Для поступления в Школу-студию МХАТ ему пришлось немного поколдовать над своим паспортом и помолодеть сразу на пять лет…
Благородный рыцарь
Он сыграл больше 120 ролей в кино, несколько десятков ролей в театрах им. Маяковского и им. Моссовета, множество антреприз. Он одинаково хорошо играл князей и рыцарей, советских генералов, офицеров КГБ и ЦРУ. Женщины от него млели: высокий, спортивный, мужественный обаятельный, аристократичный, и в то же время искренний и доверчивый.
Детство
Борис появился на свет 12 января 1933 года в деревушке с говорящим названием Баломутовка в 15 верстах от уездного города Проскуров, который с 1954 года носит имя Хмельницкий. Борис потом часто говорил, что место рождения отразилось на его характере: баламутом он, конечно, не был, но всё же… Отец, Пётр Леонидович, родился на Урале, избирался в Украинской ССР председателем колхоза, воевал, был ранен. Госпиталь захватили немцы, но когда раненых вперемешку со здоровыми везли на запад, он разобрал пол товарного вагона, снова воевал. Мама, Валентина Антоновна, учительница сельской школы, умерла, когда Боре было 7 лет, и Боря с младшим братом Лёней оставались на попечении бабушки. Во время оккупации немцы в деревню почти не заглядывали, но жить было не просто, голодно, и пацаны частенько дрались за кусок хлеба. Боря рос болезненным и хилым, сверстники лупили его нещадно, и ходил он вечно голодный. Боря знал, что в нескольких километрах возле соседней деревни в болоте стоит брошенный советский танк, хотел добраться до него, завести его, приехать в деревню, и наказать всех своих обидчиков. Потом он понял, что так проблему не решить, тем более, что танк был без одной гусеницы, и стал закаляться, обливаться холодной водой в любую погоду, а тяжеленный бабушкин утюг, который он использовал, как гантель, сделал своё дело: Боря накачал мускулы, однорукий учитель физкультуры, вернувшийся с фронта, обучил его кое-каким приёмам, и Боря стал давать отпор. Годам к 15-ти он вытянулся, стал стройным и подтянутым красавцем, деревенские девчонки на него заглядывались, а парни обходили стороной.
В 1946-м в деревню проведать племянников приехала мамина сестра, только что окончившая театральное училище. Однако спустя месяц в город в театр она не поехала, осталась поднимать племянников, а потом вышла замуж за Петра Леонидовича, и у Бориса с Леонидом появились сводные брат Михаил и сестра Валентина, названная в честь их мамы.
Из Баламутовки в Проскуров добраться можно было только на попутной телеге или грузовике, и когда раз в месяц приезжала кинопередвижка, это был настоящий праздник, даже если картину уже видели. Вечером в клуб шли люди в сапогах и с керосиновыми лампами: в деревне было темно, хоть глаз выколи.
В школе Боря учился хорошо, но отличником не был, хорошо считал, и даже хотел стать математиком, в актёры идти не собирался. Во время уборочной Борис работал на комбайне, соломокопнителе, возил на лошади воду к молотилке, окучивал картошку. Как-то он заглянул в деревенскую кузню, был заворожён тем, как молот опускается на раскалённое железо, часто приходил, помогал кузнецу, и даже хотел выбрать эту профессию.
Школа-студия МХАТ
Окончив в Баламутовке семилетку, ещё три класса Борис «добрал» в вечерней школе в Хмельницком. В 1956-году он поехал во Львов поступать в горный институт. Отмена в том году оплаты за учёбу в ВУЗах и техникумах привела к наплыву в высшие учебные заведения абитуриентов, конкурс был большой, но Борис поступил, получил койку в общежитии, а после первого семестра тысячу рублей Сталинской стипендии, как лучший студент ВУЗа. Но он быстро понял, что выбрал не ту профессию, и перевёлся в Киевский университет на радиофизфак. В Киеве Борис занялся спортом, и в это время решил стать актёром. Продолжая учёбу в университете, он поступил театральную студию при театре им. Ивана Франко, играл в массовках на сцене этого театра. Тогда он и окончательно решил, что станет актёром, но в Киеве учиться не захотел. В 1960 году Борис уехал в Москву и поступил в Школу-студию МХАТ на курс прославленного Павла Массальского. Для этого ему пришлось немного поколдовать над своим паспортом: на одном творческом вечере он признался, что начинать учиться на актёра в 27 лет было поздновато, и он исправил год рождения с 1933-го на 1938-й, помолодев сразу на пять лет. В Школе-студии преподаватели красавца Химичева любили, но ещё больше его любили сокурсницы: мимолётных романов было не счесть. Стипендии не хватало, помогать было некому, и свободными от любовных утех ночами Борис подрабатывал в троллейбусном парке слесарем, электриком, менял колёса у троллейбусов.
