Таких «безыдейных пустышек» в СССР ещё не ставили, хотя элемент борьбы за свободу там присутствовал…
Ихтиандр
В историю советского кино он вошёл с первой роли. До сих пор многие поклонники называют его не по имени – Владимир Коренев, а просто Ихтиандром. Ролей в театре за почти 60 лет творческой жизни было всего десять, 50 раз он сыграл в кино – меньше, чем по одному фильму в год, но та роль была самой большой и, пожалуй, самой главной.
Детство
Владимир появился на свет 20 июня 1940 года в Севастополе. Семья от искусства была очень далека. Отец. Борис Леонидович, окончил в Севастополе высшее военно-морское инженерное училище, называемое в народе «Голландия», поскольку расположено оно в одноимённом районе города. Мама была простой полуграмотной украинкой, весёлой и хлебосольной. Когда началась война, её с сыном эвакуировали на восток, так что жидкий изумруд, как он называл Чёрное море, Владимир увидел лишь в юности. Отец остался воевать в Севастополе, когда город заняли немцы, оказался в Новороссийске, после освобождения тралил севастопольские рейды от вражеских и от своих мин. Потом капитана первого ранга Коренева перевели на Дунайскую военную флотилию в Измаил. Начальная школа, где Володя учился, была слабой, после войны учителей остро не хватало, и их, как могли, заменяли отставные офицеры. Преподавание велось на русском и украинском языках, а, по сути, на суржике. До 4-го класса учился Володя очень плохо, даже букв не знал, а в школу ходил, чтобы встретиться с друзьями и девчонками. Тем не менее, из класса в класс его кое-как переводили. Единственным очагом культуры в маленьком городишке был открытый летний кинотеатр, где экраном служило не белое полотно, а белая стена. На «Тарзана» Володя ходил так часто, что сбился со счёта, но хорошо помнил, как соревновался с пацанами, кто лучше повторит крик Тарзана, и даже иногда выигрывал.
Семья кочевала по Советскому Союзу, и Володя сполна познал, что такое гарнизонная жизнь. Он сменил несколько школ, нигде больше, чем на два года не задерживаясь. Чуть легче стало, когда отцу присвоили контр-адмирала и перевели на Балтику, в Таллин. Володя пошёл в пятый класс и не мог понять, о чём говорят учителя, хотя говорили они по-русски. Он испугался, что ничего из него не выйдет. Но ему повезло: в доме, где проживали высшие офицеры Балтийского флота, была районная библиотека. Старушка-библиотекарша позволила сыну контр-адмирала сидеть там даже после закрытия, и мальчик как-то неожиданно для себя втянулся в чтение, и перечитал всю классику: даже после войны и немецкой оккупации на полках стояли тома, изданные ещё до революции, с твёрдыми знаками и ятями. С тех пор у Коренева была прекрасная русская литературная речь. В библиотеке Володя нашёл журналы по моделизму, начал строить модели кораблей, сначала простые, а потом и очень сложные парусники. Постепенно у него появилась мечта стать, как отец, морским офицером, и Борис Леонидович в этом сына поддержал, но не тут-то было.
Театральный кружок
В одном классе с Владимиром училась Лариса Лужина, которой Владимир Высоцкий посвятит песню «Наверно, я погиб!» Владимир в то время был уже высоким голубоглазым красавцем, и по нему сохли все девчонки школы, даже те, кто был старше. Но на них Владимир внимания не обращал, а вот с Ларисой что-то могло и получиться. В Таллине неподалёку от главной улицы Старого города есть Горка поцелуев, и Коренев водил туда Ларису, но до поцелуев дело тогда не дошло. Зато Лариса привела Володю в театральный кружок, которым руководил прекрасный педагог актёр Таллиннского русского драматического театра Иван Рассомахин. Кружок пользовался в Таллине заслуженной славой: его спектакли можно было увидеть на сцене театра, где служил Рассомахин, и в полных залах сидели не только родители и друзья артистов. 12 человек из этого драмкружка стали профессиональными и народными артистами: Виталий Каняев, Игорь Ясулович, Лариса Лужина и, конечно, сам Коренев.
