Ей устроили товарищеский суд, где она долго молчала, выслушивая массу упрёков, по большей части, незаслуженных, а потом перекрестилась и поблагодарила Господа…
Эта актриса впервые появилась на экране в 1962 году, когда ей было 22, и произвела настоящий фурор. Затем было ещё несколько заметных ролей, но за больше, чем полвека экранной жизни она успела сняться всего в 21 фильме. В какой-то момент Лариса Голубкина отказалась от многих ролей и сознательно ушла в тень своего мужа Андрея Миронова, оставаясь при этом примой Центрального академического театра Советской, а потом Российской армии.\

Детство
Лариса родилась в Москве в 1940 году назавтра после Международного женского дня. Мать, Клавдия Михайловна работала закройщицей в военном ателье, там она с будущим мужем Иваном Павловичем, 26-летним красным командиром и познакомилась. В 1941-м началась война, Иван Голубкин ушёл на фронт, а где провела военные годы Лариса с мамой – в Москве или в эвакуации – мне выяснить не удалось, но первый раз осознано Лариса увидела отца, когда ей было 6 лет. Отец был человек жёсткий, требовал дисциплины и неукоснительного соблюдения установленных им норм: дочь не должна была допоздна гулять, курить, носить брюки, краситься. (Кто знает, может, именно поэтому, став актрисой, в театре Голубкина гримировалась только сама). Он критически относился ко всем Ларисиным ухажёрам, и шансов не было ни у одного из них. Однажды он приказал выбросить наряженную новогоднюю ёлку, которую дочери подарил влюблённый в неё одноклассник. Чтобы добру не пропадать, ёлку со всеми игрушками отнесли на этаж ниже, где жил брат Ларисиной приятельницы. Лариса панически боялась ослушаться отца, и сделала это, по сути, всего один раз. Мама была старше мужа на два года, но, человек добрый, мягкий и совсем неразговорчивый, была под полным его влиянием.
Творческий вуз
Когда Ларисе исполнилось 13 лет, отца отправили служить в Группу советских оккупационных войск в Германию, и мама уехала вместе с ним. Почти 10 лет Лариса жила без родителей в хорошей квартире на Волочаевской улице, но никаких вольностей себе не позволяла. Ей повезло: отец, будь он в Москве, не разрешил бы ей поступить в творческий вуз, а так, окончив 8-летку, она в 15 лет поступила на дирижёрско-хоровое отделение музыкально-педагогического училища. Родители приучили дочь к скромной жизни, приезжая в раз в год в отпуск денег оставляли достаточно, и Лариса смогла скопить сумму, необходимую для оплаты учёбы на первом курсе, репетиторов по вокалу и английскому языку, а с 1 сентября 1956 года оплату учёбы отменили, и у неё даже осталась приличная сумма.
ГИТИС
Папе она писала, что готовится поступать на биофак МГУ, и, якобы учась в 9-м классе, якобы ходит в университет на лекции, а в 10-м – на подготовительные курсы. Это и был тот единственный раз, когда она обманула отца и пошла против его воли. Окончив училище в 1959-м, она поступила в ГИТИС на отделение музкомедии на курс Марии Максаковой, и только тогда открылась родителям. Отец не мог покинуть службу, и наставлять дочь на путь истинный приехала мама, а он в это время, по словам самой Ларисы, закрутил роман с гражданкой ГДР, в результате которого на свет появилась русско-немецкая девочка Дагмара, но об этом стало известно лет через 5-7. (Дагмара, как и Лариса, стала артисткой, выступала в знаменитом в СССР балете Friedrichstadt-Palast – непременном участнике всех телепрограмм «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады»). Больше всех, узнав об измене, страдала мама, а Лариса переживала за обоих родителей, но ни разу не упрекнула отца в том, что он нарушил те заповеди, которых должна была придерживаться она.

«Гусарская баллада»
На однокурсников юная скромница Лариса не смотрела: они казались ей развязными, неорганизованными и легкомысленными. Многое изменилось, когда она начала сниматься в своём первом фильме «Гусарская баллада»: в неё по уши влюбился ассистент режиссёра Владимир Досталь, сын режиссёра Николая Досталя. Владимир был младше Ларисы на два года и был полным антиподом её отцу. Владимир сделал Ларисе предложение, но папа ответил, как отрезал, что в 21 год замуж он дочь не отдаст. Против воли родителей не пошли оба, и Лариса потом об этом очень жалела.

