Василий Ливанов тяжело переживал кражу и предательство друга, и практически прервал с ним отношения. Кончаловский по прошествии многих лет извинялся, Ливанов его простил, но доверие ушло навсегда, а без доверия – какая дружба?
Джентльмен
Заметные роли у актёра Василия Ливанова были и раньше, но широкий зритель обратил внимание сначала на его необычный слегка надтреснутый голос за кадром, когда в мультфильме этим голосом заговорил Карлсон, а потом – Крокодил Гена. В 40 лет он был императором Николаем I, который был на десять лет его младше, в 44 – всесоюзным, а, возможно, и всемирным денди лондонским Шерлоком Холмсом, который возраста вообще не имел, как и сам Василий Ливанов.
Детство
Василий Ливанов родился 19 июля 1935 года в Москве. Отец, Борис Николаевич, был народным артистом СССР, играл во МХАТе, много снимался в кино. Мать Евгения Казимировна происходила из старинного польского дворянского рода Правдзиц-Филиповичей. С раннего детства Вася видел таких звёзд культуры, как Александр Довженко, Борис Пастернак, Василий Качалов, Николай Черкасов и многие другие. И не просто видел, но и слышал, сидел у них на коленях, и мог запросто перекинуться с ними парой слов.
Самым большим примером в жизни Василия, и его самой главной легендой был отец. Знаменит он был не только своими ролями в театре и кино, но и тем, что всегда и везде говорил правду, и прекрасным чувством юмора. Как-то Сталин на кремлёвском банкете спросил Бориса Николаевича, лауреата нескольких премий имени себя, почему тот не вступает в партию? Актёр ответил, что очень любит свои недостатки. Вождю шутка очень понравилась. Василий, как и отец, званий и премий никогда не просил – заслуженного артиста РСФСР ему, скрепя сердце, дали в 46 лет.
Крутой характер в семье актёра передавался генетически от предков – казаков, которые сплавляли лес по ливе – волжскому быстрому течению после половодья. Отсюда и фамилия – Ливанов. Актёрская династия пошла от деда Николая Александровича, который 18-летним юношей покинул родную станицу, и ушёл в актёры. Долгое время он играл в провинциальных театрах – они давали ему больше свободы, чем столичные и московские. Он объездил всю Россию, перевозя с собой свой сундук со сценическими костюмами. До 14 лет именно он растил внука Васю, характер воспитывал, учил, что нужно уметь проигрывать, тогда и победы придут. Сначала это правило применялось в шашках, а потом пригодилось и в суровых послевоенных московских подворотнях, где шпанистому отроку Васе приходилось каждый день, как пел Высоцкий, толковищу вести до кровянки. Многие его друзья-товарищи были затянуты в криминальный мир, и, по Высоцкому, кончили стенкой, кажется. Ливанов вовремя понял, что в кирзовых прохорях и кепочке-шестиклинке жизнь не построишь, и, как знать, может, это озарение уберегло его от больших неприятностей. Ливанов стал серьёзно занимался боксом, который – снова Высоцкий – не драка, а спорт отважных и т.д., и, если бы не проявившаяся в 16 лет близорукость, вполне мог рассчитывать на успешную спортивную карьеру.
Выбор профессии
От актёрской профессии отец Василия отговаривал – боялся, что пойдёт сын по этой стезе, а потом окажется, что нет у него таланта. Мальчика учили живописи, ведь по материнской линии все были художниками и фотографами. Но всё же Василий незаметно лицедействовал в жизни: в 7 лет он разыграл милиционера, изобразив из себя лилипута, и проник на взрослый спектакль. Но осознание, что он хочет стать актёром, пришло позже. Он окончил московскую среднюю художественную школу, сдал экзамены в Суриковский институт, и вдруг понял, что без актёрства не проживёт. Отец был ведущим артистом МХАТа, поэтому в школу-студию при этом театре Васили не пошёл принципиально, а отнёс документы в Щукинское училище при театре им. Вахтангова. Экзамены уже закончились, но ему повезло – осталось одно свободное место, и его взяли, ничего не заподозрив – мало ли на земле Ливановых.
