Его пробовали на разные роли, но утверждали довольно редко: его типаж не очень нравился режиссёрам, да и на героя нашего времени он и впрямь не тянул…
Император эпизода
Актёров, которых можно было бы назвать символами советского кино, не так уж много, но этот актёр – тонкий и интеллигентный, может считаться таковым по праву. За полвека своей творческой жизни он сыграл более, чем в двух сотнях фильмов, почти в 30-ти спектаклях, озвучил и дублировал огромное число советских и иностранных картин и мультфильмов. Он попробовал себя во всех жанрах, и заслужил репутацию смелого актёра, готового к самым неожиданным режиссёрским экспериментам. Играя в театре и в кино, в основном, второстепенных персонажей, он быстро перестал переживать по этому поводу: он сумел доказать себе и другим, что хороший актёр может оживить даже мёртвого героя и самую мелкую роль. У многих актёров есть одна, две большие роли, которые вспоминаются сразу при произнесении имени этого актёра. У Игоря Ясуловича больших ролей не было, но при упоминании его имени на память приходит десяток маленьких, но очень ярких ролей, которые кроме него вряд ли кто-то сыграл так достоверно и убедительно. Он всегда старался быть разным: весёлым и грустным, добрым и страшным, обаятельным и противным. Ясулович выработал для себя правило, которому следовал всю жизнь: работать так, чтобы ни за одного героя не было стыдно. Каждую роль он проживал честно от начала до конца. Некоторый его коллеги считали, что человеческая порядочность и в жизни, и в искусстве может измеряться в ясуловичах, причём, 1 ясулович – это величина максимальная и недостижимая.
Детство
Игорь появился на свет через три месяца после начала войны, 24 сентября 1941 года в немецком селе Рейнсфельд в 150 км от областного центра Куйбышев в Заволжье на берегу реки Кондурча. Отец был морским офицером, инженером-капитаном 1 ранга, и семья кочевала между реками и морями страны. Детство Игоря прошло на Дунае в Измаиле. Отец, хоть был кап-один, занимал на Дунайской военной флотилии адмиральскую должность, и по утрам за ним приезжал матрос на автомобиле. Семья считалась зажиточной, и тягот послевоенных лет Игорь не знал. Потом отца перевели на Балтику в Таллин. Отец привил ему дисциплину, чувство ответственности и любовь к кино, особенно к немым фильмам с участием Чарли Чаплина, и кое-что у великого мастера Игорь перенял. В детстве Игорь мыл полы дома и в школе, бегал за продуктами в магазин, где «отоваривался» командный состав, и за керосином с бидончиком в лавку. Он был высокий, но субтильный, и совсем не драчун, и у него в таллиннских подворотнях частенько отбирали деньги.
Драмкружок
Отцом Игорь гордился, и даже подумывал о том, чтобы и самому надеть погоны, но когда он заявил родителям, что хочет поступать в нахимовское училище, совершенно неожиданно отец посоветовал с выбором профессии не торопиться. Судьбу Игоря решил драмкружок в Таллине, которым руководил актёр Иван Россомахин: после знакомства с ним Игорь серьёзно увлёкся театром. В кружке вместе с Игорем занимались будущий «Человек-амфибия» Владимир Коренев и Лариса Лужина, с которой в Париже разговаривал сам Марсель Марсо. Мама Игоря отговаривала: лучше иди в инженеры, но инженером стал старший брат Игоря Борис.
«В пути» (1961)
ВГИК
Окончив школу, Игорь уехал в Москву, но в ГИТИС и Школу-студию МХАТ провалился. Тогда он подал документы во ВГИК, и его приняли на курс знаменитого кинорежиссёра Михаила Ромма. Уже на первом курсе преподаватели старались определить будущие амплуа студентов в кино. Интеллигентная, даже профессорская внешность Ясуловича закрывала ему путь к главным ролям, к образам рабочих и крестьян – передовиков производства. Такое сужение диапазона будущего актёра не радовало, но Ромм Игоря шутливо успокаивал: «Не отчаивайся, интеллигентные лица в кино тоже нужны». Ромм оказался пророком, и интеллигент Ясулович пришёлся как раз ко времени: в конце 50-х в Советском Союзе началась Оттепель, а вместе с нею разгорелся спор между физиками и лириками, и спрос на интеллектуалов в кино впервые в истории вырос.
