Газеты о гибели дважды Героя Советского Союза и маршала авиации не написали ни слова…
Асс из Лаптя
Этот лётчик считал, что у истребителя на войне три главные задачи: во-первых, самому сбивать вражеские самолёты, во-вторых, не позволить врагу сбить себя, в-третьих, помогать в бою товарищам. И во всех трёх ипостасях Николай Скоморохов – седьмой по результативности советский лётчик Великой Отечественной своего имени не посрамил: начав воевать сержантом, за два с небольшим года он дослужился до капитана, более 600 раз летал на боевые задания, участвовал в 143-х воздушных боях, сбил 46 самолётов лично и 8 – в группе. При таких победах его самого ни разу не сбили, он ни разу не был ранен, и не потерял в боях ни одного ведомого.

Детство и юность
Родился Николай 19 мая 1920 года в селе Лапоть в 127 км от Саратова. (Сегодня это село называется Белогорское). Семья была крестьянская, но у родителей, Михаила Ивановича и Елены Лазаревны земли было мало, а рабочего скота не было вовсе, и кормились они, в основном с Волги – Михаил матросом на баржах ходил, в рыбацкой артели подвизался, сам сетями ловил, больших денег не заработал, но голод 20-х в Поволжье, они кое-как пережили. Когда Коле было 10 лет, семья подалась за лучшей долей в Астрахань. Мальчик уже подрос, и после школы помогал отцу вязать сети – лишняя копейка в доме лишней вовсе не была. В 1934-м Коля окончил семилетку и пошёл получать профессию токаря в школу фабрично-заводского ученичества, затем работал на заводе им. III интернационала и заочно учился в библиотечном техникуме: он с раннего детства любил книги.
Однако в то время его главной страстью уже стала авиация: с тех пор, как он впервые увидел в небе биплан У-1 конструкции Николая Поликарпова, лозунг «Комсомолец – на самолёт!» перестал быть для него пустым звуком, и он записался в астраханский аэроклуб. По сентябрьскому 1939 года закону «О всеобщей воинской обязанности» Николая, окончившего среднее учебное заведение, должны были призывать в РККА с 18-ти лет, но не дождавшись повестки, в декабре 1940-го он пришёл в военкомат, и добился, чтобы его призвали на действительную службу.

В первые месяцы войны советская авиация потеряла много самолётов, но куда тяжелее были потери лётного состава, и ГКО принял решение готовить лётчиков по ускоренной программе. Скоморохов снова проявил настойчивость, и добился зачисления в Батайскую военную школу лётчиков, которую вскоре эвакуировали в захолустный городок Евлах в 300-х километрах от Баку. Полгода он учился на самолётах ЛаГГ-3 конструкции Семёна Лавочкина, Владимира Горбунова и Михаила Гудкова. За полированные фюзеляж и крылья самолёт прозвали «летающим роялем», а за сложности в управлении название расшифровывали как «лакированный гарантированный гроб», хотя самолёт славился большой живучестью.
«Скоморох»
Офицерских званий в то время выпускникам лётных училищ не присваивали, и в конце ноября 1942-го старший сержант Скоморохов попал в 164-й истребительный авиаполк 295-й истребительной авиадивизии 5-й воздушной армии, которая сперва обороняла Кавказ, а потом немцев оттуда выбила. Фамилия, что называется, обязывала, и к Николаю сразу и до конца войны приклеился позывной «Скоморох». Спасибо острословам, что «Лаптем» по месту рождения не назвали.