В «Гусарскую балладу» по пьесе Александра Гладкова «Давным- давно», которая шла в театрах с 1941 года, Голубкина попала случайно. В кино она особо не рвалась, когда её на первых курсах звали, даже не ходила на пробы. Сокурсники целыми днями околачивались на «Мосфильме» и студии им. Горького, зарабатывая по 3 рубля в массовке, и кто-то из них назвал её фамилию уже известному комедиографу Эльдару Рязанову, который никак не мог найти актрису на главную роль. Чтобы играть Шурочку Азарову, прототипом которой была героиня Отечественной войны 1812 года кавалерист-девица Надежда Дурова, нужна была худощавая актриса с мальчишеской фигурой и низким голосом, чтобы гусары не сразу распознали в ней девицу. В то время Рязанов ещё не знал, что актриса может не только петь, но и говорить чужим голосом, как в «Иронии судьбы», где за польскую актрису Барбару Брыльску говорит Валентина Талызина, а поёт Алла Пугачёва. Ни прекрасно поющая всесоюзная звезда Людмила Гурченко, ни набиравшая популярность Алиса Фрейндлих, как их не гримировали и как не паковали в обмундирование, на юнца мужского пола не тянули, и Рязанов, несмотря на советы и даже давление со стороны руководства «Мосфильма», от их услуг отказался. Голубкина согласилась не сразу, а когда её на роль, утвердили, все удивлялись, что Рязанов взял дебютантку, забыв, что за 6 лет до этого он, сам дебютант в полнометражном кино, снял в «Карнавальной ночи» Гурченко, которую тогда вообще никто не знал. Первый шаг на съёмочную площадку дался Ларисе не просто, но ещё труднее было сказать родителям, что она успешно прошла кинопробы. Отец терпеть не мог артистов, и легко верил всем сплетням, с ними связанными.
Только за первый год «Гусарскую балладу» посмотрели без малого 50 млн. зрителей, песни композитора Тихона Хренникова моментально стали популярными, поручик Ржевский, сыгранный Юрием Яковлевым, который недавно был Идиотом, стал именем нарицательным и героем анекдотов. Выбор Рязановым актрисы на главную роль уже ни у кого вопросов не вызывал: это было абсолютное попадание в образ, Лариса не играла – такой скромной, чистой, пылкой и прямодушной она и была на самом деле. Голубкина сразу стала всесоюзной звездой, отец был в смятении, когда на 8-й этаж их дома на лифте и пешком поднимались толпы людей и беспрестанно звонили в дверь: он такую популярность дочери долго не мог принять. Много лет спустя Гурченко призналась Ларисе, что возненавидела её, хотя и понимала, что не за что, и что лучше она, пожалуй, не сыграла бы.
Андрей Миронов
После «Гусарской баллады» были поклонники, фестивали, творческие командировки за рубеж и даже в капстраны, то есть, всё то, чего больше всего не любил и боялся отец. В 1963-м Голубкина и Наталья Фатеева в составе делегации Госкино СССР поехали в Сирию. В отеле в Дамаске Фатеева, разомлев от невиданного сервиса и комфорта, сказала, что познакомит Ларису с Андреем Мироновым, с которым она недавно снималась в комедии «Три плюс два». Миронов, который был младше Фатеевой на 7 лет и путь к своей звёздности только начал, влюбился, хотел жениться, но категорически против была мама Андрея известная эстрадная артистка, заслуженная артистка РСФСР Мария Миронова – женщина властная, почти деспотичная. Андрей маму очень любил, огорчать её не хотел, и, как несколько лет назад Досталь с Ларисой, родительской воле подчинился. Когда Фатеева и Голубкина вернулись в Москву, Наталья пригласила Ларису на свой день рождения в ресторан «Националь», где и познакомила её с Мироновым, и у них сразу начался бурный роман.
Центральный академический театр Советской Армии
Свой театр Лариса выбирала долго: где-то испугалось, где-то ей не понравилось. В Центральный академический театр Советской Армии её привёл гусарский мундир: там шёл спектакль «Давным-давно», Голубкина решила, что ей сразу дадут роль Шурочки. Однако приняли её настороженно, а один режиссёр сказал, что пока он в театре, ролей у неё не будет, и слово сдержал: первую роль она получила лишь через пять лет. Расталкивать коллег локтями и идти к успеху по головам она не умела, и просто ждала. Как-то в квартире на Плющихе, которую она только что получила, всю ночь клеили обои, она проспала, и из-за неё спектакль задержали на 12 минут. Хотя зрители совсем не роптали, скандал администрация раздула громкий: театр-то армейский, значит, дисциплина превыше всего, как у Ларисиного отца. Ей устроили товарищеский суд, где она долго молчала, выслушивая массу упрёков, по большей части, незаслуженных, а потом перекрестилась и поблагодарила Господа за то, что вовремя не разбудил, потому что теперь она знает, как крепко её «любят» в театре.
«День счастья»
В 1964-м вышел фильм Иосифа Хейфеца «День счастья», где Голубкина снималась вместе с Алексеем Баталовым, правда, роль была не главная, да и картина особого успеха у зрителя не снискала.