«Девять дней одного года» (1961)
В 1961 году Ромм снимал фильм «Девять дней одного года» о физиках – ядерщиках, и взял своего студента в небольшой эпизод: Ясулович и впрямь был похож на молодого физика-романтика, а после ошеломляющего успеха картины все были уверены, что все физики выглядят и разговаривают как Алексей Баталов и Игорь Ясулович.
«Теперь пусть уходит» (1963)
Пантомима
Окончив ВГИК, Ясулович стал служить в театре пантомимы – пластическим искусством он увлёкся ещё в годы учёбы, и занимался у знаменитого педагога Александра Румнева. Тут и пригодилось то, что он подсмотрел у Чарли Чаплина, да и пантомима в те годы была в большой моде: в Москву с концертами не раз приезжал знаменитый французский мим Марсель Марсо. Ясулович развивал своё тело и, совершенствуясь, даже стоял у балетного станка. Со временем театр пантомимы влился в Театр-студию киноактёра. Ясулович служил в этом театре, потом – в Московском ТЮЗе, и числился в штате киностудии «Мосфильм». Каждый вечер он обязан был справляться в актёрском отделе, и ему сообщали, что он будет делать завтра – отдыхать от кино или идти на кинопробы.
«Помни, Каспар!» (1964)
Ясуловича пробовали на разные роли, но утверждали довольно редко: его типаж не очень нравился режиссёрам, да и на героя нашего времени он и впрямь не тянул. Характерность Ясуловича проявилась на экране далеко не сразу. Для этого он снялся в двух десятках картин, большинство из которых были проходные, а выбирать как штатный актёр киностудии, он не мог: нравится, не нравится – куда назначили, там и снимался.
Режиссёрский факультет
Когда в СССР закончилась Оттепель, Ясулович испытал творческий кризис: ему казалось, что его актёрское время ушло, и он вернулся во ВГИК на режиссёрский факультет. Окончив учёбу в 1974 году, Ясулович как режиссёр снял три фильма: «Первое и второе», «Пропал и нашёлся» и «Здравствуй, река!». Фильмы получились неплохие, но продолжать Ясулович не стал: он, всё-таки, в первую очередь, был актёром, режиссура была для него чем-то вроде хобби. Он продолжил работать в кино как актёр второго плана. Его продолжали приглашать, потому, что эпизод с его участием не нужно было переснимать.
«Через кладбище»
Историй, когда внешность Ясуловича, то хвалили, то ругали, было не мало. Его экранный образ был пластичным, как и его тело, и всё зависело от режиссёра. Ясулович одинаково убедительно играл и советских солдат, и немецких, и смельчаков, и трусов, и практичных людей, и недотёп: он мог вписаться в любую фактуру, в любой жанр, что в комедию, что в трагедию.
«Через кладбище» (1964)
В 1964-м, когда театр приехал на гастроли в Минск, режиссёр Виктор Туров, снимавший свой пятый фильм, (а потом снимет «Я родом из детства» с Владимиром Высоцким, «Войну под крышами» и «Сыновья уходят в бой» с Ниной Ургант), пригласил Ясуловича в картину «Через кладбище» по повести Павла Нилина. Посмотрев фотопробы, Нилин сказал, что для роли провинциального послевоенного паренька Феликса Бугреева Ясулович слишком красив и, что уж тут поделаешь, интеллигентен. Однако Туров Нилина переубедил – за конечный результат отвечает режиссёр картины, и они вместе с Нилиным не пожалели: Ясулович сыграл очень хорошо.
Семья
В том же году Всеволод Абдулов, у которого некоторое время жил не имевший своего жилья Ясулович, сначала познакомил его со своим другом Владимиром Высоцким и его женой Людмилой Абрамовой, а потом устроил ему свидание в ресторане «Будапешт» с Наташей Егоровой, которая была младше его на пять лет. Наташа окончила исторический факультет МГУ, была дочерью известного кинорежиссёра Юрия Егорова, снявшего за несколько лет до этого культовый фильм «Добровольцы». Они поженились, в 1966 году у них родился сын Алексей. Ясулович слышал за спиной шёпотки и пересуды, что, мол, он женился на дочери режиссёра, чтобы получать роли. И Наталья, и Игорь это отрицали: женились они по любви, хотя фактом является то, что Юрий Егоров снял Ясуловича в шести своих картинах, в одной – «Двадцать лет спустя» Игорь сыграл вместе с сыном, а в «Отцах и дедах» Алексей играл без отца.