Когда Василий признался отцу, что поступил в «Щуку», Ливанов-старший тут же позвонил своему другу вахтанговскому главрежу Рубену Симонову с просьбой лично прослушать сына, и если настоящих способностей у того нет, гнать в шею. Симонов и несколько ведущих актёров театра часа полтора гоняли Василия по русской поэзии, потом сказали: «Спасибо! До свидания!», и абитуриент в полном недоумении поехал домой. Там отец сказал ему, что звонил Рубен, и что сын на правильном пути. Так началась актёрская карьера Василия Ливанова.
После окончания в 1958 году училища Василия приняли в театр им. Вахтангова – об этом мечтают все выпускники «Щуки». Но вскоре Ливанов оттуда ушёл – ему надоело каждый вечер выходить в массовке, а ждать хороших ролей он не захотел. К тому же, его звали в кино – вахтанговского фильма-спектакля «Город на заре» по пьесе Алексея Арбузова, где Ливанова даже не указали в титрах, настолько крошечной была роль, ему было мало.
Первые роли в фильмах
В год окончания училища маститый режиссёр Михаил Калатозов позвал Ливанова в свой фильм «Неотправленное письмо». Во время съёмок Ливанову пришлось часами мёрзнуть в туристической палатке, разбитой в настоящей тайге, и кричать на настоящем пронизывающем ветру – Калатозов добивался абсолютной достоверности. Дублей было много, актёр сорвал голос, доктора приказали ему пару недель молчать, и всё нормализуется. Спустя некоторое время голос, как и предсказывали врачи, вернулся, но это был уже совсем другой голос – в нём появилась та самая «трещинка». Ливанов решил, что карьера его закончилась, но оказалось, что он не голос сорвал, а джек-пот – такого голоса в отечественном кино не было, и нет больше ни у кого.
После «Неотправленного письма» за Ливановым закрепился новый для кинематографа типаж – героический очкарик-интеллигент. Режиссёры с удовольствием играли на контрасте – вроде бы, нелепый «ботаник», но может без дублёра постоять за себя. В этом амплуа, да ещё с необычным тембром голоса Ливанов стал очень популярен. Когда на экраны вышел фильм режиссёра Алексея Сахарова «Коллеги» по одноимённой повести Василия Аксёнова, где Ливанов сыграл роль начинающего врача Саши Зеленина, таксисты готовы были отвезти его куда угодно совершенно бесплатно. Впрочем, судьба фильма была незавидной, чему в немалой степени способствовала общественная позиция автора повести.
Ливанов мог запросто эксплуатировать удачный типаж, и жить припеваючи, кочуя из картины в картину, но после «Коллег» он в очках на экране больше ни разу не появился – не захотел на всю жизнь стать заложником одного образа, иначе его ждала участь Шурика – прекрасного Александра Демьяненко.
«Андрей Рублёв»
В 1960 году после поездки в Суздаль Ливанов задумал снять фильм про Андрея Рублёва, а главную роль взять себе, считая, что внешне похож на русского иконописца. Свою идею Ливанов рассказал другу детства Андрею Кончаловскому, который к тому времени снял один фильм «Мальчик и голубь», и кинорежиссёру Андрею Тарковскому, в активе которого было уже четыре картины. Обоим идея очень понравилась, и они условились, что, когда Ливанов вернётся со съёмок, все трое напишут сценарий. Но два Андрея слово нарушили, написали сценарий сами, и в 1964 году Тарковский начал работу над картиной без Ливанова – на главную роль он взял мало кому известного Анатолия Солоницына. Многое из того, что предлагал Ливанов, в картину не попало, тональность изменилась, и автор идеи до сих пор фильм не признаёт. Ливанов тяжело переживал кражу и предательство друга, и практически прервал с ним отношения. Кончаловский по прошествии многих лет извинялся, Ливанов его простил, но доверие ушло навсегда, а без доверия – какая дружба?