«Война и мир»
Первый раз Химичева в кино пригласил Сергей Бондарчук: он искал актёров на небольшие роли в свою в будущем оскароносную эпопею «Война и мир», и, увидев Бориса в коридоре Школы-студии МХАТ, позвал его в сцену первого бала Наташи Ростовой на роль безымянного гостя. Его одели в красивый мундир, во время съёмок он так старался, что оператор Анатолий Петрицкий из первого ряда передвинул его во второй, потом в третий, потом вовсе поставил подпирать колонну, а в окончательный вариант ленты Химичева вообще не попал. Спустя 20 лет Бондарчук без проб пригласил Химичева на роль боярина Василия Мосальского в картину «Борис Годунов». На съёмках Химичев и Бондарчук подружились.
Театр им. Маяковского
После окончания в 1964 году Школы прославленный актёр и режиссёр, шестикратный сталинский лауреат, народный артист Николай Охлопков, наиболее известный по роли Василия Буслаева в картине Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», пригласил Химичева в театр им. Маяковского, которым руководил. Место в общаге Школы-студии Химичев после выпуска освободил, жилья в Москве у него не было, и Охлопков разрешил ему жить в подсобке на самой верхотуре здания на Большой Никитской. Химичев натаскал туда списанной сценической мебели, устроил себе довольно комфортабельный холостяцкий будуар, украшением и главным элементом которого стала огромная кровать, на которой могла уместиться половина труппы. Спустя пару лет театр выделил Химичеву небольшую однокомнатную квартиру.
«Операция «Трест»
Впервые в кино зритель увидел Химичева в 1967 году: в 4-серийном телефильме Сергея Колосова «Операция «Трест» он играл поручика Артамонова. Картину по телевидению крутили много раз, и её посмотрела вся страна, но известность Химичеву принёсла «Снегурочка»: знаменитый актёр Павел Кадочников без раздумий взял его на роль Мизгиря.
«Операция «Трест»» (1967)
«Снегурочка» (1968)
«Аты-баты, шли солдаты…» (1976)
В 1967-м в театр им. Маяковского пришёл Андрей Гончаров – режиссёр талантливый, но с очень тяжёлым характером. Он привёл с собой Армена Джигарханяна, Владимира Самойлова, Виктора Павлова, Евгения Леонова. Несмотря на то, что Гончаров ролями Химичева не баловал, для него он остался любимым режиссёром до конца жизни.
«Сыщик» (1979)
Первый брак
В том же году Химичев пробовался на роль Электрона в картину Георгия Натансона «Ещё раз про любовь». В павильоне «Мосфильма» он встретил Татьяну Доронину, прогремевшую после картин «Старшая сестра» того же Натансона и «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой – она пробовалась на роль стюардессы Наташи. Борису Доронина очень не понравилась, сниматься он отказался, и эту роль играл Александр Лазарев.
«Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (1982)
Через пять лет Гончаров пригласил Доронину в свой театр. К тому времени она успела побывать замужем за актёром Олегом Басилашвили, театроведом Анатолием Юфитом и драматургом Эдвардом Радзинским. Вместе Химичев и Доронина играли в чеховской «Чайке». Тогда у них и начался бурный роман, вскоре они тихо расписались, а Гончаров был у них на свадьбе свидетелем. Химичев переехал к Дорониной, у неё в квартире было много книг, она много читала, и Химичев стал читать вместе с ней. Хозяйкой жена была так себе, а вот Борис любил и умел готовить. Они с Дорониной соперничали в профессии, ревновали к успехам она уже известная актриса, а его мало кто знал, хотя они были ровесниками. Он был всего лишь мужем Дорониной. В спектакле «Да здравствует, королева, виват!», поставленном Гончаровым по пьесе английского драматурга Роберта Болта, Доронина играла королеву Марию Стюарт, а Химичев – её любовника Лестера. Борис хотел детей, а Доронина – нет, она дважды делала аборт, ведь для неё потеря роли была страшнее потери ребёнка.
«Возвращение резидента» (1982)
«Сыщик»
В 1979 году вышел фильм Владимира Фокина «Сыщик», где Химичев сыграл прожжённого коварного моментами просто страшного рецидивиста главаря банды по кличке «Палёный», который обманул всех своих подельников, отправив их в руки милиции, и едва сам не ушёл. Вот с этого момента я и открыл для себя Бориса Химичева: сказать по правде, до этого я вообще не знал о существовании этого актёра.
«Двойной обгон» (1984)
Химичев и Доронина любили друг друга, и, хотя были людьми разными, друг друга дополняли. Но частенько эмоции брали верх, они ссорились из-за любого пустяка. Фактически их брак длился всего четыре года – Татьяна ушла к комсомольскому функционеру Роберту Тахненко, хотя формально они с Химичевым были женаты ещё пять лет. В 1982 году Химичев развёлся с Дорониной и ушёл из «Маяковки», где прослужил 18 лет, но сохранил самые тёплые чувства и к бывшей жене, и к театру.
