Он жил в общежитии и совсем не подходил для дочери большого генерала, не вписывался детдомовец в стандарт благополучного жениха…
Она была музой для своего супруга великого актера и режиссера Николая Губенко. Она считалась одной из самых красивых актрис советского кино. А ее отказы от ролей, которые принесли бы ей большую славу, стали легендарными в кинематографических кругах. Она покоряла мужские сердца, но в историю она вошла как верная жена великого режиссера. Она обладает мощным мужским характером, большой образованностью и невероятной культурой. Все это сочетается с невероятной хрупкостью и нежностью.
«Журналист» (1967)
«Дом, в котором я живу»
Первая же роль в кино Жанны Болотовой стала легендарной. Она совершенно случайно попала на роль Гали в фильме «Дом, в котором я живу». Пришла вместе с подругой пробоваться в массовку фильма «Тихий Дон» на киностудию имени Горького. Много девушек мечтают о кино. Но Болотова была дочерью дипломата, знала несколько языков, и ее совершено не прельщала актерская карьера. Но в тот раз она не дошла даже до кабинета Герасимова. Ее заметил ассистент по актерам Льва Кулиджанова, пригласил ее на кинопробы, и обыкновенная кинопроба стала судьбоносной.
«Дом, в котором я живу» (1957)
Уже у нескольких поколений зрителей на глазах появляются слезы, когда он слышит страшную фразу «Не ходи туда! Нет Гали! Убили Галю!». В сущности, она и сыграла в этом фильме саму себя – избалованную девочку из хорошей семьи, которая мечтает стать актрисой, но отдает свою жизнь за Родину. Она одна из поколения победителей, которые ковали Победу. И, наверное, актриса не была довольно этим образом только потому, что Галя походила на нее саму.
Личная жизнь
Онане снималась в кино несколько лет после своего блистательного дебюта. Тут были две причины. Во-первых, Жанна Болотова выбрала актерскую карьеру, продолжила свое образование во ВГИКе у Сергея Герасимова и Татьяны Макаровой. Во-вторых, она вышла замуж в первый раз. И поняла, что этот брак – ошибка. Она полюбила своего однокурсника Николая Губенко, но тот ходил в рваных носках, жил в общежитии, и совсем не подходил для дочери большого генерала, не вписывался детдомовец в стандарт благополучного жениха. Так, казалось, на первый взгляд. Но жизнь показала, что эта любовь оказалась на всю жизнь. И даже смерть не в силах ее преодолеть. Жанна Болотова достаточно быстро развелась с первым мужем, и начала встречаться с Губенко, который в это время стал звездой молодого театра на Таганке, а затем решил стать режиссером. Решил – и стал. А Жанна Болотова стала музой этого блистательного режиссера.
«Люди и звери»
Второй раз в жизни ее снял ее учитель Сергей Герасимов в фильме «Люди и звери». И этот фильм продемонстрировал, что Жанна в кино пришла не случайно, что она в кино надолго. Ее называли одной из первых красавиц кино, и от предложений режиссера не было отбоя. Но Жанна проявила огромную избирательность в выборе ролей. Она никогда не гналась за дешевой славой. И сыграла всего лишь в 25 картинах.
«Люди и звери» (1962)
«Если ты прав…» (1963)
«Западня» (1965)
«Если хочешь быть счастливым»
В первый раз сотрудничество с мужем обернулось, в общем – то, провалом. Фильм «Если хочешь быть счастливым» провалился в прокате, и был разнесен критиками в пух и в прах. Причем, сам режиссер считает, что эта была вполне справедливая оценка фильму. Фильм не удался. Но названии этого фильма стало символичным для супругов. Они были счастливы только вместе.
«24-25 не возвращается» (1968)
«Если хочешь быть счастливым» (1974)
«Подранки»
И уже следующей работой Николая Губенко стали исповедальные «Подранки». И у Жанны Болотовой там была главная роль. Фильм оказался шедевром. Равно, как и остальные фильмы режиссера. Речь идет о фильмах «И жизни, и слезы, и любовь» и «Из жизни отдыхающих». Все фильмы объединяет лиризм, философские размышления о смысле жизни, это ажурные, прозрачные неспешные фильмы, которые не были лидерами проката, но любимы зрителями уже многих поколений.
«Подранки» (1976)
«Запретная зона»
Большей удачей стала и последняя режиссерская работа Николая Губенко в кино. Это фильм «Запретная зона», где Жанна Болотова играет роль большой чиновницы, которая решает проблемы людей, которые пережили страшную катастрофу – конкретно смерчь в Иваново в 1984 году. Фильм вышел в год перестройки, и казалось бы, должен быть прозвучать широко. Но он вышел совсем малым прокатом. Видимо кому –то не понравилась тема фильма: как раз к этому времени добавились проблемы переселенцев из зоны Чернобыля. И прокат фильма был совсем маленький. А сейчас этот фильм редко показывают по телевизору. Хотя, своей актуальности он не теряет. А Жанна Болотова играет здесь хрупкую женщину, которая взвалила на свои плечи заботы об обездоленных людях.
«Дни хирурга Мишкина» (1976)
«И жизнь, и слёзы, и любовь» (1983)
Другие режиссеры
Снималась актриса и в фильмах других режиссеров. И снималась очень удачно. Чего стоит только одна ее роль инопланетянки в фильме «Молчание доктора Ивенса» или в фильме «Бегство мистера Мак – Кинли». За последний фильм актриса была даже удостоена Государственной премией СССР.
«Бегство мистера Мак-Кинли» (1975)
«Молчание доктора Ивенса» (1973)
Две Таганки
Но все же в ее жизни была главная роль – это роль жены Николая Губенко. А в этой жизни было много событий. Николай Губенко поддерживал режиссера Юрия Любимова, который сделал из него театрального актера. Но история их отношений вылилась в историю жесткого раскола и противостояния. Увы, два великих режиссера так и не смогли примириться. Из-за этого возникли две Таганки.
Новое российское кино ее не интересует
А еще Николай Губенко был последним министром СССР, и он сделал очень многое для спасения родной культуры в разрушающемся государстве. Но он был соратником Горбачева, и в перестроечной прессе на него вылилось много грязи.
«Жмурки» (2005)
А уже в девяностые Губенко стал депутатом от КПРФ сначала Государственной думы, затем Московской думы. Он был заметен и виден, а Жанна Болотова перестала сниматься в кино. В своих интервью она всегда говорила, что новое российское кино ее не интересует. И затем сделала совсем неожиданный шаг: снялась в фильме Алексея Балабанова «Жмурки». Да, это была небольшая роль, но очень заметная и очень успешная роль. Увы, эта роль оказалась крайней в фильмографии актрисы за последние двадцать лет.
Статус великой актрисы
Со своим мужем она пережила все потрясения его жизни, оставалась всегда верной себя. Но самое тяжелое потрясение для нее – это утрата мужа, который ушел из жизни накануне своего семьдесят девятого рождения в 2020 году.
Сейчас актриса ведет крайне закрытый образ жизни, редко дает интервью, и продолжает отказываться сниматься в кино. Но свой след в истории мирового кино она оставила. И по праву получила статус великой актрисы.
автор: Александр Гудков