«Дайте жалобную книгу»
Следующим фильмом у Рязанова был «Дайте жалобную книгу» по сценарию Александра Галича. Лариса играла Татьяну Шумову, директора захудалого ресторана, который благодаря её усилиям стал фешенебельным и популярным молодёжным кафе. Несмотря на то, что в фильме играли Анатолий Папанов, Николай Крючков, Николай Парфёнов, Анатолий Кузнецов, Олег Борисов, до успеха «Гусарской баллады», и, тем более, «Карнавальной ночи» он не дотянул, и Рязанов Ларису в своих картинах больше не снимал.

«Как вас теперь называть?»
Через год в фильме Владимира Чеботарёва «Как вас теперь называть?» Голубкина сыграла советскую разведчицу Лидию Костюк, прототипом которой была реальная подпольщица Лилия Костецкая. Картину посмотрели больше 36 млн. зрителей.

«Сказка о царе Салтане»
Перед началом съёмок у Александра Птушко в «Сказке о царе Салтане» Лариса гуляла в Лужниках, где в это время соревновались авиамоделисты, и самолёт попал в левую щёку Голубкиной, вызвав сильный отёк. Брать другую актрису на роль царицы Птушко не хотел, и оператор Александр Гелейн снимал Голубкину только с правой стороны так, что отёка не видно, но говорить ей всё равно было трудно.

Не хотела, чтобы её мужем был актёр
Когда снимали «Берегись автомобиля» Голубкина часто приезжала на площадку, и Рязанов думал, что ей интересно, как работают Иннокентий Смоктуновский, Анатолий Папанов, Олег Ефремов, Ольга Аросева, Готлиб Ронинсон, но позже он узнал, что интересует её один только Миронов. Андрей представил Ларису своей семье, и вскоре позвал её замуж. Лариса была уверена, что отец по своему обыкновению будет против, но он согласился. Их брак одобрила и Мария Владимировна – Лариса ей понравилась сразу, но тут своё твёрдое «нет» сказала сама Лариса: она заявила Андрею, что замуж за него не пойдёт, что сразу после школы родила близнецов – мальчика и девочку, и что живут они с её родителями на даче. Миронов поклялся, что усыновит обоих, и будет им хорошим отцом, но Лариса была непреклонна. В тот момент она больше всего не хотела, чтобы её мужем был актёр. Миронов делал предложения ещё несколько раз, и всё время получал отказ. Николай Щербинский, которого Лариса встретила после того, как в четвёртый раз отказала Миронову, актёром не был, и, хотя, как сценарист, отношение к театру и кино имел, никаких страхов не вызвал.
«Освобождение»
В 1971 году на экраны вышли первые серии киноэпопеи Юрия Озерова «Освобождение», где Голубкина играла медсестру Зою, возлюбленную главного героя капитана Цветаева, которого играл Николай Олялин. Она то появлялась, то надолго пропадала, и какого-то цельного образа не составила.

Дочь Маша
В 1973-м Голубкина стала Заслуженной артисткой РСФСР, родила дочь Машу, через год рассталась с Щербинским. Вспоминать об этом эпизоде своей жизни она не любила, и единственное, что говорила про отца единственной дочери, что он был талантливым и образованным.