ГИТИС
Получив аттестат, Коренев поехал в Москву и поступил в ГИТИС на курс Народного артиста РСФСР Григория Конского и сталинского лауреата Народной артистки СССР Ольги Андровской. Коренев частенько пользовался добрым отношением Андровской к нему, и отпрашивался, ссылаясь на головную боль или высокую температуру, а на самом деле шёл на очередное свидание. Уже на первом курсе Коренев познакомился с Алефтиной Константиновой – она была старше Владимира на 4 года и училась на предпоследнем курсе. Они встречались 4 года, но Коренев вести Аллу в ЗАГС не спешил, а она пока не очень-то и настаивала.
Первые роли в кино
В 1958 году вышел фильм Владимира Басова «Жизнь прошла мимо», где Коренев впервые сыграл в кино, но роль была такая маленькая, что его никто не заметил и Басов в титры не включил. На 4-м курсе на сцене учебного театра в дипломном спектакле по пьесе Оливера Голдсмита «Ночь ошибок» Коренев играл комедийную роль Чарли Марлоу. В театр по каким-то своим делам заглянула ассистент режиссёра фильма «Человек-амфибия». Увидев Коренева, она пригласила его на кинопробы в Ленинград. Режиссёры Геннадий Казанский и Владимир Чеботарёв, искавшие именно такой актёра с огромными голубыми глазами, утвердили его сразу. Перед отъездом на съёмки Алефтина заявила, что завтра утром они идут расписываться. Выходит, поженились они благодаря «Человеку-амфибии», а после прожили вместе всю жизнь. Дочь Ирина, тоже ставшая актрисой, родилась в 1966 году.
«Человек-амфибия»
Работа над фильмом шла тяжело, ведь до этого никто в мире, даже в богатейшем Голливуде не снимал ничего подобного: во-первых, не было замысла, во-вторых – технической возможности, в-третьих, страховые компании заламывали за страховку актёров и операторов подводных съёмок такие деньги, которые никогда бы «не отбились». В Советском Союзе таких проблем не было, благодаря чему, сколь бы цинично это не прозвучало, у нас появился такой замечательный фильм. Молодого, пышущего здоровьем красавчика Коренева режиссёры не жалели: ему приходилось часами сидеть под водой и дышать так, чтобы не было видно пузырей. Художники придумали Кореневу роскошный костюм, покрытый блестящей чешуёй. Пошили одеяние из ткани, из которой в то время делались самые плотные женские колготки. Ткань моментально промокала, а под водой было холодно, Ихтиандр быстро замерзал, и у него начинали стучать зубы. Когда он выходил из воды, его бил озноб, его сразу одевали в шерстяной спортивный костюм, укутывали одеялами, давали горячий чай.
«Человек-амфибия» (1961)
Несколько раз Коренев едва не погиб. Во время съёмки эпизода, когда Ихтиандр на глубине смог отвязаться от якоря, к которому его привязали бандиты, не совсем трезвые реквизиторы дали Кореневу пустой акваланг. Спас его опытный тренер-подводник Рэм Стукалов: он отдал свой акваланг, и стал без воздуха выходить с приличной глубины.
«Человек-амфибия» (1961)
Снимали «Человека-амфибию» в Крыму, а молодая жена в это время была в Москве. Как-то она встретила на улице Михаила Козакова, который в картине играл подлеца и злодея Педро Зуриту. В Москву он приехал буквально на пару дней, и должен был вскоре лететь обратно в Крым. Он буквально ошеломил Алефтину, сказав, что вокруг Коренева девчонки ходят толпами, что у них, вроде бы, что-то намечается с красавицей Анастасией Вертинской, игравшей главную женскую роль Гуттиэре, и его надо спасать, а то уведут. Купить летом билет в Симферополь в те годы было непросто, но Алефтина, основательно переплатив, билет раздобыла и помчалась к мужу. Владимир всё время был голодный – при той большой нагрузке, которая на него свалилась, еды не хватало, и Алефтина носила с рынка полные сумки продуктов, чтобы мужа подкормить. Увидев, какой заботой жена окружила мужа, все явные и тайные воздыхательницы поняли, что Коренев в надёжных руках, что им не светит, и отступились.
