«Султан» неба

Имя советского летчика-аса Амет-Хана Султана гремело по всем фронтам Великой Отечественной. И было за что. Он был мужественным и храбрым воином, порой на грани фола. Немецкие летчики тоже хорошо знали Амет-Хана и прозвали его «Черным дьяволом» и старались не связываться с советским летчиком в небе – себе дороже. 31 мая 1942 года советские истребители в очередной раз облетали важный стратегический объект – ж/д. мост под Ярославлем. Перед ними была поставлена четкая задача – категорически не допускать фашистскую авиацию к переправе. Гитлеровские самолеты не заставили себя долго ждать. Завязался воздушный бой. Вдруг Амет-Хан замечает, что один из самолетов противника прорывается сквозь атаки советских пилотов и резво направился к мосту. Амет-Хан тут же пристраивается к хвосту «Юнкерса» и нажимает гашетку пулемета. Но… оружие молчит, кончились патроны. Советский летчик, не раздумывая ни секунды, идет на таран, да так, что его самолет застревает в хвостовой части самолете врага. Оба самолета начали стремительно падать вниз. Султан не растерялся и ему удалось вовремя покинуть самолет на парашюте. Эта была первая воздушная победа Амет-Хана. Командование высоко оценило мужество советского пилота и наградило его орденом Ленина. А представители власти Ярославля подарили герою именные часы.

"Султан" неба

Во время обороны Сталинграда летному составу было дано суровое боевое задание – добиться превосходства в воздухе любой ценой. С этой целью было создано специальное авиационное подразделение и нарекли его «полком асов», официально оно называлось 9-м гвардейским истребительным авиаполком. Служил в нем, ставший опытным асом и Амет-Хан Султан. Как-то в полк приходит срочное сообщение – на одну из важных переправ направляются бомбардировщики врага. Группа советских самолетов должна нейтрализовать противника. Амет-Хан проявляет инициативу и вместе со своим ведомым быстрее всех приближается к самолетам прикрытия бомбардировщиков немцев, отвлекая их на себя и давая своим товарищам возможность расправляться с бомберами. Самолеты противника один за другим уничтожались советскими асами, камнем падая на землю. Неожиданно пулеметная очередь прошила самолет Амет-Хана. Потянулся шлейф дыма. Выход был один – немедленно прыгать. Будучи в воздухе на парашюте, летчик замечает пикирующих на него немецких самолетов. У фашистов была «любимая забава» – в упор расстреливать спускающихся на парашюте пилотов, которые в такой обстановке не могут оказать сопротивление. Но немцам не удалось воплотить задуманное. Ведомый Амет-Хана молниеносной и дерзкой атакой отогнал самолеты лютваффе от Султана и барражировал вокруг него до тех пор, пока он не приземлился. Повезло, что на советские передовые позиции.

"Султан" неба

Амет-Хана в обычной обстановке отличало завидное спокойствие, нелюбовь к позерству, уважительность к боевым товарищам. Но стоит ему только сесть за штурвал самолета, он преображался, как будто становился другим человеком – решительным, смелым и порою отчаянным. Его однополчане как-то вспоминали такой случай: на полевом аэродроме летный состав в ожидании приказа на вылет. Каждый занимается своими делами. Вдруг в небе нежданно-негаданно проявляется самолет с черными крестами на борту и молнией садится на ВПП. Зенитчики опешили и опоздали открыть огонь. Выйдя из оцепенения, летчики, на ходу доставая пистолеты, побежали к вражескому самолету. Картина маслом: из кабины, улыбаясь, «нарисовался» Амет-Хан Султан. Этот штурмовик вам в подарок от наших истребителей, говорит. Недавно мы посадили его на наш аэродром. Нам он надоел, а вам может пригодится. Когда ему сказали, что мог бы попасть под огонь зенитчиков, скромно ответил, что «не успеют…». Конечно, это было рискованное дело. Но и оно показало, что Султан был мастером летного искусства, настоящим боевым летчиком – лихим и бесстрашным.

"Султан" неба

Все когда-то заканчивается. Великой Победой завершилась, и эта самая страшная и кровопролитная война в истории человечества. Закончилась война и для летчика-аса Амет-Хана Султана. 29 апреля 1945 г. в берлинском небе он провел свой последний бой, сбив фашистский истребитель. На его счету 603 боевых вылета, 150 боев, 30 уничтоженных самолетов врага.

Уже в мирное время всех асов направляют на учебу в Военно-воздушную академию. По прошествии времени Султан осознает, что «грызть гранит науки» – это занятие не для него и уходит «на гражданку». Но найти работу никак не получается. В «Аэрофлот» – душа не лежит. В военные организации, несмотря что фронтовик, Дважды Герой Советского Союза – не берут. Одна из причин – брат во время оккупации Крыма служил в полиции. Хотя, понятно, вины Амет-Хана в этом нет. Вмешался «господин случай». Как-то лицом к лицу столкнулся с бывшим своим боевым товарищем, тем самым ведомым Владимиром Лавриненковым. Как выяснилось, он поддерживает дружеские отношения с генералом Хрюкиным, который во время войны был командиром «полка асов» и тот очень уважал Амет-Хана. Генерал откликнулся на проблему Амет-Хана и позвонил куда надо и его взяли на работу летчиком-испытателем в Летно-исследовательский институт. И не прогадали. Султан, образно говоря, «горел» на работе – он был в своей стихии. И лучшей доли он не искал. Не было самолетов, в испытании которых он бы не принимал участие. Его ценили в коллективе как профессионала высшего класса, человека всем своим существом влюбленного в авиацию.

"Султан" неба

1 февраля 1971 г. на аэродроме в Жуковском обычный рабочий день. За штурвалом – Амет-Хан. В небо взлетает самолет – лаборатория для тестовых испытаний двигателя новейшей разработки. Через несколько минут полета самолет теряет управляемость и терпит катастрофу. Так ушел из жизни замечательный летчик, человек с большой буквы – Амет-Хан Султан – Дважды Герой Советского Союза, 3-кратный кавалер орденов Ленина, 4-х кратный кавалер орденов Красного Знамени, кавалер ордена Отечественной войны, лауреат Сталинской премии, Заслуженный летчик-испытатель. Амет-Хан как никто другой любил небо и это было взаимно и потому там в небесах он не чужой.

автор: Борис Ляшко

AesliB