Перед тем, как сыграть Сталина, он пересмотрел километры кинохроники, прежде, чем нашёл нужный ему момент…
Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян
За 63 года творческой жизни он снялся то ли 300, то ли даже в большем числе картин, и это, вероятно, рекорд в отечественном кино, сыграл в полусотне спектаклей, участвовал, в почти ста радиоспектаклях, озвучил и дублировал 60 фильмов и мультиков. Но на исходе жизни он с горечью написал в своих мемуарах, что проиграл свою жизнь.
Детство
Армен родился 3 октября 1935 года в городе Эривань (так до 1936 года назывался Ереван) в Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республике. Отец, Борис Акимович, выходец из старинного армянского рода, бросил жену, когда Армену не было и года, навсегда уехал из Еревана, сына больше не видел, а Армен его не искал. Мама, Елена Васильевна, работала в Совмине Армянской ССР. Мама прекрасно говорила по-русски и сына отдала в русскую школу. В Ереване они жили на первом этаже дома, где был подвал, там хранились дрова, и они с мамой ходили туда пилить. На новый 1942 год 7-летний Армен попросил маму не ставить ёлку: мол, война, не до праздника сейчас.
После войны 10-летний Армен попал в дурную компанию. Елена Васильевна вовремя спохватилась, и забрала сына с улицы. На работе ей давали бесплатные билеты в театры, сама она очень любила сцену, и Армен стал завсегдатаем ереванских театров. Любимыми его спектаклями стали шекспировские «Отелло» и «Гамлет». Тогда он и решил пойти в актёры. Но помимо театра он любил точные науки и в школе немало в них преуспел, а учитель физики отговаривал его от избранного актёрского поприща.
Ереванский художественно-театральный институт
Армен учителя не послушался, и, получив в 1952 году аттестат, вместе с мамой поехал в Москву поступать в ГИТИС, но на первом же собеседовании в институте его срезали: оказывается, у него был сильный акцент, которого он просто не замечал. От своей мечты Джигарханян не отказался: он устроился ассистентом оператора на Ереванскую киностудию («Арменфильмом» она стала называться спустя пять лет). В 1954-м Армен поступил в Ереванский художественно-театральный институт. Народный артист СССР Армен Гулакян, у которого Джигарханян учился, слыл педагогом строгим, едва ли не тираном, но в 19-летнем тёзке он разглядел талант и дал ему дельный совет: если он хочет стать всесоюзным артистом, после окончания института нужно просить распределение в русский театр.
«Обвал» (1959)
«Двенадцать спутников» (1961)
Русский драмтеатр
Уже на втором курсе Джигарханяну повезло: знакомый, игравший скромный эпизод в спектакле «Иван Рыбаков» Русского драмтеатра, попросил разово заменить его. С фразой «Товарищ капитан! Вам телеграмма!» Джигарханян дебютировал на профессиональной сцене, и сделал всё, чтобы остаться. Через месяц его зачислили в штат с окладом 690 дореформенных рублей – вполне приличные для студента деньги.
«Перед восходом солнца» (1961)
Влюбился в замужнюю приму
Едва придя в театр, Джигарханян влюбился в замужнюю приму Аллу Ванговскую, которая была старше его на 15 лет. Алла развелась с мужем, стала жить с Арменом гражданским браком, и вскоре забеременела. Но она была серьёзно психически больна, рожать ей было нельзя, однако она от Армена это скрыла. В 1964-м родилась дочь, которую назвали в честь мамы Армена Еленой, а через два года Алла попала в психиатрическую клинику и там умерла. От горя Джигарханян прятался за чужими судьбами, которые переживал, играя на сцене.
Первые роли в кино
В Армении Джигарханян быстро стал известным театральным актёром. Посмотреть на его Ричарда III приезжали даже московские и ленинградские театральные критики и артисты, но в столицы его не звали. В кино Джигарханян впервые сыграл уже после окончания института: режиссёр Геннадий Саркисов пригласил его на большую роль рабочего Акопа в картину «Арменфильма» «Обвал». Потом были ещё четыре фильма, в трёх из которых он играл главные роли, однако уровень драматургии и режиссуры его не устраивал. Джигарханян стал ездить на кинопробы на «Мосфильм», «Ленфильм» и студию им. Горького. Он даже перекрасился в блондина. Тем не менее, «Арменфильм» принёс Джигарханяну мировую известность: в 1965 году в картине Фрунзе Давлатяна «Здравствуй, это я!» он играл главную роль физика Артёма Манвеляна, и снимался уже с настоящими звёздами советского кино – Роланом Быковым и Натальей Фатеевой.