«Время – вперёд!»
В 1965 году Ясулович сыграл в фильме необычного даже для советского кино жанра – в оптимистической драме Михаила Швейцера «Время – вперёд!» по одноимённому роману Валентина Катаева. У актёров на съёмочной площадке был такой же энтузиазм, как и у их героев, строивших индустриальную базу социализма. В фильме был целый сонм звёзд: Сергей Юрский, Леонид Куравлёв, Ефим Копелян, Тамара Сёмина и звучала музыка Георгия Свиридова, которая потом на долгие годы станет заставкой к главной советской информационной программе «Время».
«Время, вперёд!» (1965)
«Город мастеров» (1965)
«Арена» (1967)
Владение пантомимой очень пригодилось Ясуловичу на съёмочной площадке. В первые годы работы в кино он частенько играл циркачей, например, в детской эксцентрической комедии Ролана Быкова «Айболит-66». Роль Белого клоуна была очень маленькой, но запоминающейся.
«Майор «Вихрь»» (1967)
«Щит и меч» (1968)
Чтобы зрителя рассмешить, нужно было постараться
В 60-е Ясулович играл в кино, по большей части, роли второстепенные, но всё больше раскрывался как артист. Его всё больше замечали режиссёры, кинокритики, и, конечно, зрители. Он не был комедийным актёром в чистом виде: всё-таки, рост, стать и красивое лицо не делали его смешным с первого взгляда, для того, чтобы зрителя рассмешить, нужно было постараться. Но эта же немного несуразная внешность не позволяла ему играть большие драматические роли.
Озвучивание
1968 год был очень плодотворным для Ясуловича: на экраны вышли сразу 6 картин с его участием. Сначала он снялся в двух шпионских фильмах: в «Майоре «Вихре» Евгения Ташкова он сыграл немецкого шофёра Аппеля, в «Щите и мече» Владимира Басова – курсанта абверовской разведшколы по кличке «Гога», который повесился, и в придачу к этому озвучил несколько мужских ролей. Ясулович вообще много занимался озвучиванием: его голосом говорят герои почти полусотни советских мультиков и фильмов, среди которых Арамис в эпопее Георгия Юнгвальд-Хилькевича про мушкетёров. Ясулович дублировал больше 30-ти иностранных художественных и анимационных фильмов.
Роли в фильмах Леонида Гайдая
В комедии Швейцера «Золотой телёнок» Ясулович сыграл шофёра-энтузиаста, который, захлёбываясь от восторга, донимал Остапа Бендера вопросом: почему в «пробеге по бездорожью и разгильдяйству» нет обещанного автомобиля «Студебеккер». Известный комедиограф Леонид Гайдай позвал Ясуловича на крохотную роль гражданина, выгуливающего собачку в «Бриллиантовую руку». Эпизод, как, впрочем, и в «Золотом телёнке», длился несколько секунд, но Ясулович запомнился не только зрителям, но и Гайдаю, который потом снимал его во многих своих картинах. Через три года Гайдай пригласил Ясуловича в «12 стульев» по Илье Ильфу и Евгению Петрову на роль бедолаги инженера Эрнеста Щукина, который оказался на лестничной площадке голый, в мыле и перед запертой дверью. Времена были пуританские, и мужчина в костюме Адама далеко не всеми воспринимался адекватно. Костюмеры предложили Ясуловичу сниматься в трусах телесного цвета, но на плёнке было отчётливо видно, что Щукин не совсем голый, и выглядело это фальшиво, по-детски. Ради дела Ясулович согласился сниматься ню, и здесь ему вновь пригодилось искусство пантомимы. Вообще-то, совсем незначительный у Ильфа и Петрова персонаж, мебель при своей жене Эллочке-людоедке, у Гайдая и Ясуловича получился ярким и трагическим. И это в комедии! В том же году Ясулович играл у Виктора Титова в другом фильме, основанном на произведениях авторов «Золотого телёнка»: «Ехали в трамвае Ильф и Петров». Потом Ясулович играл у Гайдая в «Не может быть!» по Михаилу Зощенко, и дуэт с Натальей Крачковской получился очень смешной.