Сбил самолёт первой же очередью
Уже в первом боевом вылете ведущий Николая капитан Дмитриев на ЛаГГ-3 сбил 2-моторного разведчика Focke-Wulf 189 по прозвищу «рама». Это было не просто: благодаря 2-балочной конструкции самолёт был очень манёвренный, и очень часто, если в него не попадали с первого раза, уходил восвояси невредимым. Скоморохов эти особенности знал, внимательно наблюдал за действиями ведущего, и вскоре сам сбил такой самолёт первой же очередью. 22 февраля 1943-го Николай сбил пикировщик Junkers Ju. 87 Stuka, который за обтекатели неубирающихся шасси прозвали «лаптёжником», а за вынимающий душу звук при пикировании – «певуном». Через неделю он сбил своего первого истребителя Messerschmitt Bf 109 F.
В марте 1943-го полк вывели в тыл для отдыха, пополнения, получения новых цельнодеревянных истребителей Ла-5 конструкции Лавочкина. Вернувшись после освоения новой техники на фронт, Николай тут же сбил «мессера», а когда сел на своём аэродроме, его пригласили на партсобрание, на котором приняли кандидатом в члены ВКП(б).
Первая офицерская звезда
В июле 1943-го началась Курское сражение. 24 июля Скоморохов за день сбил три «мессера». В одном из боёв у его истребителя заглох двигатель М-82 Аркадия Швецова. Вражеский пилот решил понапрасну боеприпасы не расходовать и терпеливо ожидал, когда советский самолёт сам врежется в землю, и поплатился за самонадеянность и беспечность: Скоморохов сумел запустить мотор в воздухе, сделал крутой вираж с набором высоты, и расстрелял зазевавшегося врага в брюхо. В конце августа 1943-го Скоморохов получил свою первую офицерскую звезду и назначение командиром звена, а уже через два месяца был лейтенантом.
4 декабря 1943-го две пары Ла-5 под командованием Скоморохова сопровождали группу штурмовиков ИЛ-2 конструкции Сергея Ильюшина. В районе цели восьмёрка Ме-109 попыталась помешать «летающим танкам» выполнить задание, но истребители Скоморохова отбили вражеские атаки, а сам он в бою сбил два «мессера». ИЛы отработали по наземным целям и вернулись без потерь.

В начале 1944-го Скоморохова назначили командиром эскадрильи, но вскоре перевели в специально сформированную из лучших лётчиков «эскадрилью охотников», в чьи задачи входило искать и уничтожать вражеские самолёты. Эскадрилья действовала успешно, но, собрав всех лучших вместе, ослабили другие полки. Вскоре эскадрилью асов расформировали, и Скоморохов стал комэском в 31-м ИАП, однако «свободную охоту» лучшим лётчикам иногда разрешали.
Орден Александра Невского
В ноябре 1944-го в небе Югославии, возглавляя четвёрку новых Ла-7, Скоморохов получил задание прикрыть наступавшие наземные войска, которые атаковало несколько десятков истребителей Focke-Wulf Fw.190, которые немцы вынуждено применяли в качестве штурмовиков. Fw.190 был почти на 50 км/час быстрее новых советских истребителей, мог нести до 500 кг бомб, был вооружён двумя 13-мм крупнокалиберными пулёмётами MG. 131 и двумя 20-мм авиапушками MG 151/20. Четвёрка «лавочкиных» рассеяла строй «фоккеров», вынудив их отбомбиться по нейтральной полосе, Скоморохов сбил в этом бою два FW-190, и вскоре получил за этот бой орден Александра Невского.
Немцы их не видели
В декабре 1944-го в ходе Будапештской операции наши войска прорвали мощную линию вражеской обороны «Маргарит» приступили к окружению будапештской группировки врага. Немцы дрались отчаянно, возлагая большие надежды на люфтваффе, у которой бомбардировщиков почти не осталось, а те, что были, сидели без топлива. 21 декабря Скоморохов в паре с младшим лейтенантом Филипповым на Ла-7 отправился на «свободную охоту» и обнаружил восьмёрку FW-190, которая шла на штурмовку наших позиций в районе озера Веленце. «Лавочкины» шли выше, немцы их не видели. Николай со стороны солнца пошёл в атаку, Филиппов прикрывал его хвост. Скоморохов сразу сбил ведущего «фоккера», и почти тут же – второго. Строй немцев рассеялся, они, не долетев до наших позиций, стали сбрасывать бомбы, куда попало. В этом бою Филиппов сбил два самолёта, а Скоморохов – три.

