Награда за мужество: хорошо, что не посадили

Эта удивительная история связана с российской антарктической научной станцией «Восток». Она единственная в своем роде и благополучно работает и поныне. От Южного полюса до неё – более 1200 км. От известной станции «Мирный» – около 1400 км. От ближайшего морского побережья – 1260 км. Как шутят полярники, здесь 12 месяцев зима, остальное лето. Зима – с мая по сентябрь. В это время года сюда добраться категорически невозможно. Все необходимые грузы доставляются либо самолетами, либо поездом состоящим из саней и гусеничных машин-вездеходов. Так что, если что-то случится нештатное, на помощь рассчитывать было бесполезно.

Награда за мужество: хорошо, что не посадили

На ст. «Восток» был разреженный воздух и очень низкие температуры. Это соответствовало показателям высокогорья. Представители советской космической медицины отрабатывали здесь свои задачи. У некоторой категории людей в таких условиях может возникнуть заболевание – «горная болезнь». Заболевший может погибнуть, если своевременно не принять соответствующие меры.

В марте 1982 г. на ст. «Восток» приступила к работе новая смена полярников – двадцать седьмая экспедиция. И тут же – ЧП. Заболел «горною болезнью» механик. Так как была еще возможность больного отправили самолетом на «большую землю». Но не прошло и месяца как «горной болезнью» заболел еще один полярник. Но никакому транспорту добраться до станции не представлялось возможным из-за экстремально низкой температуры – минус 70 градусов. Впереди восемь месяцев жуткой зимы. Казалось трагедии не избежать.

При -70 градусов бензин не может попасть в мотор, потому что становится слишком вязким. Никто, никогда, никуда при таком ужасном морозе, не летал. Решился рискнуть командир борта №41808 арктической авиации Евгений Кравченко и начал набор добровольцев с «билетом» в один конец. Самолет расконсервировали, его уже подготовили к зимовке, начали подготовку к непредсказуемому полету.

Летчики прекрасно знали на что шли. Они нарушали все правила, инструкции, наставления касательно полетов на этих широтах. Они также понимали, что спасти человека от гибели могут только они и никто другой. Кравченко попросил местное руководство не сообщать о незаконном и смертельно опасном полете в Москву – дело подсудное –5 лет заключения.

Награда за мужество: хорошо, что не посадили

ВПП и снег при низких температурах как наждачка. Зимой у самолетов вместо колес лыжи, которые при посадке очень сильно нагреваются и при резкой остановки самолета намертво примерзают к полосе. Танком не отдерёшь.

Кравченко также знал, что если температура на станции не повысится до минус шестьдесят приземлиться будет невозможно. Сесть сядет, но взлететь не сможет. При такой температуре моторы тянут еле-еле, вот-вот заглохнут, а это конец. Так и летели к ст. «Восток».

Награда за мужество: хорошо, что не посадили

Приближаясь к станции поинтересовались, температурой – она составляла минус шестьдесят. Это было приемлемо. Командир решил идти на посадку.

Только через тридцать лет доктор Максимов, работавший на станции, признался, что сознательно завысил температуру, чтобы летчики сели и забрали тяжелобольного.

Самолет грузно приземлился. Надо было максимально быстро загрузить больного на носилках в самолет, чтобы лыжи не успели примерзнуть к полосе. Это был вопрос жизни и…

Награда за мужество: хорошо, что не посадили

Жалобно заурчали двигатели. Самолет неуверенно бежал по ВПП и никак не мог набрать высоту. Недалече уже виден конец взлетной полосы, а это неминуемая гибель. Экипаж замер. В кабине мертвая тишина. Но произошло чудо – самолет с трудом оторвался от ВПП. Евгений медленно набирал высоту, резкие движения делать было нельзя – это могло отрицательно подействовать на больного. Слава богу, все закончилось благополучно. При минус 70 на ст. «Восток» больше никто и никогда не летал. Никого из экипажа не посадили. Победителей не судят.

автор: Борис Ляшко

AesliB