«Бриллиантовая рука» (1968)
«Золотой телёнок» (1968)
«12 стульев» (1971)
«Не может быть!» (1975)
«Руслан и Людмила»
Многие актёры, пришедшие в кино вместе с Ясуловичем, постепенно с экрана сошли, а Ясулович продолжал сниматься, потому что всё время менялся. В костюмной сказке «Руслан и Людмила», которую поставил знаменитый Александр Птушко, Ясулович играл старого волшебника Финна, и в таком сложном гриме, что его не узнал родной сын.
«Руслан и Людмила» (1972)
«Тот самый Мюнхгаузен» (1979)
Перелом ключицы
Как-то во время спектакля в Московском театре юного зрителя Ясулович упал и сломал ключицу. Он пытался доиграть, но перелом был сложный, со смещением, несколько кусочков костей откололись, и он просто не мог поднять руку. Ясуловича увели за кулисы, перед зрителями извинились, вышел подменный актёр. Но назавтра в гипсе он вышел играть в спектакле «Чёрный монах»: он не мог подвести своих товарищей, как не мог обмануть своих зрителей. Многих своих коллег он таким поведением удивлял, кое-кто даже его осуждал или крутил пальцем у виска: сумасшедший, что возьмёшь, но в этом был весь Ясулович.
«Мэри Поппинс, до свидания» (1983)
Детское кино
Отдельной страницей в творчестве Ясуловича было детское кино: он любил играть для детей не только в театре. В фантастическом фильме Ричарда Викторова «Через тернии к звёздам» Ясулович играл инопланетянина Торки, в мюзикле Леонида Квинихидзе «Мери Поппинс, до свидания!» – типичного английского сторожа Смита в парке. В фильме Павла Арсенова «Гостья из будущего» он играл несуразного учёного Электрона Ивановича. Перед съёмкой эпизода с козлом Наполеоном Ясулович сказал Арсенову, что не знает, как вести себя с этим животным, чтобы оно его не забодало. Режиссёр сказал, что козлу нужно дать понюхать сигарету. Ясулович, сам не куривший, пошёл в табачный киоск, купил пачку «Явы», и, когда прозвучала команда «Мотор», сунул козлу в нос сигарету, и тот побежал за Электроном Ивановичем так, как и задумал режиссёр. Этого Наполеона Ясулович потом сам и озвучил. Снялся Ясулович и десяти выпусках детского журнала «Ералаш».
«Гостья из будущего» (1984)
В 1986 году друг Ясуловича актёр и детский режиссёр Владимир Грамматиков пригласил его в советско-норвежско-шведский фильм «Мио, мой Мио» по произведениям Астрид Линдгрен. Кандидатуру Ясуловича утверждали в Стокгольме, а играть пришлось на английском языке – спасибо, что не на шведском. Но основная сложность была не в языке, а в том, что два персонажа Ясуловича – Эно и Выбиватель ковра – были людьми не славянской, а европейской культуры, и именно такими их нужно было изобразить. Там была мистика, герои ходили по тонкой грани миров. Это была сложная актёрская работа, и Ясулович справился с ней блестяще. В шведском варианте голос всё равно заменили: говорил за Ясуловича Пер Шёнстранд. Через два года Ясулович получил Заслуженного артиста РСФСР.
«Жил отважный капитан» (1985)
«Гардемарины, вперёд!» (1987)
Внешний образ актёра с возрастом менялся: худой угловатый мальчишка превратился в серьёзного мужчину. Но врождённая интеллигентность, наивность, застенчивость и беззащитность, которые увидел у Ясуловича Ромм, никуда не делись. Но со временем ему самому надоел этот типаж, он стал его тяготить и раздражать.
«Самая обаятельная и привлекательная»
В начале Перестройки в комедии Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная» Ясулович сыграл кудрявого фарцовщика –уголовного преступника по тем временам. Герой Ясуловича произнёс фразу, ставшую крылатой: «Кого ты привела, Сусанна? Она что, с Урала?».
«Самая обаятельная и привлекательная» (1985)
В 2000 году Ясулович получил Государственную премию России, а через год стал Народным артистом Российской Федерации.
И все-таки я люблю… (2008)
Ясулович практически до последнего дня выходил на сцену и снимался в кино: в ТЮЗе в 2017 году Кама Гинкас поставил «Всё кончено», а премьеру серий фильма Сергея Сенцова «Престиж», в которых снимался Ясулович, он не увидел: они вышли в 2024 году.
«Мосгаз. Дело № 6: Формула мести» (2019)
Умер Игорь Ясулович 19 августа 2023 года. Ему был 81 год.
автор: Николай Кузнецов