«Здравствуй, это я!» (1965)
«На Киевском направлении» (1967)
Каннский кинофестиваль
В начале съёмок Джигарханян был уверен, что его ждёт полный провал. Темпераментный живчик Быков в первой же сцене переиграл довольно флегматичного Армена, и эпизод пришлось переснимать. Джигарханян внимательно следил за Быковым, понял, что нужно ему противопоставить, и сыграл так, как надо. В 1966-м картина вошла в шорт-лист Каннского кинофестиваля. Беспартийный Джигарханян до последнего не знал, разрешат ли ему выезд в капстрану. Давлатян взял его под свою ответственность, о чём горько пожалел уже в Каннах: когда самолёт приземлился на Лазурном Берегу, Джигарханян на весь салон закричал, что он свободен. К счастью для него самого и для побелевшего Давлатяна, кричал он на армянском, и сопровождавшие группу кинокритики в штатском не поняли, иначе вряд ли бы его выпустили из самолёта.
В отеле никому неизвестного актёра поселили в шикарном одноместном трёхкомнатном «люксе», а утром ему в номер принесли роскошный завтрак. Причина такого гостеприимства и ненавязчивого сервиса выяснилась позже: организаторы фестиваля решили, что Армен если и не хозяин, то наверняка директор студии «Арменфильм». Лавров картина не снискала, но внимание на Джигарханяна обратили, когда он вернулся в Ереван, ему присвоили звание заслуженного артиста республики, и его стали приглашать столичные режиссёры.
Москва
Как-то приехавшая в Ереван прима театра им. Ленинского комсомола Ольга Яковлева увидела Джигарханяна с балкона своего номера в гостинице: в хорошую погоду «Ричарда III» репетировали прямо на площади перед театром, и зрителей было больше, чем в зале на спектакле. Вернувшись в Москву, Яковлева рассказала об Армене главному режиссёру Ленкома Анатолию Эфросу, и тот пригласил Джигарханяна в Москву. В Ереване его отговаривали, обещали огромную зарплату, звание народного и квартиру. (Забавная деталь: Народным артистом РСФСР Джигарханян стал в 1973-м, на четыре года раньше, чем такое же звание ему присвоили в Армении). В 1975-м за фильм «Треугольник» Джигарханян получил свою первую Госпремию Армянской ССР, а через четыре года за фильма «Снег в трауре» – вторую.
Незадолго до этого Джигарханян сделал предложение актрисе Елене Власовой, гражданской жене Александра Григоряна – главного режиссёра театра, где они оба служили. Она согласилась, и было ясно, что из театра им придётся уйти. Приглашение Эфроса было весьма кстати, и они вчетвером – Армен, его дочь Лена, Татьяна и её внебрачный сын Степан уехали в Москву. Ленком выделил им коморку в полуподвале без удобств, где стояла только односпальная кровать. Где-то в комиссионке они купили старые стол и диван, но, невзирая на такой быт, они всё равно были счастливы.
За полгода Джигарханян сыграл в пяти спектаклях, а потом Эфроса из Ленкома уволили, он вместе с Львом Дуровым и ещё десятком актёров ушёл в театр на Малой Бронной, но Джигарханяна они с собой не позвали. В Ленкоме долго не было постоянного худрука, а это вносило нервозность. В конце концов, Джигарханяну надоело, что о вводе в спектакль он узнаёт за пару дней, и он перешёл в театр им. Маяковского.
