Фронтовики принимали Николая Олялина за своего, за настоящего, за того, с кем они сидели в одном окопе, стояли у одной пушки, с кем по пояс в ледяной воде под шквальным вражеским огнём наводили переправу…
Мировой парень
Почти все киногерои актёра Николая Олялина носили форму – военную или милицейскую. Они были солдатами, капитанами, полковниками. Был даже один генерал – Врангель. Он никогда не служил в армии, но у него была прекрасная офицерская выправка, форма шла ему необыкновенно, словно была его второй кожей. Среди советских актёров было много мужественных людей, но Николай Олялин был единственным в своём роде – солдат всея Руси.
Детство
Родился Коля Олялин за месяц до начала войны, 22 мая 1941 года в деревне Опалихино в 70 километрах от Вологды. В семье он был третьим сыном. Отец чудом не погиб на финской войне. Образование у него было всего два класса, но он был хорошим портным. В семье работал только отец. Коля не знал, когда тот спал – вечером он ещё сидел за работой, а утром, когда дети просыпались – уже сидел. Но при всём при этом денег вечно не хватало даже на харчи и одежонку, что уж говорить о кино, которое стоило не таких уж больших денег, но всё равно эти деньги нужно было где-то взять.
Маленькому Коле на всю жизнь запали в душу мужчины, приходившие с войны. Они казались мальчику очень старыми, а на самом деле им было по 25-35 лет, но война их так измочалила, что они были похожи на глубоких старцев. Память и уважение к фронтовикам Николай Олялин пронёс через всю свою жизнь, и все его военные роли ярчайшее тому доказательство.
Игорь, старший брат Коли, парень находчивый и пробивной, узнал, что в Доме офицеров тех, кто участвует в самодеятельности, бесплатно пускают на киносеансы. Игорь в детских спектаклях Дома офицеров играл капитана Енакиева в «Сыне полка» по Валентину Катаеву. Коля увязался за ним, и, сидя за кулисами на репетициях, наблюдал за тем, что происходит на сцене, а потом вместе с братом шёл смотреть кино. Но как-то постановщик решил, что нечего мальцу просто так штаны на стуле протирать, и он выгнал Колю на сцену играть солдата, которых в спектакле было много, а несколько статистов заболели. Коля выбегал на сцену, то в пилотке, то в шапке, то в полушубке – по сюжету это были разные люди, но кто ж за несколько секунд разглядит, а тем более, запомнит лицо мальчика. У Коли даже реплика была: появившись на сцене с кисетом, он предложил капитану Енакиеву табачку с можжевельником. Так постепенно Коля, и не помышлявший об актёрской стезе, сначала втянулся, а потом и влюбился в театр, и решил, что после школы поедет в Ленинград поступать в театральный институт. Отец, однако, хотел, чтобы сын стал военным, и поступать Коля должен был военно-топографическое училище, но он экзамены намеренно провалил, а, поскольку экзамены в военные ВУЗы заканчиваются раньше, чем начинаются экзамены в гражданские, он и документы успел подать, и экзамены сдать.
Ленинград
Преподавательский состав в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии был очень сильный – там работали Леонид Макарьев, Василий Меркурьев, Георгий Товстоногов, Алексей Ян, у которого учился Олялин. На четвёртом курсе Олялина, имевшего все данные комедийного актёра, кроме, пожалуй, внешности, в свой Ленинградский театр комедии пригласил Николай Акимов. Но в те годы в Красноярске открывался театр юного зрителя, у которого было только арендованное здание клуба химкомбината и технический персонал, а актёров не было, и министр культуры СССР Екатерина Фурцева повелела отправить в Сибирь весь курс Ленинградского театрального института, как тогда говорили, «поднимать и укреплять» ТЮЗ.