Мультики
В середине 60-х Ливанов пошёл учиться на режиссёра, чтобы вообще не становиться заложником актёрской профессии. Его мастером на высших курсах сценаристов и режиссёров был великий Михаил Ромм. Правда, режиссёрским дипломом Ливанова неожиданно стала не кинолента, а мультфильм «Самый, самый, самый, самый» по написанной им самим сказке. Главным героем был львёнок, который потом вырос в большого льва. Мультик получил диплом с отличием.
Мультипликация понравилась Ливанову, и он снял знаменитый музыкальный мультфильм «По следам бременских музыкантов». В мультфильмах прижился и совершенно особенный голос Ливанова – он и удава озвучивал, и крокодила Гену, и Кота в сапогах, и Карлсона, и Громозеку, и много других мультяшных персонажей, от которых детвора была без ума. Ливанов сам снял 4 и озвучил почти 70 мультфильмов – вероятно, это мировой рекорд.
На «Союзмультфильме» Ливанов проработал 7 лет. Как-то он увидел длинноногую девушку, и сразу понял, что женится на ней. Девушка Елена работала художником-мультипликатором, она и в самом деле стала второй женой Ливанова и с разницей в 10 лет родила двоих сыновей – Бориса и Николая. Одного назвали в честь отца, другого – в честь деда. В тот период Ливанов разводился с первой супругой Алиной, своей юношеской любовью, с которой у него был общая дочь Анастасия. Брак продлился 12 лет, но сохранить семью не удалось – слишком разными были профессорская дочь и потомственный лицедей. Зато со второй женой Ливанов прожил полвека.
Холмс
В 1975-м на экраны вышел фильм Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», в котором Ливанов сыграл Николая I, а спустя два года состоялась судьбоносная для обоих встреча с Игорем Масленниковым. Сначала Ливанов сыграл рыцаря Бенедиктуса в его картине «Ярославна, королева Франции». Конные сцены Ливанов работал без дублёра – в юности он подрабатывал табунщиком на конезаводе, который находился рядом с дачей, и хорошо держаться в седле.
После роли Бенедиктуса Масленников предложил Ливанову играть Шерлока Холмса, однако самая звёздная роль Ливанова могла и не состояться – худсовет «Ленфильма» актёра долго не утверждал. Пробовали Сергея Юрского, Александра Кайдановского и Олега Янковского, но Маслеников настаивал, чтобы Холмсом был Ливанов, и своего добился. С доктором Ватсоном было сложнее – нужно было найти актёра, который бы гармонично смотрелся с ярким Ливановым, на фоне которого Ватсон не должен был потеряться. Пробовали Александра Калягина, Олега Басилашвили, Юрий Богатырёв и Леонид Куравлёв. Но всё было как-то не так, пока не пришёл Виталий Соломин.
Говорят, что даже после великолепного Бенедикта Кембербэтча, англичане считают Ливанова лучшим Холмсом всех времён. Не даром же 20 февраля 2006 года он стал Почётным членом ордена Британской империи. Однако Ливанов больше никогда не играл ни сыщиков, ни джентльменов – он, как и после «Неотправленного письма», не стал тиражировать успешный образ.
Играть много лет английского рафинированного джентльмена с Бейкер стрит было для Ливанова личным вызовом. Бешенный темперамент актёра никак не соответствовал сдержанности Холмса. Всю жизнь он говорит то, что думает, не прощает ошибок и предательства, а при необходимости может вспомнить и своё боксёрское прошлое. Это принимают не все, не редки конфликты, из-за которых уходят роли. Но таков уж его ливановский семейный характер.
Виталий Соломин
Ливанов убеждён, что сыграть дружбу на экране невозможно, она, либо есть, либо её нет. Ливанов ставит дружбу выше любви, ведь любовь может быть без взаимности, а дружбы без взаимности не бывает, дружба, как поёт Олег Митяев – это круглосуточно, хоть пожар, хоть урожай, это чувство не рассудочно. С Соломиным Ливанов дружил и в жизни, и в кино – Виталий Мефодьевич стал его творческой половиной. Внезапный уход из жизни друга в 2002 году стал для Ливанова тяжелейшим потрясением.