«Операция «Трест»
Известность Джигарханяну принесла роль начальника советской контрразведки Артура Артузова в 4-серийном телефильме Сергея Колосова «Операция «Трест». Фильм, основанный на реальных событиях, рассказывал о комбинации чекистов по разгрому зарубежных контрреволюционных организаций: в СССР заманили террориста Бориса Савинкова и матёрого английского шпиона Сиднея Рейли. Джигарханян сыграл очень убедительно, картина прошла с огромным успехом, её часто повторяли. На Джигарханяна посыпались приглашения, денег стало больше, но семью это не очень радовало: мужа и отца они чаще видели на экране, чем дома. Он забыл про отпуска, перестал ездить в Армению, Елена Васильевна очень тосковала. В Ереван он приехал сниматься в картине Эдмонда Кеосаяна «Мужчины». Кеосаян рассчитывал управиться за неделю, но у Джигарханяна был всего один день. Съёмочная группа прилетела из Ялты в Ереван, и там за несколько часов отсняли все сцены, в которых был занят Джигарханян, игравший одну из четырёх главных ролей. У Кеосаян Джигарханян сыграл ещё штабс-капитана Овечкина в «Новых приключениях неуловимых» и «Короне Российской империи» и Левона Погосяна в «Когда наступает сентябрь».
«Операция «Трест»» (1967)
«Треугольник» (1967)
«Новые приключения неуловимых» (1968)
«Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые» (1970-1971)
«Здравствуйте, я ваша тётя!»
В 1974-м режиссёр Виктор Титов пригласил Джигарханяна на роль хромого полковника Чеснера в комедию «Здравствуйте, я ваша тётя!» Выбор режиссёра был не случаен: Джигарханян уже играл солдата, не знающего слов любви в «Маяковке». Но Титов вдруг предложил Джигарханяну попробоваться на роль алчного судьи Крикса, и с первой же пробы знаменитый полосатый костюм буквально прилип к актёру, а полковника сыграл Михаил Козаков. На съёмках этого фильма Джигарханян подружился с Александром Калягиным, который играл в картине бродягу Бабса Баберлея, выдававшего себя за тётушку донну Розу.
«Белый взрыв» (1969)
«Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975)
«Собака на сене» (1977)
«Тегеран-43»
В политический детектив «Тегеран-43» о попытке абвера убить Сталина, Рузвельта и Черчилля режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов пригласили Джигарханяна на роль киллера Макса Ришара. Режиссёров предупредили, что Джигарханяну опасно давать отрицательную роль: он может переиграть положительного красавчика Игоря Костолевского, игравшего советского разведчика Игоря Бородина, и влюбить в себя зрителей. Сказать по правде, отчасти так оно и вышло, хотя отрицательные герои у Джигарханяна редкотью не были: Овечкин, шантажист Вольдемаро в «ЗнаТоКах», «Горбатый» из «Места встречи изменить нельзя».
«Место встречи изменить нельзя» (1979)
«Тегеран-43» (1980)
Многие свои роли Джигарханян считал неудачными. Того же «Горбатого» он очень не любил, считал его маской, манекеном, а не живым человеком, а смешливого слугу Тристана из «Собаки на сене» счёл провалом из-за недопонимания с режиссёром Яном Фридом. Алла Сурикова звала Джигарханяна играть инспектора Грандена в «Ищите женщину!», но после кинопроб решила, что лучше эту роль сыграет Леонид Куравлёв. Джигарханян с ней согласился и не обиделся. Но потом Сурикова сняла Джигарханяна в четырёх своих картинах. В «Искренне Ваш…» он сыграл директора театра – в тот момент никто не предполагал, что Джигарханян и в жизни станет директором своего театра. В 1985 году Джигарханян стал Народным артистом СССР.
«Крик дельфина» (1986)
Гибель Лены
Дочь Лена хотела поступать в театральный, и Джигарханян устроил её в массовку театра им Маяковского – пусть на своей шкуре почувствует, что такое театр. Но накануне 1988-го Лена со своим молодым человеком грелись в закрытом гараже и задохнулись выхлопными газами. Спустя 13 лет после гибели дочери Джигарханяну ещё раз пришлось пережить это горе в картине Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя». Джигарханян сказал, что больше двух дублей он главную сцену не вытянет. А сняли с одного дубля.
«Раз на раз не приходится» (1987)
«Исчезнувшая империя» (2008)
Важные моменты
В характере любого своего персонажа Джигарханян отыскивал важные детали. Например, перед тем, как сыграть Сталина в телесериале Юрия Кары «Звезда эпохи», он пересмотрел километры кинохроники, прежде, чем нашёл нужный ему момент: вождь любил за чаем ломать сушки, а потом есть их. Играя Ричарда III, он перерыл тома литературы, пока не увидел описание очень специфической хромоты монарха. В роли Джигарханян всегда шёл от человека, и по совету своего первого мастера никогда не боялся испортить грим, стирая пот по-настоящему, а не аккуратненько, по-актёрски.
