Попадать в плен было нельзя: лётчиков расстреливали сразу, а семью отправляли в концлагерь…
Он не вернулся из боя…
Во время Великой Отечественной войны в Красной Армии сражались с общим врагом части, сформированные из граждан других стран. Первым иностранцем, удостоенным звания Героя Советского Союза, стал чех Отакар Ярош, погибший в первом бою 8 марта 1943 года. Была польская дивизия им. Тадеуша Костюшко, участвовавшая в освобождении Варшавы и штурме Берлина. Но, пожалуй, самой известной воинской частью, воевавшей на Восточном фронте, была эскадрилья французских лётчиков, на основе которой позднее был сформирован 18-й гвардейский истребительный полк «Нормандия», получивший почётное наименование «Неманский». В полку воевало 92 лётчика, 42 из них погибли, четыре француза стали Героями Советского Союза. Французские пилоты, добравшиеся до Советского Союза, рисковали не только собственными жизнями, но и своими родными и близкими, оставшимися в оккупированной немцами Французской республике и на территории Вишистской Франции. Первым командиром полка был майор Жан-Луи Тюлян. Бытует поверье, что если человека похоронили ошибочно, жить он будет долго. Жан-Луи однажды похоронили раньше времени, но он погиб молодым – ему был всего 30.
![Командир истребительной эскадрильи «Нормандия» майор Жан-Луи Тюлян: биография, карьера в авиации и личная жизнь](https://aeslib.ru/wp-content/uploads/2025/02/2ml8-7vvu_u.jpg)
Детство и юность
Жан-Луи родился 27 ноября 1912 года в семье военного: отец и два его брата сражались на полях Первой мировой. Отец участвовал в создании ВВС Югославии и погиб при перегоне самолёта. Сын пошёл по его стопам: после гимназии он окончил популярное в ту пору во Франции основанное ещё Наполеоном общевойсковое военное училище Сен-Сир, после чего прошёл полный курс лётной школы в Версале, где преподаватели называли его лётчиком божьей милостью. В училище Тюлян получил специальность пилота бомбардировщика, но психологически он был истребителем, страстно любил скорость и манёвр, и писал рапорты о переводе в истребительную авиацию. Долгое время рапорты оставляли без внимания, однако Тюлян был настойчив, и своего добился: в апреле 1937 года его перевели в 3-ю истребительную эскадру. После первых же тренировочных вылетов стало ясно, что одного желания быть истребителем мало, что нужно переучиваться, и Тюляна направили в лётную школу Салон-де-Прованс. Пройдя за три месяца двухгодичный курс, Тюлян получил должность инструктора лётного мастерства и высшего пилотажа в этой школе.
Франция проиграла сражение, но она не проиграла войну
Когда началась Вторая мировая война, капитан Тюлян служил во французских колониальных владениях в 574-й истребительной эскадрилье, которая базировалась в городке Эль-Айн в Тунисе. В составе эскадрильи было звено ночных истребителей, в котором было трое лучших лётчиков, а Тюлян среди них был самым лучшим. Тюлян написал множество рапортов о переводе его на европейский театр военных действий, но неизменно получал отказ. В 1940-м его перевели на авиабазу Райак, которая в то время считалась территорией Сирии. Там он узнал о падении Парижа 14 июня и о подписании 22 июня в Компьенском лесу т.н. Второго перемирия между Германией и Францией (а не капитуляции, как принято писать в отечественных учебниках истории). Германия оккупировала большую часть Франции, оставшейся территорией, получившей наименование Виши по названию города, где сидела марионеточная администрация, правили герой Первой мировой войны маршал Филипп Петен. Сопротивление гитлеровской Германии возглавил бригадный генерал Шарль де Голь, создавший движение «Свободная Франция». Вместе со своим штабом он уехал в Англию. 18 июня 1940 года де Голь обратился по радио из Лондона с воззванием. Он заявил, что Франция проиграла сражение, но она не проиграла войну, и призвал французов к сопротивлению оккупантам.
![Командир истребительной эскадрильи «Нормандия» майор Жан-Луи Тюлян: биография, карьера в авиации и личная жизнь](https://aeslib.ru/wp-content/uploads/2025/02/xxbrdm_tzyc.jpg)
23 июня 1940-го двое подчинённых Тюляна на истребителях Dewoitine D.520 перелетели на авиабазу британских Королевских ВВС в Хайфе. Тюлян, допустивший переход лётчиков на сторону противников Германии, едва избежал трибунала, отделавшись домашним арестом. Его на неопределённый срок отстранили от полётов, и лишь через четыре месяца разрешили патрулировать побережье.