Своеобразным продолжением Холмса стало создание Ливановым, Соломиным и отцом Максима Максимовича Штирлица Юлианом Семёновым антрепризного театра «Детектив». Так, почти через 30 лет после ухода из театра им. Вахтангова, Ливанов вернулся на театральные подмостки, правда, уже в качестве режиссёра и художественного руководителя. Ливанов сильно рисковал, поставив пьесу, которая, фактически, ниспровергала всесильного главу НКВД Лаврентия Берия, которого играл Сергей Шакуров. Неожиданное закрытие театра Ливанов связывает с этим спектаклем, считает, что ему не простили очевидных параллелей с современностью. А, может, и нет никакой конспирологии, и всё проще и циничнее: кому-то приглянулось помещение в самом центре Москвы, какой уж тут театр…
Режиссёр
Когда «Детектив» закрыли, Ливанов вернулся в кино – в 1997 году вышел его первый режиссёрский художественный фильм «Дон Кихот возвращается». В этом проекте Ливанов присутствует сразу в трёх ипостасях – он сценарист, режиссёр и продюсер картины – новую для себя профессию актёр освоил к 60-летнему юбилею. Времена были тяжёлые, денег на картину не было, но Ливанов решил и эту проблему.
В сценарии и на экране Ливанов создал героя, который совсем не похож на привычно всем идеального идальго. Леванов вообще любит разрушать стереотипы. Он показал трагедию никчемного человека, который гоняет по полям за кроликами, читает рыцарские романы, и при этом хочет объяснить людям, как им жить. В этом фильме Ливанов снял своего старшего сына Бориса.
Сын Борис
В отличие от своих родителей Василий Борисович актёрской судьбы для сына хотел – в детстве тот снялся в одной серии «Холмса», потом учился в двух театральных училищах, но ни одно не окончил. В 2009-м в Бориса обвинили в убийстве человека. Отец мужественно держал удар, сына не оправдывал, но добивался объективного расследования. Переживания, бессонные ночи, разговоры со следователями и адвокатами здоровья не прибавляли. Бориса признали виновным в причинении тяжкого вреда здоровью, повлекших по неосторожности смерть человека, и на 8 лет отправили в лагерь. Отец ждал сына, и всё это время вместе с женой воспитывал внучку Еву, дочь Бориса от первого брака. В 2014-м, отбыв 2/3 срока, Борис был условно-досрочно освобождён, и вернулся домой. Сейчас он занят творчеством, и вселяет в отца надежды на продолжение актёрской династии Ливановых.
Медный всадник
Настал момент, когда Ливанову больше хотелось говорить с собой и бумагой, тем более, что появилась идея сценария, который он просто не мог не написать. Помимо творчества, у Ливанова был и другой побудительный мотив. Несколько лет назад он прочёл в газете статью одного педагога о Высших режиссёрских курсах в Санкт-Петербурге. На эти курсы принимали только людей с высшим образованием. Одного из будущих сценаристов спросили, что за скульптурная композиция установлена на Сенатской площади? Кто сидит на коне? И абитуриент, выросший в Ленинграде, сказал, что генерал Скобелев. Ливанова это просто потрясло, и он решил снять картину про Медного всадника, чтобы молодёжь узнала, не только кто вздыбил коня на Сенатской площади, но и какая захватывающая история предшествовала появлению этого монумента.
Фильм «Медный всадник России» вышел в 2019 году. В работе над картиной участвовала вся семья – жена Елена создавала костюмы и интерьеры, младший сын Николай стал директором картины, в эпизодической роли дебютировала внучка Ева, старший сын Борис, как его дед и тёзка в 1953-м, сыграл графа Потёмкина.
Много лет назад плотник, строивший любимый дом Ливановых, сказал мальчугану, который с интересом наблюдал за работой: «Вася, живи вместе с жизнью. Не спеши – беду догонишь, и не мешкай – беда догонит». Этому завету простого работяги Василий Борисович следует больше 80-ти лет.
автор: Николай Кузнецов