К концу 1944-го Скоморохов 483 раза летал на боевые задания, в 104-х воздушных боях сбил лично 25 вражеских самолётов и ещё 8 – в группе, сжёг на земле 3 самолёта, 13 автомашин и повозок, склад с ГСМ и 9 цистерн.
Герой Советского Союза
16 января последнего военного года Скоморохов с ведомым снова вылетели на «свободную охоту». Северо-западней Будапешта лётчики обнаружили 16 3-моторных военно-транспортных Junkers Ju 52/3, которых прикрывали 38 «мессеров». Скоморохов вступил в бой, лично сбил 2 транспортника и один истребитель, ещё два Ju 52 сжёг ведомый. В тот же день Скоморохов сбил ещё одного «мессера». 26 февраля 1945-го «Правда», и 27-го – «Известия» опубликовали Указ от 23 февраля о присвоении 172-м офицерам военно-воздушных сил звания Героя Советского Союза, в котором под номером 143 значился капитан Николай Михайлович Скоморохов.
Своего последнего «фоккера» Николай приземлил в небе Австрии 25 апреля, а 24 июня 1945 года он шёл по Красной площади в парадном расчёте 3-го Украинского фронта. 18 августа 1945-го Скоморохов стал дважды Героем, а всего за свою жизнь он был удостоен 11 советских орденов и 9 медалей, 5 иностранных орденов и 20 медалей.
После войны
После войны Скоморохов остался в кадрах, в 1946-м его направили учиться в Академию им. Фрунзе. Во время учёбы он познакомился с Марией Князевой, женился, в 1948-м у них родилась дочь Светлана. Выпустившись в 1949-м из академии, Скоморохов получил подполковника и под команду 111-й ИАП в Закарпатье, за которое воевал. Спустя четыре года ему присвоили полковника и отправили на другой конец страны в Забайкалье командиром 264-й ИАД. В 1958-м Скоморохов с золотой медалью окончил Академию Генштаба, после чего возглавил 71-й авиакорпус в Группе Советских войск в Германии, в 1959-м получил на погоны первую генеральскую звезду, спустя 7 лет – вторую.

В 1968-м Скоморохова перевели в Союз и назначили командующим 69-й воздушной армии, через три года ему присвоили звание «Заслуженного военного лётчика СССР», а ещё через год – генерал-полковника авиации. Он добился, чтобы армии возвратили номер 17.
Начальник Военно-воздушной академии им. Гагарина
В 1973-м Скоморохова назначили начальником Военно-воздушной академии им. Гагарина, где он помимо административных функций занялся наукой, написал учебники по тактике применения авиации, в 1980-м защитил докторскую диссертацию, в 1981-м ему присвоили звание маршала авиации, в 1983-м он стал профессором. В 1975-м Скоморохов взялся за перо: ему было, что рассказать, и до своей трагической гибели он написал десяток мемуарных, документальных и художественных книг.
В 1985-м Скоморохов второй раз участвовал в Параде Победы – на этот раз, посвящённом её 40-летию. В 1945-м ему было 25, он был капитаном, а теперь – 65, он стал маршалом авиации, и нёс Знамя Победы. Одним из его ассистентов был Герой Советского Союза Степан Неустроев – это бойцы его батальона Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили над рейхстагом Знамя Победы.
Автомобильная авария
В 1988-м Скоморохова назначили в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1992-м он выходил в отставку как маршал не Советской, а Российской армии, отслужив в армиях двух государств, а, по сути, одной страны 52 года.

14 октября 1994 года Николай Скоморохов трагически погиб в автомобильной аварии по невероятной иронии судьбы прямо напротив академии им. Гагарина в Монино, которую он 15 лет возглавлял. «Правда» и «Известия» о гибели дважды Героя Советского Союза и маршала авиации не написали ни слова. Причины и обстоятельства трагедии до сих пор туманны.
автор: Николай Кузнецов