По нему отслужили панихиду
5 декабря 1940-го неблагонадёжный капитан Тюлян в сопровождении, а, скорее, под строгим надзором двух истребителей, лётчики которых имели приказ сбить его в случае чего, вылетел на учебно-тренировочное задание над акваторией Средиземного моря. Менее опытные соглядатаи потеряли Тюляна из виду, он передал по рации, что у него начались проблемы с техникой, самолёт потерял управление и падает. Сопровождавшие Тюляна лётчики божились, что видели, как его самолёт поглотила морская пучина. В Райаке Тюляна объявили геройски погибшим, по нему отслужили панихиду, газеты в Виши поместили некрологи, а в Средиземное море неподалёку от авиабазы спустили венки из живых цветов.
«Эльзас»
Но на самом деле мастер высшего пилотажа, воспользовавшись замешательством «конвоиров», не в море упал, а ушёл в облако, затем на бреющем полёте полетел в сторону Палестины, и приземлился в Хайфе, куда за четыре месяца до него прилетели два его коллеги, и сразу вступил в ряды лётчиков «Сражающейся Франции». В феврале 1941-го Тюляну присвоили чин майора и назначили начштаба всей французской авиации на Средиземноморском ТВД. Однако кабинетная штабная работа его тяготила, он хотел не просто летать, а воевать, и вскоре его перевели командиром эскадрильи. В сентябре 1941-го Тюлян принял под командование эскадрилью «Эльзас», вооружённую английскими истребителями Hawker Hurricane, и с ней в составе Королевских ВВС он воевал против войск Эрвина Роммеля в Египте и Сирии. В первом же боевом вылете он принудил к посадке итальянский трёхмоторный транспортный самолёт Caproni Ca.133 с пятью генералами на борту. Портрет Тюляна в лётной форме напечатали английские и американские газеты, а коллаборационистское правительство Петена, узнав, что он жив, тут же заочно приговорило его к расстрелу. Семьи у Тюляна не было, и рисковал он только собой.
![Командир истребительной эскадрильи «Нормандия» майор Жан-Луи Тюлян: биография, карьера в авиации и личная жизнь](https://aeslib.ru/wp-content/uploads/2025/02/general_charles_de_gaulle_in_1945.jpg)
«Нормандия-Неман»
Тюлян продолжил воевать с немцами и итальянцами на севере Африки, получил свои первые боевые награды. В январе 1942-го его откомандировали в Лондон, где началось формирование воинской авиачасти, которой предстояло вести боевые действия в составе ВВС Красной Армии на территории СССР. В начале 1942 года бывший французский военно-воздушный атташе в Москве подполковник Шарль Люге подал де Голлю идею направить на советско-германский фронт группу французских лётчиков и техников. В марте де Голь изложил это предложение в письме Сталину, и советский вождь после некоторого раздумья, дал своё согласие. В сентябре из лучших добровольцев «Сражающейся Франции» сформировали эскадрилью, которую в честь особенно пострадавшей от гитлеровцев провинции назвали «Нормандией». Тогда ещё никто не знал, что именно в Нормандии высадятся союзники 6 июня 1944 года в ходе операции Overlord. В первом составе эскадрильи, направлявшейся в СССР, было 14 лётчиков и 58 авиамехаников и оружейных техников. Комэском де Голь назначил майора Пулекена, а Тюлян стал его заместителем.
![Командир истребительной эскадрильи «Нормандия» майор Жан-Луи Тюлян: биография, карьера в авиации и личная жизнь](https://aeslib.ru/wp-content/uploads/2025/02/le_neu_neu.jpg)
Аэродром «Северный»
Почти два месяца личный состав эскадрильи на трёх транспортных самолётах Douglas DC-3 через Багдад и Тегеран добиралась в Советский Союз, и в конце ноября 1942-го они прибыли на аэродром «Северный» в Иваново в 300-х километрах от Москвы. На «Северном» базировалась 6-я запасная авиабригада, инструкторы которой три месяца тренировали французов на истребителях ЯК-1. Эти самолёты были выбраны не случайно: по своим лётно-техническим характеристикам, принципам управления и технике пилотирования они были сходны с Dewoitine D.520.