В 1971-м Андрей женился на сослуживице по театру сатиры, будущей радистке Кэт из «Семнадцати мгновений весны» Екатерине Градовой. 28 мая 1973-го, за четыре месяца до рождения Маши у Ларисы, у них родилась дочь, которую тоже назвали Марией.
Брак с Мироновым
Однажды Миронов, ещё будучи женатым на Екатерине, приехал к дому Ларисы в кузове армейского грузовика. Он сидел в кожаном зелёном вольтеровском кресле, держал в руке лампу, а рядом стоял зелёный унитаз. Когда всё это мещанское великолепие занесли в квартиру, он бесцеремонно заявил, что будет здесь жить, и что он отец Маши. Вскоре он подал на развод, причинив страшную боль Градовой. От неё он требовал, чтобы она ушла из театра, перестала сниматься в кино, и сидела дома, и этого же хотел от Ларисы, но она из театра не ушла, а он не ушёл от неё. Голубкина легко влилась в компанию мужа, и в их доме практически прописались Александр Ширвинд, Михаил Державин, Марк Захаров, Григорий Горин. Единственное, что её доводило до истерики, это мат, на котором эти интеллигентнейшие люди порой изъяснялись, но со временем Лариса привыкла и к этому. Она как-то умудрялась, придя со своего спектакля, наготовить всё для стола к приходу мужниной компании. Так ведь это всё надо было ещё и купить, как правило, обежав несколько магазинов, а не в одном супремаркете, каковых супермаркетов в то время не было даже в Москве.

«Трое в лодке, не считая собаки»
Вместе Андрей Лариса и снялись всего в одном фильме – «Трое в лодке, не считая собаки» Наума Бирмана. Несмотря на звёздный актёрский состав – те же Ширвиндт и Державин – картина вышла слабая и совсем не смешная. (Был ещё общий «Альманах сатиры и юмора», но это совсем маленькая работа). После завершения съёмок Миронов поехал на гастроли в Ташкент, угодил там в больницу, и Лариса поехала к нему. Андрею нужно было отдыхать и лечиться, но он упорно работал, и не ради денег, хотя помогал и Екатерине с Машей, а просто не мог иначе: театр и кино и были его жизнью. По легенде он и родился на сцене: 7 марта 1941-го Мария Миронова отыграла первый акт, в антракте её увезли в роддом, зрители 2 часа ждали, она родила, вернулась, и доиграла.

Уход мужа
5 августа 1987-го, только вернувшись в Москву из Карелии со съёмок «Холодного лета пятьдесят третьего…», умер Папанов. Театр в это время был на гастролях в Риге, на похороны отпустили лишь тех, кто в тот день не был занят в спектаклях. Миронов, хотя с Папановым дружен не был, поехал в Москву, потом вернулся в Ригу, и 16 августа умер, по сути, там же, где и родился – на сцене.

Смерть мужа Лариса переживала, с головой уйдя в работу. У неё были десятки ролей, сотни спектаклей и концертов, два внука и ни одного замужества, хотя когда ушёл Андрей, ей было всего 47 лет. Сватались к ней многие, но она всегда отвечала шутливым отказом. Дочь говорила, что маму совершенно не тяготит такое одиночество: у неё есть она, есть внуки, есть зять – актёр, продюсер, менеджер Николай Фоменко.
Звание Народной артистки РСФСР Голубкина получила в 1991-м, за несколько месяцев до того, как это звание в связи с прекращением существования РСФСР присваивать перестали.
Последний раз в кино Лариса Голубкина снялась в 2007 году: в двухсерийной детективной комедии Валерия Ахадова они вдвоём с Машей сыграли мать и дочь. В 2008-м у Ларисы Голубкиной обнаружили болезнь, с которой она боролась 17 лет, за это время она дважды ломала шейку бедра. В последней своей премьере на сцене ЦАТРА «Лариса Голубкина. Заплатки», состоявшейся в 2018 году, она играла, разумеется, главную роль.

22 марта 2025 года, через 13 дней после своего 85-го дня рождения Лариса Голубкина умерла.
автор: Николай Кузнецов