«Михайло Ломоносов» (1984-1986)
Химичева приняли в театр им. Моссовета, однако и там больших ролей у него не было, но зрители его любили и неизменно встречали аплодисментами. Он познакомился с Лидией Ганичевой, которая родила Химичеву его единственного ребёнка – дочь Дашу.
«ТАСС уполномочен заявить…» (1984)
«Желание любви»
Роли русского классического репертуара были не чужды Химичеву. В 1993 году в картине Виктора Георгиева «Желание любви» по Александру Куприну Химичев очень ярко, с внутренним нервом сыграл главную роль помещика Сергея Кашперова. Очень удачны были крупные планы, где Химичев играл одними глазами. Фильм мало кто видел: он прошёл вторым экраном, но Химичев очень любил эту роль, считал её одной из лучших в своём послужном списке. За десять лет до этого в фильме Вячеслава Никифорова «Отцы и дети» Химичев играл Павла Кирсанова, в 1987-м – Стаховича в ленте Бориса Щедрина «Живой труп».
«Конец операции «Резидент»» (1986)
«Юрий Долгорукий»
В начале 90-х Химичев познакомился с Галиной Сизовой. Она сочла знакомство мелкой интрижкой, продолжать общение не стремилась, но Химичев был настойчив, поджидал женщину с огромными букетами на работе и у дома, сделал ей предложение, Галина сдалась, они повенчались, и Борис стал фактически родным отцом дочери Сизовой от первого брака Елене, хотя официально уже взрослую девушку не усыновлял. Галина стала настоящим ангелом хранителем и помощником Бориса: она добилась, чтобы в 1993 году ему, минуя звание Заслуженного артиста, присвоили Народного России, что очень не понравилось в театре им. Моссовета. В 1998-м она заложила квартиру, чтобы добыть деньги на картину Сергея Тарасова «Юрий Долгорукий»: Химичев очень хотел сыграть роль князя. Но фильму не повезло: историки жестоко раскритиковали его за историческую недостоверность, множество выдумок и логических нестыковок. Но это были претензии к сценаристам Эдгару Смирнову и Зое Чернышевой, но никак не к актёрам – все они, включая, разумеется, самого Химичева, отработали блестяще. В интервью газете «Культура» Химичев сказал, что они и не стремились к историзму, а показали великого русского князя таким, каким они себе его представляли, пусть наивно, зато искренне. В 1999 году на фестивале «Золотой Витязь» за князя Долгорукого Химичев получил диплом как исполнитель лучшей мужской роли.
«Желание любви» (1993)
«Князь Юрий Долгорукий» (1998)
Он прекрасно умел носить смокинг и фрак
В советском кино иностранцев чаще всего играли литовские актёры Регимантас Адомайтис, Юозас Будрайтис, Альгимантас Масюлис, рижанин Паул Буткевич. Если Химичев им в количестве и уступал, то немного: таких ролей у него два десятка. Он органично смотрелся и в рыцарских доспехах, и в стильном заграничном костюме, деревенский парень, он прекрасно умел носить смокинг и фрак. Он был и Брианом де Буагильбером, и ЦРУшником Максвеллом в фильмах Тарасова «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» и «Перехват», заместителем директора ЦРУ Майклом Вэлшем в «ТАСС уполномочен заявить» Фокина, американским сенатором Джорджем Стентоном в «Выкупе» Александра Гордона, и одним из руководителей иностранной разведки Робертом Стивенсоном в двух последних фильмах из эпопеи о резиденте Вениамина Дормана. Играл Химичев генералов и полковников МВД, КГБ и царской армии. Он никогда не стеснялся говорить, что трюки за него всегда выполняли каскадёры, как, скажем, в картине «Алые маки Иссык-Куля» или «Перехват».
«Дальнобойщики» (2000-2001)
Театр им. Моссовета выделил Химичеву двухкомнатную квартиру. Позже они с Галиной купили квартиру на Миусской площади, из которой был виден троллейбусный парк, где он работал в студенческие годы.
«Баязет» (2003)
В 2012 году от болезни Альцгеймера умерла Галина. Борис и падчерица Лена были с ней до последней минуты: кормили с ложечки, купали, меняли памперсы, возили гулять на инвалидной коляске.
«Дом с лилиями» (2014)
Химичев продолжал много сниматься: в тяжёлые 90-е он сыграл в двух десятках картин, в XXI веке – в 35-ти. Последними работами Химичева стали фильмы «Дом с лилиями», «Последняя коррида» и «Алхимик. Эликсир Фауста», премьер которых Химичев не увидел: летом 2014 у него диагностировали болезнь, он сгорел буквально за несколько месяцев. 14 сентября 2014 года Борис Химичев умер. Ему был 81 год.
автор: Николай Кузнецов