![Командир истребительной эскадрильи «Нормандия» майор Жан-Луи Тюлян: биография, карьера в авиации и личная жизнь](https://aeslib.ru/wp-content/uploads/2025/02/emblema_normandiya_-_neman.svg_.png)
В начале 1943-го Пулекен взлетел с заснеженного поля «Северного» для участия в учебном воздушном бою, и после крутого набора высоты двигатель выбросил масло на фонарь – для двигателя жидкостного охлаждения М-105П конструкции Владимира Климова, которым оснащались все самолёты ЯК, явление, надо сказать, не такое уж редкое. Садился лётчик практически вслепую, посадка получилась жёсткой, у Пулекена произошло смещение позвонков, сидеть он не мог, не то, что летать и командовать эскадрильей, его отвезли в госпиталь в Москву, и в эскадрилью он больше не вернулся. Накануне дня Красной Армии 22 февраля 1943 командиром эскадрильи стал майор Тюлян. В марте для проверки готовности лётчиков эскадрильи к началу боевых действий на «Северный» прибыла группа инспекторов. Глава французской военной миссии в Москве бригадный генерал Жан Мартен Пети и полковник Степан Левандович из штаба ВВС РККА, пришли к выводу, что эскадрилья «Нормандия» полностью боеспособна и готова к отправке в Действующую армию.
Сопровождение пикировщиков ПЕ-2
22 марта 1942-го «Нормандия» в полном составе перебазировалась на прифронтовой оперативный аэродром Полотняный Завод в 40-ка км на север от Калуги, и временно вошла в состав 204-й бомбардировочной авиадивизии. Французы расценили это как попытку держать их подальше от боевых действий, чтобы сохранить им жизнь. Чтобы развеять эти мысли, командование дивизии направило их на сопровождение пикировщиков ПЕ-2.
23 марта 1943 года Тюлян лично возглавил первую группу, вылетевшую на боевое задание. Перед вылетом он напутствовал французов: «Мы должны быть внимательны и смелы, но боем не увлекаться. Наша задача прикрывать бомбардировщики, пока они делают свою работу».
![Командир истребительной эскадрильи «Нормандия» майор Жан-Луи Тюлян: биография, карьера в авиации и личная жизнь](https://aeslib.ru/wp-content/uploads/2025/02/1967_cpa_3542.jpg)
ПЕ-2 взлетели первыми, следом в воздух поднялись ЯКи, и заняли эшелон выше бомбардировщиков. Когда до цели оставалось несколько километров, из облаков со стороны солнца выскочила четвёрка истребителей Messerschmitt Bf 109, но французы их к «пешкам» не подпустили, часть ЯКов сковала «мессеров» воздушным боем, а другая продолжала сопровождать бомбардировщики. Пока шёл воздушный бой, в котором было сбито два вражеских самолёта, бомбардировщики без помех отработали по цели, и все самолёты вернулись на базу без повреждений.
![Командир истребительной эскадрильи «Нормандия» майор Жан-Луи Тюлян: биография, карьера в авиации и личная жизнь](https://aeslib.ru/wp-content/uploads/2025/02/2017-11-24-803_48378-7_667979.webp)
Когда на этом участке Западного фронта было затишье, Тюлян просил направить его туда, где шли бои. Он довольно быстро завоевал себе репутацию смелого и удачливого лётчика, хотя личных побед у него пока не было. Чтобы не тратить время на поездки к месту расквартирования и обратно, Тюлян жил в палатке в двух шагах от своего самолёта, а не в деревне, где поселились остальные лётчики и техники эскадрильи.
Французы, привыкшие в Африке и Европе к совсем другой организации действий авиации, ещё не полностью освоили тактику современного воздушного боя, выработанную за два года войны в советских ВВС, и просили отпускать их на свободную охоту за вражескими самолётами. Однако им отвечали, что пока они в составе бомбардировочной дивизии, их главная задача прикрывать бомбардировщики.
Истребительная авиадивизия
Через месяц «Нормандию» перевели в 303-ю истребительную авиадивизию генерал-майора Георгия Захарова, входившей в состав 1-й воздушной армии, которой командовал прославленный лётчик генерал майор Михаил Громов. Использовать эскадрилью предполагалось для воздушных боёв, но от этой идеи быстро отказались: французы, выходя с немцами один на один, им практически не уступали, но они вели себя как рыцари, и «подранков» не добивали, а немцы вели себя, как немцы, и «Нормандия» несла большие потери. Чтобы воевать с минимальными потерями, нельзя было отрываться от группы, ведомый и ведущий должны были всегда сохранять взаимодействие и ни при каких условиях не бросать друг друга.
![Командир истребительной эскадрильи «Нормандия» майор Жан-Луи Тюлян: биография, карьера в авиации и личная жизнь](https://aeslib.ru/wp-content/uploads/2025/02/cg5unrndh-k.jpg)
Весной 1943-го перед 1-й воздушной армией была поставлена задача уничтожать вражескую авиацию на аэродромах. Воздушные разведчики выявили скопление самолётов противника, лётчики «Нормандии» на Брянском и Сещенском аэродромах за два дня вывели из строя 25 самолётов, уничтожили 17 точек ПВО, несколько топливозаправщиков, склады горючего и авиабомб, повредили аэродромные постройки.