Красноярск
В театре отношения с режиссёром Исааком Штокбандтом у Олялина не сложились: роли, которые хотел играть актёр, ему не давали, предлагали другие, он за словом в карман не лез, спорил, возмущался, доказывал свою правоту. В «104-х страницах о любви» по Эдварду Радзинскому, он хотел играть Евдокимова, а ему дали Гальперина. (В 1968-м году режиссёр Георгий Натансон снял по этой пьесе фильм «Ещё раз про любовь», в котором роль стюардессы Наташи исполнила Татьяна Доронина, физика Электрона Евдокимова сыграл Александр Лазарев, тогда ещё без приставки «старший», а его коллегу Петра Гальперина – Зиновий Высоковский, больше известный, как Пан Зюзя из телекабачка «13 стульев». И, пожалуй, я соглашусь, что Олялин на брутального Евдокимова походил куда больше, чем на мягкого Гальперина). Строптивому актёру тогда вообще дали роль пассажира самолёта, который за весь спектакль говорит только одну фразу. Олялин ответил режиссёру злой скабрёзной эпиграммой:
Искусству нужен наш Штокбандт
Как на нос розовенький бант,
при этом в оригинале, как признался позже сам Олялин, вместо носа стояло совсем другое слово, не печатное.
После такой наглости актёр вообще лишился ролей. (Сегодня Исаак Штокбанд – народный артист России, основатель театра «Буфф» в Санкт-Петербурге, профессор Института сценических искусств, того самого ЛГИТМиК, где учился Олялин. Среди его учеников – звёзды российской эстрады Юрий Гальцев и Елена Воробей). Через некоторое время актёр и режиссёр, видимо, осознав, что не правы были оба, не только помирились, но даже подружились. Но тогда всё складывалось весьма напряжённо.
В 1965-м Олялин поехал в Киев сниматься на киностудии им. Довженко в фильме «Дни лётные». Это был его дебют в кино и первая из многих «офицерская» роль. Пробы шли не просто, но Олялин был уверен, что это его единственный шанс вырваться из провинции. В театре в это время начали ставить «Ревизора». Олялни узнал об этом в Киеве, и в письме к Штокбандту попросил дать ему в спектакле роль хоть какого-то чиновника. Письменного ответа Олялин не дождался, а когда вернулся в Красноярск, в приказе о распределении ролей увидел, что он играет Свистунова – одного из трёх полицейских. Олялин понял, что это было предложение уволиться из театра, но решил не сдаваться – ходил на все репетиции, продумывал свою роль. Олялин придумал Свистунову образ цепного пса, смешной грим со сломанным носом, и не меньше дюжины выходов – он должен был появляться чуть ли не в каждой паузе, чуть ли не при каждой смене декораций. Олялинский Свистунов превращался в нечто вроде ковёрного клоуна в цирке, которым, как пела Алла Пугачёва, заполняют перерыв. Он предложил режиссёру свою концепцию Свистунова, которая никак не влияла на общий замысел спектакля. Штокбандт подвоха не углядел, согласился, и зал умирал от смеха при выходе полицейского, который ещё и сообщал каждый раз, что он – это Свистунов. Какой там Хлестаков! Режиссёр убрал Свистунова из спектакля, но, парадокс – зритель перестал ходить, играли при полупустом зале, и Штокбандт Свистунова вернул.
Жена Нелли
Всю жизнь во всех интервью Олялин признавался в любви своей единственной жене Нелли Ивановне, с которой он прожил сорок лет. Нелли была вторым секретарём райкома ВЛКСМ в Красноярске. На каком-то официальном мероприятии Олялин увидел Нелли и влюбился без памяти. В ЗАГС они пошли на следующий день после знакомства. Олялин, мужчина высокий, красивый, видный, вокруг него всегда вилось много женщин, готовых на всё и сразу. Разумеется, поводы для ревности были, но Нелли была очень мудра, чтобы устраивать скандалы, да и верила она своему Коле. В Красноярске у пары родился сын Владимир, в Киеве – дочь Ольга.