Собственный театр
В начале 90-х Джигарханян решил, что пора передать своё мастерство будущим актёрам, правда, долго преподавать ему не пришлось, и через несколько лет работы во ВГИКе он уволился оттуда из-за категорического несогласия с подходом руководства к обучению студентов. Случилось это посреди курса, и его студенты остались без мастера прямо перед выпускным спектаклем. Такого предательства Джигарханян допустить не мог, и предложил ученикам вместе создать театр.
«Паспорт» (1990)
В 1996 году неожиданно для всех Джигарханян ушёл из театра им. Маяковского, где прослужил 26 лет и сыграл множество успешных ролей, и перешёл к Марку Захарову в Ленком. (В 1984-м в фильме Захарова «Формула любви» Джигарханян озвучил графа Калиостро, которого великолепно сыграл Нодар Мгалоблишвили»). Однако актёр сменил сцену, чтобы высвободить время для собственного театра, который тогда репетировал в школах, выступал на съёмных площадках и гастролировал по стране, потому, что так можно было играть на нормальных сценах. Захаров выделил Джигарханяну время для репетиций его театра и даже давал сцену для спектаклей.
«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992)
В первые годы в новом театре царил дух абсолютной свободы, но однажды мастер увидел, что ученики стали ею злоупотреблять: опаздывали на репетиции, не учили роли, плели интриги. Учитель долго терпел, но однажды он швырнул ключи от директорского кабинета, сказал, что больше он к этому театру отношения не имеет, пусть, что хотят, то и делают. Через 10 минут он вернулся, сказал, что это его театр, а они пусть катятся на все четыре стороны, и уволил весь первый состав театра, причём, первым выгнал своего пасынка Степана. По образованию он был журналист, но служил в театре отчима. Степан уехал в Штаты, стал профессиональным игроком в покер, отношения с отчимом не поддерживал.
Собственный дом в Техасе
В кино Джигарханян продолжал сниматься: даже в 90-е, когда всё кинопроизводство рушилось, он всё равно был востребован. В 1990-м он, вероятно, поставил рекорд, который вряд ли когда-то будет превзойдён: он сыграл в 15-ти картинах. Джигарханян работал на износ, на грани физических возможностей. В 2002-м умерла Елена Васильевна, он был на гастролях за границей, и не успел на похороны.
«Американская дочь» (1995)
В начале 2000-х Джигарханян остался совсем один: жена Татьяна вслед за сыном уехала в США. Но это не было разрывом: Джигарханян и сам хотел уехать в Техас, где у него появился собственный дом, подаренный одним богатым американским армянином. Много лет Джигарханян с апреля по сентябрь жил в Техасе – тамошний климат напоминал ему Ереван. Впрочем, окончательный переезд в США откладывался: Джигарханян не мог оставить театр, а постоянно летать через океан не позволяло здоровье. В это время в жизни Джигарханяна появилась его давняя поклонница и актриса его театра Виталина Цымбалюк-Романовская, которая была младше Джигарханяна на 43 года. Джигарханян женился на Виталине и назначил её директором театра. Брак закончился скандалом, вынесенным на публику, обвинениями в краже 80 млн. рублей, и разделом имущества. После этого к нему приехала бывшая жена и оставалась с ним до самого конца. Именно она юридически является вдовой Армена Борисовича.
«Ширли-мырли» (1995)
Трудно прийти на сцену, но ещё труднее с неё уйти
Должность худрука театра Джигарханян долгие годы совмещал со съёмками в кино и игрой в Ленкоме, и однажды сердце не выдержало: после спектакля «Город миллионеров» 70-летнего актёра на «скорой» отвезли в больницу. Это был первым сигналом к тому, что пора прекратить гонку. 10 лет он не выходил на сцену, но в 80 лет вернулся к зрителям. Он говорил, что очень трудно прийти на сцену, но ещё труднее с неё уйти.
«Последний янычар» (2015)
В 2015 году вышел фильм Александра Мохова «Последний янычар» – последняя картина с участием Джигарханяна. Три фильма, которые начали снимать в 2018-м. закончить не удалось: 14 ноября 2018 года Армен Джигарханян умер.
автор: Николай Кузнецов