и не исключили из комсомола, за, якобы, хулиганский поступок. А она просто отвесила оплеуху назойливому ухажёру. Элина прошагала 15 километров пешком до дачи руководителя курса Леонида Олейника, который и спас её от больших проблем.
Первые шаги в кино
Вскоре Элину пригласили на первые в её жизни кинопробы на картину «Тарас Шевченко». Дебютантке дали крошечную роль горничной графини Потоцкой, которую играла сама Марина Ладынина. Эпизоды с Ладыниной потом сильно покромсали, а вместе с ней вырезали и Быстрицкую – в титрах её нет вовсе, а на экране она мелькает где-то в массовке. Чуть позже Браун позвал её в картину «В мирные дни», где Быстрицкая, по иронии судьбы, играла доктора.
В Киеве студентка Быстрицкая влюбилась в своего почти ровесника, будущую «звезду», а тогда никому не известного Кирилла Лаврова, артиста театра им. Леси Украинки. Роман, однако, был не долгим, а после Быстрицкая прекратила общение с Лавровым, посчитав, что он ей изменил.
«Неоконченная повесть»
После окончания института в сентябре 1953-го Быстрицкую зачислили в штат Вильнюсского театра, где она сыграла несколько ярких ролей, а её Алёнушку из «Аленького цветочка» хвалила местная пресса. Когда театр приехал на гастроли в Ленинград, режиссёр Фридрих Эрмлер пригласил. Быстрицкую в свою картину «Неоконченная повесть», и ей снова пришлось вспомнить о первой профессии. История любви участкового врача и прикованного к постели главного конструктора крупного завода, тут же стала популярной – картину посмотрели около 47 млн. зрителей. Эта роль принесла Быстрицкой всесоюзную известность, газета «Советская культура» назвала её лучшей актрисой года. (Журнал «Советский экран», который выстраивал подобные рейтинги, в 1941-1957 годах не выходил). После выхода картины девушки валом повалили в медицинские институты и училища. За границей фильм тоже показали, и игра Быстрицкой вызвала восторг у зрителей и критиков.
Однако никто не подозревал, что Быстрицкая и исполнитель другой главной роли Сергей Бондарчук, игравшие нежность и любовь, в реальности друг друга терпеть не могут. Началось всё на съёмках «Тараса Шевченко», где Бондарчук, игравший Шевченко, в присутствии съёмочной группы обидел юную Элину. Она, не забыла и не простила. На площадке «Неоконченной повести» Бондарчук вновь обидел Быстрицкую, и актриса заявила, что уходит с картины. К тому времени отсняли уже много материала, и режиссёр нашёл компромисс: Быстрицкая и Бондарчук играли по отдельности. У них вообще в этом фильме очень мало общих кадров.
Москва
Быстрицкая мечтала о Малом театре. Через три года судьба свела её с Фаиной Раневской, и та порекомендовала актрису в труппу театра им. Пушкина, где играла сама. Быстрицкая долго не раздумывала, и переехала в столицу, где у неё не было ни жилья, ни друзей. За два года Быстрицкая не сыграла ни одной большой роли.
«Тихий Дон»
В 1955-м режиссёр Сергей Герасимов начинал работу над эпическим полотном «Тихий Дон». Быстрицкая, давно мечтавшая о роли Аксиньи, раздобыла домашний телефон маститого режиссёра, позвонила ему, и попросилась на кинопробы. Герасимов уже видел Быстрицкую в кино, и согласился. Одной из претенденток была Нона Мордюкова, которой Герасимов отдавал предпочтение. Но Быстрицкую увидел Шолохов, и убедил Герасимова снимать именно её. Мордюкова очень обиделась, но не на Герасимова, а на Быстрицкую, которая была совсем ни при чём.
Быстрицкая готова была на всё, лишь бы стать, если и не Аксиньей, то, хотя бы, её правдивым подобием. Она стирала, чтобы огрубели ухоженные руки, училась носить воду на коромысле, покачивая бёдрами, чтобы не только на экране, но и в жизни казаки не могли отвести взгляд. Она, тонкая и изящная, заметно располнела, прибавив в весе килограмм 15, а для этого ей приходилось есть сметану и пироги, которых она не любила.
Григория Мелехова играл Пётр Глебов, которому в момент начала съёмок было 40 лет, но он был совсем не известен. Герасимов заметил его в массовке. Сама Быстрицкая поначалу отнеслась к Глебову настороженно – он был не таким, как она представляла себе Мелехова. Постепенно Быстрицкая узнавала своего партнёра, отношение менялось в лучшую сторону, Быстрицкая признала большое самобытное дарование Глебова.