«Человек-амфибия» (1961)
Успех и зрительская любовь
Успех «Человека-амфибии» ошеломил всех, и, прежде всего, его создателей: картину посмотрели более 100 млн. зрителей. Впрочем, критика встретила фильм более, чем прохладно: таких «безыдейных пустышек» в СССР ещё не ставили, хотя элемент борьбы за свободу там присутствовал. Заступилась за картину Министр культуры СССР Екатерина Фурцева: она назвала «Человека амфибию» подарком государству. После этой картины в моду вошли белые штаны, о которых мечтал Остап Бендер.
Лавина зрительской любви накрыла Коренева с головой. К такому повороту событий он оказался не готов, ведь у популярности были и не очень приятные стороны: в погоне за фотографиями Ихтиандра поклонницы переворачивали газетные киоски, стены подъезда, где жил Коренев, были вечно исписаны признаниями в любви, начертанными ярко красной губной помадой. Куда бы он не приехал, за ним по пятам всегда ходила толпа девушек и женщин всех возрастов и социальных слоёв. Как они узнавали место, время и маршрут Коренева – загадка. Письма с признаниями в любви и мольбами о встрече приходили на студию мешками.
Театр
Алефтина, которая с 1958 года служила в театре им. Станиславского, «сосватала» своего гражданского мужа худруку театра Народному артисту СССР Михаилу Яншину, однако поначалу больших ролей Кореневу не давали. Но стоило ему выйти на сцену, зал взрывался овациями. Коренева заметили кинорежиссёры, и стали активно приглашать в свои картины. Правда, роли предлагались однотипные: сухопутные или воздушные, но всё равно – Ихтиандры. А если не Ихтиандры, то добрые романтичные сказочные принцы. Коренев решил не повторяться, и, чтобы успокоиться и разобраться в себе, на время из кино ушёл. На первое место в его жизни вышел театр: он казался Кореневу надёжнее, потому, что в театре актёр выходит на сцену каждый день, а в кино то ли будет работа, то ли нет. В театре им. Станиславского Коренев стал ведущим актёром труппы, за 60 лет он сыграл роли, которые кинематограф ему не предлагал.
Пауза в кино затянулась на 4 года: за это время Коренев в эпизоде лишь одной картины сыграл безымянного героя. С его инопланетной внешностью играть в советском кино было некого и нечего: на роли передовых сталеваров, секретарей парткомов и знатных колхозников такой артист совсем не годился. Да и сам он, рано познав грандиозный успех, не стремился мелькать на экране – цену он себе знал. Впрочем, без дела он не сидел, и, помимо театра, много ездил с концертами по стране, собирая полные залы: популярность давала возможность прилично заработать.
«Свет далёкой звезды»
В советском кинематографе сменилась эпоха: оттепель закончилась, и если раньше картина, подобная «Человеку-амфибии» могла свободно появиться в прокате, то уже через пять лет всё поменялось, и Коренева с его внешностью, романтизмом, независимостью вообще и независимостью от успеха – в частности, перестали снимать. Этот факт Коренев принял с достоинством – удар он держать умел. В отличие от некоторых своих коллег, Коренев не стремился любыми способами удержать ускользающую славу и популярность. Он не навязывал себя режиссёрам, не обивал пороги киностудий, не стоял под дверью худрука театра. Когда предложения поступали, он не бросался сломя голову на кинопробы, а когда роль его устраивала, он мог сыграть кого угодно. После идеального во всех смыслах Ихтиандра он не боялся играть отрицательные роли: у Ивана Пырьева в «Свете далёкой звезды» он сыграл мерзавца Виктора, племянника главного героя-лётчика. После премьеры тональность писем, приходящих Кореневу, изменилась кардинально: разгневанные зрители, но больше – зрительницы писали, что думали, что Коренев хороший, а он оказался вон каким гадом. Кто знает, может, ещё и из-за того, что Коренев играл не свойственную для себя отрицательную роль, картина «не взлетела».