«Освобождение»
Олялина приглашали на съёмки героических картин «Майор «Вихрь», «Сильные духом», «Путь в «Сатурн», «Щит и меч», но ни в одну из них он не попал, поскольку узнал о вызовах на пробы уже после того, как фильмы вышли на экран. Оказывается, директор театра, в чью приёмную приходили депеши, скрывал их от актёра. На киноэпопею «Освобождение» Олялин бы тоже, скорее всего, не попал, но Алёна, секретарша директора «сжалилась» над ним, и, перед тем, как положить телеграмму в директорскую папку, под большим секретом показала её Олялину. Сказать директору, что он едет в Москву на пробы, Олялин не мог – тогда он бы «подставил» Алёну. Он уговорил директора клуба, помещение которого занимал театр, пристроить его на пару дней в химкомбинатский профилакторий, чтобы за это время слетать в Москву. Чтобы в те годы за день до вылета достать билеты в столицу, нужно было обладать большими связями. У Олялина связей не было, но ему повезло, кто-то сдал билет, и в Москву он добрался вовремя.
В гостинице Олялин прочитал сценарий и узнал, какую роль ему предстоит играть в двухсерийной картине про Курскую битву и форсирование Днепра. Его затрясло, заколотило, он почти потерял самообладание, но перед съёмками волнение куда-то ушло, он понял, что нужно делать, собрался, и пробы прошли «на ура» – его утвердили на главную роль артиллериста капитана Сергея Цветаева, и эта работа стала главной в жизни Олялина. После «Освобождения» он стал главным солдатом и офицером страны. Фронтовики принимали его за своего, за настоящего, за того, с кем они сидели в одном окопе, стояли у одной пушки, с кем по пояс в ледяной воде под шквальным вражеским огнём наводили переправу.
«Освобождение» вышло на экраны в 1970-м, в год 25-летия Победы, но фильм снимался долго, и за это время Олялин сыграл главные роли в четырёх картинах: «Секундомер» Резо Эсадзе на «Ленфильме», на киностудии им. Довженко в фильмах «Дума о Британике» Игоря Ветрова и Николая Винграновского, «Мир хижинам, война дворцам» Исаака Шмарука. В трёхсерийном телефильме Григория Липшица о партизанах «Обратной дороги нет» Олялин играл майора Топоркова, который уводит от немцев фальшивый обоз со взрывчаткой, чтобы настоящий обоз спокойно дошёл до цели. В конце пути 29-летний Топорков умирает не от пули, как положено на войне, не от ножа предателя – у него просто остановилось сердце. Для Олялина такой финал стал, по сути, пророческим.
Был ещё и пятый фильм – «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова по произведениям Михаила Булгакова. Роль солдата Крапилина, которого казнил генерал Хлудов, и который потом являлся ему в кошмарах, главной не была, но, на мой взгляд, она стала ключевой для понимания характера палача Хлудова.
Второй фильм киноэпопеи «Освобождение» – «Прорыв» о ложном Букринском плацдарме на Днепре, о наступлении с главного Лютежского плацдарма снимался, разумеется, в Киеве. Базой съёмок стала киностудия им. Довженко, где Олялина уже хорошо знали. Директор студии Василий Сверкунов, увидев, ставшего знаменитым, Олялина, предложил ему стать штатным актёром студии, и Олялин, который давно хотел уехать из Красноярска, с радостью согласился. Это, конечно, не означало, что сниматься Олялин будет исключительно в Киеве. Олялин уехал из Красноярска и навсегда простился со сценой: больше ни в одном театре он не играл, хотя и сожалел об этом.
Главным военным консультантом «Освобождения» был заместитель начальника Генштаба Советской Армии генерал армии Семён Штеменко, консультантами – генерал-полковник танковых войск Григорий Орёл, генерал полковник Александр Родимцев и генерал-лейтенант авиации Сергей Синяков. Все они прошли войну – кто в Генштабе, а кто и в штабе фронтовой армии. В самом конце съёмок, прочитав до конца сценарий, генерал Орёл сказал Олялину, что попросит режиссёра Юрия Озерова оставить Цветаева в живых, чтобы он не погиб во время затопления берлинского метро, а вышел бы живым из какого-нибудь люка. Озеров, как известно, просьбе заслуженного генерала не внял, и Цветаев погиб.