![Командир истребительной эскадрильи «Нормандия» майор Жан-Луи Тюлян: биография, карьера в авиации и личная жизнь](https://aeslib.ru/wp-content/uploads/2025/02/frame-41.jpg)
13 апреля 1943 года шестёрка ЯКов под командованием Тюляна вступила в бой с девятью «мессерами», три немца были сбиты, но и французы потеряли Ива Безьена, Рэймона Дервиля и Андре Познански.
Командирский авторитет
Тюляну, чтобы подтвердить свой командирский авторитет, нужны были победы. В конце июня 1943 года, действуя в паре с капитаном Альбером Литольфом, он атаковал большую группу «мессеров», и одного из них сбил, ещё два сбил Литольф. У французов закончились боеприпасы, на исходе было и топливо, но и их выручили вовремя подоспевшие советские истребители Ла-5. Попадать в плен было нельзя: французских лётчиков немцы расстреливали сразу, а семью отправляли в концлагерь.
![Командир истребительной эскадрильи «Нормандия» майор Жан-Луи Тюлян: биография, карьера в авиации и личная жизнь](https://aeslib.ru/wp-content/uploads/2025/02/mnigzecjmve.jpg)
В июне 1943-го в «Нормандию» прибыло пополнение, 5 июля, в день начала Курской операции эскадрилью развернули в 1-й отдельный ИАП «Нормандия», а Тюлян стал его командиром. 1-я воздушная армия сопровождала ударные самолёты и обеспечивала прикрытие 11-й гвардейской армии генерал-полковника Ивана Баграмяна. За четыре дня июля «Нормандия» уничтожила 18 вражеских самолётов, два из которых сбил лично Тюлян, но четыре лётчика полка на свой аэродром у деревни Хатёнки неподалёку от Козельска не вернулись.
Орден Отечественной войны I степени
17 июля девятка ЯК-9 под командованием Тюляна прикрывала штурмовики ИЛ-2, которые атаковали вражескую колонну. На свой аэродром вернулись все, кроме Тюляна: он пошёл за Focke-Wulf Fw.190, и с тех пор больше не видели и его, ни его самолёт. Советское правительство выразило французам свои соболезнования. Майор Жан-Луи Тюлян, лично сбивший за 20 дней лета 1943 года три вражеских самолёта, был посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени.
![Командир истребительной эскадрильи «Нормандия» майор Жан-Луи Тюлян: биография, карьера в авиации и личная жизнь](https://aeslib.ru/wp-content/uploads/2025/02/rusmarka-2257.jpg)
Последний бой
Судьба Тюляна прояснилась в конце 50-х совершенно случайно. Галина Малютина, сотрудница детской туристско-экскурсионной станции из Орла рассказывала детям историю Орловщины. И вдруг один мальчишка сказал, что во время войны его бабушка, жившая в деревне Каменка под Мценском, хоронила французского лётчика. Малютина решила выяснить подробности, и в июле 1959-го возле Каменки нашли фюзеляж самолёта и часть крыла с номером. Школьники написали Герою Советского Союза, герою повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Алексею Маресьеву, который в то время был секретарём Комитета ветеранов войны. Маресьев прислал перечень самолётов, на которых летали французы. По номерам на обломках удалось установить, что найденные обломки соответствовал серии ЯК-9, выпущенных специально для французских лётчиков. Нашлись и те, кто видел и запомнил последний бой Тюляна. По их словам, он сумел навязать бой двум или трём истребителям с чёрными крестами на крыльях, и бой проходил на предельно малых высотах. Вероятно, у самолёта Тюляна случилась техническая неполадка, он пытался, не выпуская шасси, совершить вынужденную посадку на поле на вражеской территории. Когда приехали немцы, Тюлян был уже мёртв: самолёт скапотировал, и лётчика, раньше времени открывшего фонарь и отстегнувшего привязные ремни, выбросило из кабины. Документов при нём не было, но немцы по форме определили, что это француз. Когда местные жительницы стали умолять отдать им мальчика – Тюлян был невысокий и щуплый, немцы не захотели возиться с трупом, и уехали. Местные жители похоронили его на деревенском кладбище в Каменке. В 1963-м по инициативе Маресьева произвели эксгумацию тела, и по пуговицам определили, что это француз. Готовился визит советского лидера Никиты Хрущёва в Париж, и возвращение на родину праха героя было бы очень кстати, но этого не случилось: в последний момент поездка сорвалась, и останки Жан-Луи Тюляна похоронили на Введенском кладбище в Москве.
автор: Николай Кузнецов