В 2015 году Сергей Урсуляк снял свой «Тихий дон». В общем и целом фильм мне понравился, хотя, на мой взгляд, там много лишней музыки и природы. Но вот исполнителей главных ролей – Евгения Ткачука и Полину Чернышову – я никак принять не могу: перед глазами, помимо моей воли, встают совсем другие Григорий и Аксинья – Глебов и Быстрицкая.
Брак
Герасимов снимал свой фильм три года. Играя страстную любовь на работе, в жизни Быстрицкая оставалась одинока, пока однажды не встретила Николая Кузьминского, крупного чиновника Минвнешторга СССР. Он был красив, импозантен, щедр, прекрасно образован, и элегантно одет, знал языки. Предложение выйти замуж Элина получила на четвёртый день знакомства, и согласилась. Поженились они в 1958, муж был на 13 лет старше Элины, и она была его третьей женой, а у Быстрицкой это был единственный брак. В театре, где служила Быстрицкая, судачили, что муж её – чуть ли не помощник сначала Хрущёва, потом – Брежнева, иначе откуда у Быстрицкой роскошная квартира, домработница, личный косметолог, и наряды из Европы. Вместе они прожили 27 лет, и развелись в 1985 году, когда Элина узнала об изменах мужа.
После развода её личная жизнь отошла на дальний план, но Быстрицкая одинокой себя не считала – недостатка в друзьях обоих полов она не испытывала. Она была прекрасным кулинаром и кондитером, любила готовить и потчевать гостей. Материнские чувства отдала племянникам – детям сестры Софьи Шегельман.
«Тихий Дон» сделал Быстрицкую любимицей советских зрителей – её долгое время так и называли Аксиньей, а фильм в 1958 году стал лидером проката. Быстрицкую стали узнавать на улицах и в транспорте, ей слали письма со всего Союза. В одном письме 30 казачьих старейшин с Дона просили Быстрицкую сменить фамилию, и называться Донской. Быстрицкая от предложения, как могла, вежливо, отказалась, но звание «Почётной казачки» всю жизнь считала едва ли не высшей своей наградой.
Малый театр и «Добровольцы»
Но если успех её в кино был безусловным, то в театре всё складывалось не так удачно, и в Малый театр её пока не приглашали. Тогда она пошла туда сама. После просмотра её в штат сразу не зачислили, а предложили работать по договору. Она согласилась, и доказала, что может быть актрисой Малого. Её приход в Малый театр в 1958-м совпал с выходом фильма «Добровольцы» по одноимённому роману в стихах Евгения Долматовского. Быстрицкая играла метростроевку Лёлю Теплову. Режиссёр Юрий Егоров не сразу разглядел в Быстрицкой Лёлю, но она так хотела сыграть в картине, что готова была отрезать свои шикарные длинные волосы – в то время комсомолки носили короткие стрижки. Но, к счастью, делать этого не пришлось – волосы спрятали под платок, поскольку так тоже носили, а в некоторых сценах видны длинные косы Быстрицкой. Фильм получился замечательный, пронзительный и, даже по прошествии стольких лет, совсем не пафосный, а страстный монолог Лёли на комсомольском собрании в защиту своего мужа Кайтанова, до сих пор до мурашек пробирает.
За первые шесть лет в Малом театре Быстрицкая сыграла 12 ролей. Но успеха только на театральных подмостках ей было мало – она хотела сыграть в кино Анну Каренину. В то время режиссёр Александр Зархи как раз готовился к съёмкам этой картины. Но на главную роль он выбрал Татьяну Самойлову, и Быстрицкую на пробы даже не пригласил. Она восприняла это довольно болезненно.
Потом был большой перерыв, и Быстрицкой полтора года в театре не дали ни одной роли. Для многих она была очень неудобным человеком – не терпела «сплетен в виде версий», и прямо в лицо говорила то, что думает. Как-то корифей театра Игорь Ильинский, который ставил «Мадам Бовари», и на главную роль взял свою жену Татьяну Еремееву. Быстрицкая возмутилась, и отношения с Ильинским испортились навсегда, а ролей из-за характера становилось всё меньше.
США
В начале 60-х, когда отношения между СССР и США ненадолго потеплели, Быстрицкая вместе с другими именитыми актёрами поехала в Америку на Неделю советского кино. Делегацию из Страны Советов в Белом доме принимала супруга президента Мейми Эйзенхауэр. Неделя прошла с большим успехом. Быстрицкой даже предложили фотосессию для журнала «Америка», но она отказалась –бдительность была в крови у любого советского человека. Несколько раз её и впрямь предостерегали, а иногда и прямо не отпускали на съёмки за рубеж – негоже члену КПСС и почётной казачке работать в их шоу-бизнесе.