Медные трубы
После «Освобождения» на Олялина не только всесоюзная слава обрушилась, но и вылилось целое море водки – в то время было ещё много живых, настоящих, а не бутафорских фронтовиков, и как только они видели Олялина, они тащили его за стол, чтобы выпить с ним фронтовые 100 грамм. Олялин в нескольких интервью на прямые вопросы отвечал так же прямо: да, пил, да, очень много, да, чуть не стал алкоголиком, но вовремя остановился, лечился, и остался человеком, сохранил себя в профессии. В этом Олялину очень помог тогдашний Член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК компартии Украины, фактический хозяин республики Владимир Щербицкий, любивший и уважавший артиста: по его приказу Олялина поместили в специальную клинику, где до конца жизни его избавили от пагубной страсти.
Снимался Олялин много – до 2007-го года в год выходило, минимум, по одному, но чаще – по два фильма с его участием. В 1971-м вышли четыре картины: военный боевик «Дерзость», драма «Иду к тебе», как бы сейчас сказали, экшен, «Мировой парень», где Олялин играл водителя грузовика МАЗа, который участвовал в автогонках, где главным призом был контракт на покупку заграницей этих белорусских автомобилей. Четвёртой картиной была «нелирическая комедия» «Джентльмены удачи», где Олялин сыграл, пожалуй, единственную не смешную роль: всегда серьёзного, без тени улыбки, подтянутого милицейского полковника Верченко, руководившего операцией по внедрению в банду Белого – Доцента его двойника директора детсада Трошкина и поиску шлема Александра Македонского. Всего Олялин сыграл более, чем шести десятках фильмов. В 1979-м Николаю Олялину присвоили звание Народного артиста Украинской ССР.
Так вышло, что у артиста такой фактуры не было ни одной сцены, где бы он хотя бы целовался с женщиной, не говоря уже о чём-то более серьёзном. Даже в «Освобождении» со своей невестой медсестрой Зоей, которую играла Лариса Голубкина, он только обнимался. Но время было такое, что в кино дети появлялись от непорочного зачатия – взял парень девушку за руку, а в следующем кадре она уже нянчит малыша.
Когда Союз распался, во всех бывших республиках просто перестали снимать кино, а если и снимали, то это была осетрина второй свежести. Однако в это время Олялин совсем без работы не остался – в фильме Петра Луцика «Окраина» на модную в то время тему народных мстителей эпохи первоначального накопления капитала в России, он сыграл Кольку Полуянова. Олялин уехал в Вологду, где поставил как режиссёр по своему сценарию картину «Неотстрелянная музыка», и сыграл там одну из главных ролей. Потом были режиссёрские работы на картинах «Тёплая мозайка ретро и чуть-чуть…» и «Воля». Был написан сценарий для фильма об Иване Грозном, но здоровье подвело, денег не было, и проект не состоялся.
Сердце
В конце 90-х у Олялина начались проблемы с сердцем. Нужна была операция, но медицина в государствах, возникших на месте бывшего СССР, стала платной, требовались большие деньги. Друг Олялина легко согласился дать необходимую сумму под проценты, а когда Олялин спросил, кто будет возвращать «заём» в случае неудачного исхода операции, «друг» так же легко ответил, что расплатятся родственники. Олялин ушёл, и с тех пор этого человека в своих друзьях не числил.
Деньги дал настоящий друг Олялина бывший Главнокомандующий ВВС России генерал армии Пётр Дейнекин. Олялину было 59, когда ему делали аорто-коронарное шунтирование. На операционном столе у него остановилось сердце, наступила клиническая смерть. Хирурги сердце запустили, и пять лет Олялин жил и даже работал, но в 2005-м произошла новая остановка сердца. Олялину, если можно так говорить про такую ситуацию, повезло: остановка случилась прямо в коридоре клиники, его тут же увезли в реанимацию, и спасли, однако нормальной жизни уже не было – до конца дней Олялина мучили боли в сердце, работать он не мог. 17 ноября 2009 года у Николая Олялина случился обширный инфаркт, и он умер.
автор: Николай Кузнецов