«Свет далёкой звезды» (1964)
«Дети Дон Кихота»
В 1965 году режиссёр Евгений Карелов предложил Кореневу роль в фильме «Дети Дон Кихота», на которую тот согласился сразу. Коренев сыграл художника Владимира, считавшего себя бездарью, и тяжело искавшего своё место в жизни. Владимир был старшим сыном главного героя акушера Петра Бондаренко, как выяснилось, не родной, а приёмный, брошенный матерью в роддоме, где работал Пётр. Такими же «отказниками» были два других сына – Дмитрий и Юрий, а в самом конце картины появился ещё и Алексей. Работать с блистательным Анатолием Папановым, игравшим Петра Бондаренко, было для Коренева большой радостью и хорошей школой, а фильм получился правдивым и пронзительным.
«Дети Дон-Кихота» (1965)
«Как вас теперь называть?» (1965)
«Сыны отечества» (1968)
«Освобождение»
Поворотной в судьбе Коренева могла стать эпопея Юрия Озерова «Освобождение». Коренев сыграл капитана Степана Неустроева, одного из тех, кто водрузил знамя победы над рейхстагом. Однако роль был не большая и не очень заметная, да и играть там, по сути, было нечего. Коренев появлялся в последней серии, а зритель к концу многолетнего фильма уже порядком подустал от обилия персонажей, и Коренев прошёл где-то на третьем плане, да и на офицера с большим боевым опытом он мало походил.
«Эгмонт» (1969)
«Освобождение» (1968,1970,1971)
«Много шума из ничего»
Несмотря ни на что, снимался Коренев регулярно. У Самсона Самсонова в картине «Много шума из ничего» по комедии Вильяма Шекспира он сыграл Хуана – злодея, который строит козни против своего брата. Для Коренева эта острохарактерная роль, противоположная романтику Ихтиандру, была интересным вызовом, и Хуан у него получился.
«Много шума из ничего» (1973)
«Рудин»
Время шло, а главных ролей в кино Кореневу по-прежнему не предлагали. Красота его никуда не ушла, появились опыт и мастерство, но в стране ставили производственные фильмы, а в них Кореневу места не было. Да, он сыграл небольшую роль обедневшего дворянина Константина Пондалевского, приживалу в доме светской дамы в фильме Константина Воинова «Рудин» по Ивану Тургеневу, но это было, скорее, исключение.
«Рудин» (1977)
Я — актриса (1980)
«Уполномочен революцией» (1987)
«Криминальный талант»
В 1988 году Коренев напомнил о себе, сыграв директора овощебазы расхитителя социалистической собственности в крупных размерах Сергея Курикина, ставшего жертвой аферистки в фильме Сергея Ашкенази «Криминальный талант». В этом году он получил звание Заслуженного артиста РСФСР, через 10 лет стал Народным России.
«Дорога в ад» (1988)
«Криминальный талант» (1988)
«Динозавры ХХ века» (1990)
Отношения с кинематографом у Коренева и дальше складывались не просто, но он не унывал, продолжая всецело отдавать себя театру, семье и преподаванию студентам: он возглавлял факультет театрального искусства Института гуманитарного образования и информационных технологий, но в 2015 году факультет закрыли, потому, что он себя не окупал.
«Встретимся на Таити» (1991)
«Орлова и Александров»
К сожалению, творческие возможности Коренева кинорежиссёры использовали до обидного мало. Можно ли назвать удачной карьеру артиста, у которого из полусотни ролей в кино зрители отчётливо запомнили лишь одну? Говоря про Владимира Коренева – вопрос риторический: ему, сыгравшему Ихтиадра в культовом для нескольких поколений фильме «Человек-амфибия», позавидовали бы многие актёры.
«Слепой» (2004)
«Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» (2000-2011)
«В лесах и на горах» (2010)
Последний раз зритель увидел Коренева на экране в 2015 году: в байопике Виталия Москаленко «Орлова и Александров» о жизни советских кинозвёзд он сыграл Владимира Немировича-Данченко.
«Если ты не со мной» (2014)
В конце 2020 года у Коренева обнаружили «модную» болезнь (по правилам Дзен в статьях нельзя упоминать её название). Болезнь протекала тяжело, доктора до последнего боролись за его жизнь, но 2 января 2021 Владимир Коренев умер.
автор: Николай Кузнецов