Пропала из кино
После 1967 года Быстрицкая словно пропала из кино – за 23 года она не сыграла ни в одном фильме. Виной тому не только её характер, но и дотошность и щепетильность – актриса дорожила своей репутацией, и, прочитав сценарий, просто говорила, что ей это не подходит, частенько не стесняясь в выражениях, а потому предложений становилось всё меньше – никому не хотелось слышать критику в свой адрес, пусть и справедливую.
Зато в Малом она стала настоящей примой – за 50 лет она сыграла в тридцати постановках. Публика была от неё без ума, люди шли «на Быстрицкую», и сдавали билеты, когда узнавали, что её заменили, а вот с коллегами отношения были исключительно рабочими, она ни с кем в театре не сближалась. Работать с ней было сложно – она предлагала свои идеи, по-своему трактовала персонажи, сцены и диалоги, спорила с режиссёрами.
Особенно непростые отношения сложились у Быстрицкой с главным режиссёром Малого театра Борисом Равенских. Всё началось ещё в 1960-м в театре им. Пушкина. Быстрицкой казалось, что Ровенских сам не понимает, что от неё хочет, и придирается к ней по любому поводу, но чаще без всякого повода. Поговаривали, что Быстрицкая отвергла ухаживания Ровенских, и он ей мстил. Сложно было ужиться Быстрицкой и с другой яркой звездой Малого театра Руфиной Нифонтовой – они соперничали, могли годами не здороваться, но внезапную смерть соперницы в 1994 году в возрасте 63 лет, Быстрицкая переживала, как настоящую личную трагедию.
Художественная гимнастика
Тогда же Быстрицкая неожиданно возглавила советскую Федерацию художественной гимнастики – её пригласили на тренировочный сбор в Новогорске – с девчонками поговорить, ответить на их вопросы. Быстрицкая задержалась в гимнастике на 17 лет. Административной работой она не занималась, выполняя лишь представительские функции, была лицом советской художественной гимнастики, но это не была роль свадебного генерала. Именно она пришла в Госкомспорт СССР с предложением включить художественную гимнастику в олимпийскую программу, и своего добилась: в 1984 году этот вид спорта дебютировал на Олимпиаде в Лос-Анджелесе, но советские спортсменки, будучи безоговорочными фаворитками, из-за бойкота в США не поехали.
«Случайный вальс»
В 1985-м, к сорокалетию победы Театр эстрады пригласил Быстрицкую в постановку «Случайный вальс» по книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Быстрицкая не только сыграла, но и запела. Петь она любила всегда, но с оркестром сделала это впервые.
После долгого перерыва Быстрицкая снялась в восьми проходных картинах, названия которых и не вспомнишь. Последней её ролью в театре стала леди Китти в спектакле «Любовный круг» по пьесе Сомерсета Моэма. Режиссёр Андрей Житинкин недавно пришёл в театр, и не подозревал обо всех закулисных перипетиях. Он настоял, чтобы эту роль играла именно Быстрицкая. Зная прямолинейность актрисы, в труппе были уверены, что премьеры не состоится, что Быстрицкая будет спорить, доказывать, и до последнего стоять на своём. Но скандала не случилось, и премьера спектакля с Быстрицкой состоялась.
Житинкин начал готовить постановку «Пиковой дамы». Быстрицкая очень хотела играть, но ей уже было трудно двигаться на сцене – болели суставы. Режиссёр и актриса до мелочей продумывали все движения, чтобы до минимума свести ходьбу. До премьеры в 2012 году оставались считанные месяцы. Малый театр выпустил традиционный новогодний календарь, где, по мнению Быстрицкой, её было меньше, чем она заслуживает. Она обиделась, и не завершив репетиции, от души хлопнула дверью, отправилась «в академический отпуск». В театре поняли, что она уже не вернётся, и роль графини отдали Вере Васильевой.
В 2010-м, когда ей было уже за 80, Быстрицкая, всё-таки, стала выступать в концертах, пела военные песни и романсы. Она не стеснялась выходить на сцену с тросточкой, а когда стало совсем тяжело, пела только одну песню, и после этого её уводили со сцены.
В 2017 у актрисы обнаружили атеросклеротическую болезнь сердца. В Израиле ей готовы были сделать операцию, но московские врачи запретили лететь – слишком жарко, и сердце может не выдержать перелёта. 26 апреля 2019-го в возрасте 91 год Элина Быстрицкая скончалась. Она обладала тайной, которую не раскрыла никому.
автор: Николай Кузнецов